Я несколько лет увлекаюсь мокрым способом валяния и делаю различные сувениры или небольшие подарки для друзей. Увлечение этим современным видом рукоделия переросло в желание создавать более монументальные необходимы для гардероба вещи.
В настоящее время головные уборы очень актуальны, они украшают любой гардероб женщины и являются неотъемлемой частью ее костюма.
Я обратила внимание, когда рядовое платье дополнено шляпкой, то создается законченный образ. Так появилась идея создания коллекции головных уборов.
При всем мнгооборазии предложений на рынке головных уборов молодежь носит зимой, в лучшем случае, недорогие шапки из искусственной пряжи или капюшоны. Поэтому я разработала коллекцию моделей, которая заинтересовала моих подруг, родителей, знакомых и друзей. И их желание приобрести шляпку заставило меня задуматься об открытии ателье головных уборов «Мир шляп».
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_shlyapnyy_roman.docx | 829.06 КБ |
Творческий проект "Шляпный роман"
Автор проекта: Тернова Марина, 10 кл
ГБОУ СОШ 930ЮЗАО г. Москва
Руководител: Бутрякова Н.П., учитель технологии
ГБОУ СОШ 930ЮЗАО г. Москва
«Если хотите создать свой образ, наденьте шляпу!
Если хотите поднять свой статус, наденьте шляпку!
Если хотите быть неповторимой, наденьте шляпку!
Если хотите стать ещё привлекательней, наденьте шляпку!
Хотите быть современной, наденьте шляпу!...»
В наше время актуальной проблемой является подбор аксессуаров к костюму и создание завершенного образа. Но говоря об аксессуарах первое, что приходит в голову это: бусы, сумки, браслеты, кольца, серьги… Но о шляпах вспоминают в последнюю очередь, а современные девушки зачастую и вовсе не ассоциируют свой образ со шляпами. При всем многообразии предложений на рынке головных уборов молодежь носит зимой, в лучшем случае, недорогие шапки из искусственной пряжи или капюшоны. И это понятно почему так происходит. Многие мои сверстницы считают, что шляпа - возрастной показатель, и их носят только люди в преклонном возрасте. Одной из моих целей проекта стало доказать молодым девушкам, что шляпу носить модно, современно, молодёжно и она полностью завершает туалет.
Шляпа является одним из важнейших аксессуаров в одежде. Я редко носила шляпки. Но однажды примерив, её с повседневным платьем, я поняла, что образ выглядит более законченным, женственным, привлекательным.
Несколько лет увлекаюсь мокрым способом валяния и делаю различные сувениры или небольшие подарки для друзей и близких. Увлечение этим современным видом рукоделия переросло в желание создавать более монументальные необходимы для моего гардероба вещи.
Я создала головные уборы различные по стилю, декоративной отделке, назначению и форме. Своим проектом я хочу привлечь внимание молодых девушек к шляпам и для этого я создала свой сайт, на котором каждая девушка сможет больше узнать об истории шляп, материалах, увидеть мои работы.
Надеюсь, что своим проектом я навсегда развею миф о том, что шляпа это не модно, что шляпа - показатель возраста.
В настоящее время головные уборы очень актуальны, они украшают любой гардероб женщины и являются неотъемлемой частью ее костюма.
История головного убора
Головные уборы издавна служили показателем положения и статуса. По мнению историков моды, имеется два основных вида головных уборов: кепка/шапка и шляпа, и два основных силуэта - с полями и без полей. Все остальное - их варианты. За последние 500 лет менялись в основном только размеры, объемы, пропорции, силуэты и детали головных уборов.
Головной убор, бесспорно, занимает ведущее место среди различных дополнений к костюму. Он завершает туалет, от его общего вида, формы, материала, цвета, отделки и украшений зависит ансамбль одежды в целом. Шляпы всегда отображали образование, знание правил этикета, воспитание, достоинство, чувство юмора, изобретательность, воображение так, что ни один другой предмет одежды не мог ни соперничать с ними, ни превзойти их. На протяжении столетий шляпы были тем элементом туалета, через который быстро, эффектно и броско проявлялись личность и статус их владельца.
Женская шляпка всегда считалась визитной карточкой для своей обладательницы. Замысловатые конструкции головных уборов зависели от причесок веяния моды и положения в обществе.
Отличительной чертой древних головных уборов, защищавших их владельцев от холода или жары, была практичность. Поэтому и их форма подчинялась функциональному назначению. Первые из известных головных уборов - пилос - маленькие круглые шапочки без околыша, закрывавшие теменную и затылочную части головы и доходившие до ушей. Со временем они трансформировались, стали длиннее, уже закрывали уши и у них появились поля.
В Древней Греции широкое распространение получил остроконечный фетровый колпак, получивший название «фригийский». Вначале такие колпаки носили моряки, потом рабы, получившие свободу. Фригийский колпак послужил моделью для шапок участников Великой французской революции (1789-1794). Их шапки красного цвета стали символом свободы.
Один из классических головных уборов - берет - появился примерно в 400 годах до н.э. у этрусков. Тогда его носили охотники и крестьяне, а к середине 1500-х годов берет стал пользоваться популярностью у представителей художественной интеллигенции: актеров, музыкантов, художников. До сих пор берет ассоциируется с богемной средой.
В Средние века шляпы, как и вся мода, видоизменялись очень медленно. Мужчины носили шляпы только во время путешествий, а женщины, следуя традициям замужних гречанок и римлянок, покрывали головы шарфами, платками или капюшонами плащей.
Головные уборы благородных дам были призваны подчеркнуть, что Она - образец красоты, грациозная, утонченная «статуэтка», непрактичная, как и все предметы ее одежды, не приспособленная работать и без помощи слуг не сможет справиться даже с малейшей физической нагрузкой. С этой позиции и следует оценивать такие головные уборы: они сковывали движение, но и прославляли одновременно. Классическим головным убором того времени считался генин – высокая конусообразная конструкция со шлейфом или коротким шарфом на конце. В своей непрактичности дамы доходили до того, что носили Генин такой высоты, что приходилось увеличивать дверные проемы. Однако вслед за появлением мужской шотландской шапочки и в женской моде стали происходить изменения (начало XVI в.) - очень высокие головные уборы постепенно начали исчезать.
