Каждое поколение имеет свои, особенные ценности и духовный облик, жизненный опыт и отношение к событиям эпохи, творческие достижения и формы сохранения традиций. Оно усваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперёд. Эти две стороны взаимосвязи поколений – освоение культурного наследия и новаторство – образуют основу исторического развития общества. Характер преемственности культуры отражается в духовном облике поколений.
Развитие полноценного общества невозможно без национального самосознания, формирование которого неотделимо от понимания и знания истории национальной культуры своего народа. Этот процесс должен базироваться на образовательной системе, обеспечивающей потенциальную возможность и необходимость приобщения каждого члена общества к пониманию народной культуры. Вот основное настроение, которым пропитана вся работа.
Содержание данной исследовательской работы отражает знания, полученные в ходе поисковой работы по краеведению. В работе выявлена и обоснована проблема, ставшая впоследствии целью проекта, обозначена актуальность данной проблемы и возможные способы её решения. На протяжении всей работы был собран определённый материал, который был проанализирован отобран и обработан. Исследование содержит сведения о разных видах народного ремесла и народного искусства Тверской земли и данной местности. Были изучены аспекты и особенности деревянных жилых построек, резьбы и росписи по дереву, плетения, ткачества, вышивки, кружевоплетения, гончарного производства, кузнечного ремесла, изготовления народной одежды, малого бизнеса, обозначены центры этих направлений. Чётко и подробно описаны особенности ремёсел IX и первой половины XX веков, обозначены имена народных умельцев. В работе представлены фотографии объектов исследования и людей, делившихся воспоминаниями.
В заключении подведён итог работы, сделаны необходимые выводы по значимости изучения, сохранения и пропаганды объектов народного наследия.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа по краеведению | 104.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«СТАРИЦКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РЕФЕРАТ
ТЕМА: НАРОДНОЕ ИСКУССТВО МАКСИМОВСКОЙ ЗЕМЛИ
Выполнила студентка
2 курса 21 группы
Замыслова Лидия Евгеньевна
Руководитель: преподаватель
высшей категории
Старицкого колледжа
Бойкова Светлана Сергеевна
г. Старица
2012 г.
Содержание
Введение 3 стр.
§1. Народное искусство Максимовской земли в старое время 5
- крестьянские жилые постройки; 5
- резьба и роспись по дереву; 5
- плетение изделий; 6
- кузнечное ремесло; 6
- производство и набойки и крашенины; 6
- кружевоплетение и вышивка; 7
- ткачество; 7
- народный костюм; 8
§2. Народное искусство в послевоенное время. 9
Заключение. 12
Библиография. 13
Приложение. 14
Введение
Любовь к родному краю, знание его
истории – основа, на которой
только и может осуществляться
рост духовной культуры всего
общества. Д.С.Лихачёв
Известные слова о том, что красота спасёт мир, многим кажутся утопией. Но разве мы в конце XX начале XXI столетий не исчерпали всех своих надежд изменить мир с помощью войн, экономических успехов, соперничества или науки? Разве не привели эти надежды к международному тупику?
Остаётся одна нереализованная возможность построить мир на сознании красоты: красоты природы, красоты человека и человеческих отношений, красоты искусства. Всё это можно назвать одним словом – культура народа.
Многовековая история культуры имеет глубокие корни, в которых переплетены бесконечные универсальные идеи. Они отражаются в сознании новых поколений, передаваясь как культурное наследие. Их будущее видится в стремлении к высшему духовному единству, утверждению ценности Жизни, Любви, Милосердия и Мудрости.
Процесс передачи «смыслового мира» и других культурных ценностей и традиций из поколения в поколение представляет собой культурную трансмиссию. Она обеспечивает преемственность и непрерывность культур. В результате молодое поколение получает возможность начать с того, чего достигло старшее поколение, добавляя новые знания, умения, ценности, традиции к уже накопленным.
