Большемуртинский район – многонациональный. Здесь живут русские, татары, башкиры, украинцы, казахи, белорусы и другие народы. И все эти народы любят веселый национальный татаро-башкирский праздник – Сабантуй. За многие годы его проведения в нашем районе все люди очень полюбили этот весенний праздник
Вложение | Размер |
---|---|
sabantuy_na_sayt.rar | 20.02 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Верхказанская средняя общеобразовательная школа»
Россия моя – удивительный край
Номинация: «Краеведческая исследовательская работа»
Тема: «История национального праздника сабантуй в Большемуртинском районе»
Выполнила:
Ученица 9 класса
МОУ «Верхказанская СОШ»
Газизулина Виктория
Руководитель:
Хабибулина Р. Х.
Верх - Казанка
Содержание.
Введение…………………………………………………………………….2
1. Из истории возникновения праздника Сабантуй……………….…3
1.1. Возникновение праздника Сабантуй на территории современной России………………………………………………………3
1.2.Возникновение праздника Сабантуй в Большемуртинском районе…………………………………………………………………….…4
2. История праздника Сабантуй в Большемуртинском районе.…...5
2.1. Сабантуй 1943 года…………………………………………….…...5
2.2. Сабантуй в 1994 – 2000 е годы…………………………………...7
2.3. Сабантуй в современное время…………………………………….8 Заключение…………………………………………………………..……11
Список используемой литературы…………………………………....12
Приложения ………………………………………………………………13
Введение.
Большемуртинский район – многонациональный. Здесь живут русские, татары, башкиры, украинцы, казахи, белорусы и другие народы. И все эти народы любят веселый национальный татаро-башкирский праздник – Сабантуй. За многие годы его проведения в нашем районе все люди очень полюбили этот весенний праздник.
Исходя из этого, мы поставили цель: выяснить историю возникновения и особенности празднования национального праздника Сабантуй в Большемуртинском районе.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения праздника.
2. Изучить историю празднования Сабантуя в Большемуртинском районе.
3. Собрать фотоматериал с праздника Сабантуй за разные годы.
Объект исследования: национальная культура татарского народа.
Предмет исследования: праздник Сабантуй в Большемуртинском районе.
Для реализации поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования:
Материал для исследования мы нашли в районной и сельской библиотеке, много интересного о праздновании Сабантуя в разные годы нам рассказала директор библиотеки села Казанка Большемуртинского района Рукосуева Нурхаят Хасиповна, она же предоставила очень много фотографий с праздника Сабантуй за разные годы.
1. Из истории возникновения праздника Сабантуй.
История этого национального праздника уходит корнями далеко в прошлое. Ведь упоминания о Сабантуе оставил в своих трудах знаменитый исследователь Ахмед Ибн-Фадлан Ибн-ал-Аббас Ибн-Рашид Ибн-Хамад ещё в 921 году, будучи багдадским послом в Булгарах.
1.1 Возникновение праздника Сабантуй на территории современной России.
Уже в те далекие времена Сабантуй был большим событием и к нему долго готовились все жители. Девушки и молодые женщины всю зиму своими руками готовили подарки для участников состязаний. Они ткали, шили и вышивали платки, полотенца – рушники, рубашки, пояса, головные уборы и другие изделия, а весной, перед самым началом праздника молодые батыры собирали по деревне все эти подарки в призовой фонд для победителей состязаний.
В те времена Сабантуй праздновали до начала полевых работ, примерно в конце апреля. Тогда это был весенний праздник, связанный с пробуждением природы и началом весеннего сева. Само же происхождение названия праздника Сабантуй образовано из двух древнетюркских слов «сабан» и «туй». Где «сабан» - означает буквально «весенний», а позднее, в более распространённой трактовке, как «плуг». А «туй» - означает «свадьба» или позднее просто «праздник».[4]
Самыми древними и основными состязаниями на Сабантуе являются бег, национальная борьба Курэш, конные скачки (“ат чабышлары”) и прыжки. Такие или подобные традиции проведения празднований встречаются у многих народов Урала и Поволжья, например у татарского, башкирского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского и русского этносов.
В финале празднований старейшинами выбирался батыр Сабантуя, которому по традиции дарили живого барана, но награждались не только победители. Например, награждали повредившего ногу бегуна или коня, пересёкшего финишную прямую последним. В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника. И после принятия Ислама Волжской Булгарией праздник сохранил самобытность и всеобщую популярность, ведь Ислам не запрещал древние обычаи, не противоречащие шариату.[1]
Информацию о возникновении праздника Сабантуй на территории современного Большемуртинского района мы нашли в библиотеке деревни Казанка Большемуртинского района.
В годовом календаре всех земледельческих на родов самыми ответственными этапами считались весенний сев и жатва. Их начало, и успешное за вершение издавна отмечались праздником. У Большемуртинских татар весенний сев считал ся самым подходящим моментом для приобщения подростков к крестьянскому труду. Когда десяти-двенадцатилетнему мальчику впервые доверяли самостоятельно править лошадью при боронова нии, на поле выходила мать, приходили и ближай шие родственники.