Весьма показательно, что каждый класс и каждая профессия имели свои головные уборы: скромные плоские шапочки у ученых, высокие - у врачей, черный цвет предпочитали городские жители, известные богатые семейства украшали свои шляпы драгоценными камнями.
XVIII век стал веком борьбы шляп с париками, как мужскими, так и женскими, из-за которых шляпы отошли на второй план и считались второстепенным дополнением. Высокие напудренные парики определяли и манеру ношения головных уборов. Их надевали либо прямо как блюдо, либо под углом, либо с сильным наплывом вперед. С окончанием 18 века отжили свое и огромные парики сложных конструкций.
В 1840-х годах распространение получили сетки для волос, которые женщины носили и как самостоятельный головной убор, и как вспомогательный, надевая под чепчик. Сетка, впервые появившаяся в Древней Греции, была идеальным головным убором, недорогим, удобным для дома и неофициальных встреч, позволявшим содержать волосы в порядке. Видимо, по этим же причинам сетка пережила очередное возрождение в годы Великой депрессии и Первой мировой войны.
В начале XIX века шляпки стали настолько популярны, что модистки выпускали их огромными коллекциями.
В XIX веке популярностью стали пользоваться канотье и болеро, заимствованные у французских моряков. В 1805 году английский флотоводец, вице-адмирал Нельсон, утвердил канотье в качестве форменного головного убора на флоте. Позднее канотье стала любимой шляпой девочек- старшеклассниц. Надевать ее нужно было прямо или сдвинув набок. Болеро называют «кузиной» канотье.
Полагают, что маленькие округлые жесткие шапочки произошли от фесок, завезенных в Европу крестоносцами. Так появились «таблетки» и токи - шляпы с
История дамской шляпки в России полна невероятных событий, свидетельствующих не столько о причудах моды, сколько об особой роли шляпы. Известно, например, что близкие ко двору Николая I светские дамы, выразили царю, неудовольствие тем, что жены священнослужителей не только носят шляпки, вместо приличествующих их положению платочков, но и стоят в них обедню. Дамы надеялись на запрещающий указ, но, к счастью, весьма чувствительный к манере своих подданных одеваться Николай I, не принял жалобу к сведению и все осталось по-прежнему.
В начале ХХ века, сначала петербургский, а потом и московский генерал-губернатор издали распоряжение о шляпной булавке. Огромные шляпы с широченными полями крепились к пышным прическам длинными булавками, которые в толпе или общественном городском транспорте (тогда это была конка) были причиной тяжелых травм. Распоряжением предписывалось снабжать шляпные булавки надежными наконечниками, но, увы, они откручивались и терялись - случаи тяжелых увечий из-за дамских модных шляп прекратились только с изменением моды на прически и фасоны шляп.
Шляпы и перчатки дамы надевали и снимали только вдали от посторонних глаз. Вообразите себе красавицу пушкинской поры, пышные локоны которой не были скрыты полями изящной шляпки-кибитки. Так вот эти локоны большинства красавиц крепились к полям и снимались вместе со шляпой. Естественно, что предпочтительней было не иметь свидетелей при столь щекотливых обстоятельствах.
Шляпы и прически всегда были зависимы друг от друга. Когда в XVIII веке близкие ко двору подданные должны были переодеться в платье европейского покроя, в быту появились шляпы и шляпки. Это был век париков и пудренных волос. Поэтому мужчины чаще носили треугольную или двуугольную шляпу под мышкой, чем на голове. А вот дамские прически-парики были, скорее, головными уборами - такую сложную конструкцию сооружал на голове красавицы парикмахер. Это были гирлянды цветов, чучела птиц, макеты кораблей и вазы с фруктами. Если в моду входили живых цветы, то в прическе прятался флакон с водой. Женщины подолгу не разбирали такую прическу и защищали ее разнообразными чепцами. Собственно шляпки входят в моду во второй половине столетия.
Самая знаменитая шляпка той эпохи носила название "Памела", по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона. Она была украшена полевыми цветами и колосьями - ведь роман назывался "Памела, или вознагражденная добродетель". Высота тульи и размер полей менялись, но шляпа оставалась в моде полтора века, вплоть до конца XIX столетия.
Шляпа, как европейский покрой костюма, означали сословную принадлежность человека. Поэтому в следующем, XIX столетии, шляпка в России стала неотъемлемой частью облика любой женщины, которая хотела бы продемонстрировать свою причастность к иной культуре. Шляпка обозначала, что девушка или дама имеют соответствующее образование, знают правила светского этикета и выберут в театр, на бал или прогулку именно ту шляпку, которая соответствует случаю.
Правила, позволяющие женщине не снимать шляпу в помещении, сложились именно тогда. Шляпа - весьма важная и многозначная деталь туалета. Токи и береты прошлого века, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахеров и буквально вплетались в прическу.
Шляпницы доводили до разорения почтенные семейства и их имена сохранились в русской бытовой культуре наряду с историческими деятелями и прочими знаменитостями. Редкий роман первой половины прошлого века обходился без упоминания шляпницы Сихлер, известной в Петербурге и далеко за его пределами.
Справедливость требует сказать, что во всех культурах отношение к головному убору издревле было особенным. Его наделяли магическими свойствами, своего рода "замещение" головы. Выражение "дело в шляпе" восходит к XVI веку. На Руси в шапку клали восковые шарики и тяжбу выигрывал тот, кому принадлежал первый вынутый шарик.
Русский боярин легко мог расстаться со своей роскошной шубой со своего плеча, но никогда не дарил своей горлатной (сделанной из горлышек высокой меховой шапки. Это был символ его права заседать в Думе. Шапки хранились на особых подставках - "болванках", искусно расписанные, они служили украшением жилища. Если жара заставляла боярина снять шапку, то он перекидывал ее через руку.
У щеголих прошлого шляп было гораздо больше, чем у надменного боярина. Ежегодно появлялось несколько тысяч новых шляпных фасонов. Поводом для создания новой шляпки были политические события, забавные происшествия, новые театральные постановки или романы. Шляпка "ветреница" слишком открывала лицо. Надо сказать, что загар очень долго считался вульгарным и простонародным, поэтому поля шляпки должны были надежно защищать даму от солнца. Появилось даже выражение "под шляпку заглядывать", что означало проявить нескромность по отношению к женщине.
