коллективный проект учащихся 2 класса "Русская песня - душа народа"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rus_nar_pesnya.doc | 474.5 КБ |
Проект.
Тема «Русская песня – душа народа»
Руководитель проекта: Кулакова Н. А.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение, музыка.
Состав учащихся: 2 класс.
Тип проекта: информационный, творческий
Срок реализации: 2 месяца.
Введение.
Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребенка. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста, раскрывают перед ним целый мир новых представлений и чувств. Песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи.
Совместное пение развивает дружеские взаимоотношения и чувство коллективизма. К. Д. Ушинский писал: « Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудность учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…».
Мои дети любят петь. Особенно им нравятся русские народные песни.
Поют их с удовольствием, выражая при этом свои чувства, переживания.
Я поинтересовалась, почему эти песни так им нравятся. В ответ услышала следующее: «они красивые и легко поются», «под них можно двигаться, водить хороводы», «народные песни ласковые, душевные».
Не зря ведь говорится «Русская песня – душа народа».
Я предложила ребятам поближе познакомиться с русской народной песней, узнать её тайну.
Цель:
Нравственное развитие детей через приобщение к культуре русского народа.
Задачи проекта:
Основополагающий вопрос: Почему русскую песню называют душой народа?
Планируемый конечный результат:
«Народная песня».
Темы исследований учащихся:
План работы:
1. Подумать самостоятельно:
- у родных;
- у учителя;
- из книг;
- в Интернете;
- у своих друзей.
2. Поиск информации.
Что я могу рассказать другим о том, что я узнал?
1 этап. Подумаем
Выяснили, что в нашем классе все ребята знакомы с русской народной песней. Мы их изучаем на уроках чтения, поем на уроках музыки. А еще дети их слышали от своих мам, которые пели им колыбельные песни.
А что еще хотелось бы узнать:
- Как появилась русская народная песня?
- Почему так называется?
- Какие бывают русские народные песни?
- Особенности исполнения песни.
2 этап. Поиск информации.
Разделились на 3 группы: репортеры, поисковики, собиратели-оформители.
Репортеры обратились к родителям, бабушкам и дедушкам, знакомым и друзьям.
Отчет репортеров.
Оказалось, что мамы и папы тоже любят народные песни, поют их на праздниках, свадьбах, торжествах. А они услышали эти песни от своих родителей, то есть от бабушек и дедушек.
Обратились к бабушкам. Они рассказали, что их родители тоже любили и пели русские песни. В старинные времена молодёжь собиралась на посиделки. Девушки приносили рукоделие, а парни гармошку или балалайку.
Девушки работали и душевно пели.
Сделали вывод: народную песню всегда любили и передавали из поколения в поколение.
Поисковики обратились в библиотеку, нашли информацию в Интернете.
Отчет поисковиков.
Что такое народные песни?
Народные песни - это песни, созданные народом. Автор текста и музыки таких песен неизвестен. Также к ним относятся песни, написанные "в народном духе", т.е. с простой и доступной мелодией и гармонией.
Народная песня — наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события. Народная песня существует во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь.
С появлением человечества люди начали петь песни. Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Они одинаково нравятся людям образованным и необразованным, музыкантам и не музыкантам.
Какие бывают народные песни?
Все народные песни делятся на два разряда: 1) песни лирические, в том числе и большинство песен исторических, и 2) обрядовые — свадебные, хороводные и игровые.
Народные лирические песни зародились в глубокой древности. Они сопровождали различные обряды, связанные с пахотой, посевом, уборкой урожая, сменой сезонов года, рождением или смертью человека. Лирические песни для русского народа были способом выражения своих мыслей и чувств, радости, горя, тоски. Главными героями лирических песен всегда были простые люди: крестьяне, солдаты, бурлаки, ямщики.
В песнях рассказывалось о простой повседневной жизни: о чувствах девушки к далекому любимому, о воспоминаниях солдата о родине, о жалобах бурлака на свою жизнь. Такие песни исполнялись одиночно. Лирические песни могли быть также диалогом девушки с подругами, мужа с женой и исполнялись несколькими людьми.
Перво начально народные песни показывали, как люди понимают мир, жизнь. А так как жизнь состоит из многих явлений и ситуаций, то и народные песни отражают эти яв ления.