Сев начинал глава семьи или самый уважаемый человек клана. Сделав первые шаги, он вместе с зерном кидал и куриные яйца Вероятно, в древ ности таков был обряд культурного кормления духов земли, а потом возникло поверье о том, что от этого обряда зерна в колосьях будут крупны ми, как яйцо.
Древние татары, как и все земледельческие народы, поклонялись земле. Поэтому они перед весенними по левыми работами проводили различные обряды, что бы умилостивить природу. Этих обрядов было много.
Они проводились один за другим. Сабантуй тоже по явился как один из земледельческих обрядов, а в веке превратился в увеселительный праздник. К сабантую в д. Казанка и Верх-Казанка готовились долго, тщательно.
Прежде всего, молодые джигиты собирали по де ревне подарки для будущих победителей сабантуя. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, частушками, шутками.
Деревенские жители не отказывали, дарили вышитые платки, носовые платочки, полотенца, куски сипи, ру башки, куриные яйца и т. д. Самым почетным подар ком считалось вышитое полотенце с национальным узо ром. Это полотенце—символ сабантуя, и с ним не шли в сравнение никакие ценные подарки.
В день сабантуя в деревне царило приподнятое настроение, все были веселы, оживленны. Люди с утра шли на майдан - просторный луг, поляну, не далеко от деревни. Один из них нес длинный шест с привязанными полотенцами — символом сабантуя.
Сабантуй является одним из самых любимых народных праздников в Большемуртинском районе на протяжении многих десятилетий. О праздновании Сабантуя мы узнали, из рассказа жителя деревни Казанка, Сибгатулина Хусаина Сулеймановича. Он охотно рассказал, как проходил Сабантуй с 1946 по 1972 годы.
После войны в деревне Казанка Большемуртинского района вступил в должность председателя колхоза имени Сталина Замалутдинов Халля Валеивич. Он и стал первым из татар основателем праздника Сабантуй в Большемуртинском районе. Празднование проходило в центре села около здании мечети. В канун праздника молодые парни со всех дворов собирали яйца, продукты, подарки. Шествие происходило с гармошками, плясками и частушками. На праздник собирались все местные жители и стар и мал. Сабантуй проходил очень весело, до поздней ночи в конце деревни можно было слышать отголоски заливистой гармони. Традиционно на празднике выбирался самый сильный и красивый парень. Определялась самая красивая девушка. Так же выбирали самую красивую пару. Парни выбирали себе невест. Водили хороводы все и взрослые, и дети. Играли в игры: бег в мешках, бег с полными ведрами воды на коромысле. Соревновались в беге с ложкой во рту, на которой лежало яйцо. Обязательным конкурсом было состязание батыров в национальной борьбе курэш. На борьбу выходили смелые и сильные борцы. Дети тоже могли измерить свою силу в своей возрастной категории. К празднованию Сабантуя готовились заранее, варили пиво, устраивали соревнование на лучшее пиво.
Также были традиционные шуточные состязания: борьба на буме, битье горшков, с завязанными глазами. Спортивная программа включала кросс мужских и женских команд, скачки на лошадях и бега. Главными судьями в национальной борьбе были старейшины деревни.
В ходе праздника играла гармонь, проходил,
концерт художественной самодеятельности, в
котором принимали участие коллектив колхоза. Поляну, где шло гулянье, обходил на высоких ходулях скоморох.
Вечером спортивные соревнования про должались на поляне села за зданием мечети.
С 1946 год по 1972 год Сабантуй традиционно праздновали каждый год. В 1972 году после отъезда Халли Валеивича в Киргизию празднование Сабантуя прекратилось.
Национальный праздник Сабантуй возродился в 1994 году благодаря председателю Верх-Казанского сельского совета Ермакову Амиру Камиловичу.
По опросу населения и рассказам библиотекаря Рукосуевой Нурхаят Хасиповны я узнала о том, как праздновали Сабантуй в 1994 - 2000-е годы.
К сабантую готовились заранее, был выбран совет, который занимался организационной подготовкой. Он и определял место проведения праздника - за селом Верх - Казанка на берегу речки. Силами сельсовета и трудового отряда рабочих площадь убиралась и готовилась к празднованию. Незадолго до праздника, по обычаям сабантуя, группа молодежи во главе с директором клуба проходили по домам извещать и вручать пригласительные билеты. Шествие было видно и слышно издалека: играла татарская музыка, на шесте развивались разноцветные платки, полотенца, отрезы. Люди дарили для Сабантуя подарки, которые предназначались победителям в традиционных соревнованиях. И вот в назначенный день народ спешил к месту сбора, где царила искренняя, чистосердечная атмосфера, светлое настроение. Порядок был образцовый, его оберегали сами участники.