Каждое поколение имеет свои, особенные ценности и духовный облик, жизненный опыт и отношение к событиям эпохи, творческие достижения и формы сохранения традиций. Оно усваивает достигнутый уровень развития и на этой основе становится инициатором преобразований, способствующих продвижению вперёд. Эти две стороны взаимосвязи поколений – освоение культурного наследия и новаторство – образуют основу исторического развития общества. Характер преемственности культуры отражается в духовном облике поколений.
Традиционные культуры обладают большой энергетической силой и воздействуют на духовный облик поколений, поддерживая стиль общения, духовно-нравственные ценности и приоритеты. Традиционная культура народов имеет глубокую и разветвлённую «корневую систему», без которой поколение теряет жизнестойкость, утрачивает представление о своих истоках. Она формирует национальное самосознание, патриотизм и духовно-нравственные ценности
Народное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Шло время, сменялись исторические эпохи, поколения людей, но всегда существовала в народе потребность украшать свой быт и жизнь.
Мы почти не знаем имён народных умельцев, чьим трудом и талантом создавались песни, предания, сказания, замечательные произведения искусства и предметы обихода. Своё умение мастера передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально «из рук в руки».
Как говорится, «умелые руки голодными не останутся» - ремесло всегда было в почёте. Россия вправе гордиться своими замечательными мастерами, которые и храм без единого гвоздя могли построить, и блоху подковать.
Изучают истоки народного творчества в основном экспедиции музеев и археологических, исторических и культуроведческих учебных заведений. Эта работа нашла своё отражение в единичных публикациях или в книгах о таких известных всему миру центрах народного искусства как Хохлома, Городец, Дымково, Гжель, Гусь Хрустальный и других.
Старицкий уезд входил в состав Тверской губернии. В культурном наследии Тверской земли большой художественный и научный интерес представляет глубоко традиционное и своеобразное народное искусство, которое долгое время оставалось вне поля зрения исследователей.
Расположенная на северо-западе средней полосы России, Тверская земля представляется нам значительно шире прежней Калининской области и стародавних Тверского княжества и Тверской губернии, так как включает ряд «мигрирующих» территорий: это земли Московской, Смоленской, Новгородской, Псковской областей.
В процессе сложения давних культурных связей немаловажное значение имела неоднородность населения этого обширного земельного пространства. Так северные и западные части Тверской земли относятся к разным культурным зонам. В 1Х веке в её наиболее удаленных и глухих, покрытых дремучими чащобами западных районах обитало племя кривичей, тогда как в защищённой болотами, озёрами и лесами северной половине – племя новгородских славен.
На Тверской земле с давних пор жили люди из разных мест России, чем и объясняется, например, многообразие местных наречий: новгородское, рязанское, московское, смоленское, ярославское, белорусское произношения. Тверская земля неоднородна и в этническом отношении: рядом с русскими здесь живут карелы, поселившиеся здесь в 17 веке.
Письменные источники и произведения искусства говорят о тесных связях Твери с Византией, Литвой, странами Западной Европы уже в 13 веке. В это время в Твери ведется большое строительство, и сооружаются уже каменные церкви, которые богато украшаются.
Часть Старицкой земли в этот момент принадлежит Литве.
Тверская земля народным искусством представлена в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике.
Характерными особенностями народного искусства нашей земли является многообразие архаичных форм и отсутствие единого художественного типа. Стилистическая неоднородность определяется разными факторами – историческими, этническими, географическими. Древнеславянские традиции словно законсервировались в глубинных, изолированных от внешнего влияния заповедных очагах Тверского края, близ старинных городов: Твери, Торжка, Старицы, Бежецка, Кашина, Калязина, Ржева, Вышнего Волочка, Осташкова, Весьегонска. Видимо, здесь формировались различные локальные особенности искусства, встречающиеся не только в границах каждого уезда, но и в волостях.
Преобладание ярко выраженных архаических признаков более заметно в народных изделиях, бытовавших в многочисленных глухих лесных малозаселённых западных и северных районах. Здесь важно, что предметы, сделанные для повседневных личных нужд, отражают потомственный характер домашнего производства.
