Исследовательская работа по истории создания школьной формы.
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_forma.doc | 106.5 КБ |
Министерство Образования Саратовской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 87»
Нужна ли школьная форма?
Доклад по технологии ученицы 8А класса Морозовой Дарьи Руководитель Хованова Марина Юрьевна Учитель технологии |
Саратов 2008
Оглавление
Введение | 3 |
Глава I. Особенности психологического развития школьников | 5 |
Глава II. История школьной формы. II 1.История российской школьной формы II.2. История современной школьной формы | 6 |
Глава. III. Влияние одежды на психологическое развитие школьника. | 10 |
Глава IV. Психология цвета. | 11 |
Глава V. Школьный дресс-код. | 14 |
Глава VI. Исследования | |
Заключение. | |
Список использованной литературы. |
Введение.
Важность привития молодёжи технологической культуры в настоящее время признаётся во всём мире. В связи с этим базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений была включена новая область «Технология». Цели нового предмета будут достигнуты, если в процессе освоения данной области за учащимися будут закреплены овладения рабочими приёмами, информационными методами и технологическими операциями.
Основные цели заключаются в подготовке учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях современной рыночной экономики.
В нашей гимназии изучается предмет «Технология. Профессиональное обучение швея», где рассматриваются темы о культуре одежды человека в современном обществе, её назначения и функции.
В нашей гимназии очень актуален вопрос о необходимости введения школьной формы, многие педагоги считают ее необходимой, и меня заинтересовало, почему же она так важна.
По мнению взрослых, форменная одежда прививает вкус школьников к деловому костюму. Она дисциплинирует, настраивает на рабочий лад. Но главное – она положит конец соревнованию в одежде «кто дороже одет». Социальное расслоение больно ударило по детям. Те, кто одет с иголочки, стали сторониться своих сверстников, донашивающих одежды старших братьев и сестер. «Бесформенная свобода», по утверждению психологов, отрицательно сказывается на психике детей. Школьная униформа, со временем обязательная для всех учеников, возможно, замаскирует социальное неравенство в детской среде. Останется лишь один единственный критерий, по которому будут различать детей, - интеллект.
Многие взрослые мужчины и женщины приобщились к корпоративному стилю одежды, а их дети – нет. Внешний вид многих школьников просто ужасает.
В нашей стране происходит экономический рост, но духовное и культурное развитие некоторых граждан остаётся неизменным. В современном обществе многое зависит от внешнего вида самого человека. И каждый из нас знает, что в школе начинает формироваться личность.
Именно то, что многие дети не понимают значение одежды (в частности школьной формы) подтолкнуло нас на проведение этой исследовательской работы, поэтому мы поставили следующие цели работы:
Глава I. Особенности психологического развития школьников.
Выделяется несколько ступеней обучения:
I ступень – 1-4 классы (6-9 лет).
К 6-7 годам возрастает подвижность нервных процессов, дети становятся более уравновешенными, хотя процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Этим объясняются непоседливость детей этого возраста, повышенная возбудимость. В целом в 7-10 детей основные свойства нервных процессов приближаются к взрослому человеку.
Для детей характерна высокая утомляемость. Их работоспособность резко падает через 20-25 минут урока и после первого урока. Дети 6-7 лет затрудняются концентрировать внимание, они отвлекаются на несущественные детали, внимание скользит с одного предмета на другой.
II ступень – подростковый возраст.
Главное содержание подросткового возраста составляет переход от детства к взрослости. Это возраст от 10 до 15 лет. Чаще всего этот период называют трудным возрастом. Трудности связаны с половым созреванием. Для подростков свойственно повышенная тревожность, возбудимость, депрессии, комплексы «гадкого утёнка». В этом возрасте снижается самооценка, наблюдается резкая смена настроения и самочувствия, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат осложнениями. Это требует предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с подростками.
III ступень – старшие классы.
Для подростков этого возраста характерна следующее:
2) Подросток ищет смысл жизни. Для 10 классов характерна лихорадочная, некоординированная активность!
Глава II. История школьной формы
Школьная форма – обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
II.1 История русской школьной формы.
Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии и 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастёрках, шинелях, куртках, чёрных ботинках и непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно. С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей, и форма подчёркивала их принадлежность к высшему сословию. С другой, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали вне положенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторация – им приходилось несладко. А дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного покроя для мальчиков и тёмное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.