Шляпка "Ромео" свидетельствовала о пристрастии к Шекспиру, а "Франциск" о хорошем знании французской истории. Дамы в ложах имели право украшать шляпы перьями любой величины, что не позволялось находящимся в партере. Одновременно, это указывало на материальное положение дамы - ложа или кресла в театре. Дамы давно примеряли мужские шляпы. В XVIII веке это были хорошенькие треуголки с галунами, а в XIX - сначала цилиндры с вуалью для верховой езды (теперь это мужской котелок) и канотье. Женская соломенная шляпка с жесткими прямыми полями отличалась от мужской только длинной лентой, спускающейся на шею, как некогда кружевная ваолетка. Прелестных барышень в канотье, в блузках с пышными рукавами и расклешенных юбках с широким поясом, ласково называли "лампочками", имея ввиду, что их изящный вытянутый силуэт напоминал своей хрупкостью тонкое стекло старинных ламп.
Знаковость шляпы не исчезла и со временем. После 1917 года шляпа в России могла стать опасным сословным знаком. Мужчины спрятались при помощи кепок, а женщины платочков.
Но женщины смелые и элегантные не могли расстаться со шляпой. Надевая шляпу, они отстаивали свое право на индивидуальность и сохраняют ее теперь. Пожилая дама в шляпке - это жизнь, полная литературных и театральных воспоминаний, это жизнь человека, не забывавшего об окружающей жизни и личном достоинстве. Следует бросить в воздух шляпку во славу шляпки, что и делали в знак ликования не одно столетие.
В XIX веке к миру моды приобщили средний класс, считавший себя центром внимания и пытающийся подчеркивать свой статус с помощью шляпы. Это была шляпа с высокой тульей - цилиндр. Пришла она, как и другие предметы мужской одежды в XIX веке, от сельских джентльменов. Поля ее стали уже, так как в шляпе с такими полями удобнее было ездить верхом на лошади. Чтобы минимизировать риск увечья при падении, вытянули тулью, которая должна была выполнять роль защитного шлема.
Модный женский костюм в 50—60-х годах XIX века имеет вычурные формы, несовместимые с трудовым образом жизни. Силуэт платьев этого времени определялся естественной длиной талии, пониженной линией плеч и огромной нижней волосяной юбкой — кринолином. Головными уборами служили маленькие шляпки из шелка или соломки, украшенные цветами и лентами, а также кружевные чепчики. Шляпы обычно завязывались лентами у подбородка. Летом носили шляпы из флорентийской соломки. В 60-е годы в моду вошли треуголки, украшенные перьями.
XX век аккумулировал почти все модные идеи прошлого. Сменяя друг друга на протяжении столетия, головные уборы (берет, шотландская шапочка, тюрбан, ток, канотье, болеро и клош) становились объектами пристального внимания модников. Эти формы прошли испытание временем и стали классикой.
Машина для производства войлочных шляпных колпаков
До 1855 года сложный процесс формовки шляп из шерсти выполнялся в ручную.
Благодаря созданию американской шляпной машины этот процесс в значительной мере был упрощен. Принцип, на котором она основана, до сих пор остается в своей силе. На металлическом станке между двумя навоями протянуто бесконечное полотно, на которое накладывается определенное количество взбитого волоса. Полотно подносит его к двум соприкасающимся щеткам, и слой волоса проходит между ними и поступает в воронку с трапецеидальным отверстием.
Перед последним располагается полый конус из красной меди со множеством мелких отверстий по всей поверхности. Конус имеет медленное вращательное движение вокруг своей вертикальной оси, причем основанием соединяется с насосом или респиратором, вытягивающим из него воздух. При выкачивании воздуха из конуса на него с силой устремляется из воронки волос, который покрывает его собою. Благодаря вращательному движению конуса волос облекает его со всех сторон довольно плотным слоем, причем отдельные волосы перепутываются между собою, что делает материал более прочною. Форма конуса определяет форму шляпы. Получение такого мягкого остова требует не более 2-3 минут. Когда на конусе образовался достаточный слой волоса, то его покрывают холстом, смоченным горячей подкисленной водою. Затем всю форму опускают в кипяток, где волос распаривается и закрепляется. После вынимания из ванны войлочный слой слегка уваливается на том же конусе, а затем снимается с него, и операция продолжается в вышеописанном порядке. В заключение можно заметить, что шляпный войлок независимо от цвета бывает трех родов: мягкий, твердый и ворсистый. Если желают окрасить шляпу в какой-нибудь цвет, то перед окончательной отделкой ее погружают в ту или другую красильную ванну. Затем шляпа окончательно расправляется на форме, полируется пемзой или стеклянной бумагой, покрывается лаком и пр. Пришивание подкладки, лент и пр. довершает окончательную отделку шляп.
Материалы
Войлок. Легенды возникают при отсутствии точных исторических сведений. Шляпных дел мастера тоже обратились к апокрифам и объявили изобретателем шляпы своего покровителя, Святого Клемента 1 (римский епископ 100 г н.э.). Его считают первооткрывателем войлока. Согласно преданию святой угодник положил в свои сандалии шерсть, чтобы уменьшить боль от ходьбы. Но вечером на постоялом дворе он обнаружил, что шерсть под воздействием давления, влажности и трения образовала плотное сукно. В наши дни войлок (филъц, фетр) производится по этому же принципу (в процессе валяния). Шерсть — единственное волокно, обладающее валкоспособностью, которая обусловливается сочетанием чешуйчатости шерсти, создающей неодинаковый коэффициент трения (больший в направлении корня, чем кончика волоса) и способствующей направленному перемещению волокон при валянии, и эластичности, позволяющей волокнам взаимно переплетаться, а затем сокращаться при механических воздействиях в условиях влажности, температуры и кислой или щелочной среды, которая дает возможность регулировать процесс валки. При валянии изделие усаживается по площади. Процесс валяния с использованием химических кислот появился лишь в XVII веке, и лишь тогда стало возможным изготовление шляп, подобных тем, что носят до сих пор. Сначала подобная шляпа считалась политически неблагонадежной, а в начале XIX века в Германии даже преследовалась полицией. От «антигосударственного» имиджа она избавилась лишь после того, как сам «железный канцлер» Бисмарк стал отдавать ей предпочтение.