Народное искусство Тверской земли начали целенаправленно изучать с 1959 года экспедицией Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника под руководством научного сотрудника, искусствоведа, заслуженного работника культуры РСФСР Калмыковой Людмилы Эльмаровны. Эта экспедиция работала в нашей области до 1975 года. В Старицком районе экспедиция работала в 1963 и 1974 годах. Были исследованы Емельяновская, Берновская, Киселёвская, Павликовская, Ряснинская, Дарская, Ефимьяновская, Прасковьинская, Иворовская и частично Братковская волости. Результатом этой работы стала книга Л.Э. Калмыковой «Народное искусство Тверской Земли». Об умельцах моей малой родины в ней рассказывается совсем мало. Поэтому мне захотелось узнать как можно больше о культурном наследии моих земляков. Оказалось, что сделать это трудно, т.к. прошлое отдалилось на столько, что очевидцев и знатоков моей темы осталось совсем немного.
Старицкая земля славилась своими мастерами зодчества и резьбы по дереву, плетения изделий, кузнечного ремесла, гончарного производства, ткачества и кубовой набойки, кружевницами и вышивальщицами.
Цель работы: изучить народные промыслы Максимовской земли.
Задачи работы: - найти очевидцев и людей, знающих о народных умельцах;
- записать рассказы этих людей;
- по возможности сфотографировать оставшиеся до наших дней старинные предметы быта народа;
- проанализировать и обработать результаты опроса.
Объект исследования: народное искусство.
Предмет исследования: народное искусство максимовской земли.
Гипотеза исследования: изучение наследия народных умельцев способствует воспитанию у молодого поколения чувства гордости за свою малую родину, патриотизм, раскрытию духовного мира человека.
Методы исследования: беседы с населением, обработка полученных материалов, изучение и анализ литературы и документов, обобщение.
.
§1. Народное искусство начала XX века
Народное искусство Тверской земли представлено главным образом памятниками середины XIX – начала XX века, частично второй половины XVIII – начала XIX века. Они позволяют с достаточной полнотой выявить их своеобразный характер и местные художественные отличия различных направлений народного искусства. К таким направлениям относятся зодчество, резьба и роспись, кузнечное дело, ткачество, окраска ткани, кружевоплетение, вышивка, народная одежда.
Крестьянские жилые постройки.
Деревообрабатывающий промысел был развит на Тверской земле повсеместно и издавна. Дерево является с глубокой древности самым распространённым строительным материалом.
Плотники были мастера на все руки. Они сооружали не только хозяйственные и жилые постройки, но и искусно изготавливали предметы обихода и орудия труда, делали лодки, ставили небольшие придорожные часовенки. Жилые крестьянские постройки свидетельствуют об удивительном чувстве соразмерности, тонком понимании свойств строительных материалов, целесообразном простом декоративном убранстве, органически связанном с конструкцией постройки. Изба была односрубной, обычно хозяйственный двор сообщался с ней холодными сенями, которые имели небольшую клеть – «сельник» (кладовку, в которой по свадебному обычаю устраивалось брачное ложе) и входную дверь со стороны крыльца. Крыльца по своему устройству и оформлению довольно разнообразны. Это зависело от умения мастера, желания хозяина и наличия материала. Преобладали простые с односкатным навесом, одним резным столбиком и ступенькой. Но были и более сложные, довольно высокие и нарядные с лесенкой и обширной площадкой с иногда спаренными столбиками и перилами, резными фронтонами и обрамлениями навеса (прил.1)
С особой любовью украшались крестьянские избы. Радуют глаз красивые замысловатые фронтоны (прил.2), наличники на окнах (прил.3).
Отхожие плотники (уходили на заработки в большие города) работали в Москве, Петербурге, Твери, Торжке, Новгородской губернии.
