Исследовательская работа на конкурс "Отечество 2011"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 82.5 КБ |
«Отечество - 2011»
Номинация «Этнография»
Тряпичная кукла – часть русской культуры.
Работу выполнила
Самойлова Анастасия Сергеевна
ученица 10а класса
МОУ «СОШ №2» г. Изобильного,
Руководитель:
зам. директора по ВР
МОУ «СОШ №2» г. Изобильного
Гуляева Татьяна Николаевна
2011год
Содержание.
Введение.
Мы живем в России - стране с великими народными традициями, являемся наследниками ее духовных, исторических и культурных ценностей. Из поколения в поколение создатели традиционной игрушки передавали свое мастерство и смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Народное искусство, как часть нашей культуры живет и развивается.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания.
Интерес к народному творчеству сегодня необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются народные праздничные гуляния, в высокой моде находят отражение элементы русского народного костюма. И народная тряпичная кукла сейчас стала очень популярна!
Знакомство с традиционными русскими куклами позволило мне открыть новые грани истории и культуры моего народа. А самодельные тряпичные куклы вошли в мою коллекцию творческих работ и стали ценным подарком моим друзьям и близким.
Выбранная тема мне показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. А какая у нее интересная история!
Первые куклы изображали высших и могущественных существ - Богов. Люди создали скульптуры богов (Сварог, Даждьбог, Макошь), дали им имена, поклонялись и просили помощи и защиты. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.
На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции.
Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. Куклы - чучела, которых приносили в жертву разным богам, носили свои имена: Кострома, Морена, Купало, Ярило...
Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем «отдавали» богам - топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.
На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, золы, из сучьев и веток деревьев.
Еще в ХIХ веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало – «их берегли в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой, хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись где попало. Они так и переходили от одной девки к другой», ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11- 15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы.
Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.
Традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.
Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.
Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже «имели честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза». Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.
2. Тряпичная кукла – часть русской культуры.
Издавна основным занятием русских людей было земледелие. Поэтому основная масса праздников, обрядов на Руси имела земледельческий характер. Календарь русского крестьянина включал в себя знание человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт. Это своеобразный дневник крестьянского быта с его буднями и праздниками.
Традиционный земледельческий календарь был ориентирован не на числа, а на времена года, на сроки подготовки и выполнения основных сельскохозяйственных работ. И праздники, и обряды тоже складывались по временам года.
Обряды с января до марта подготавливали уход зимы, воскресение солнца и природы, наступление весны. В старину под Новый год молодёжь рядилась в вывернутые мехом наружу полушубки, надевали маски козы, медведя, брали с собой кукол – Меланку мать и Меланку дочь. Парни и девушки обходили дома, поздравляли хозяев с праздником. Меланка – персонаж новогоднего обряда – приходит в новогоднюю ночь, очищает от всего дурного и приносит людям добро, истину, благополучие. Меланка - мать изображала замужнюю женщину - поэтому на голову ей повязывали платок. Меланке – дочери заплетали косу, а на голову надевали венок из бумажных цветов. Кукла – мать представляла собой старый уходящий год, а кукла дочь – новый, только что начавшийся. Канун Нового года - щедрый вечер, в этот день готовили богатый стол – достаток и изобилие на весь год. Хозяйка дома одевалась во все новое и даже несколько раз переодевалась, чтобы у всех и всегда были обновы.
Свита Меланки водила с собой «Козу» (ряженый персонаж). Часто делали куклу Козу, которую также носили по дворам. Коза – символ благополучия, богатства, процветания. Одета была коза в яркое специальное платье и тулуп или шубу, поверх которого крепились обрядовые предметы: дудочки, бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия с маленькими красными мешочками с зернами злаковых, деревянная колодка в подарок холостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла «Коза» была символом жизненной силы, эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.
Рождество Христово - это один из главных православных праздников. По традиции под этот праздник ходили колядовщики. Они желали хозяевам счастья, богатства, хорошего урожая. В Рождество, так же как и в Новый год наряжались, надевали всевозможные маски.
