Изысканное искусство – создание декоративных цветов – в принципе доступно каждому, кто имеет вкус, фантазию и хорошие руки. Но, как и во многом другом, здесь важно желание. Сейчас часто можно услышать возражения типа: «Ну зачем...», «Кому это надо, когда все можно купить...», «Рукоделие – это сплошная скука...» Подобное мнение, конечно, огорчает – увы, это дань бестолковому, суетливому и во многом бездуховному времени. Любое творчество благотворно влияет на человека, да и сохранение традиционных ремесел и техник очень важно для культуры. Творчество в некотором роде и своеобразная психотерапия, а потом не стоит забывать, что у нас много больных людей, ограниченных пространством квартиры, часто прикованных к постели. А такое прекрасное занятие, как изготовление цветов, отвлекает, успокаивает и облагораживает душу. Хорошо заниматься им и с детьми, потому что любая ручная работа развивает общую моторику, воспитывает такие нужные качества, как терпение, внимательность, усидчивость. Создание цветов не только пробуждает фантазию, но и помогает ребенку постигать этот прекрасный мир, а совместное творчество родителей и детей способствует взаимопониманию и любви в семье.
Необходимые инструменты, красители, клей сейчас продаются в специальных художественных магазинах, но многое можно сделать и самим или найти инструментам замену, например вместо бульки использовать глубокую суповую ложку или мерную металлическую ложечку для сыпучих веществ (но это в крайнем случае). Наверное, именно в глубинке, особенно в зимние, долгие вечера, люди, далекие от бесконечной суеты больших городов, и могут спокойно заниматься творчеством, в частности – создавать прекрасные цветы своими руками.
Актуальность: данный вид творчества на сегодняшний день является востребованным, простые и одновременно яркие букеты, составленные из искусственных цветов, способны украсить унылые интерьеры общественных мест или создать яркое декоративное пятно в комнате. Зимой вас несомненно порадует букет из искусно выполненных соцветий цветущего льна, васильков, маков, ромашек.
Проблема: возможно ли использование кожи при изготовлении цветов.
Новизна моей работы заключается в том, что эти цветы будут сделаны моими руками и по созданному эскизу. Они будут выполнены из материала который предназначался для выброса..
Для изготовления декоративных цветов из кожи подходят разнообразная однотонная кожа, новая или уже использованная одежда, сапоги. Пригодятся и различные кусочки ткани, оставшиеся после шитья; с небольшими (30–50 см) кусками тканей даже удобней работать. Для украшения цветочных бутоньерок используется и разнообразная декоративная фурнитура: бисер, бусы, красивые пуговицы, тесьма, различные небольшие серебряные пряжки и пуговички, золотые и серебряные шнуры – очень многое, что можно найти в коробке для рукоделия.
Главное – это органичность материалов, используемых в одном изделии. Например, трудно гармонично сочетать легкий капроновый венчик цветка с листьями из свиной кожи. Но, с другой стороны, запретных сочетаний нет, и такой вариант тоже можно сделать красивым по цвету или форме. А можно кожу поменять на лайку или капроновый цветок сделать махровым. Это – задача творческая.
Поэтому посвятил свой проект - декоративным цветам в технике «работа по коже».
Цель работы над творческим проектом – изготовить декоративные изделия из кожи.
В процессе работы мне предстоит решить следующие задачи:
• Изучить сведения об искусстве декоративных цветов.
• Подобрать инструменты и материалы для работы.
• Освоить и закрепить основные приемы работы с кожей.
• Выполнить декоративные аксессуары из кожи.
Прогнозируемый результат:
- написать творческий проект;
- выполнить декоративные аксессуары из кожи, которые подошли бы к женской одежде и радовало бы всех .
При выполнении работы использовались следующие методы:
1. практический;
2. частично – поисковый;
3. получение результатов.