Ни один сабантуй не обходится без присутствия на нем старейшины. Таковы законы шариата – уважение и почитание умудренных жизнью пожилых людей. Вручаются подарки за лучшее образцовое учреждение, за лучшую усадьбу, самым старым жителям, самым маленьким.
Праздничное оформление, развивающиеся флаги Татарстана и России, яркие шары, флажки, ленты, торговые ряды, запах шашлыков, веселая музыка – все это поднимало настроение.
Замечательный концерт готовили клубные работники, ведущие Рима Хабибулина и Наиля Гадельшина вели программу на русском и татарском языках. Каждый номер концерта был исключительно хорошим! С большим удовольствием, как всегда, наши зрители принимали гостей из Большой Мурты. Гулю Хабибулину с её песнями с нетерпением ждали каждый год.
Параллельно с концертом начинались игры и состязания в силе, ловкости, быстроте. Практически каждый желающий мог принять в них участие. Люди разных возрастов принимали участие в традиционных соревнованиях.
Высоко возвышался над округом столб с призами. Посмотришь вверх – дух захватывает! Поистине нужно быть большим смельчаком, чтобы отважиться залезть на такую высоту.
Как магнитом притягивали зрителей и болельщиков состязания батыров в национальной борьбе курэш. На борьбу выходили подтянутые, ловкие, сильные борцы.
Одной из любимых забав участников Сабантуя является бой мешками. Усидеть на бревне, уклониться от удара противника и самому, размахнувшись, поразить цель увесистым мешком, да так, чтобы соперник слетел на землю. Дети очень любят соревноваться в беге с ложкой во рту, на которой лежит яйцо. А перетягивание каната, зрители просто визжали от восторга!
Подводились итоги. Вручались призы. Праздник подходил к концу.
Сейчас, спустя многие века после своего возникновения, несмотря на влияние на праздник в различные эпохи разных культурных традиций, Сабантуй не утратил своих обрядов и практически не изменился. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа – песни и пляски, игры и состязания. Он стал более массовым и любимым праздником всех народов нашего района.
На Сабантуй приезжают жители всех сёл и деревень Большемуртинского района, гости из соседних районов – Казачинского, из Лесосибирска, Енисейска, Дивногорска. Также приезжают гости и из далека – республик Татарстан и Башкортостан, Киргизстан. Почти каждый год у нас на сабантуе присутствуют гости из края – города Красноярска.
Программа праздника всегда очень интересная: на красивой сцене работники районного Дома Культуры проводят торжественное открытие праздника, проходит интересный концерт, где выступают не только артисты сел Верх-Казанка и Казанка, но представители из сёл и деревень района.
Проводятся различные национальные конкурсы: борьба Курэш, бой с мешками, набитыми сеном, травой, который ведут, сидя на скользком от полировки бревне, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого подвешен приз, состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой глиняный горшок, стоящий на земле, По окончании всех конкурсов проходит концерт, подготовленный работниками ДК.
Обязательно работает татарское подворье под руководством Рукосуевой Н.Х. и Ермаковой Н.В. Пьют чай, в чае татары души не чают», — смеются в Верх-Казанке, исконной татарской деревне в Большемуртинском районе Красноярского края. — Без большого чаепития у нас никакой праздник не проходит, беседы нет». Душевно «чаи гоняли» (да из раритетного самовара!) и на прошедшем в июне Сабантуе. Чай пили под песни и добрые разговоры, и обязательно по-татарски — с молоком. А к чаю местные стряпухи старались с выпечкой. Королём праздничного стола был, конечно, бялиш — знаменитый татарский пирог, хит национальной кухни.
В конце праздничного гулянья всех участников награждают, между прочим, не только победителей состязаний. По народным законам, никто не должен в этот день уйти с майдана в обиде.
После состязаний начинаются молодёжные гулянья, которые продолжаются до глубокой ночи. Уже к первой ночной звёздочке присоединились остальные, а звуки музыки и весёлые голоса всё ещё не умолкают. Считается, что если двое встретились и познакомились на Сабантуе, то это очень хорошая примета.
Заключение.
Рассмотренная в исследовательской работе тема, является актуальной, так как наш район многонационален и нам необходимо поддерживать дружеские отношения со всеми жителями нашего района и праздник Сабантуй является символом дружбы и терпения между людьми разных национальностей. И поскольку в многонациональном Большемуртинском районе праздник Сабантуй проводится уже на протяжении многих десятилетий, мы должны сохранить и продолжить укреплять традиции наших предков.
В результате исследования я узнала, что за это длительное время Сабантуй пережил различные изменения. Например, при праздновании современного Сабантуя нет конного бега, который ранее всегда присутствовал на этом празднике, нет того костюмированного шествия, которое так любили наши земляки. А также изменился масштаб праздника.
Но, не смотря на всё это мы сумели сохранить наш любимый праздник и продолжаем праздновать Сабантуй каждый год!
Список использованной литературы.
Зимний дуб
Зимний лес в вашем доме
Вокруг света за 80 дней
Спасибо тебе, дедушка!
Городецкая роспись