Колядовщики носили с собой обрядовые куклы «Коляда». Тряпичная кукла была одета во все белое, укрывалась белой меховой накидкой; бусы, серьги и кокошник на голове делали из блестящего бисера или жемчуга, что символизировало льдинки, снег, иней. Юбка пышная в горох на белом поле. Это означало поле, засеянное семенами и поле это, укрытое пышным снегом, уродит богатый урожай. У куклы нет рук. В народной традиции – это бездействие. Поле спит до весны, работ никаких не проводится. Такую куклу носили из дома в дом, пели колядки, и эта кукла должна была принести в каждый дом счастье и богатый урожай.
Коляда – по представлениям древних славян – это солнце-младенец – мальчик или девочка. Поэтому так рядились в «Коляду» на святки: если девка, то надевала порты и картуз, если парень – юбку и платок. Считалось, что помочь солнцу может сила людская, энергия молодых горячих сердец, песня, шутка. Было в эти дни весело и сытно, поэтому почитали Коляду как божество веселья, достатка и людского благополучия.
Проходила зима, и наступал праздник Масленицы. Масленица – праздновалась повсюду - и в деревне, и в городе. Это был самый веселый праздник на Руси.
Основным объектом всего масленичного гулянья является чучело масленицы. В разных местностях делали разнообразные куклы-чучела. Это и Масленица - Молодайка, Масленик в мужском костюме, и Масленица – Девица с косой, и Масленица – Младенец, Масленица Старуха.
Куклу Масленицу наряжали в праздничные одежды, или же в лохмотья. Кукла в лохмотья более соответствовала символу стужи, холода, тьмы. Устанавливали ее в понедельник на самое высокое место, а в последний день праздника куклу «провожали», то есть сжигали – это означало конец веселью, разгулу.
Накануне праздника со всей округи собирали для масленичного костра старые вещи. Сжигание старых вещей, в том числе и самого чучела Масленицы, символизировало похороны Зимы, всего отжившего, состарившегося, пришедшего в негодность времени и вместе с тем обновление природы, зарождение Весны, новых сил плодородия. И Масленицу-то старались нарядить во все старое, а если наряжали куклу в новые одежды, то перед сожжением раздевали ее.
Сожжение Масленицы, как правило, происходило в поле. Остатки чучела, пепел разбрасывали по ветру, для того, чтобы урожай был богаче, чтобы придать силы посевам. Солому, из которой делали куклу Масленицу, иногда давали скотине, так как этой соломе приписывали целебные свойства. Сжигание Масленицы – типичный пример жертвы, в обмен на которую человек ожидал хорошего урожая. Так прощались с Зимой и встречали Весну.
Делали к масленой неделе и куклу, которая называлась «домашняя Масленица». Такие куклы делали большие и маленькие. Обычно домашние Масленицы делали в тех домах, где были молодожены.
Молодые женатые пары становились главными действующими лицами Масленицы. Из семи дней Масленицы наиболее известен по поговоркам пятый, называемый «Тещины блины». Когда молодой зять первый раз после свадьбы ехал в отчий дом жены. Он ехал с дружкой, прихватив с собой ведро пива. Теща встречала гостей, выставив на стол горшок масла, блины, жареного поросенка и яичницу, в середине которой лежал серебряный рубль для зятя.
Гости молодого мужа шли в родительский дом его жены «ряжеными». Любое ряжение у крестьян считалось опасным соприкосновением с неведомыми злыми силами. Поэтому теща и делала куклу, которая должна была отвлечь на себя влияние злых сил при посещении дома «ряжеными». Куклу выставляли в окно перед приходом гостей. Такая кукла хранилась в доме, либо сжигалась в печке.
К Пасхе и Вербному воскресению делали праздничных кукол «Вербниц». Лица таким куклам делали из красного лоскута. Куклами украшали праздничный стол, ставили и в красный угол. Дарили близким вместе с куличами и крашеными яйцами. Детям делали в подарок «пасхальных голубей», «пасхальных зайчиков и куколок». В знак любви ко всему сущему дарились куколки «пасхальные голубки».