1918г. гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазной пережитком и отменена вместе со многими другими разумными наработками в области образования.
С точки зрения «классовой борьбы » старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки – «гимназистка»). С другой стороны – форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженная и подневольная положение. Но этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка – бедность. Ученики не ходили в школу в то, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
В СССР школьная форма в несколько раз менялась. Существовала несколько моделей. У девочек – коричневое классическое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант.
Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательно. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые или белые банты.
Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.
Покрой формы стал более тождествен тем направлением моды, которые имели место с1960-х годах. Правда, повезло только мальчикам. У них в середине 1970-х годах серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета.
Для девочек в 1984 году был введен костюм – тройка синего цвета. Состоящий из юбки – трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.
Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский, пионерский или комсомольский значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
В 1992 году была отменена школьная форма в школах Российской Федерации.
II.2. Современная школьная форма. В. Зайцев, художник-модельер: «Тот цинизм, с которым дети относятся к педагогам, к среде, в которой находятся, неорганизованность детей связаны с одеждой – с рваными джинсами, куртками. Необходим классический английский стиль, который является азбукой хорошего вкуса, с детства надо приучать к этому. Но я не за то, чтобы школьная форма была для всех одинакова, как раньше. Носили коричневые платья с белым фартуком, целую неделю, не могли стирать. Нет, нет, вот многослойная одежда, ансамбль из 3-5 взаимозаменяемых вещей, не меняющих образа…»
По мнению дизайнера М. Маро, педагоги, выбирая форму для учеников, должны, прежде всего, примерить её на себя. Смогут ли они сами ходить в школу в такой же из одежде из чувства корпоративности? Обсуждая возможные цвета, дизайнер протестует против клетчатых тканей: «Я бы не смогла часами смотреть в клетчатую спину перед собой или на воротничок в полосочку.
И. Кон, доктор философских наук, академик РАО: «Форма нужна, но она должна быть красивой, элегантной и, главное, соответствовать вкусам детей. И ещё не лечь тяжелым бременем на родительский бюджет. Я не одобряю милитаризацию и формализацию в одежде, но в школьной форме ничего такого не вижу: у школьников есть достаточно средств проявить свою индивидуальность и вкус. Форма дисциплинирует и подтягивает. Преимущество формы в том, что всё-таки рабочая одежда, а не праздничная одежда. А школа – место работы.…Другое дело, если правила потребуют носить форму постоянно, демонстрирую корпоративную принадлежность – это может вызвать протест, как было в своё время в старой гимназии».
II.3. Зарубежная школьная форма.
Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих её бывших колониях форма была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке.
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах.
В Германии нет единой формы, ведутся дебаты о её введении. В некоторых введена единая школьная одежда, не являющаяся формой так, как ученики могут участвовать в её разработке. Что характерно, даже во времена Третьего Рейха школьники не имели единой формы – они приходили на занятия в повседневной одежде, форме Гитлерюгенда (или иных детских общественных организаций.).
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых школах введены правила ношения одежды (дресс-код). На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
Для большинства средних и старших школ Японии обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и тёмные брюки для мальчиков и белая рубашка, тёмный пиджак и юбка для девочек, или же сейлор фуку – «матросский костюм». К форме обычно даётся, ещё и большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
Глава. III. Влияние одежды на психологическое развитие школьника.
Давайте посмотрим и сравним, как одеваются некоторые школьники.
Школа. Мальчик одет в майку без рукавов, которая всегда считалась атрибутом мужского нижнего белья. Голые плечи обезображе6ны татуировками, в ухе масса серёжек – по всему периметру ушной раковины. Осветлённые перекисью волосы стоят дыбом. Вид довольно кошмарный. Но ещё уродливей выглядит девица. Синими губами, чёрными ногтями на руках она напоминает мертвеца, а выбритые на голове дорожки похожи на проплешины, которые бывают у страдающих трихотилломанией. Это очень тяжёлым невротическим расстройством, когда больной вырывает у себя на голове волосы, выдёргивают брови и ресницы.
Явное обезображивание своей внешности называется в медицине «порчей образа». Оно бывает при весьма серьёзных душевных расстройствах.