Фетр. В качестве сырья для мужских и женских фетровых шляп используется заячья и кроличья шерсть. В отличие от овечьей эта шерсть состригается со шкуры мертвого животного после того, как на кончики волос была нанесена химическая жидкость, так называемый травильный раствор. Это травление повышает валкоспособность шерсти. Заячья шерсть используется для велюровых шляп самого высокого качества, кроличью шерсть применяют для изготовления обычных гладких велюровых и ковбойских шляп. Для достижения максимальной однородности материалы различного происхождения смешивают, очищают и выбирают грубые остевые волокна. Эта смесь изумительно мягка на ощупь, она существенно тоньше и нежнее самой тонкой овечьей шерсти и, разумеется, этот высококачественный материал гораздо дороже.
Синамей - материал для изготовления шляп, производят соломку из листьев банановой пальмы, растущей на Филиппинах. Волокно жесткое, хорошо сохраняет форму. При обработке достаточно смочить водой.
Отделочные материалы. Для декорирования шляп используются различные материалы: кринолин – жесткая капроновая лента для создания пышных бантиков и драпировок, перья различных цветов, вуаль, придающая головному убору загадочность, искусственные цветы.
Как правильно подобрать шляпку
(Советы стилиста)
Шляпа – это не просто головной убор. Зачастую правильно подобранная шляпка может рассказать о своей владелице очень многое. Некорректно же выбранный головной убор может испортить все впечатление от Вашего внешнего вида.
Как верно подобрать подходящую себе шляпку среди всего ассортимента на полках магазинов?
При покупке шляпы следует помнить ряд простых рекомендаций:
Однако универсальных рекомендаций в данном случае не существует. Для того чтобы проверить, идет ли Вам шляпка, достаточно просто поглядеться в зеркало. Если она не дополняет, а наоборот обостряет черты Вашего лица, лучше повременить с покупкой этой шляпки.
Высоким женщинам лучше выбирать широкие и плоские шляпы. Девушкам, с более низким ростом больше подойдут шляпы с высокой тульей. Считается, что поля головного убора для худенькой миниатюрной женщины не должны превышать ширины ее плеч. А вот полным дамам, по мнению стилистов, дана большая свобода – можно смело носить широкополые шляпы.
Однако, подбирая шляпу не нужно забывать и сугубо практические соображения. Она должна плотно сидеть на голове, не соскальзывать при наклоне головы. Во время примерки обратите свое внимание на ширину тульи. Она не должна превышать ширину Вашего лица. Макушка же должна упираться в верх тульи. Тогда шляпка подобранна по размеру.
И последний, пожалуй, самый важный совет. Шляпа должна, прежде всего, нравиться Вам. Ведь все вышеперечисленное - лишь рекомендации. Свобода творчества за Вами.
Техника мокрого валяния
В технике мокрого валяния можно изготавливать ковры, панно, картины, ткани для одежды, сумки, обувь, головные уборы, игрушки, сувениры и т.п.
Натуральные шерстяные волокна обладают свойством сваливаться. В результате механического воздействия при повышенной температуре влажные волокна шерсти способны переплетаться друг с другом. Это происходит из-за чешуйчатой структуры верхнего слоя волокон и их эластичности. Наилучшим свойством сваливаться обладают длинные тонкие волокна шерсти австралийского мериноса.
В результате процесса валяния из волокон получают войлок. Чтобы ускорить процесс валяния, используют теплый мыльный раствор, в котором волокна быстро разбухают. Кроме того, поверхность разложенного пласта волокон становится скользкой, что значительно облегчает процесс валяния.
Чем дольше происходит процесс валяния, тем больше происходит усадка шерсти, она становится плотнее. Войлок готов, когда он на ощупь плотный и от него невозможно отделить волокна, поскольку произошло их взаимное соединение. Если войлок недостаточно плотный, он распушится и потеряет форму. Очень плотный войлок называется фетр. Он хорошо держит форму, поэтому из него делают головные уборы.
Материалы и инструменты:
Для шапок Для шляп Для беретов
Для шапок Для шляп Для беретов
Приготовление мыльного раствора
Для приготовления мыльного раствора натрите кусок мыла на крупной терке. Получившуюся мыльную стружку поместите в удобную емкость, залейте 1 л кипятка и размешайте до полного ее растворения. Затем в емкость с мыльным раствором добавьте 1 л воды комнатной температуры. Когда раствор чуть загустеет, его можно использовать для работы.
Если приготовленный мыльный раствор израсходован не полностью, его можно сохранить до следующего использования, плотно закрыв емкость крышкой. Если за время хранения мыльный раствор загустел, разведите его горячей водой.
Раскладывание шерсти
Приступая к работе, организуйте просторное и удобное рабочее место: расстелите подложку, например, пузырчатый полиэтилен, текстурной стороной вверх.
Раскладывая шерсть на подложке, прядки нужно не отрывать от ленты, а как бы вытягивать. Поскольку волокна шерсти имеют определенную длину, то ленту нельзя зажимать слишком сильно, чтобы не препятствовать легкому отделению прядок.
Аккуратно и равномерно выложите в один ряд прядки шерсти на шаблон с небольшими припусками по краю. Последующие ряды выложите, перекрывая предыдущий. Подобным образом выложите первый слой на всю площадь шаблона изделия . Затем приступайте к выкладыванию второго слоя, поменяв направления рядов на 90°. Следите за тем, чтобы толщина раскладки была везде одинакова. В процессе раскладки цветной шерстью можно выложить фон, а на нём рисунок. Однако помните, что при валянии мылом трудно добиться четких, графических линий, поэтому желательно, чтобы рисунок полотна допускал смешение цветов и их смещение. А так же шерсть может полинять, поэтому перед валянием намочите небольшое количество шерсти в теплой воде и проверьте.
Раскладывайте шерсть для валяния только сухими руками. Если шерсть намокнет, вы не сможете выложить ее тонким ровным слоем.
