На территории нашей школы находится памятник, который увековечил подвиг ее учителей и учеников. В краеведческой литературе Смоленской области нет никаких сведений, где бы об этом упоминалось. Поэтому, я решила изучить, исследовать историю создания памятника и внести свой вклад в увековечивание Памяти. Павшим на поле боя надо вернуть их имена.
Вложение | Размер |
---|---|
ya_pomnyu_ya_gorzhus.docx | 876.41 КБ |
Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕНАЯ ШКОЛА № 3
г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Докучаева , д.2, т. 6-12-69, 6-14-93
Научно-практическая конференция
«Школа. Наука. ВУЗ»
«Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!»
учебно – исследовательская работа
работа обучающейся 9Б класса
Алексеевой Ольги Алексеевны,
Руководитель:
Александрова Нина Петровна,
учитель истории.
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Я представляю исследовательскую работу по теме «Я помню! Я горжусь!». Выбор мой не случаен. Я живу в городе воинской славы Вязьме.
В октябре 1941 года бои под Вязьмой оставили в памяти живых кровавый и трагический след.
Для меня война является далекой историей. Но разве можно забыть то, что пережила наша страна: безбрежный океан народного горя, испытания, потоки крови, муки, страдания. Нет ни одной семьи, ни одного уголка нашей Родины, кого бы не коснулось это страшное событие. Не стала исключением и древняя Смоленская земля.
Я не ставлю перед собой задачу описывать события войны. По всей нашей земле стоят мемориалы, обелиски, памятники. Многие из них известны, оберегаются, находятся под защитой государства. Но много и таких, которые до сих пор неизвестны.
На территории нашей школы находится памятник, который увековечил подвиг ее учителей и учеников. В краеведческой литературе Смоленской области нет никаких сведений, где бы об этом упоминалось. Поэтому, я решила изучить, исследовать историю создания памятника и внести свой вклад в увековечивание Памяти. Павшим на поле боя надо вернуть их имена.
Цель работы:
Задачи:
Методика исследования:
ИСТОРИЯ ПАМЯТНИКА
Много начал на этой земле.
У маленькой точки на карте Вязьма,
Город воинской славы.
Самое страшное, что может случиться в судьбе человека и всей страны – это война. Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. Всюду боль, грязь, ненависть и смерть. Вот это и есть война.
Потоками крови и слез была омыта земля наша. И если бы собрать воедино все слезы, то образовалось бы море Скорби, и потекли бы во все уголки планеты реки Страдания.
Войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал, в тех, у кого болят раны войны, кто еще жив.
По всей нашей земле, обильно политой кровью ее защитников, стоят величественные мемориалы и обелиски.
И среди них скромный памятник на школьном дворе, который посвящен учителям и ученикам средней школы № 3, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Памятник
Инициатива создания памятника принадлежит заслуженному учителю РФ Шперберг Галине Ивановне. Все началось со статьи в газете «Ленинский путь» от 28 марта 1985 года. «Учащиеся средней школы №3 ведут большую поисковую работу…. Недавно на совместном заседании комитета комсомола и совета пионерской дружины было принято решение о начале операции «Памятник». В ходе ее деньги, заработанные на сборе макулатуры, металлолома, лекарственного сырья, будут перечислены на спецсчет № 142929 с обязательной пометкой: Вяземский городской отдел народного образования средняя школа № 3. Мы призываем выпускников разных лет включиться в операцию «Памятник». Её итогом будет стела в честь выпускников и учителей, павших на полях сражений…»
Газета «Ленинский путь» от 28 марта 1985г.
Памятник проектировал скульптор Гавриков Евгений Васильевич, инвалид Великой Отечественной войны 1 группы. «Человек необычайной скромности и чуткости». Работать над проектом памятника он начал еще в 70-е годы и приложил много усилий, чтобы увековечить Память о погибших.
(В центре фотографии скульптор в инвалидной коляске- Гавриков Евгений Васильевич)
Проект на установку мемориального знака был утвержден 6 мая 1989 года директором школы Ивановой Тамарой Викторовной. Сметная стоимость составила 15 тысяч 788 рублей.
Торжественное открытие памятника состоялось 1 сентября 1989 года. «Во дворе средней школы № 3 было многолюдно. Сразу бросилось в глаза – среди детей и взрослых было много людей, убелённых сединами. Это почетные гости средней школы № 3, выпускники довоенных лет. Тамара Викторовна Иванова сказала: «Мы встретились сегодня, как старые друзья после долгой разлуки. Так пусть тепло этой встречи сохранится надолго».
Галина Ивановна Шперберг, основатель школьного музея, зачитала письма и телеграммы тех, кто не смог приехать на открытие памятника.
К памятнику, затянутому парусиной, подошли бывший классный руководитель 1941 года Д. М. Ванштейн и ученица С. Юхина – им представлено почетное право открыть памятник. Медленно сползает ткань, и перед глазами присутствующих – раскрытая книга, на страницах которой выбиты имена погибших» (Газета «Ленинский путь» от 3 сентября 1989 года.)
Замысел памятника прост – это раскрытая бетонная книга, символ света, стремления к знаниям. Книга напоминает нам еще раз, насколько жестока, бесчеловечна война.
