Тимофей Степанов родился в 1943 году в селе Кюндяя Сунтарского улуса. Рано остался без родителей, вырос в детских домах, подростком познал тяжкий физический труд, служил в армии. Его трудовая деятельность началась с 1958 года. В Эльгяйском совхозе Тимофей Степанов проработал три года - был дояром, телятником, водовозом, дровосеком. Он прошел немало испытаний на силу характера и силу духа, в период учебы занимался спортом и тяжелой атлетикой.
В 1968 году он окончил Якутское художественное училище. В 1970 году поступил в Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, который закончил в 1977 г. Степанов являлся первым дипломированным реставратором в музее изобразительных искусств им. М.Ф. Габышева. Без малого тридцать лет он отдал благородному и ответственному делу сохранения высшего достояния человеческой культуры - произведениям искусства, реализовав свой талант художника-реставратора. Он был единственным специалистом с академическим образованием в огромном регионе Дальнего Востока и Сибири, долгие годы возглавлял художественную мастерскую Национального художественного музея, передавая ценнейший опыт коллегам. Тимофею Андреевичу удалось вернуть в экспозиционные залы более трехсот произведений со сложнейшими реставрационными процессами. Через его руки прошли ценнейшие произведения западноевропейских, русских мастеров, иконопись и произведения современных живописцев. Он любил делиться своими знаниями и опытом с молодыми коллегами, а также со студентами на проходящих в музее копийных практиках.
Все это время художник прогнозировал и мечтал создать свое направление в искусстве. Позднее у него сложилась своя манера повествования, он продолжал экспериментировать жанрами, когда еще юношей в художественном училище рисовал богатырей, борьбу персонажей зла и добра, слушал музыкальную оперу «Нюргун Боотур». Первая персональная выставка Тимофея Степанова состоялась в Художественном музее в середине 80-х годов и произвела ошеломляющее впечатление на зрителей: никогда еще у дверей музея не выстраивались очереди желающих увидеть необычную экспозицию. Зрители впервые увидели мир, ни на что не похожий, передающий живописно- пластическим языком мифологическую картину представлений народа Саха. Неоднозначной была реакция среди художников и искусствоведов, картины вызывали сложные и противоречивые чувства. Одни считали невозможным создание серии картин в короткие сроки, другие совершенно не были подготовлены к восприятию мифологии народа саха о якутском шаманизме в столь необычно крупномасштабном и пространственном восприятии. Наиболее лаконично о своем впечатлении после посещения выставки выразился представитель югославской делегации: «Через картины художника Т.Степанова нам впервые стали понятны образ мышления и философия духа древнего якутского народа»...
В 1984 г. прошла выставка в Чите, далее выставки - в Санкт-Петербурге, Томске, Нерюнгри. В 1991 г. стал членом Союза художников бывшего СССР. В 1992 году состоялась одна - единственная персональная выставка художника в Москве в Государственном музее Востока. Цикл работ, посвященный теме якутского эпоса, древним шаманам, мифам и легендам народа саха, имел большой успех. Об этом говорят отзывы ведущих искусствоведов и специалистов.
Его судьба была по-своему трагична. Тимофей Степанов в крохотной реставрационной мастерской Национального художественного музея РС(Я) за двадцать лет скрупулезного труда вернул к жизни более трехсот полотен, включая произведения старых мастеров ХVI века и уникальные работы зачинателей якутской живописи. Вдыхая вредные испарения растворителей, красок и других химических веществ, ежедневно проделывая на холстах множество операций ювелирной сложности, он окончательно подорвал свое здоровье. Тяжелая болезнь не дала художнику перешагнуть порог нового здания музея, которое открылось в 2004 году, через год после его смерти … Ему не довелось склониться над реставрационным столом в новой мастерской…
Уникальный, по своей творческой сути действительно Народный художник Тимофей Андреевич Степанов создал более 300 живописных крупномасштабных картин. По своему мировоззрению Т.А. Степанов – пантеист. Он одухотворяет землю, составляя красочный цветущий ковер срединной земли, где проживают люди племени айыы. Его стиль как живописца вбирает множество приемов: принципы настенной росписи, восточной миниатюры, пейзаж, портрет соответствующие эпическому повествованию. В мировом искусстве есть название этому приему - многоголосие.
Художник создал тридцать крупномасштабных композиций серии « Якутский героический эпос – Олонхо» (1979-1997) – это итог многолетнего труда. Образы Степанова не являются иллюстрацией какого-либо конкретного литературного текста или фрагмента олонхо. Это работы, повествующие о трех мирах и посвященные главным персонажам олонхо – как бы своеобразные характеристики Нюргун Боотура, Кюн-Куо, представителей нижнего и верхнего миров.
Заказываем сертификат по почте адре Г Якутск МОБУ № 15 Афанасьевой Дарии Ивановне
Рисуем крокусы акварелью
Снежный всадник
Две снежинки
Глупый мальчишка
Твёрдое - мягкое