Автор исследовала разные головные уборы бурят, особенности изготовления, цвета и фасона. Надя пришла к выводу, что в условиях степи, где постоянно дуют ветра, головные уборы были необходимы бурятам для сохранения здоровья.
Вложение | Размер |
---|---|
golovnoy_ubor_buryat.doc | 53 КБ |
Головной убор.
Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является — синий, который символизирует синее небо, вечное небо.
Обязательным дополнением к костюму, как мужчин, так и женщин были головные уборы, в которых четко проявлялись региональные различия. Особенно это заметно при сравнении шапок забайкальских и предбайкальских бурят. Традиционные шапки шились вручную, наряду с ними носили также и покупные. Головные уборы носили с детского возраста, детские ничем не отличались от взрослых. Женщины снимали шапки только тогда, когда ложились спать. Традиционно головные уборы шили по сезону и назначению: зимние и летние, будничные и нарядные. Материалом служило сукно черного или синего цвета. Нарядные шапки шили из шелковых тканей сине-голубых тонов. Околыш летней шапки покрывали плисом, бархатом, использовались также меха выдры, мерлушки, рыси, лисицы, колонка. Тулью шапки иногда утепляли войлочной подкладкой или мерлушкой, также использовались беличьи и заячьи меха.
Мужские головные уборы.
- юудэн малгай (шапка-капюшон) - цельнокроеный, одношовный головной убор с наушниками и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шапка состояла из двух половин, цельнокроеных: верх выкраивался вместе с наушниками и мысиками, узким в налобной и широким в затылочной части. Ткань - сукно черного или синего цвета, как и субу - накидка, одеваемая в непогоду. Такая одежда бытовала у бурят степных районов: закаменских, джидинских, агинских бурят. У монголов подобная шапка называлась юбан, у казахов - башлык.
- хасабшатай малгай (шапка с ушами) - цельнокроеный зимний головной убор с высокой тульей и наушниками. Верх шапки и наушники выкраивались из одного куска ткани. Шов проходил по затылочной части. На лицевой и затылочной сторонах оставлялись выступы, которые в теплую погоду заворачивались вверх вместе с наушниками. В мороз и ветреную погоду наушники носили спущенными. Такие шапки носили мужчины, женщины и дети.
- тойробшо малгай (конусообразная с загнутым верхом и пришитыми краями) - летний вариант шапки с ушами. Ее также носили и мужчины, и женщины, и дети.
- шобогор малгай (островерхая шапка с вертикальной строчкой тульи) - такую шапку считали головным убором монголов, лам, принявших обет святости старушек (шабганса). Такая шапка была обязательной для мальчика с пятилетнего возраста, если его собирались отдавать в дацан. Подобные шапки встречались у бурят Селенгинского, Джидинского и Кяхтинского районов Забайкалья, где были расселены сартулы и другие выходцы из Монголии, а также у тюркоязычных народов Саяно-Алтая - тувинцев, алтайцев. Шапки носили все: и мужчины и женщины и дети. Обязательное украшение островерхих шапок - навершия: залаа (кисточки из красных шелковых ниток), жэншэ (узел из красного шелкового шнура), дэнзэ (металлическое навершие).
- татар малгай - татарская шапка. В Иркутской области наиболее распространенной была шапка в форме колпака из камусов, отороченного по нижнему краю мехом рыси. Эта шапка называлась «татар малгай» - (т.е. «татарская»), подобная форма шапки бытовала у многих народов.
- халюун малгай - нарядная шапка из выдры. Ее носили иркутские буряты. Круглый верх шили из бархата, нижнее цилиндрическое поле из шкур выдры. Мех выдры - дорогой, очень ноский, поэтому выходцы из Иркутской области - особенно пожилые люди - иногда носят их и сегодня. Эта шапка считалась нарядной, праздничной. Женщины надевали шапки «бизга» или бортого малгай. Верх делали из куска ткани, заложенного в мягкие складки. В центре пришивали кружок картона, обшитый тканью, тулья обшивалась позументом. На свадебных шапках вместо позумента пришивали цветы, листья из бархата, шелка, парчи, окрашенные перья.
У забайкальских кочевников наиболее популярны 3 типа шапок:
Наиболее древний, цельнокроеный, одношовный головной убор юyдэн, с наушниками, и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шапка состояла из 2-х половин - правой и левой. Верх выкраивался вместе с наушниками, был узким в налобной и широким в затылочной части. Такая форма хорошо защищала лицо и шею. Шили ее из черного или синего плотного сукна, как и субу - накидку, надеваемую в непогоду.
Данная одежда (суба и юдэн) чаще всего встречалась у бурят степных районов (агинских, кяхтинских, джидинских, закаменских). У монголов она называлась юбан, у казахов - башлык, у тувинцев - бyдзэлгэ. (Р. Бадмаева).