От количества слоев зависит толщина валяного полотна. При расчете толщины раскладки необходимо учитывать то, что более тонкая пушистая шерсть будет давать большую усадку, чем грубая. Шерсть уваливается примерно в 3-5 раз, то есть, чтобы получить полотно толщиной в 3 мм, нужно сделать раскладку толщиной 1,5 см. Раскладывайте слои шерсти, перекрывая шаблон на 3-4см. Накройте работу сеткой и переверните её. Прежде чем раскладывать шерсть на вторую сторону шаблона смочите шаблон, подогните припуски шерсти на шаблон и только после этого укладывайте шерсть в другой стороны. Старайтесь, чтобы полотно было равномерно уложенным.
В процессе мокрого валяния можно одновременно выполнять декоративную отделку, добавляя волокна другого цвета, выложить орнамент, добавить нитки, привалять орнамент из шерстяной или шелковой ткани.
Валяние головного убора по шаблону
Разложенную на шаблоне шерсть накройте куском тонкой пленки или москитной сетки. Затем аккуратно смочите сетку мыльным раствором так, чтобы сетка прилипла к шерсти и не сдвигалась. При валянии изделий с выложенным цветными прядками рисунком плотно прижатая сетка предохраняет его от смещения. Обильно пропитайте раскладку теплым мыльным раствором, аккуратно наливая его и нажимая в этом месте на шерсть рукой. Важно равномерно и полностью смочить всю разложенную шерсть.
Пропитанная мыльным раствором шерсть перестает пружинить, превращаясь в плотную массу. Теперь приступайте к валянию. Начинать валяние головных уборов нужно с контура шаблона к центру. Не спеша, аккуратными движениями трите шерсть ладонями через сетку. Когда почувствуете, что шерсть по краям шаблона сцепилась, продолжайте выполнять движения в различных направлениях.
Если сетка начинает немного отходить от поверхности раскладки, значит, шерсть уже немного свалялась. Продолжайте валяние, понемногу увеличивая усилие.
Шерсть при валянии всегда должна быть теплой. Если она остыла, валяние замедлится. Чем горячей и насыщенней мыльный раствор, тем плотнее будет войлок. Валять без пленки можно только тогда, когда изделие уплотнится. Чтобы войлок получился плотным, достаточно каждый участок раскладки потереть ладонями около 100 раз.
Во время валяния следите за тем, чтобы на поверхности полотна не было излишков мыльной пены, и в то же время, чтобы оно не пересыхало. Дело в том, что излишки пены замедляют процесс валяния, а пересыхание полотна может привести к образованию катышков. Проверить оптимальность пропитки полотна можно, слегка нажав на него ладонью: мыльная пена должна тут же выступить, а когда вы уберете руку - впитаться обратно.
Сваляв одну сторону; снимите сетку, переверните полотно лицевой стороной вниз и продолжайте валять другую сторону. Чтобы проверить, свалялось полотно или нет, нужно потянуть на его поверхности шерстинки: если поднимается целая прядь, то полотно свалялось недостаточно и нужно продолжать валяние, если же поднимаются лишь отдельные волоски - полотно готово.
Для ускорения процесса можно воспользоваться скалкой, завернув работу в рулон и покатать её по 50 раз с каждой из четырех сторон.
Сваляв изделие до состояния полуфабриката, необходимо вынуть шаблон. Аккуратно срезаем край шляпки, затем тщательно уваливаем края шляпки с обеих сторон , чтобы в бедующем они не пушились и не растягивались. Затем проработать край - ребро разгладить и провалять, чтобы избежать утолщений. После того, как проработали шаблон и края шляпки достаем шаблон и выворачиваем полотно на изнанку. Провалять шляпку с изнаночной стороны. После того, как изделие подсело до желаемых размеров нужно сформировать тулью. Для этого используется специальная болванка.
В конце работы тщательно прополоскать изделие в теплой воде, отжать в полотенце, придать нужную форму на болванке и высушить.
Описание изготовления головных уборов
Мода для головы и с головой! Такие свалянные собственноручно головные уборы идеально дополнят ваш модный гардероб: авангардные или классические, шикарные или практичные, для загородной прогулки и пробежки по магазинам или для торжественного вечернего выхода – в любом случае ваша голова всегда будет выглядеть нарядно и находится в тепле.
Фетр ручной работы – великолепный материал для стильных и модных шляп. Из него можно сделать головные уборы самых разнообразных форм и цветов: элегантный берет, забавную шапочку, дерзкую шапку или строгую шляпку в стиле ретро… Выбор за вами, нужно лишь решить, какой фасон вам больше к лицу. Изготовить фетр совсем не сложно, а выполнение самой шляпки – невероятно приятное и увлекательное занятие, в чем вы легко убедитесь сами. Результат непременно превзойдет все самые смелые ожидания, ведь уникальная, сделанная своими руками шляпка свидетельствует о том, что ее обладательница – разносторонняя и утонченная личность.
Я предлагаю вашему вниманию несколько вариантов головных уборов. Возможно, вам понравиться одна из моделей и вы захотите выполнить её для себя или своих близких.
Расчет шаблонов:
Об – обхват головы – 58см. Для расчета высоты тульи используется мерка, которая измеряется от середины одного до другого уха (≈ 40см) при построении шаблона необходимо учитывать, что при валянии шерсть дает большую усадку до 40-50%.
Шаблон для шляпы с полями Шаблон для шапки
Модель «Шляпа для леди»
Шляпа с большими полями, цельноваляная, стильная и элегантная.
Выполнена из натуральной шерсти в технике "Мокрое валяние".
Декорирована шляпа атласной тканью.
Любите скачки? В этой шляпе можете смело отправляться в Аскот. И даже, если там вас пригласят на ужин в ресторан или на коктейль в бар, эта классическая модель яркого красного цвета послужит самым подходящим головным убором.
Материальные затраты: красная тонкая прочесанная лента 100гр – 95 руб, косая бейка 120см. – 12руб.
Модель «Весёлый горох»
Круглое и пестрое разноцветные горошины на скучном зеленом фоне обязательно поднимут настроение! Эта шляпка весь день греет вас и создает хорошее настроение вам и окружающим.
