Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников через продуктивную деятельность - аппликацию.
Темы занятий на учебный год во второй младшей группе (два раза в месяц - через неделю).
Раздаточный материал для каждого занятия.
Вложение | Размер |
---|---|
кружок "Волшебная математика" | 78.19 КБ |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №126 Красноармейского района г. Волгограда
адрес: 400031, г. Волгоград, ул. Имени Бахтурова, 15
тел.: 62-84-57(факс), E-mail: moycad126@gmail.com
ИНН 3448042009, КПП 344801001
Перспективный план
Кружка «Волшебная математика»
по реализации образовательной области
«Познание»
во второй младшей и средней группах
(для возрастной группы детей от 3 до 5 лет)
План разработала:
воспитатель
1 квалификационной категории
Додонова Анна Геннадиевна
г. Волгоград 2012г.
Пояснительная записка
В основу программы кружка положены идеи развития элементарных математических представлений через продуктивную деятельность (конструирование и аппликацию из геометрических фигур).
В младшей группе ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов происходит преимущественно в практической предметной деятельности. В процессе этого развиваются представления о свойствах и качествах предметов, с которыми действует ребенок. Формируются знания о назначении предметов ближайшего окружения, о способах их использования, материале.
В области формы эталонами служат плоскостные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник).
В области цвета эталонами являются хроматические цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также ахроматические (белый, серый и черный) цвета.
В качестве эталонов величины для младших дошкольников выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой»).
Актуальность:
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Эта программа призвана подготовить «площадку» для дальнейшего развития детей. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют, создают изображения. Но незаметно для себя в процессе игры и продуктивной деятельности дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, потому что они любят играть и творить. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Обучая дошкольников, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой и продуктивной деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлена система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании продуктивной деятельности.
Основные принципы программы математического кружка являются:
Умственного развития дошкольника.
Индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога.
Индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития.
Гумманистичности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Цели программы:
Способствовать освоению математических эталонов (форма, цвет) и овладению умений воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам при помощи практических действий (накладывать, совмещать, раскладывать); вызывать позитивные эмоции от сделанной работы.
Задачи программы:
Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними; развивать у детей желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, конструировать и творить совместно со взрослым и самостоятельно.
Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (представления о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способами обследования предметов (наложение, сравнение); содействовать запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий.
Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру), устанавливая тождество и различие; подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.
Привлекать внимание детей к освоению свойств предметов (формы, размера), отношений идентичности (такой же, как), порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневных видах детской деятельности и к использованию освоенных умений с целью совершенствования игр, разнообразных практических действий.
Развивать активность и самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы.
Осваивать и применять познавательные и речевые умения по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в жизненных ситуациях, конструировании.
Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым. Обеспечить освоение способов создания изображения, передачи формы, построение элементарной композиции. Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.
Формы и методы обучения:
Групповой – занятия проводятся по подгруппам; Индивидуальный – решение проблем, индивидуальное выполнение заданий.
Наглядные, демонстрационные.
Репродуктивные - дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Словесные – даются объяснения, рекомендации, указания.
Ожидаемые результаты:
Дети от 3 до 4 лет:
Ребенок выделяет и называет форму, размер предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает 3— 4 предмета.
Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства по размеру и количеству путем практического сравнения, зрительного восприятия, пользуется словосочетаниями «больше, чем»; «короче, чем».
Активно пользуется числами (1, 2, 3), словами «сначала — потом»; поясняет последовательность действий.
Инициативен, проявляет интерес к играм на видоизменение фигур, составление силуэтов.
Дети от 4 до 5 лет:
На основе практического сравнения и «на глаз» выделяют и называют размеры предметов по длине, высоте, ширине, толщине, массе, глубине, объему.
Самостоятельно или с помощью взрослого выделяют отношения «больше — меньше», равенство и неравенство по размеру, подобие («такой же») по форме в ходе сравнения «на глаз» или путем наложения и приложения.
Упорядочивают 4—5 предметов, геометрических фигур по одному признаку (высоте, массе или объему, количеству и т.д.). Овладевают умением выбирать нужный элемент из группы предметов (самый высокий домик, затем самый высокий из оставшихся) и составляют ряд зависимых по величине предметов (сериационный ряд). Участвуют в поиске других способов расположения элементов.
Группируют предметы по одному, двум, трем свойствам, выделяют наличие одного и отсутствие другого свойства (большие круглые, большие не круглые).
Самостоятельно называют свойства и отношения предметов, поясняют способы группировки и упорядочивания, результаты сравнения в играх, разных видах практической деятельности — в аппликации.
Отличительные особенности данной программы:
Данная программа освоена на личном опыте педагога. Идея программы заключается в том, что ребенок проведя исследовательскую деятельность с плоскостным раздаточным материалом имеет возможность сохранить полученный опыт в виде созданной им иллюстрации. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность дополнить свою картинку при помощи цветных карандашей (развить сюжет, дорисовать детали).
Распределение учебного материала на учебный год:
Занятия проводятся один раз в неделю, чередуясь между двумя подгруппами детей: подгруппа – дети от 3х до 4х лет; подгруппа – дети то 4х до 5и лет. Первые и последние 2е недели учебного года проводится диагностика детей с целью выявления уровня развития детей. Всего с каждым ребенком проводится 16ть занятий.
Тема |
Диагностика |
«Длинная гусеница» |
«Мамочкины бусы» |
«Озорные мячики» |
«Чудо птички» |
«Разноцветная лесенка» |
«Красивые бусы» |
«Длинный паровозик» |
«Высокий забор» |
«Волшебные треугольники» |
«Бабушкины бусы» |
«Цветные рыбки» |
«Добрая змейка» |
«Выросли грибочки» |
«Новенькие домики» |
«Супер ракета» |
«Созрел подсолнух» |
Индивидуальная работа |
Диагностика |
«Длинная гусеница» |
«Мамочкины бусы» |
«Озорные мячики» |
«Чудо птички» |
«Разноцветная лесенка» |
«Красивые бусы» |
«Длинный паровозик» |
«Высокий забор» |
«Волшебные треугольники» |
«Бабушкины бусы» |
«Цветные рыбки» |
«Добрая змейка»
|
«Выросли грибочки» |
«Новенькие домики» |
«Созрел подсолнух»
«Супер ракета»
Воздух - музыкант
Император Акбар и Бирбал
Загадочная система из шести экзопланет
Просто так
Пейзаж