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_tehnologii.doc | 298.5 КБ |
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение
Куть-Яхская СОШ
Женские аксессуары
в технике «работа по коже»
Разработчик: ученица 9 класса
НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»
Томашевская Наталья Михайловна
Руководитель:
Исянова Елена Викторовна
учитель технологии НРМОБУ
«Куть-Яхская СОШ»
п.Куть-Ях
2012 г.
Введение
Любовь к искусству- вечное горенье,
Художнику как сладостное бремя.
Творение рук- источник наслаждения,
Излечит душу и заполнит время.
Изысканное искусство – создание декоративных цветов – в принципе доступно каждому, кто имеет вкус, фантазию и хорошие руки. Но, как и во многом другом, здесь важно желание. Сейчас часто можно услышать возражения типа: «Ну зачем...», «Кому это надо, когда все можно купить...», «Рукоделие – это сплошная скука...» Подобное мнение, конечно, огорчает – увы, это дань бестолковому, суетливому и во многом бездуховному времени. Любое творчество благотворно влияет на человека, да и сохранение традиционных ремесел и техник очень важно для культуры. Творчество в некотором роде и своеобразная психотерапия, а потом не стоит забывать, что у нас много больных людей, ограниченных пространством квартиры, часто прикованных к постели. А такое прекрасное занятие, как изготовление цветов, отвлекает, успокаивает и облагораживает душу. Хорошо заниматься им и с детьми, потому что любая ручная работа развивает общую моторику, воспитывает такие нужные качества, как терпение, внимательность, усидчивость. Создание цветов не только пробуждает фантазию, но и помогает ребенку постигать этот прекрасный мир, а совместное творчество родителей и детей способствует взаимопониманию и любви в семье.
Необходимые инструменты, красители, клей сейчас продаются в специальных художественных магазинах, но многое можно сделать и самим или найти инструментам замену, например вместо бульки использовать глубокую суповую ложку или мерную металлическую ложечку для сыпучих веществ (но это в крайнем случае). Наверное, именно в глубинке, особенно в зимние, долгие вечера, люди, далекие от бесконечной суеты больших городов, и могут спокойно заниматься творчеством, в частности – создавать прекрасные цветы своими руками.
Актуальность: данный вид творчества на сегодняшний день является востребованным, простые и одновременно яркие букеты, составленные из искусственных цветов, способны украсить унылые интерьеры общественных мест или создать яркое декоративное пятно в комнате. Зимой вас несомненно порадует букет из искусно выполненных соцветий цветущего льна, васильков, маков, ромашек.
Проблема: возможно ли использование кожи при изготовлении цветов.
Новизна моей работы заключается в том, что эти цветы будут сделаны моими руками и по созданному эскизу. Они будут выполнены из материала который предназначался для выброса..
Для изготовления декоративных цветов из кожи подходят разнообразная однотонная кожа, новая или уже использованная одежда, сапоги. Пригодятся и различные кусочки ткани, оставшиеся после шитья; с небольшими (30–50 см) кусками тканей даже удобней работать. Для украшения цветочных бутоньерок используется и разнообразная декоративная фурнитура: бисер, бусы, красивые пуговицы, тесьма, различные небольшие серебряные пряжки и пуговички, золотые и серебряные шнуры – очень многое, что можно найти в коробке для рукоделия.
Главное – это органичность материалов, используемых в одном изделии. Например, трудно гармонично сочетать легкий капроновый венчик цветка с листьями из свиной кожи. Но, с другой стороны, запретных сочетаний нет, и такой вариант тоже можно сделать красивым по цвету или форме. А можно кожу поменять на лайку или капроновый цветок сделать махровым. Это – задача творческая.
Поэтому посвятил свой проект - декоративным цветам в технике «работа по коже».
Цель работы над творческим проектом – изготовить декоративные изделия из кожи.
В процессе работы мне предстоит решить следующие задачи:
• Изучить сведения об искусстве декоративных цветов.
• Подобрать инструменты и материалы для работы.
• Освоить и закрепить основные приемы работы с кожей.
