В течение года воспитанница нашего объединения Маковчик Даша изучала историю возникновения Уральской росписи. В своей работе она подробно изложила исторические предпосылки возникновения промысла, его семантику и раскрыла некоторые секреты мастеров,которые могут пригодится при создании росписи.
Вложение | Размер |
---|---|
uralskaya_rospis..docx | 262.12 КБ |
Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества
«Созвездие» г. Орска»
Уральская роспись
Выполнила:
Маковчик Дарья,
Воспитанница объединения
«Юный художник»
д\к «Автомобилист»
3 «Б» класс МОАУ «Гимназия №1»
Руководитель:
Япарова Екатерина Олеговна,
Педагог доп. образования
II кв. категории
Орск 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………………………………………4
ГЛАВА 1 УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ……………….………………………………………5
1.1 Что такое уральская роспись…………………………………………………………..5
1.2 История возникновения уральской росписи…………………………………………6
1.3 Семантика уральской росписи………………………………………………………..7
ГЛАВА 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА…………………………………………10
2.1 Технология выполнения уральской росписи……………………………………….10
2.2 Этапы выполнения уральской росписи……………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….13
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………………………...14
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Изучая историю русской матрешки, о которой говорилось в предыдущей моей работе, я познакомилась с такой красивой и родной уральской росписью.
Раньше я даже не знала о том, что у нас на Урале существует своя интересная, не похожая на другие, роспись. Декоративная роспись Урала — одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома. У нее необычная история возникновения. Меня так заинтересовали эти узоры, так захотелось узнать о них как можно больше, что я начала искать старые фотографии с изображением крестьянских изб, расписанных в этой технике, читала книги, просматривала сайты в интернете, в которых можно было что – то узнать об этой росписи.
Так и родилась тема моей работы: «Уральская роспись».
Актуальность этой темы мы видим в возрождении интереса к своей родной региональной культуре, произведениям народных художников, а именно, к уральской росписи.
Цель исследования: выявление основных особенностей уральской росписи, техники ее выполнения.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Свое исследование я проводила, опираясь на материалы М. С. Соколовой и В. А. Барадулина о художественной росписи по дереву на Урале.
Гипотеза работы : если мы выявим отличительные особенности уральской росписи, освоим приемы работы в этой технике, то, возможно, к росписи предметов с использованием элементов этой росписи сложится профессиональный подход и повысится эстетическое удовлетворение от результатов своих трудов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных на занятиях краеведения, изобразительной деятельности.
Моя работа состоит из двух глав и приложения.
ГЛАВА 1 УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ
В самом начале нашей работы мы решили выяснить, что же означает само понятие «Уральская роспись».
Определение этого словосочетания я искала в различных словарях. Интересно, что ни в словаре Даля, ни в словаре Ожегова и Ушакова и в Большой Советской Энциклопедии нет ни одного определения этого понятия.
Упоминание об уральской росписи встречается в статьях о декоративно- прикладном искусстве и росписи по дереву.
А так как, уральская роспись относится к разряду народных художественных промыслов, то для начала, я решила дать определение именно этому понятию.
Народные художественные промыслы – одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно – прикладного искусства)(2)
Домовая роспись вид русского народного искусства. Получил распространение на Урале в XIX - первой пол. XX в. Существовали два центра Домовой росписи.: Вятский (бывш. Костинская вол. Вятского у. и губ.) и Кармацкий (бывш. Гилево-Кармацкая и Успенская вол. Тюменского у. Тобольской губ.). Вятские мастера И.Малых, Я.Залешиков, И.Павлов и др., работая в Прикамье, создали стиль западно- уральской. Домовой росписи со свойственными ему оранжево-желтыми фонами, трехъярусными деревьями и букетами с птицами, крупными цветами. Росписью покрывали печи, мебель, двери. Более 500 мастеров Кармацкого ц., в т.ч. династии Беловых, Кармацких, Корчагиных, Мальцевых, Пятых, Рябковых, Уткиных, Хохолиных и др. работали в "роскошном" стиле урало-сибирской Домовой росписи. Ярким узором покрывали дом снаружи и внутри, а также утварь и орудия труда.
В 1960-80-е на основе традиций урало- сибирской Домовой росписи в Туринске Свердл. обл. возникло производство сувениров и художественных изделий из дерева. Произведения Домовой росписи хранятся в музеях -заповедниках "Хохловка" (Перм. обл.), Нижняя Синячиха (Свердл. обл.), ПГХГ, ПОКМ, Березовском, Соликамском краеведческих муз.
Два петушка
Простые новогодние шары из бумаги
Извержение вулкана
Учимся ткать миленький коврик
Отчего синичка развеселилась
Комментарии
научно - исследовательская
в представленной работе