Традиционным головным убором бурят южных районов считалась «32-пальчатая шапка» (32 хургатай малгай) с высокой конической тульей, отогнутыми полями. Использовались ткани преимущественно синего цвета. Для шитья шапки двухслойный кусок материи простегивали, расчертив на усеченные 32 конуса-сегмента, каждый сегмент набивали шерстью, после чего края сшивали. На верхушку тульи пришивали навершие жинчи в виде шарика из кусочка кедра, обтянутого материей, или из толстых шнуров ткани завязывали узел «улзы». К жинчи привязывали также залаа - красную шелковую кисть из крученых шнуров или шелковых ниток. Оторочку зимней шапки делали из меха рыси, выдры, лисы. Передняя часть отворота шапки - козырек назывался парабша, далибша, по бокам пришивались наушники-хасабша.
Очень было важно, чтобы швы были ровными, если шов был кривой, то такой головной убор нельзя было носить. Число 32 соответствовало числу 32 божеств Сундуя. Есть еще одно объяснение числа строчек 32 - «32 поколения монголоязычных народов».Такие шапки с вертикальными строчками носили ламы, старушки и мальчики, если их собирались отдавать в дацан.
Головной убор хори-бурят прострачивался 11 горизонтальными строчками - по числу 11 родов хоринских бурят. На головном уборе агинских бурят строчек было 8 - по числу 8 агинских родов.
Летний вариант шапок состоял также из тульи и околыша, выкроенных отдельно и пришитых друг к другу. Верх шапки и наушники зимних шапок выкраивались из одного куска ткани. Такая шапка называлась хасабшатай малгай. В холодную и ветреную погоду наушники носили спущенными, иногда завязывали под подбородком. В теплую погоду наушники заворачивали наверх и завязывали тесемкой на затылке. Зимние шапки подбивали мехом рыси, выдры, мерлушкой.
Цонгольская шапка отличается закругленным невысоким верхом тульи, сравнительно широким околышем (татургой), расширяющимся над серединой лба, верх тульи джидинской шапки острый, высокий, более узкий околыш имеет одинаковую ширину по всей окружности тульи. Джидинские зимние шапки из меха выдры были ниже цонгольских. Цонгольская обувь отличалась более загнутым носком и нетолстой подошвой.
Женские головные уборы
Шапки носили с детского возраста, по покрою они ничем не отличались от шапок взрослых. Женщины снимали шапки только тогда, когда ложились спать. Покрой, конструктивные особенности позволяют выделить несколько типов головных уборов как общих с мужскими, так и отличных от них.
Традиционный зимний головной убор - хасабшатай малгай - с высокой тульей и наушниками.
Летняя шапка - тойробшо малгай. Околыш нарядных шапок обшивали плисом, мехом выдры, что могли себе позволить только состоятельные женщины.
Шобогор малгай - у женщин Селенгинского, Кяхтинского, Джидинского и других районов юга Бурятии.
Вязаная шапочка в виде колпачка - шар, шаровка. Она почти исчезла к концу XIX в. Позже эта шапка была заменена покупным головным убором типа кубанки. Распространена в Предбайкалье.
Летняя шапочка - бортого - головной убор девушек и молодых замужних женщин Иркутской области. Невысокая (10-12 см) шапка из прямого куска ткани с круглым плоским верхом. Бортого (зимний меховой вариант) носили зимой с выходным костюмом. Убор сохранялся до недавнего времени в качестве повседневного у пожилых женщин.
Бизга малгай - разновидность летних шапочек. Прямая, невысокая с круглым верхом, делалась из узкой (шириной 6-8 см) ткани. Верх убора выполняли также из прямого куска ткани, но собирали в складки в центре шапки. Здесь пришивали цветную ткань на картонной основе, монету или красивую пуговицу. Бизга встречалась в Боханском районе Иркутской области и была больше нарядным, свадебным головным убором.
Дополнением к шапкам у буряток Забайкалья были повязки даруулга, татуурга. Их надевали на голову с нарядной шапкой, обычно в теплое время года, на свадьбу, на гулянье. Это украшение в Селенгинском районе имело вид короны с выступом на лицевой части, даруулга хоринцев была прямой и неширокой. Даруулга обычно шили из шелка, плиса, бархата, как правило, синего цвета на твердой основе (береста, картон). Сверху нашивали бусы, кораллы с редкими вставками бирюзы, малахита, янтаря. Повязка девушек отличалась височными подвесками из связок бус, составленных пучками. Каждое звено заканчивалось кистями ярко-красных ниток, пластинами, монетами из серебра. Замужние женщины носили повязку без подвесок.