• Выполнить декоративные аксессуары из кожи.
Прогнозируемый результат:
- написать творческий проект;
- выполнить декоративные аксессуары из кожи, которые подошли бы к женской одежде и радовало бы всех .
При выполнении работы использовались следующие методы:
1. практический;
2. частично – поисковый;
3. получение результатов.
1. Исследование и развитие идеи.
Кожа – необычайно красивый и пластичный материал. Хорошо выделанная кожа сама по себе красива и не нуждается в дополнительных украшениях. Украшения призваны подчеркивать характер изделия, придавать ему выразительность.
С древнейших времен известно множество приемов декоративной обработки кожи: крашение, драпировка, термообработка, формование, тиснение и штамповка, резьба и гравирование, аппликация и вышивка, золочение и серебрение, интарсия (инкрустация), выжигание, батик, украшения плетеными узорами.
Цветы можно выполнить из любой кожи. Не выбрасывайте старые кожаные изделия, сумки, куртки, голенища сапог, перчатки. Даже самые потрепанные и невзрачные на первый взгляд вещи пригодятся в работе. Обыкновенные кремы для обуви и вазелин хорошо отполируют кожу и скроют потертости, придадут изделию законченность.
Такие цветы можно использовать в серьгах и украшениях, для сумок и заколок, а также для создания целых панно.
Можно изготовить изделия, имитирующие живые цветы. Подобрав юфть (это прожированная кожа, дубленная корой ивы, бывает красного, черного или бежевого оттенков, изготавливается из кожи лошадей, оленей, свиней) или другие кожи растительного дубления разных оттенков. Годятся и мягкие кожи естественных окрасок. Любую кожу можно сделать более мягкой, если долго мять руками. Касторовое или машинное масло размягчают кожу и делают ее более пластичной.
Для окрашивания кожи в разные цвета удобно использовать аэрозольные краски для обуви или цветные лаки для волос. Но существуют и многовековые традиции окраски кожи. В средние века кожевенники при дублении использовали дубовую кору, желуди, кору каштанов, ивы, сосны, ели. Не выделанную кожу окрашивали растительными отварами. Для получения желтого цвета готовили отвары из ромашки или незрелых плодов черного тмина. Красный окрас достигали, используя соки диких яблок, гранатов или вермут. Коричневые оттенки получали, варьируя концентрации отвара желудей. Для получения насыщенного коричневого цвета в отвар из желудей иногда добавляли незрелые грецкие орехи. В зеленый цвет кожу окрашивали медным порошком. В каждом доме есть свои рецепты окраски яиц к Пасхе. Попробуйте поэкспериментировать и с кожей. Искусственные красители приготовить проще, но кожа – натуральный материал и естественная окраска смотрится куда выигрышней. Не торопитесь сразу окрашивать большие куски, сначала попробуйте на маленьких.
Вот вариант окрашивания анилиновыми красителями. Один пакетик красителя разведите в 0,3 л кипятка и процедите. В раствор температурой 45-500С опустите намоченную и разглаженную кожу. Избегайте заломов. Оставьте кожу в растворе до остывания.
1.1 История кожи
Трудно представить что-либо более прекрасное, чем цветы. Как только человек научился изготавливать одежду и обрел жилище, он стал придумывать, как и чем их украсить. Первые модницы, скорее всего, делали украшения из перьев и меха (что-то вроде цветка из хвостиков горностая или розетки из фазаньих перьев, перышек удода или сойки). Жилища украшали сухими букетами, засушенными венками, позже – тканями с вышитыми или вязаными цветами. Постепенно, с развитием ремесел, цветы и венки стали делать и из других материалов: кованные из металла, вырезанные из жести и кожи, из бумаги и ткани, фарфора, стекла, бисера и воска. В Чехии, например, было модно украшать дом «каменными» розами. Живые, полураскрытые цветы опускали в источники, насыщенные минеральными солями, и там выдерживали некоторое время. Цветы покрывались известковым налетом и сохраняли свою форму на долгие годы.