Первый покос издавна считался в деревнях праздником. Обрядовая кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. «Покосница» – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещали набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формировали голову и перевязывали нитками. Из излишков ткани по бокам делали руки. На куклу надевали юбку, передник (но должна быть видна «рубаха»- светлая основа куклы), повязывали платок. Считалось, что светлая кукла принесет достаток.
Кукла «Купавка» - это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. «Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.
Порядок изготовления «Купавки» очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляли голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивали руки куклы. Фиксировали ткань на шее, руках и поясе куклы. Из яркой ткани привязывали лямки сарафана. Надевали на куклу юбку, платок, повязывали пояс, а на руки привязывали тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
Русский крестьянин был твердо уверен в существовании домового. Домовой – это душа избы, покровитель строения и живущих в нем людей. По легендам Домовой рождался из душ деревьев, срубленных и использованных для строительства. Согласно народным верованиям, у Домового бывали и жены, и ребятишки, стало быть, Домовой для нового жилища мог появиться на свет и «естественным путем».
Домовой устраивался жить в подполье, под печь. Домового обычно представляли себе в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на лохматых лаптах. По нраву же Домовой – идеальный домохозяин, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души заботливый и добрый.
Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к «дедушке – соседушке» с ласковым словом, оставить немного вкусной еды. И тогда Домовой платил добром за добро: ухаживал за скотиной, помогал содержать дом в порядке. Люди считали, что он особенно внимателен к лошадям, хорошо знает их и нередко советует хозяину дома какую надо покупать.
Домовой знает наперед о событиях, которые должны совершиться в доме. О них он предупреждает, вещает веселыми танцами (к свадьбе), тяжелыми вздохами и стонами (к смерти), душит ночью (к болезни).
С Покрова (14 октября) после уборки хлеба у парней работы было мало, и они охотно нанимались на работу в других местах. Нанимались на работу и взрослые мужчины.
Но дом не мог жить без хозяина. Поэтому делали куклу «Хозяин». Его кормили, с ним разговаривали, чтобы представители злых сил не заметили отсутствия главы семьи и не навредили дому. А когда настоящий хозяин возвращался домой, куклу в специальной лодочке сплавляли по реке. А в Новгородской губернии делали еще и куколку «Новгородскую купеческую» на удвоение богатства. Изготавливали ее также как и «хозяина», когда мужчина уходил на заработки. Куклу ставили на подоконник, лицом на улицу – ожидать его возвращения, а когда хозяин возвращался, ее поворачивали лицом в комнату, чтобы заранее заработанное богатство не уходило и дома.
14 ноября – день Кузьмы и Демьяна – праздник кузнецов. В народе рассказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали, отчего и зовут их бессеребрянниками. В народе этот день еще и Кузьминками и повсюду считался праздником не только кузнецов, но и девичьим праздником. Девушка-невеста в день Кузьмы и Демьяна была хозяйкой в доме. Она приготавливала для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша.
В центральных губерниях России бытовали традиционные тряпичные куклы «Кузьма и Демьян». Куклы были призваны приносить в дом благо и здоровье. Куклы ритуальные, ими не играли, а традиционно помещали над рабочим местом и оставляли на год до следующего праздника.
3. Мастера своего дела.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Полки современных магазинов радуют нас совершенством разнообразных кукол. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют.
Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четких черт, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и сердце наполняется нежностью. В этом творении рук человека чувствуется душа.
Куклы помогают людям проявлять свое творчество. Создавая их образы, мастера проявляют свою индивидуальность, свой характер. Их изделия пробуждают и у нас светлые чувства.
Изучая богатый материал по данной теме, я посетила выставку Изобильненского музея истории «Народная и обрядовая игрушка». Необыкновенные истории появления разных кукол, композиции разных событий, праздников, времен года поразили меня. Я познакомилась с автором этой выставки. Наша беседа расширила мои знания об истории возникновения и изготовления кукол.
В музее я узнала, что народное искусство по созданию кукол, живет и развивается и в моем городе. Есть и у нас мастерицы.