Зеленая шерсть 80 гр., разноцветная шерсть для отделки шариками 20 гр., болванка
Шляпка получилась немного тонкая, поэтому пришивали шарики с нижней пуговичкой. Края головного убора я уплотнила с помощью специальной машины для фелтинга.
Материальные затраты: прочесанная лента зеленого цвета 90 гр., шерсть белого и желтого цвета 10 гр. – 95 руб.
Модель «Веселое настроение»
Яркие, уютные, легкие шляпки сделают осень приятной и ласковой!
Такой красивый рельефный рисунок получается за счет вваливания шерстяных нитей.
Желтая шерсть, зеленые нитки мохер, болванка, шаблон №1
Разложить шерсть как описано ранее. Сверху хаотично разложить обрезки зеленого мохера. Валяйте по шаблону, а затем на болванке. Продолжительность валки немного больше, чем у обычного полотна. Это объясняется дополнением ниток. После окончания валяния, натяните шапочку на болванку. Выполнить отворот высотой 3-4 см.
Материальные затраты: желтая тонкая шерстяная лента прочеса 100 гр. – 95 руб., остатки мохеровой нитки зеленого цвета.
Модель «
Двухцветная романтическая шляпка в свежих тонах замечательно подойдет к весеннему пальто. Когда природа пробуждается и солнце начинает светить по-весеннему, нужно сразу надевать эту шляпку! Может быть, уже можно гулять на улице, наслаждаясь первыми теплыми солнечными лучами.
При изготовлении изделие получилось очень плотное и толстое. Для того что бы исправит этот недостаток я решила сделать прорези, которые сделали головной убор более легким и .
Смело делайте разрезы на шляпе: войлок – материал нетканый, поэтому он не осыпается и не потеряет своей прочности. В результате вы получите отличную шапочку, идеально облегающую вашу голову. Свалять такую шапочку можно по шаблону обычной модели котелка, но для придания формы вам потребуется высокая или куполообразная шляпная болванка.
Материальные затраты: шерсть желтая 50 гр., шерсть голубая – 50 гр.
Итого 95 руб.
Модель «Ретро»
Такая элегантная шляпка с ассиметричными полями создана для уверенных в себе девушках. Шляпка получается достаточно жесткой и это позволяет ей «сохранять форму» даже в самую ненастную погоду. По своему желанию, вы можете сделать края ассиметричными или ровными по всей окружности полей, расположив орнамент сбоку или сзади. Декорирован головной убор желтой шерстью с помощью иглы для фельцевания.
Материальные затраты: шерсть коричнева 50 гр., шерсть желтая 50 гр.
Итого – 95 рублей.
Изделия в технике мокрого валяния с добавлением ткани
Модель «Ушанка»
Вы станете популярны, появившись в обществе в таком оригинальном и стильном головном уборе. Яркий аксессуар шапка – ушанка выполнена в технике мокрого валяния вместе с лоскутом от павлопосадского платка. Павлопосадские орнаменты не могут оставить никого равнодушными. Они придают изделию фольклорный стиль. Этот головной убор подойдет для любого возраста. Взрослые оценят его теплозащитные свойства и найдут его очень удобным. Если в шапка – ушанка предназначена для ребенка, то уши у него всегда будут закрыты. Эта модель валяется на простой основе колпака.
Дополнение к ушанке – теплый яркий шарф с орнаментом из павлопосадских платков.
Для работы необходимо: красная шерсть, лоскут павлопосадских платков, косая бейка, шаблон №1, болванка.
Особенности валяния.
Разложить шерсть на шаблоне с двух сторон. Уложить лоскут и накрыть его края волокнами шерсти для лучшего сцепления с шерстяным полотном. Прежде чем выполнять мокрое валяние рекомендуется закрепить орнамент павлопосадских платков фелтингом. Это позволит вам качественнее выполнить вваливание орнамента. Сваляв колпак натяните его на болванку и оставьте для полного высыхания. По окончанию работы подрезать детали ушанки и окантовать косой бейкой.
Материальные затраты: тонкая красная шерсть 200гр. - 180руб, лоскут павлопосадских платков, косая бейка 2м – 24 руб.
Модель «Леди спорт»
Шляпа - жокейка идеально подойдет для конной прогулки, а если вы наденете на нее съемные поля, то ваш стиль поменяется из спортивного в романтический. В таком головном уборе Вы сможете пройтись после конной прогулки, и она уже вовсе не будет казаться спортивной.
Особенности обработки:
Валяние выполняется по шаблонам.
Разложить шерсть на шаблон, уложить орнамент павлопосадского платка, закрепить лоскут с помощью иглы для фелтинга. После валяния натянуть колпак на болванку и оставить о полного высыхании. Подрезать изделие по линии низа. Свалять тонкое полотно для козырька. В козырек вставлена пластиковая основа, которая не позволяет козырьку сохранять форму. Край жокейки обработан косой бейкой.
Съемные поля декорированы лоскутом павлопосадского платка. Под окантовочный шов вставлена шляпная струна, которая придает полям устойчивости, край обработан косой бейкой.
Материальные затраты: шерсть белая тонкая 200 гр. 190 руб, косая бейка цвета хаки 2м. - 20 руб., струна 60 руб., обрезки кроя павлопосадских платков. Итого – 210руб.
Модель «Дыхание весны»
Нарядная, весенняя шляпка романтического стиля. Дополнением к шляпе служат съемные манжеты, которые надеваются на рукава пальто. Если ваш цветотип весенний, то в такой шляпке вы будете выглядеть нежно и привлекательно.
Особенности обработки:
Форма головного убора свалена по шаблону. В тулью ввалено кружевное полотно и кружева, сама тулья свалена из шерсти цвета меланж, а поля из белой шерсти, что придает шляпке загадочность. Прежде чем валять шляпу, следует закрепить кружева, так как они тяжело вваливаются и могут сместиться. Под окантовочный шов вставлена шляпная струна, для того чтобы придать полям нужную форму. Край обработан косой бейкой белого цвета.
Манжеты свалены с помощью шлифовальной машины. По краю манжета волокно уложено в одном направлении, это дает возможность придать краю манжеты волнистую форму. В волокно ввалено кружево. Края манжет окантованы косой бейкой.