Искусственные цветы были известны уже в древности. В 3000 году до нашей эры египтянки украшали себя искусственными цветами, а от них это искусство переняли и гречанки. У Плиния есть указание, что искусственные цветы привозили из Египта в Грецию в 350 году до нашей эры. В средневековой Европе, в Испании и Италии, в монастырях занимались изготовлением цветов для украшения храмов и религиозных праздников.
В XV веке из Италии это искусство распространилось во Францию, которая стала и до сих пор остается законодательницей моды в изготовлении одежды и аксессуаров к ней, в частности искусственных цветов. Здесь это искусство стало светским. Возникли большие центры ручного производства в Париже и Лионе.
В конце XVIII века искусственные цветы начинают изготавливать промышленным способом. Это была очень трудоемкая и даже вредная работа. Вот что можно прочесть в энциклопедии 1903 года: «Делание цветов из ткани и бумаги производится кустарным способом, и этим занимаются женщины и дети. Работа эта плохо оплачиваемая, очень вредна для здоровья, так как для окраски употребляют содержащие мышьяк, медь, свинец и даже ртуть краски». В середине XIX века уже при каждой швейной или шляпной мастерской были свои мастерицы, занимающиеся цветами. Тогда же это искусство изготовления декоративных цветов через Польшу пришло и в Петербург – законодатель моды в России.
В советское время это искусство считалось «пережитком буржуазного прошлого» и было забыто на долгие годы. Оно возродилось после Отечественной войны, когда к России была присоединена Прибалтика. Там традиция украшения одежды декоративными цветами не прерывалась, и ее переняли офицерские жены. Именно в военных гарнизонах, рассеянных по всей огромной стране, женщины шили, вязали, украшали одежду и свои скромные жилища, и во многом им мы обязаны тем, что в нашей стране сохранились различные художественные техники и ремесла.
В истории моды прослеживается несколько пиков увлечения искусственными цветами. Интерес к ним особенно возрастал, когда в моду возвращались шляпы с украшениями в виде цветов и фруктов или замысловатые прически.
В конце XVIII века (1776–1782 годы) дамы сооружали причудливые прически, которые должны были сделать фигуру более высокой. Это достигалось за счет вплетения в волосы и закрепления на макушке перьев, букетов и лент.
В эпоху ампир, около 1806 года, в моду вошли удлиненные чепцы, затейливо украшенные лентами и декоративными цветами.
В Париже дамы носят шляпы-шуте, а также широкополые шляпы – и те и другие богато декорируются цветами (1812–1823 годы).
В эпоху бидермейер, с 1837 года, господствовал настоящий культ шляпных украшений. Шляпы декорировались самым причудливым образом и, конечно, искусственными цветами. Прически эпохи бидер-мейер опять усложняются и пышно декорируются. Платья тоже обильно украшаются искусственными цветами. Любимый цветок – роза. В конце периода бидермейер, с 1860 года, в моду возвращаются скромные прически, но с обязательным украшением венками из искусственных цветов. Цветы и ленты вплетались в локоны, были модны украшения в виде диадем из цветов.
С 1886 года, в моде опять широкие женские шляпы мягких очертаний, которые столь пышно украшаются искусственными цветами, лентами и перьями, что напоминают вазы.
Если в период господства стиля бидермейер розы не только служили украшением, но и создавали рисунок платья, когда каждая складка закреплялась цветком, то Жан Кокто создал балетный костюм, состоящий из одних гирлянд роз, прикрывающих тело.
Мода имеет тенденцию возвращаться. Одиночные элегантные цветы в качестве украшения для шляп, прелестные бутоньерки для выходных платьев современны и сейчас. По сей день английская аристократия приезжает на ежегодные скачки в Дерби в традиционно роскошных, замысловатых шляпах, обильно украшенных декоративными цветами и другими элементами. Многие модельеры (Унгаро, Валентино, Юдашкин) используют искусственные цветы для украшения одежды.