Одна из них – Хирьянова Нинель Георгиевна. Изготовлением кукол она начала заниматься с детства. Этому мастерству ее научила тетя. В основном она занимается изготовлением обрядовых кукол. В своей работе она использует старинные технологии изготовления. Все делает так, как делали наши предки. Так, например, «Травница», «Ангелок», «Купавка», сделаны без использования иголки - узелковая технология.
Нинель Георгиевна очень любит свое дело. Свои работы она дарит своим друзьям, родным и близким. Свои умения и навыки она стремиться передать другим, делиться секретами мастерства. Дома у нее много игрушек, вязаных изделий. Они придают дому уют, человеческое тепло, говорят о душевности и доброте хозяйки.
За время знакомства, Нинель Георгиевна научила меня делать ангелочка – куклу - оберег. Она рассказала, что куклу «Ангелочек» делали в подарок на именины. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовала во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба. «Ангелочка» вешали над изголовьем кровати ребенка. Верили, что куколка своими большими крыльями отгоняет дурные сны, оберегает дитя.
Теперь такую куклу научилась делать и я.
Другая мастерица – Терехова Елена Олеговна. Она занимается изготовлением разных кукол: обрядовых, игровых и современных. На протяжении 20 лет она радует родных и близких своим творчеством.
У каждой куклы своя история, свой характер. Все они неповторимы. Многие свои куклы она продает через интернет. Ее куклы пользуются большим спросом. С некоторыми особенно дорогими творениями Елена Олеговна не может расстаться: они украшают ее дом, «живут» с ней.
За много лет Елена Олеговна ни разу не повторилась. Все ее куклы уникальны. У каждой свой характер, форма, одежда. Все кукольные платья сшиты ею не просто так, а со смыслом.
«Во-первых, - рассказывает мастер, - в наряде куклы - оберега всегда должен присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считается, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым украшается наряд куклы, тоже не бывает случайным. Каждый его элемент хранит магическое значение, и узор в платье куклы, должен был оберегать ребенка. Слово «узор» обозначает «призор», то есть «присмотр». Поэтому на кукольном платье я вышиваю круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей - символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы».
Елена Олеговна делает и современные куклы. Они все характерные, необычные. Среди них интерьерные куклы: Феечки и Ангелы, Балерина, Кокетка, Настя, Печальный клоун, Сказочник, Шахеризада и другие. Есть у мастера куклы- игрушки. Это забавные снеговички: дворники, девонька, парень. Есть и куклы для девочек: Джесс, Катенька, Лиза, Машка, Милли. Это куклы непростые. У них есть сменные наряды. С такими игрушками интересно провести время не только детям, но даже и взрослым.
У Елены Олеговны много талантов. Кроме изготовления кукол, она вяжет красивые вещи, сумки. Делает аппликации на подушки, украшения и бисера, стекляруса.
Елена Олеговна не сидит на месте, со своими куклами посещает детские сады, школы, выставки других мастеров. Она имеет за свой труд грамоты и много хороших отзывов от людей, которым нравится ее творчество.
4. Заключение.
Кукла – это символ, образ, в котором заключено время, история русской культуры, нашего народа.
Традиционная тряпичная кукла сейчас переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. С ними у нас устанавливается эмоциональный контакт. Мы их любим, привыкаем к ним. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.
Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У такой куклы будет свой характер, своя яркая индивидуальность.
В ходе выполнения работы я изучила историю возникновения традиционной русской народной куклы и ее виды, познакомилась с техникой выполнения кукол – оберегов, современных кукол. Я встретилась с мастерами нашего района, увидела их работы.
Я многому научилась. Научилась подбирать ткани, делать кукол с помощью узелковой техники, узнала некоторые секреты мастеров. И еще я поняла, что создание кукол – это кропотливая и тонкая работа. И не только рук, но и души, и сердца.
5. Литература.
1. Материалы выставки музея истории Изобильненского района «Народная обрядовая игрушка».
2. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология 2007.
3. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы, 2003.
4. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.
5. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.
6. Материалы встреч с Тереховой Е.О., Хирьяновой Н. Г.
Сочини стихи, Машина
Что есть на свете красота?
Сочные помидорки
Нарисуем попугая цветными карандашами
Извержение вулкана