Головной убор для бурята, монгола - предмет, наделенный особой сакральностью. Форма убора - полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии. Конусообразная форма напоминает контуры гор - обиталищ духов, хозяев, божеств. Шапка наверху завершается дэнзэ - серебряным навершием полусферической формы с красной бусиной, символизирующей солнце. От нижней части дэнзэ вниз струятся красные шелковые кисти - символ животворных солнечных лучей, материализованных в предметном воплощении. Также кисти на шапке символизируют жизненную энергию (hyp hулдэ). Полная символика верха головного убора: тyрэл гарални олон болуужан, hyp hyлдэмни юумэндэ диилдэшэгyй бадаржа, орой дээрэмни хиидэжэ ябуужаг («Пусть мой род приумножается, как лучи золотого солнца, пусть моя жизненная энергия не иссякает и развевается надо мной»). По этому поводу бытует пословица: «Муутулюурай шэнжэ - мухар малгай». Нижний околыш (тойробши) - круг, сшитый из черного или темно-коричневого бархата, более состоятельные отделывали его мехом соболя, выдры. Черный цвет - символ земли (почвы), которая питает все живое.
Таким образом, в головном уборе сосредоточены 4 стихии: огонь, солнце, воздух, вода и земля. По вертикали символы верхнего мира - солнце, среднего - горы, нижнего - земля. Поэтому головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно. Совершая различные обряды, связанные с подношением угощений духам местности, гор, рек, при встрече гостей или проведении свадебных обрядов буряты обязательно надевали головные уборы.
Головные уборы. Как мы видим, одежда выполняет множество функций: практическую, маркера социального статуса, апотропейную, эстетическую, этнодифференцирующую и др. Аналогичные функции выполняли и головные уборы. Традиционные головные уборы бурят, как и других монголоязычных народов, были признаком родовой и сословной принадлежности владельца и отличались большим разнообразием: по головному убору, а не только по говору, обычно определяли, откуда человек родом.
Головные уборы предбайкальских бурят имели достаточно сильное отличие от головных уборов жителей Забайкалья. И если в прическе и украшениях женщин подчеркивались возрастные социальные различия (девушка - замужняя женщина), то головные уборы предбайкальских буряток отражали это в меньшей степени. По сравнению с восточными бурятами в головных уборах бурят Иркутской области была менее выражена родовая принадлежность. В литературе исследователи отмечают в основном территориальную принадлежность.
В бурятском языке термин малгай обобщенно называет любой головной убор. Поэтому данный термин входит в состав названий разных видов головных уборов.
Для женщин западных бурят в XIX - начале XX в. были характерны следующие виды головных уборов:
шар малгай (шаровка) -наиболее архаичный вариант головного убора. Это был головной убор в виде вязаного колпачка из черных и красных шерстяных нитей с околышем. Возможно, именно о ней И. Г. Георги писал, что женские шапки буряток такие же, как у мужчин, -"плоския китайския, с круглым околышем и большой кистью". Из черных нитей вязали тулью (околыш), из красных - верх. Позже ее стали выкраивать из сукна черного цвета или же сохраняли красно-черное цветовое сочетание. Украшали круглыми пуговицами, металлическими пластинами, нашивками белых бус. К концу XIX в. практически исчезла и была заменена покупным головным убором типа кубанки. Более легкий ее вариант (елбогой) делался из фетра. Встречалась у верхоленских бурят Предбайкалья;
бортого малгай - шапка молодых замужних женщин и девушек Иркутской области. Использовалась для холодного времени года. Она была с невысокой твердой тульей (но выше, чем у биизга малгай), 10-12 см высотой, выкроенной из прямого куска ткани и с плоским круглым верхом. Шилась из шелка, парчи, плиса или бархата. Украшали позументом. Околыш украшали узорами из ярких шелковых нитей или позументом алтан пудалтай. Здесь интересно отметить, что в словаре К. М. Черемисова бортого на западном наречии значит "берестяная посуда, лукошко из бересты". Возможно, это название данный головной убор получил из-за своего внешнего вида, чем-то напоминающего лукошко, или по тому, что его тулья могла прежде укрепляться берестой, которая была распространенным поделочным материалом у бурят повсеместно, но особенно среди аларских буряток. Аналогичные шапки бытовали в костюме калмычек и монголок;
халюун малгай - шапка такого же покроя, выкроенная из меха выдры, носили зимой (на подкладке, с невысокой тульей из меха, которая хорошо держала форму, и с мягким круглым плоским верхом из плиса или бархата) или в праздничных костюмных комплексах. Мех выдры отличался высокой носкостью, поэтому очень ценился. Чаще встречалась среди боханских и осинских бурят;
биизга малгай - женская шапка, напоминающая тюбетейку. Использовалась в теплое время года. Ее тулья также кроилась из прямого узкого куска ткани, шириной 6-8 см.
Простые новогодние шары из бумаги
Плавает ли канцелярская скрепка?
Разлука
Рисуют дети водопад
«Течет река Волга»