Неопрятность вообще сейчас поднята на щит. Юбки с перекрестным подолом или даже в виде лохмотьев, прорези на джинсах, специально, художественно порванные пятки на чулках, рубашки, торчащие из-под свитеров или нарочно застёгнутые не на ту пуговицу, обвислые футболки, трёхдневная щетина.… Но ведь неопрятность – тоже один из клинических симптомов. А если точнее – то одно из важнейших указаний на шизофрению. Психиатрическому больному-хронику свойственно забывать застёгнута ли у него рубашка, давно ли он мыл голову или брился.
Современные ученики консервативной Англии по-прежнему любят школьную форму, которая является частью их учебного заведения. Например, в одной из старинных английских школ для мальчиков ученики с XVII века по сей день носят галстуки и жилетки и, между прочим, гордятся тем, что одежда подчеркивает их корпоративность принадлежность. В России после чехарды со школьными нарядами форма медленно, но верно начинает возвращаться. Хотя на государственном уровне положение об обязательной школьной форме не принято, многие школы или вводят определенную форму, или требует от учеников одеваться в едином стиле. Свобода стилей в школе просто стала раздражать директоров, учителей и даже родителей. Психологи считают, что дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации.
Глава IV. Психология цвета.
Большое значение в одежде человека имеет цвет, поэтому я приведу краткие характеристики некоторых цветов, которые чаще всего встречаются в одежде школьников
Психологи давно установили, что различные цвета вызывают у людей разные эмоциональные реакции. И наоборот, люди с различными уровнями тревожности выбирают различные цвета.
Белый. Цвет невинности и чистоты. Белый цвет у многих символизирует чистоту помыслов, искренность, юность, неиспорченность, неискушенность. Белый жилет придаёт облику изысканность, белое платье невесты означает невинность, белые пятна на географической карте – незнание и неизвестность. В рекламе понятие чистоты часто воплощается в сверкающем белоснежном кафеле. Врачи носят белые халаты, больничные палаты раньше были выдержаны в белом цвете (пока не установили негативное воздействие избытка белого цвета на психику).
Однако белый цвет может быть целительным. Людей, склонных к так называемой «зимней» депрессии, лечат белым светом, который дает толчок образованию гормонов кортизола, «пробуждающих» организм. Постоянная темнота, напротив, делает человека апатичным и ввергает в депрессию.
Психологи утверждают, что склонность к одежде сочетаний белого с другими цветами свидетельствует об уравновешенности личности, а также о творческой, жизнелюбивой натуре.
Чёрный цвет – антоним белому. Это цвет тайны, зла, печали, смерти. Чёрная душа, чёрная зависть, чёрный рынок, чёрный день. Чёрный – это почти всегда что-либо негативное, опасное, запрещенное. Черный цвет – цвет противозаконности. В каждом вестерне найдётся бессовестный, одетый в чёрное убийца с револьвером в руке. Кроме того, чёрный цвет – цвет экзистенциалиста, философа, творческой личности, играющей своим интеллектом, как актёр на сцене. Люди, одевающиеся только в чёрное, привлекают к себе внимание психологов. Они хотят произвести впечатление, любят эффектные выходы и одновременно с этим подавляют свои подавляют свои внутренние наклонности.
Красный – цвет, пробуждающий наиболее глубокие и сильные чувства. Многим людям нравится красный цвет. Красный – цвет жизни, радости, здоровья. Красный символизирует и опасность (предостерегающие дорожные знаки большей частью красного цвета). Красный – цвет агрессивности и страсти. В ярости кровь приливает к щекам. Люди от смущения краснеют. В медицине красный цвет успешно используют при лечении ветрянки и кори.
Розовый – цвет романтиков. Они смотрят на мир сквозь розовые очки, витают в розовых облаках.
Так же как и голубой, розовый, действует успокаивающе. Американские психологи установили, что трудновоспитуемые, агрессивные дети становятся спокойными, если какое-то время находится в «Розовой» комнате.
Любовь к розовому цвету говорит о том, что человеку требуется защита, ему не хватает уверенности.
Желтый цвет вызывает противоречивые чувства. Он говорит об интеллекте. Этот цвет ассоциирует с любезнательностью, логикой, ясностью, прямолинейностью. С дугой стороны, многие отказываются от жёлтого цвета, считая его нездоровым.
Жёлтый традиционно считают цветом счастья, мудрости и фантазии. Люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового, у них ясное мышление, аналитические способности и острый ум. Также жёлтый цвет вызывает и отрицательные эмоции.