Материальные затраты: шерсть белая тонкая 200 гр. – 190 руб, кружевное полотно 50 см. – 75 руб., кружева 3 м. – 75 руб. Итого – 340 руб.
Шляпы из фетра
Модель «Тайна»
Эта элегантная фетровая шляпка подойдет для выхода в свет. Идеально будет сочетаться с коктельным платьем. А Разрезы на полях придадут загадочности и необычайности.
Особенности обработки:
Для данной модели была сделана тулья округлой формы строительной пены, а поля из пенопласта. Колпак замачивается в горячей воде на 2-3 минуты, затем натягивается на болванку, придавая желаемую форму. Затем на поля наносят разметку, по которой в последствии они разрезаются. После чего разрезанные поля укладываются закрепляются в желаемом положении. Шляпка декорирована Искусственным цветочком.
Материальные затраты: фетровый колпак -250 руб., декоративный цветок 160 руб. Итого – 410 руб.
Модель «Инь»
Хотите придать своему костюму женственности? Тогда Вам нужно надеть именно эту шляпку. Она будет сочетаться с классическим черным платьем и прекрасно подойдет для вечернего выхода или похода в ресторан.
Особенности обработки.
Болванку мы использовали округлой формы.
Шляпа - трансформер, поля на липучке. По полям размещен орнамент из ферта черного цвета. Край тульи и полей обработан черной косой бейкой. По краю полей под окантовку пришита шляпная струна, которая позволяет сохранять форму.
Материальные затраты: колпак из фетра – 250 руб, косая бейка 3 метра – 60 руб., «липучка» 60см – 35 руб. Итого 345 руб.
Модель «Ян»
Шляпа - трансформер. Если вдруг Вам надоест одна и та же модель, то вовсе не обязательно идти и покупать или делать новую достаточно просто перестегнуть поля и Ваш образ обновиться, а может даже и преобразиться так, что шляпа будет казаться новой. Поля декорированы аппликацией из черного фетра, которая крепиться с помощью клеевой паутинки.
Особенности обработки:
Для данной тульи мы сделали болванку из строительной пены квадратной формы. Края тульи и полей окантованы косой бейкой. По краю тульи пришита липучка, что позволяет обмениваться полями или тульями с моделью № 11.
Материальные затраты: колпак фетровый черный -250 руб, косая бейка черная 3 метра – 36 руб. для отделки использовался фетр из старой шляпы.
Итого 286 руб.
Модель «Современнейшее ретро»
Необычный головной убор в стиле ретро. Хороший повод вспомнить о моде 20-х годов. Эта шляпка подойдет очень смелой девушке, любящей остроту ощущений.
Особенности обработки:
Экстравагантный головной убор с подрезанными полями делает его похожим на кокошник. Этой шляпе дали «вторую жизнь». Ведь не обязательно использовать готовые колпаки или шерсть, можно просто взять старую шляпу переформовать, дополнить её современной отделкой, например, валенным цветком. Так что, если у вас есть старые шляпы не спешите их выбрасывать, подойдите к этому процессу творчески.
Перед работой необходимо распороть все швы, удалить нитки, намочить в теплой воде (можно постирать с мылом) и формовать на болванке. После того, как изделие высохнет аккуратно снять с формы и отрезать поля на половину шляпы. Окантовать край полей и разрез косой бейкой. Отвернуть отрезанную часть полей. Пришить, свалянный цветок.
Материальные затраты составляют: косая бейка 2 м. -20 руб., гребенная лента - 20 руб. Итого – 40 руб.
Модель «Апрельская капель»
Классическая женская модель коричневого цвета, с высокой овальной тульей. Фигурная форма полей, приподнятых вверх. Теплый цвет шляпки, идеально дополнит ваш гардероб.
Особенности обработки:
Для шляпки мы использовали велюровый колпак, болванку округлой формы. Колпак замочили в теплой воде на 3-5 минут и натягивая на болванку придали форму. Для того, что бы головной убор плотно облегал форму, натянули тесьму по линии низа тульи.
Материальные затраты: колпак -250 руб, репсовая лента 17руб, цветок из ткани – 38 руб.
Итого – 305 руб.
Шляпа «Вечно модный горох»
Шляпа "Горох" – это великолепный женский головной убор, выполненный из атласной ткани. Классическая по своей форме и оригинальная по дизайнерскому исполнению прекрасно подойдёт, для того чтобы всегда выделяться из толпы, останавливая на себе восторженные взгляды.
Ткань в горох, начиная с последних годов XVIII, не сходит с модных подиумов мира. А в ХХ веке, благодаря Ив Сен-Лорану, этот рисунок стал атрибутом модного веяния.
И в наши дни ткань в горох является неизменным фаворитом среди прочих своих конкурентов. Экстравагантная шляпа с широкими полями в горох придает вашему образу особую изюминку. Важной особенностью такой шляпы считается то, что она подходит женщинам практически любого возраста. Стилисты утверждают, что такой рисунок омолаживает внешность. Довольно актуальным в предстоящем модном сезоне считается пышное платье с юбкой или юбка – пачка. Многослойная юбка с использованием кринолина придаст образу некую кукольную романтику.
Особенности обработки.
Детали кроя.
Ткань верха: из белого атласа тулья, выкроенная «по косой» - 1 дет., донышко – 1 дет., поля; поля из ткани в горох.
Подкладка: донышко 1 дет., тулья 1 дет.
Прокладка из льняной ткани: донышко 1 дет., тулья 1 дет
Бязь клеевая: донышко 1 дет, тулья 1 дет.
Технологическая последовательность обработки.
Материальные затраты: атлас в горох 30см.- 51руб, атлас белый – 50см – 60руб., бязь клеевая 20см. – 18 руб., подкладка 20см – 12 руб., регелин 2 м – 30 руб., косая бейка 2 м.- 30 руб. вуаль 1 м. – 165 руб., цветок белый – 58 руб., перья черные 75 руб.
Итого: 465 руб.