1.2. Основные приемы декорирования
Декор (от лат. decoro — украшаю), система украшения сооружения (фасада, интерьера)
или изделия. Коллаж, (франц.collage - наклеивание)
Прием, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся по цвету, фактуре. Аппликация (от лат.аррНсаир - прикладывание)
Создание худ. изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала. Кожаная пластика.
Кожа — чудесный материал. Разнообразный по внешнему виду, прочный, пластичный, интересный в работе. Из кожи можно сделать много красивых вещей, а старые кожаные изделия (обувь, куртки, сумки), лоскутки от новой кожи всегда найдутся в каждом доме.
Умельцев, работающих с кожей, народ ценил и воспевал в мифах и легендах. Кожаная посуда, прочная и легкая, украшенная аппликацией и тиснением, широко применялась у кочевых народов. Чабаны Казахстана и Калмыкии до сих пор пользуются такой посудой.
.
2. Банк идей и предложений
Так как цель овладеть основными приемами декорирования, то были рассмотрены такие варианты изделий:
Модель 1.
Покрывало «Нежность».
Размеры: Н-1м 50.
Степень сложности: не сложное
Заманчивая идея воплощена в сложном покрывале «Нежность».
Имея навык работы, мне будет не сложно выполнить
это покрывало, так как оно состоит из крупных деталей (см. приложение).
Модель 2.
Покрывало «Сияние».
Размеры: Н-1м 50.
Степень сложности: сложное
Это покрывало состоит из мелких деталей, материал-мех.
Думаю, что на ее выполнение уйдет много времени,
и мне сложно будет выполнить работу достаточно хорошо.
Модель 3.
Покрывало «Мой край»
Размеры: Н-2м 30.
Степень сложности: сложное
Это покрывало выполнено в ярких, красках, поэтому пейзаж
по центру изделия, смотрится актуально.
От этого изделия веет теплом и радостью.
Выполнение необходимых заготовок не должно вызвать
больших затруднений, да и в процессе изготовления покрывала
можно хорошо освоить навыки техники аппликации по ткани (см. приложение)
3. Технология работы над изделием
Выполнение лоскутного изделия, как правило, представляет собой последовательный, поэтапный процесс. Такой подход обеспечивает технологичность на протяжении всей работы, а в итоге — высокое качество изделий из текстильного лоскута. Рассмотрим эти этапы.
3.1. Выбор, подготовка и определение расхода материала.
На этом этапе в выбранной цветовой гамме для изделия подбирают ткани для верхнего (лицевого) лоскутного полотна и для изнаночной стороны. Это могут быть синтепон, ватин, шерстяные платки и т.п.
3.2. Выполнение рабочего чертежа.
На этом этапе выполняют чертеж в натуральную величину: С рабочего чертежа снимают выкройки деталей рисунка и изготавливают шаблоны на детали всех размеров и форм. Для этого разрезают чертеж на отдельные детали рисунка и фона. Затем выкроенные детали накладывают на плотный картон и обводят их контуры остро наточенным карандашом.
3.3. Расчет полной себестоимости изделия.
Производственные затраты | Стоимость |
> Расход материала | 0 руб.00 коп. |
> Расход ниток | 100 руб. 00 коп. |
> Расход электроэнергии | 114 руб. 00 коп. |
> Расходы на оплату труда | 225 руб. 00 коп. |
ИТОГО: | 439 руб. 00 копеек. |
3.4 Инструменты и материалы
ножницы;
графитный карандаш;
картон или фольга;
шаблоны;
выкройки;
ткань - флок, шинилл, велюр
швейная машина;
утюг, гладильная доска
3.5. Технологическая карта изготовления. Инструменты и принадлежности: ткань, набор игл, швейная машина, нитки
4. Эколого-экономическое обоснование.