Синий цвет вызывает приятные ощущения. Он успокаивает, охлаждает, расслабляет, умиротворяет. Синий цвет обозначает идеализм, интуицию, стабильность, покой, традиции. Синий цвет у многих народов – это символ отдыха и удовлетворения самим собой.
Склонность к синему цвету позволяет заключить, что человек добросовестно выполняет свои обязанности и действует продуманно и рационально.
В природе представлены все оттенки зелёного цвета. Зелёный цвет смягчает страсти и – так же как синий – успокаивает. Этот цвет надежды, естественности, юности, свежести.
Зелёный цвет в умеренных дозах успокаивает, обилие зелени вызывает депрессию.
Оранжевый - это цвет, который возбуждает нервную систему и дает импульс работе мозга. Терапевты-колористы, рекомендуют всем, кто легко впадает в депрессивное и апатичное состояние, внести в окружающую среду больше внести оранжевого цвета.
Серый цвет – выражение желания остаться незаметным. Он обозначает готовность к компромиссам, балансированию и индифферентность. Серый цвет многим кажется скучным и незначительным. Одежду серого цвета носят мужчины и женщины на работу, этот цвет говорит о серьёзности, основательности, компетентности, усердии.
Глава V. Школьный дресс-код.
Первый закон «международного конкурса » гласит, что одежда делится на официальную и неофициальную.
Это деление существует как внутри мужской, так и внутри женской одежды.
Официальная одежда предназначена в основном для ситуаций делового общения и официальных мероприятий. Неофициальная одежда – для офисной работы, включающей в себя минимальную порцию делового общения.
Безусловно, соотношение официальной и неофициальной одежды будет разным у людей, принадлежащих к разным профессиям и занимающих разные должности. Сравним, например, структуру гардероба руководителя отдела и программиста.
Руководители (даже среднего звена, не говоря уже о высшем руководстве) гораздо чаще оказываются в ситуациях делового общения, которые требуют соответствующего наряда. К таким случаям можно отнести встречи с ключевыми клиентами, совещания с топ – менеджментом компании, переговоры с партнерами.
В то же время рядовые сотрудники офисов, те, кого принято называть «белыми воротничками», могут обойтись всего одним – двумя комплектами официальной одежды. (С. 44, идеальный гардероб: искусство быть стильным)
Слово «дресс-код» относительно новое, но уже ставшее модным, по крайней мере, для тех, кто работает в офисе. Буквально означает «код одежды», то есть систему опознавательных знаков, цветосочетаний и форм, которые говорят о принадлежности человека к определённой корпорации.
Имидж – понятие не застывшее, он должен меняться в зависимости от роли, которую играет человек. Воздействие на аудиторию обязательно должно быть многоканальным. Поэтому стиль в оформлении внешнего вида может оставаться не изменным.(12 секретов преуспевающей женщины С. 134)
Так же для подбора имиджа необходимо выбрать стиль. Для школы наиболее подходят классический и деловой стили.
Классический стиль – характеризуется деловитостью, подчёркнутой строгостью и четкостью формы, минимум деталей и рациональностью кроя.
Деловой стиль подразумевает классический стиль, строгой решение.
Школьный дресс-код
НЕТ | ДА |
1) мини-юбки | 1) брюки, юбки (не короче середины бедра) |
2) кофточки, оголяющие пупок, глубокие декольте | 2)пиджаки, рубашки, блузы, свитера, кардиганы и т.д. |
3) спортивный костюм | 3) неброский макияж |
4) яркий макияж | |
5) бижутерия |
Глава VI. Исследование.
Мне было интересно узнать мнение учеников нашей школы о школьной форме. В исследовании учувствовало всего 82 человека. Это ученики 8, 8, 10 классов. Исследование проводилось зимой 2008 года.
Заключение.
В ходе проведения этой работы, я убедилась в необходимости введения школьной формы., ведь не зря она существует на протяжении долгого времени и является весьма актуальной в западных странах. Безусловно, у нее есть недостатки, но все же достоинства преобладают. Во-первых, она является фактором дисциплины и сглаживает социальное неравенство. Во-вторых, цвета, используемые в деловом стиле одежды, не оказывают отрицательного воздействия на здоровье и самочувствие человека.
Список использованной литературы.
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Как нарисовать лимон акварелью
Загадка Бабы-Яги
Аэродинамика и воздушный шарик