Жанры народной песни:
К числу древних принадлежит жанр былины. Былины в Древней Руси исполняли странствующие певцы под аккомпанемент гуслей или другого народного инструмента. Былины пели.
Духовные песни исполняли бродячие певцы – калики перехожие – под звуки лиры, поэтому певцов иногда называли еще «лирниками». Народ уважал бродячих певцов и всегда с удовольствием их слушал, потому что они несли Слово Божие. Обидеть калику считалось большим грехом.
Трудовые песни пели работающие на плантациях, железных дорогах, на строительстве и так далее. Существуют песни о профессиях. Они могут быть о пастухах, сапожниках, трубочистах, портных.
В колыбельных песнях мать просит «дрему» (сон) прийти и убаюкать ребенка. Часто мать обращалась к коту. Считалось, что мурлыканье кота усыпляет детей, поэтому матери в песнях старались умилостивить кота, задобрить его молоком или пирогом, чтобы ребенок хорошо спал. Да и сама колыбельная исполнялась нараспев, под покачивание люльки.
Как нужно исполнять народную песню?
Красота русской народной песни не только в мелодии, но и в многоголосом исполнении, в особенностях ритма, а также в юморе. Она богата распевами, старинными словами, повторами текста.
Русские песни исполняются одиночно или хором, с музыкой или без неё.
Песни лирические поются неторопливо, задумчиво, спокойно, без всякого лишнего движения. А вот хороводные и плясовые песни, наоборот, при исполнении сопровождаются самыми разнообразными движениями. А самое главное русскую народную песню надо петь с душой.
Русский народный костюм.
Русский народный костюм привлекает нас своей простотой и мудростью, богатой отделкой, цветным орнаментом, интересными деталями. У каждого узора и покроя есть своя история. Это делает русский костюм уникальным.
Для девушек свободный сарафан с орнаментом, блузка с узорами и расшитый головной убор. А для парня рубаха-косоворотка, кушак, порты и возможна кепка, украшенная цветком.
Сделали вывод: Существует очень много русских народных песен. Народ сам сочинял песни, в них он отражал свои чувства, свою жизнь. Песню любили и пели везде: на работе, на праздниках, на войне.
3 этап. Посетить исторический музей нашего города.
А почему людям так необходима была песня?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы пошли в наш краеведческий музей и посетили «русскую избу».
Сделали вывод: Как же тяжело жилось людям в давние времена. Не было электричества, природного газа, машин, радио и телевидения. Людям приходилось много работать, чтобы прокормить свои семьи и скот. Все делали вручную. И только песня помогала им в их нелегком труде. Она давала надежду на лучшую жизнь. Считался уважаемым тот человек, который работает и поет одновременно.
4 этап. Посмотреть выступление народного ансамбля «Сударушка».
Дети прониклись уважением к песне. И на конкурсе единогласно решили исполнить русскую народную песню. Но прежде, чтобы поучиться правильному исполнению, решили посмотреть выступление русского народного ансамбля «Сударушка».
Сделали вывод: песню надо петь выразительно, душевно, чувства передавать с помощью
движений.
А какую песню исполнить? В работу вступили собиратели – оформители. Они нашли и красочно оформили русские народные песни, подходящие для детского исполнения.
По малину в сад пойдем,
В сад пойдем, в сад пойдем,
Плясовую заведем,
Заведем, заведем.
Припев:
Солнышко на дворе,
А в саду тропинка.
Сладкая ты моя,
Ягодка-малинка!
Как малины наберем,
Наберем, наберем,
Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.
Припев
Пирогов мы напечем,
Напечем, напечем.
Всех соседей позовем,
Позовем, позовем. Припев.
Мы обобщили все, что узнали о русской песни и ответили на вопрос «Почему русскую
песню называют душой народа?».
Общий вывод: изучая русскую народную песню, мы много узнали о жизни наших далеких предков. Люди сами сочиняли песни, в которых выражали все свои чувства: горе, радость, переживания, тоску, веру в бога. Русская песня так много говорит сердцу каждого из нас потому, что в ней живет душа народа.
Для участия в фестивале мы выбрали песню «По малину в сад пойдем».
И начали репетировать.
Выступили на фестивале «Рождественская звездочка»
Результат. Мы стали лауреатами фестиваля.
Вот такие мы молодцы!
Весенняя сказка
Никто меня не любит
Лягушка-путешественница
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Сказка "12 месяцев". История и современность