Резьба и роспись по дереву
Предметы домашней утвари украшались резьбой и росписью. Резьба на этих предметах сохранила мотивы архаичные самобытные формы. Ещё сегодня можно в коллекциях дачников встретить резные ендовы, скобкари, ковши, чаши, миски, солонки, ложки, корытца «ночевки» для просеивания зерна, вальки, рубеля, гребни, веретёна. (Прил.4)
Прялка как важнейшее приспособление для ручного прядения на веретене изготовлялась с большой любовью, зачастую дарилась женихом невесте, всегда была предметом женской гордости и тщательно оберегалась. В скромном резном украшении прялок преобладает простая контурная резьба помимо плоскорельефной и сквозной. Квадрат, перекрещённый крест, ромб, круг – символы солнца, считались оберегами, охранявшими прялку, пряху и её работу от всякой порчи и воздействия нечистой силы (прил.5).
Местные прялки отличает крупный вертикальный стояк, а нижняя часть благодаря энергично обрисованным фигурным очертаниям становится менее массивной. Эта оригинальная форма находится в полном единстве с богатым декоративным убранством – росписью (прил. 6).
Прядильные донца для гребня делали тоже сами и называли его «станье». Так же своё местное название имел рубель – «лощило».
Особо отличался своим мастерством в резьбе житель д. Тальцы Акимов Арсений Акимович.
Плетение изделий
Повсеместно распространено было плетение различных изделий. Сырьем для этого ремесла служила береста, липовое лыко, ивняк, тальник, еловые и сосновые корни. Из них делали лапти, «плетюхи» для саней, «лубянки»- лубяные короба, корзинки, лукошки, туеса «бураки», солонки, «севалки», корневушки.
Кузнечное ремесло
Повсеместно в каждой деревне была кузница. В кузницах делали гвозди, подковы, металлические пластины для различных украшений, светцы для лучины.
Для максимовской земли характерны цельнокованые светцы с богатой игрой тонких, замысловато изогнутых переплетений и изящных завитков с мелкими колечками на высоком стержне, который завершался небольшим лёгким трёхконечным цветком.
Производство крашенины и набойки
Искусным набойщиком в нашей местности был Ефимов Андрей из д. Новое Братковской волости.
Льняные набивные ткани широко использовались для крестьянской мужской (рубахи, порты, кафтаны) и женской (сарафаны, юбки, передники, платки) одежды и для различных предметов обихода (скатерти, полотенца) (Прил.7). Мастеров по набойке называли «синила», «синильщик», «синельник», «крашенинник».
Набойку наносили вручную при помощи разных набойных досок. Сначала их макали в глинистый раствор «вапу», накладывали на белый холст и, пристукивая деревянной яйцевидной колотушкой «ладушкой», «печатали» или «отбивали узор». «Вапа», просыхая, пропитывала ткань, предохраняя её от окраски в синий цвет. После промывания и просушки «лощилом» - округлым стеклом наводился глянец.
Кружевоплетение и вышивка
Л.Э. Калмыкова, к сожалению, не обнаружила, а может быть, просто не успела увидеть наше местное кружево. В её книге отмечена только Емельяновская волость – центр Старицкого кружевоплетения. До сих пор в д. Титово на окнах в доме Лукиной Т. Е. можно увидеть занавески, выполненные в технике кружевоплетения. Хозяйки берегут эти реликвии как память о своих предках. В этих работах можно увидеть все те элементы рисунка, которые распространены в других центрах: женская фигура, растительные узоры, геометрические фигуры, вилюшки и вертуны.
Вышивкой украшали разные предметы обихода: рубашки, полотенца, скатерти, передники, подзоры, занавески, головные уборы. Как и в других местах на нашей земле мастерицы вышивали традиционные солярные знаки, сюжеты семантически связанные с верованиями народа, культами огня, очага, обрядами. В более поздних вышивках мы видим геометрические узоры, растительные мотивы.
Изделия вышивались русской росписью, крестом, гладью (односторонней, двусторонней и счетной), белой строчкой, набором, тамбуром и стебельчатым швом. Работы были одноцветными и многоцветными. (Прил.8)
Головные уборы помимо вышивки расшивались местным речным жемчугом и бисером.
