.На Русь икона пришла из Византии с принятием христианства в 988 году. Пришла и оказалась ко двору. Не так много времени минуло - икона стала самым распространенным видом живописи. Она украшала храмы и жилища. Причем не только знатных, но и простых людей. Писать образы разрешалось только в соответствии с регламентами, которые устанавливала церковь. Но и в их рамках талантливые мастера на Руси всегда могли выразить свое представление о красоте и человеческих чувствах.
Самыми любимыми у православных были иконы, изображающие Царицу небесную. Христос, воплотившись в теле Богоматери, освятил ее. Через освящение чистой плоти Девы Марии совершилось соединение несоединимого - земного и небесного, плоти и духа. А сама Богоматерь удостоилась святого права молиться и представительствовать перед Сыном за всех христиан. Обращаясь к матери Бога, православные верят, что ее материнская любовь распространяется на каждого из них. В то же время Мария сохранила целомудрие, которое дает ей духовную стойкость, крепость, непобедимость. Именно поэтому к ней, заступнице, защищающей от врагов, обращались и города, и государства.
Почитание этой иконы началось при царице Софии Алексеевне, со времён первого похода к Азову в 1686 году под предводительством князя В. В. Голицына. Богородица на ней изображена во весь рост, стоящая на облаках с воздетыми в молитве руками. За спиной у нее - двуглавый российский орел, а это значит, что Азовская Божья матерь - заступница всего государства Российского. Лично меня это и особенно тронуло, и навело на многие размышления малых городах, русском народе.
Распространено суждение, что Азовская икона написана после явления Богородицы во время осады Азова и её заступничества за азовцев. Эту версию можно услышать даже от священнослужителя. Так ли на самом деле? Свидетельства божественной помощи казакам удалось найти в «Сказочной повести об Азове» А. С. Орлова, хранящейся в Азовском археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике.
«Повесть» гласит: когда казакам пришлось особенно трудно — турки шесть суток беспрестанно вели огонь по крепости из пушек, разбили до подошвы стену азовскую, когда увидели они, «что приходит смерть скорая, и вси казаки притомишася, а иные у них ранены, и начаша казаки Господу Богу молитеся и обещатися, глаголюще: аще нас Господь Бог от сея смерти избавит, то мы не будем в Азове городе жить, идём на тихой Дон и построим мы казаки монастырь во имя Иоанна Предтечи и Николы Чудотворца». Кинули казаки оружие на сырую землю и начали прощаться между собой, просить прощения у православного царя Михаила Фёдоровича, у святейших патриархов, всех православных христиан, жён и детей малых. И был в крепости «плач и вопль и рыдание неутешное».
В тот же день, по свидетельству «Повести», появилась с северной стороны великая туча, «а по той тучи вышла Дева, а с нею множество прекрасных избранных юношей». И прогнала та Дева с юношами турок с той горы высокой, откуда обстреливали крепость. И побежали воины Османской империи, топча друг друга, многие ослепли от страха и начали биться между собой. А Дева пришла к шатру царя турецкого и сказала: «ой еси злочестивый царю поганый, доколе тебе людей божих томити! Да изыдеши ото всюду, дондеже не умреши смертию».
С великим страхом и ужасом убежали с царём поганым последние воины.
Поняли казаки, что заступилась за них Пречистая Дева, а с нею ангелы и покровители казаков — Иоанн Предтеча и Николай Чудотворец.
Взятие Азова в 1696 году армией и флотом Петра I отразило изобразительное искусство того времени. Азовские походы нашли выражение в двух памятниках иконографии — Прорись и икона Азовской Божьей Матери.
Только в 80-е годы прошлого века Азов впервые увидел копию «своей» иконы. Ее освятили, казаки ходили с ней крестными ходами. В прошлом году копия иконы Азовской Божьей матери экспонировалась во время выставки православных икон в выставочном зале «Меценат». А в наступившем году ее можно будет увидеть
в Азовском музее-заповеднике в экспозиции, посвященной Азовским походам Петра I.
Каждая икона заключает в себе целый мир образов и идей, близких людям тех далеких времен, когда она создавалась. И если мы хотим понять, кто мы и откуда, мы непременно должны вжиться в это мир.
Новая эпоха открывает иконы заново. Ведь при всем своеобразии религиозных представлений о мире, в иконах отразился реальный жизненный опыт, извечная мечта о мире и справедливости, раздумья о любви, жизни и смерти. Разве все это не волнует нас в начале третьего тысячелетия?