Синамей
Воплотившись в превосходную летнюю женскую шляпу женственность и элегантность, поселились в ней навсегда. Превосходная летняя шляпа изготовлена из «Синамей». Полотно Синамей производят из листьев банановой пальмы произрастающей только в одном месте на нашей огромной земле, а именно на филиппинских островах. Широкие ассиметричные поля восхитительной женской шляпы подчеркнет обворожительные черты красивых лиц. Шляпа украшена композицией из искусственного цветка. Все элементы, объединяясь воедино, создают гармоничный женский головной убор, шляпа, классический и поистине очаровательный.:
Шляпа из синамея выполняются из 2 квадратов 90 х 90см.. Квадраты замачиваются в очень горячей воде, а затем натягиваются на болванку, после того как шляпка высохнет, края полей смачивают горячей водой и заворачиваютв2-3 раза, чтобы придать плотность краям. Данная шляпа декорирована цветком.
Материальные затраты: синамей 2м. – 600 руб., цветок 150 руб.
Итого 750 руб.
Шляпа из соломки
Оригинальный стильный яркий аксессуар в моей коллекции представлен шляпкой - вуалеткой.
Мини шляпка (шляпка-заколка) - это неотъемлемая деталь винтажного образа. Любому вечернему наряду мини-шляпка придаст оттенок ретро-винтажного стиля. Что и говорить, смотрятся мини-шляпки до сих пор весьма экзотично и эпатажно, поэтому с почти стопроцентной вероятностью Вы станете звездой любой вечеринки, прикрепив к прическе этот необычный предмет. Конечно, в обычной жизни мини-шляпка вам вряд ли пригодится, но в своем гардеробе иметь ее просто обязательно!
Мини-шляпки представляют собой шляпку-основу из соломки, которая крепится к волосам на зажиме. Благодаря этому зажиму Вы можете закрепить шляпку в любом месте, главное, чтобы она удачно дополняла вашу прическу. К шляпке-основе прикрепляются разнообразные декоративные элементы.
Неповторимые украшения из кринолина, перьев, цветка и вуаль, манящая своей таинственностью, всегда будете в центре внимания.
Такой необычайно красивый головной убор подойдет девушке к любому платью.
Поэтому необходимо иметь в своем гардеробе такую шляпку, чтобы почувствовать себя настоящей принцессой.
Особенности обработки:
Эта шляпка не требует особых усилии и затрат, достаточно соломенной основы круглой формы, вуали, цветка и кринолина. Главная трудность в работе правильно расположить оформления на основе и закрепит их ручными стежками. Для крепления шляпки используется зажим для волос.
Материальные затраты: соломенная основа -165 руб, кринолин белый 1 м. – 60 руб., цветок – 60 руб., вуаль белая смушками 60 см. – 99 руб, зажим 15 руб. Итого: 399 руб
Основная цель моего проекта доказать сверстницам, подругам, что шляпа не является возрастным показателем. Добиться этой цели я решила через создание коллекции шляп.
В ней продемонстрированы изделия, выполненные способом мокрого валяния с добавлением кружев и орнамента павлопосадских платков; фетровые изделия, шляпы из текстильных материалов; из соломки; синамей. Каждое изделии имеет свою особую декоративную отделку: аппликация, валенные цветы, ленты, кружева, искусственные цветы, перья, вуаль, кринолин. Головные уборы различны и по форме: кепки, Шляпы с полями, шапка-ушанка, трансформеры. В моей коллекции представлены головные уборы различных стилей: от романтичного до спортивного.
Такое разнообразие головных уборов позволит каждой девушке подобрать шляпку с учетом ее индивидуальных особенностей.
Работа над созданием коллекции шляп, позволила мне убедиться в том, что каждая девушка может носить шляпы. Шляпу вы можете купить в магазине, но помните, что Самой эксклюзивной шляпкой будет является та, которую вы сделали своими руками.
Для более полного сценического представления образа в своем проекте я выполнила пальто, платье и юбку.
Пальто классического стиля прилегающего силуэта, цвета слоновой кости, с минимумом конструктивных линий служит хорошим фоном для представления моей коллекции.
Черное платье - футляр, в котором нет ничего лишнего, позволит нам представить любую шляпу и создать новый образ.
Многослойная юбка романтического стиля с использованием кринолина из ткани в горох, являет неизменным фаворитом среди прочих своих конкурентов.
Если вы хотите познакомиться с историей шляп, узнать из каких материалов их изготавливают, как декорируют ближе, ознакомиться с моими моделями, вы можете посетить сайт школы ( http://sch-930.narod.ru/ ), на котором есть ссылка на мой сайт.
Словарь головных уборов
БОЛЕРО – небольшая круглая шляпка, поля которой загнуты вверх
БОЛИВАР – мужская широкополая шляпа, модная в 20-х гг. 19 в.
БОРСАЛИНО – названная по имени миланского шляпника Джованни Борсалино, элегантная мужская шляпа из мягкого фетра, которая была популярна среди женщин вплоть до 30-х годов
КАЛАБРИЙСКАЯ ШЛЯПА – остроконечный головной убор с широкими, мягкими полями
КАНОТЬЕ – соломенная шляпа с жесткой плоской круглой тульей и ровными полями
КАПОТ – небольшая, высоко надетая дамская шляпа
КОЛЕСО – женская шляпа с плоской тульей и очень широкими круглыми полями, была в моде около 1910 года, а также и в 50-е
КОТЕЛОК – твердая мужская шляпа с круглым выпуклым дном и небольшими полями
СЛАУЧ – фетровая шляпа с небольшими опущенными полями
СОМБРЕРО – лёгкая широкополая шляпа (у жителей Латинской Америки, Испании).
ТАБЛЕТКА – крохотная круглая или овальная шляпка без полей, закрепляемая на волосах специальной булавкой
ТРЕУГОЛКА – шляпа с полями, сдавленными в три угла
ТОК – жесткая, обыкновенно плоская шляпка без полей, часто красиво отделанная перьями, нитками жемчуга или вуалью
ФЕДОРА – шляпа со средней тульей и прямыми, относительно узкими полями. Обычно изготавливается из фетра
ЦИЛИНДР – высокая мужская шляпа из шелкового плюша с небольшими твердыми полями
ШАПОКЛЯК – складная шляпа-цилиндр
Литература:
Машенька - ветреные косы
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Знакомимся с плотностью жидкостей
Браво, Феликс!
Глупый мальчишка