Ткачество
В художественном наследии Тверской земли большой интерес представляет народное ткачество. Повсеместно мастерицы превосходно владели простыми и сложными способами ручного тканья. Почти в каждом доме стоял ткацкий станок, на котором девушки и женщины из разной по фактуре и толщине пряжи ткали холсты разного назначения. Станки делались под рост хозяйки, со встроенной скамеечкой или для табуретки. Очень искусные мастерицы могли ткать холст с рисунком, причём рисунок рассчитывался интуитивно и ткался в нужном месте, хозяйке оставалось только правильно разрезать и сшить детали. Помимо гладкого белого холста делались ткани для полотенец в «ряднину» с односторонним узором из однородных вертикальных полос – гладких, рельефных, одинарных или сдвоенных, либо «в ёлочку», либо « шашечками». Скатерти, занавески делались из узорной с оригинальным крупным орнаментом ткани полотняного или ажурного переплетения (прямоугольники).
Всё ткачество можно разделить на несколько групп. Простое тканьё делали на 2-х или более подножках и ниченках. Из цветных ниток ткали «пестрядь» или «рябушка». Бранная техника тканья («бранина», «с выбором », «перетыки»)- ажурное или с рисунком ткачество. Закладная техника тканья – уток пропускали только в пределах орнамента: «выборка». Сложное тканьё изготавливалось на 4 и более подножках (клетка, восьмиугольник, звёзды, цветы).
Сам ткацкий станок назывался «кросна».
Народный костюм
Народная одежда наших предков относится к северо-великорусской.
Мужская одежда
Старинного покроя домотканая косоворотка и порты были в обиходе до 20-х годов XX века. Праздничная белая рубаха украшалась вышивкой стоячего воротника, нагрудной части, подола, а также иногда рукава. Рубаха шилась из перегнутого по утку полотна, с косым разрезом и застёжкой с левой стороны ворота и прямыми рукавами с прямоугольными ластовицами под мышками. Рубашка подпоясывалась длинным до 5,5 м и широким (до 35 см) красным шерстяным поясом с кисточками поясом.
На ногах – онучи и лапти, редко сапоги, зимой – валенки.
На голове - поярковая шапка с отворотом или без него, зимой – треух, а летом – соломенная шляпа, колпак.
Женская одежда
Рубаха с прямыми поликами, с разрезом на груди, прямыми сосборенными рукавами украшались различной вышивкой по вороту, рукавам, поликам, иногда по подолу. Особо украшались праздничные, свадебные и для полевых работ рубахи.
Сарафаны делились на разные категории: косоклинные распашные, праздничные и свадебные, повседневные, прямые на лямках, приталенные. В зависимости от ткани, цвета, назначения, пошива каждый сарафан имел своё название: костолан, саян, ферязь, китаешник и т.д.
Сарафан подпоясывался в обязательном порядке поясом (длинным или коротким, узким или широким), чаще плетёном с красивым узором или со словами.
Обязательным элементом женского костюма был передник или занавеска. Они были повседневные из крашенины или пестряди и праздничные – белые с разноцветной отделкой.
Головные уборы делились на женские и девичьи. Женские полностью закрывали волосы, а девичьи не были такими строгими и всегда богато украшались. Девичьи: повязка, кокошник. Женские: ряска, кичка, шиш, шлык с рогами, сорока, повойник, платок. Зимой – «кораблик».
§2. Народное искусство в послевоенное время
В деревнях бывшего Максимовского сельского Совета в довоенные послевоенные годы, как и в других сельских регионах, народу было много. Работали все на земле: с детства знали труд крестьянский, хозяйство домашнее вели. Денег не было, поэтому всё необходимое для дома делали своими руками: мужчины строили дома (некоторое, особенно мастеровые, украшали их затейливой деревянной резьбой, в основном наличники, фронтоны, крыльцо). Своими руками построил дом для своей семьи Курочкин Александр Тимофеевич (д. Кушниково), Градов Фёдор Яковлевич (д. Максимово), Афанасьев Алексей (д. Максимово) и др.