Вложение | Размер |
---|---|
azovskaya_ikona_bogorodicy_v_istorii_rossii.pptx | 1.17 МБ |
Слайд 1
Азовская икона Богородицы в истории России. Работу выполнил Новиков Виталий 7 «Б» класс МОУ «СОШ № 17 г. Вольска» "Икона — явление той самой благодатной силы, которая некогда спасла Россию." (Князь Евгений Трубецкой, 1917г.)Слайд 2
Азовская икона Богородицы в истории России. В Москве, в Государственном историческом музее хранится икона, напрямую связанная с городом - икона Азовской Божьей матери Написана она в честь славной победы русской армии и флота, которой увенчались Азовские походы Петра I. Богородица на ней изображена во весь рост, стоящая на облаках с воздетыми в молитве руками. За спиной у нее - двуглавый российский орел, а это значит, что Азовская Божья матерь - заступница всего государства Российского.
Слайд 3
Азовская икона Богородицы в истории России. Богородица с предстоящими святыми выступает в молении. И как сказано в рифмованной надписи внизу - Бог отец с Сыном Иисусом «миром мир благословляют». Кроме текста, есть надписи, прославляющие победу и наступивший мир. В самом низу изображена панорама Азовской крепости во время ее штурма. Удивительно, что Азов представлен величественным городом, каким он никогда не был (пока не был?).
Слайд 4
Азовская икона Богородицы в истории России. Почитание этой иконы началось при царице Софии Алексеевне, со времён первого похода к Азову в 1686 году под предводительством князя В. В. Голицына. Распространено суждение, что Азовская икона написана после явления Богородицы во время осады Азова и её заступничества за азовцев . Эту версию можно услышать даже от священнослужителя. Так ли на самом деле? Свидетельства божественной помощи казакам удалось найти в «Сказочной повести об Азове» А. С. Орлова, хранящейся в Азовском археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике.
Слайд 5
Азовская икона Богородицы в истории России. «Повесть» гласит: когда казакам пришлось особенно трудно — турки шесть суток беспрестанно вели огонь по крепости из пушек, разбили до подошвы стену азовскую, когда увидели они, «что приходит смерть скорая, и вси казаки притомишася , а иные у них ранены, и начаша казаки Господу Богу молитеся и обещатися , глаголюще : аще нас Господь Бог от сея смерти избавит, то мы не будем в Азове городе жить, идём на тихой Дон и построим мы казаки монастырь во имя Иоанна Предтечи и Николы Чудотворца». Кинули казаки оружие на сырую землю и начали прощаться между собой, просить прощения у православного царя Михаила Фёдоровича, у святейших патриархов, всех православных христиан, жён и детей малых. И был в крепости «плач и вопль и рыдание неутешное». Повесть
Слайд 6
Азовская икона Богородицы в истории России. В тот же день, по свидетельству «Повести», появилась с северной стороны великая туча, «а по той тучи вышла Дева, а с нею множество прекрасных избранных юношей». И прогнала та Дева с юношами турок с той горы высокой, откуда обстреливали крепость. И побежали воины Османской империи, топча друг друга, многие ослепли от страха и начали биться между собой. А Дева пришла к шатру царя турецкого и сказала: «ой еси злочестивый царю поганый, доколе тебе людей божих томити ! Да изыдеши ото всюду, дондеже не умреши смертию ». С великим страхом и ужасом убежали с царём поганым последние воины. Азовская ( украина ) Галерея Фото Православного Форума Апостола Андрея Первозванного.
Слайд 7
Азовская икона Богородицы в истории России. Поняли казаки, что заступилась за них Пречистая Дева, а с нею ангелы и покровители казаков — Иоанн Предтеча и Николай Чудотворец. Взятие Азова в 1696 году армией и флотом Петра I отразило изобразительное искусство того времени. Азовские походы нашли выражение в двух памятниках иконографии — Прорись и икона Азовской Божьей Матери.
Слайд 8
В Азове на Берёзовой аллее в 1999 году начали возводить Полковой храм, который назван в честь Азовской Иконы Божией матери. Полковой храм
Слайд 9
Новая эпоха открывает иконы заново. Ведь при всем своеобразии религиозных представлений о мире, в иконах отразился реальный жизненный опыт, извечная мечта о мире и справедливости, раздумья о любви, жизни и смерти. Разве все это не волнует нас в начале третьего тысячелетия?
Цветение вишни в лунную ночь
Прекрасная химия
Любили тебя без особых причин...
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Рождественский венок