Наше производство должно быть таким, чтобы экологические и экономические задачи не разделялись, а решались как единое целое.
Чем экономичнее будут использоваться материальные ресурсы, тем меньше потребуется добывать природного сырья и соответственно меньше разрушать природную среду.
Накладное шитье не приносит никакого вреда экологии, так как это:
• Практически безотходное производство, нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы.
• Рациональное использование природных ресурсов.
• При работе нет запаха вредного для организма человека.
Расчет себестоимости изделия
1. Расчет материальных затрат:
- Затраты на ткань мы не учитываем, так как в работе были использованы остатки и лоскутки, синтетических тканей.
- Расход ниток: было затрачено 10шт.,
10 руб. х 1кат.=100 руб. 00 коп.
2. Расчет затрат на электроэнергию:
Так как работа велась в дневное время суток, то будем учитывать только работу шв. машины швейная машина проработала около 25 часов:
72 x 25 = 1590 Вт или 1,59кВт.
Цена за 1 кВт/ч электроэнергии в среднем составляет 72 коп.
Отсюда получаем затраты на электроэнергию 72 х 1.59= 114р
3. Расходы на оплату труда: Отчисления на зарплату производятся из расчета, что оплата неквалифицированного работника составляет 15 руб. в час.
На изготовление покрывала ушло 3 дня (по 5 часов в день).
15 х 15 = 225руб.
4. Общая себестоимость покрывала составляет:
225+114=439. руб.
Стоимость моего покрывала невелика, отсюда следует, что этот вид рукоделия не требует больших материальных затрат.
Заключение
Анализируя всю проделанную работу, хочется отметить: лоскутное творчество тем хорошо, что чем глубже его познаешь, тем больше радости оно доставляет. Овладев основными навыками аппликации можно с уверенностью сказать, что это увлекательная и захватывающая работа.
Для того чтобы изготовить какое-либо изделие, надо только поверить в свои силы, иметь большое желание и запастись терпением. Изготовляя покрывало, учишься работать не только и не для себя, но и на общее благо. Стараешься не только выполнить изделие, но и сделать его качественно, ведь мой труд будет оцениваться другими.
Выводы:
В результате кропотливой работы, цель и задачи, поставленные мной, были выполнены. Я не только узнала много интересного о накладном шитье, о свойствах обивочной ткани и сочетание традиционных и нетрадиционных материалов в декоративно-прикладном искусстве. Изготовила выставочное покрывало в этой технике, составила описание ее изготовления, а также рассчитала себестоимость готового изделия.
На практике убедилась, что без физических усилий, хлопчатобумажные нити легко проникают через мебельную ткань, технологически сочетаются.
Нетрадиционный материал напольное покрытие ковролин успешно сочетаются с традиционным материалом.
4. Хлопчатобумажные нити используемые для шитья легко проникают через
мебельную ткань, напольное покрытие ковролин, технологически сочетаются.
5. В дальнейшем планирую развивать технику накладного шитья, аппликацию,
макраме и создавать новые проекты, которые послужат основой для реализации
программы прикладного творчества.
Список литературы
Волшебные узоры из лоскутков. Стежке. М., 1997.
Лоскуток к лоскутку. М., 1999.
Муханова И.Ю. Лоскутное шитье. Мозаика и аппликация, традиционные и современные узоры. М.,1998.
З.А. Литова «Творческие проекты в школе», «Школа», 1/34, 2000, стр. 12-18.
А.Я. Мульги «Рукоделие в школе» , 1998.
В.Д. Сймоненко. Технология учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы. М. Издательство «Вентата - Граф», 2000.
Индев А. Оптический орнамент. Рига, 1995.
Костикова И. Д. Школа лоскутной техники М., 1997
Кузнецова Ю., Банакина Л. Чудо - лоскут//Мир женщины, 1987, №1,3,5,9,11 с.64-65
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики М., 1980.
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Две снежинки
Каргопольская игрушка
Сила слова
Муравьиная кухня