Многое делали они и для хозяйственных нужд (бочки, севалки, маслёнки, люльки и т.п.). Но здесь уже выделились свои мастера. Не каждый мужчина мог сплести корзину, лапти, чуни и прочие необходимые в быту вещи. Пытался, возможно, каждый, но у некоторых получалось более таких мастеров и мастериц-рукодельниц женщин.
Например, до сих пор на устах имя Н.П.Лукина из д. Бели. Правда, местное население больше знает его под другой фамилией – Мазилкин. А получил её мастер за своё необычное ремесло – гнать берёзовый дёготь. Славился он этим на всю округу. Одежда, соответственно, всегда была вымазана дёгтем – отсюда и прозвище, которое «прилипло» не только к нему, но и ко всей семье.
Внучка, Алевтина Алексеевна, рассказывает, что сначала стыдилась своей «второй» фамилии, а теперь гордится ею. Ведь это, как родословная для внуков.
Но не только умением гнать дёготь славился Н.П. Лукин, бондарём он был отменным, содержал настоящую мастерскую. Ученики к нему даже из Старицы приезжали.
Почти все в это время умели плести лапти, драть дранку из еловых плашек, плести корзины.
Плетением разнообразных корзин славились Градов Фёдор Яковлевич, Козлов Василий Иванович, Андрианов Иван Андрианович, Андрианов Анатолий Иванович (д. Максимово).
На всю округу были известны столярным искусством Жеребёнков Михаил Андреевич (делал рамы для домов).
Алексей Петров за всё своё ремесло тоже «приобрёл» себе и своей семье вторую фамилию – Шорниковы. В послевоенное время не было лошадей в нашей местности, поэтому сельскохозяйственные и другие трудоемкие работы выполнялись на быках. Вот и шил Алексей Петров для быков шорки (упряжь такая, которую надевали быкам на шею вместо хомутов. По бокам – кольца, за них верёвками привязывались оглобли). (Д. Максимово).
Ещё один умелец из Максимова – Литов Алексей Ильич. Он вил верёвки. Тяжелое и трудоёмкое ремесло, одному не одолеть. Огромное деревянное колесо с крючками, расположенными в определённом порядке, вращать руками приходилось младшей дочери Нине. Сам отец непосредственно занимался витьём верёвок. Но сначала трепали лён (вручную), из которого делали уже при помощи колеса тоненькую верёвочку. Тянули её, чтобы не запутать аж до самой речки (метров 400-500). Из нескольких таких верёвочек, в зависимости от требуемой толщины, делали одну, скручивая при этом их вместе. Верёвки, в основном, нужны были длинные и толстые, для завязывания возов с сеном или льном. Плёл Алексей Ильич корзины и лапти из бересты. Во времена колхозов делал грабли для общественного хозяйства. Шил он и обувь, перешивая списанные кирзовые солдатские сапоги.
Градов Фёдор Яковлевич (д. Максимово) был мастером на все руки: и дерево его слушалось, каких только форм и размеров корзинок он не делал из прутьев и дранки, а дранку для крыш драл очень искусно и так умело подбирал материал, что сделанная им дранка сохранилась до сих пор в таком виде, что вполне может быть использована по прямому назначению. Славился мастер и шитьём обуви: свою семью обувал сам. До наших дней сохранились колодки для пошива обуви любых размеров женских, мужских и детских. Сам делал и необыкновенно крепкую нить – дратву, которой и прошивал обувь. Домочадцы трепали лён и пеньку, а вот тонкую нить он прял сам, для прочности обрабатывая её варом, по всей вероятности это была смесь дёгтя с каким-то продуктом пчеловодства, может, воском.
Кроме этого, Фёдор Яковлевич делал сани и дровни для коней, разного вида и размера сундуки, лари, дорожные чемоданы (они тоже сохранились в доме до наших дней), коромысла, бочки и ступы из цельного дерева.
Деревня Кушниково издавна по всей округе славилась своими гармонистами. Как вспоминают старожилы, гармошки «кушнят» были в каждом доме. Особую известность имели братья Федуловы Пётр Васильевич, Павел Васильевич и Аркадий Васильевич. Играли они просто виртуозно. Возможно потому, что одним из мастеров, делавших эти гармошки, был их дядя Дмитрий Дмитриев. Вторым мастером по гармошкам был Говоров Тимофей Иванович.
Ещё в деревне было 2 мастера, которые валяли валенки. Это Фрол Туркин и Алексей Метёлков.
До образования колхозов была в Кушникове и частная кузница, которая принадлежала семье Курочкиных.
В это же время славился Братковский кирпичный завод Козлова Арсения. Наёмной рабочей силы на нём не было. В период раскулачивания хозяин уехал, а дочери Нина, Маруся, Лида, Катя и Шура сдали завод в колхоз и остались на нём работать. Сейчас на этом месте лишь глина да котлован.
Не отставали от мужчин в своём трудолюбии и рукоделии и женщины: надо было и дом украсить, и семью одеть и обиходить. Потому прясть и вязать умели все с детства. По народным обычаям девочка с 5 лет приучалась к женским работам. Теперь уже не ткали холсты: ткань можно было купить, но утеплить и украсить дом половиками – дело чести каждой хозяйки.
Но, к счастью, живы ещё старожилы, которые помнят, как раньше работали со льном. Вот их рассказ.
Вытасканный вручную лён сушили в ригах на специальных настилах под печами, колотили вручную вальками, трепали, чесали, насаживали на гребни «мыканки», пряли и ткали на самодельных станках. Льняное полотно, «новины», отбеливали щёлоком (взвар воды с древесной золой), сушили и вымораживали на мартовском снегу. Из новины шили простыни, полотенца под декоративную вышивку, рубахи, наматрасники, штаны для мужиков и ребятишек, юбки для баб. Полотенца и одежду подшивали мережкой и украшали кружевами и вышивкой.
Штаны и юбки красили подручными средствами, позже – промышленными красками.
Своим особым рукоделием отличалась Нилова Анна Фроловна (д. Кушниково). Она ткала изумительные половики, шила тулупы. А уж узоры такие вывязывала на одежде, что ни один не повторялся. Вязала много, в основном из шерстяных ниток собственного «производства», славилась как тонкопряха.
Изумительно красивые половики, по словам С.М.Панфёрова, ткали сёстры Евсеевы Татьяна Филипповна, Нина Филипповна (Каньгина), Александра Филипповна (Морозова). А «помню, - пишет Сергей Михайлович, - как раскатился по некрашеному деревянному полу рулон тряпичный, словно пролегла перед глазами цветущая мягким голубым светом льняная полоса, и в комнате сразу стало чище, светлее, свежее».
Мастерством по плетению кружев славились Лукина Таисия Ефремовна (д. Максимово), Петрова Прасковья Яковлевна (д. Титово), Александрова Галина Петровна (д. Титово), Колобанова Тамара Филипповна (д. Ботнево), Козлова Анна Ивановна (д. Максимово), Семёнова Евдокия Яковлевна (д. Кушниково).
Более современным считается вязание крючком ковриков, половичков различной формы из ненужных материалов. Такое рукоделие до сих пор процветает во всех наших деревнях. Многие не забыли и до сих пор увлекаются лоскутным шитьём. Они шьют красивые лоскутные одеяла, тщательно подбирая цвета и рисунок. Это Градова Зинаида Фёдоровна, Александрова Вера и другие.
В народной культуре сконцентрирован весь опыт человечества. Народные традиции расширяют представление об истории, культуре и быте предшествующих поколений, а также способствуют формированию духовности человека будущего.
Заключение
Сегодня мир, в котором мы живём, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поиске цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на всё, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображённое в народном искусстве. Народное искусство является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно-прикладном искусстве, в существующих сегодня художественных промыслах
В начале нового столетия образование России стоит на пороге серьёзнейших перемен – переосмысления культурных ценностей, базирующихся на достижениях многовековой национальной духовной самобытности, что, в свою очередь, становится важнейшей задачей в сфере образования и воспитания современной молодёжи. Будущее общества в социальном и культурном плане определяется сохранением исторических и национальных корней. Сегодня практически каждый понимает, что это во многом зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений.
Развитие полноценного общества невозможно без национального самосознания, формирование которого неотделимо от понимания и знания истории национальной культуры своего народа. Этот процесс должен базироваться на образовательной системе, обеспечивающей потенциальную возможность и необходимость приобщения каждого члена общества к пониманию народной культуры.
Формирование творчески активной личности – одна из задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания детей. Эффективным средством развития творческих качеств личности является народное искусство.
В народной культуре сконцентрирован весь опыт человечества. Содержательность, насыщенность языковыми средствами выразительности обогащают ребёнка и способствуют его всестороннему развитию. Народные традиции расширяют представление об истории, культуре и быте предшествующих поколений, а также способствуют формированию духовности человека будущего.
Душа сродни сосуду, наполненному чувством, мыслью, верой, образами. Сердцу этого мало. Мужая, сердце жаждет гордости, которая опирается на сказку, на легенду, на точный исторический факт.
Сердце жаждет гордости, опирающейся на великое прошлое, ибо без минувшего нет настоящего и будущего. Без достойного прошлого нет достойной личности.
Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом.
Время всегда оставляет след – вчера, сегодня, завтра. В событиях и фактах, в руинах, в сердце и памяти народной. История отражается в жизни людей, в облике городов и сёл, в красках художника, в слове писателя, в изделиях народных умельцев.
Мы пытаемся заглянуть в будущее, но вместе с тем должны ясно представлять себе и прошлое – историю становления искусства. Ведь как нет ясной границы между настоящим и будущим, так и нет четкого разграничения между современностью и историей. Новое возникает на основе определенном образом осмысленного опыта и знания истории и традиций
Мне посчастливилось прикоснуться к истории человеческих дел, я услышала интересные рассказы, увидела огонёк в глазах рассказчиков, почувствовала чувство гордости, переполнявшее их. И я рада, что на нашей максимовской земле есть люди, которые хотят сохранить историю и культуру наших земляков. Скоро у нас будет открыт музей быта под открытым небом рядом с нашим Святым источником в д. Маслово, и тогда каждый желающий сможет прикоснуться к нашей истории. А значит та гипотеза, которая была выдвинута в начале работы, имеет своё подтверждение.
Библиография
Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. – М.: Лёгпромбытиздат, 1993.
Древнерусские придания (XI-XVI вв.)/Сост., вступ. Статья и коммент. В.В. Кускова; Подгот. Древнерусского текста и пер. В.В.Кускова, В.А.Грихина, Г.Ю.Филипповского; Илл. В.В.Носкова. – М.: Сов. Россия, 1982.
Жегалова С.К. Русская народная живопись: Кн. Для учащихся ст. классов. – М.: «Просвещение», 1984.
Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. – Тверь: 1995. – 384с.: ил.
Коммиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.:Современ.литератор, 2001.
Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю. И. Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. – СПб.: «Паритет», 2004.
Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. М.: «Просвещение», 1974.
Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Худож. роспись тканей. Худож. ткачество. Практ. Пособие для руководителей школьных кружков. Под ред. В.А.Барадулина. М.: «Просвещение», 1978.
Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории./ Худож. К. Сошинская. – 2-е изд.- М.: Мол. Гвардия, 1987.
Урываева И.А. Кружевоплетение на коклюшках. – М.: Дом РДФ, 2001.
Федотов Г.Я. Звонкая песнь металла: Кн. Для учащихся ст. классов.- М.: «Просвещение», 1990.
Чернышов А.В. Очерки по истории Тверского княжества XIII-XV вв. – Т.: Тверской фонд культуры, 1996.
Власенко Т. Художественные промыслы Тверского края. Из глубины веков до наших дней. Тверские ведомости.№№ 25 (1472),28 (1475) 2004 г.
Рисуем зимние домики
Эта весёлая планета
Сверчок
Флейта и Ветер
Лиса-охотница