Основание постамента и стелы железобетонное. Они облицованы черным и красным полированным гранитом. На стеле выбиты и покрыты бронзой буквы высотой 10 см. Площадка перед памятником покрыта тротуарной плиткой.
На левой странице бетонной книги высечена надпись: «Вечная память учителям и ученикам Вяземской средней школы № 3, погибшим за честь и свободу нашей Родины в Великой Отечественной войне».
На правой странице – выбиты имена выпускников школы и учителей, погибших в годы войны – всего четырнадцать фамилий.
Я завершила первый этап исследовательской работы- составлен паспорт памятника ( Приложение № 1)
ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ
(сведения о погибших)
На втором этапе работы я решила узнать о погибших поподробнее: кто эти люди, чем они занимались, где сражались?
Первый в списке погибших - директор школы Цинский Иван Захарович. О нем я нашла скупые сведения в книге Д. Е. Комарова «Вяземская земля в годы Великой Отечественной войны»( стр. 300). «Старый учитель» трагически погиб в немецких застенках.
Цинский Иван Захарович
Подробных сведений о Цинском И. З. мною не найдены.
Более полную информацию я нашла про Курдюмова Александра Федоровича. Его имя выбито на памятнике пятым сверху .
Его племянница, Курдюмова Евгения Николаевна, работает в нашей школе учителем русского языка и литературы.
Племянница Александра Федоровича: Курдюмова Евгения Николаевна
Именно она подробно рассказала о своем дяде и предоставила ценные военные документы.
Кроме нее интересный рассказ о семье солдата я услышала от своей прабабушки Алексеевой Ольги Леонидовне, которая проживает на той же улице, на которой проживала семья погибшего солдата.
Алексеева Ольга Леонидовна- очевидец событий
Семья Курдюмовых приехала в Вязьму в начале двадцатых годов и поселилась на улице Декабристов, дом 4.
На месте дома, где жил Саша, теперь растет большая ель.
Отец Александра – Курдюмов Федор Никанорович, мать – Курдюмова Лидия Алексеевна. В семье было двое детей, Александр – старший сын. В школе он ходил в стрелковый кружок и всегда побеждал на соревнованиях.
Саша Курдюмов – выпускник школы 1941 года.
Играл на скрипке, гитаре и мандолине. Школу Александр закончил в 1941 году и совсем юным был призван на войну в самые первые дни. Война поставила крест на юных мечтах и планах.
Саша был направлен на курсы младших командиров в Сибирь, потом воевал на Сталинградском фронте. В боях за Сталинград Александр был ранен в левую руку и пролежал три месяца в госпитале. После выздоровления солдат вернулся на фронт…
В феврале 1943 года родители Саши получили извещение о его смерти.
Горе и боль вошли в семью Курдюмовых…
И вдруг, через несколько недель Александр приехал в краткосрочный отпуск. Шок, удивление, радость и слезы были на глазах у всей родни. Матери сын говорил: « Теперь я останусь точно живым.» Саша рассказывал родителям, как командовал минометным расчетом: «На фронте я посылал каждую мину по врагу, чувствуя при этом радость, что мщу за всех вас, за все невзгоды.»
Александр Курдюмов
Время отпуска пролетело мгновенно. Перед отъездом мать благословила сына на подвиг. «Вернется ли?» - шептали ее губы.
Далее Саша воевал на Украине в 202 дивизии под Харьковом. Каждую минуту родители Александра мысленно были там, где он воевал. И как ждали всем сердцем от него весточек, этих заветных треугольников.
Последнее письмо с фронта родители получили 15 июня 1944 года с Белоруссии. Матери он писал:
Знаю в сердце у тебя тревога,-
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, все ты смотришь на дорогу,
По которой я ушел когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи…
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
6 августа 1944 года пришло второе извещение о смерти. Теперь семья Курдюмовых потеряла сына навсегда.
Я держу в руках пожелтевшие от времени извещение о смерти, письма с фронта.
Мы читали эти письма всем классом, роняя слезы перед памятью солдата.
Прошу вас, храните солдатские письма.
Они и просты, и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла,
Прошу вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!
Все, что я узнала о Курдюмове Александре Федоровиче, лучше всего вмещается в слово «Солдат». Совсем юным он стрелял, бомбил, подрывал мосты, ходил в разведку, брал языка – спасал Родину.
Интересна судьба Лукашенко Валентина Николаевича.(Очень скупые сведения). О его фронтовом подвиге я прочитала в статье «Вяземский истребительный», опубликованной в «Рабочем пути» 26 июля 1977 г.
Воевал солдат под Ленинградом, командовал саперной ротой 14 понтонного мостового батальона. Награжден медалью «За отвагу».
Затем I Украинский фронт, форсирование Днепра. Награжден орденом «Отечественной войны».
Отличился Валентин при взятии Тернополя, Львова, Перемышля.
Погиб при сооружении переправы через Днестр 2 февраля 1944 года около села Нижнёва .
Его подвиг увековечен в стихотворении сержанта А. Игнатьева «О смелом командире капитане Лукашенко»
Читая это стихотворение предо мной встает образ мужественного и бесстрашного солдата – капитана Валентина Лукашенко.
Есть в списке погибших и такие, которые пропали без вести. Это Юрий Фатов ( июль 1942 года). Его несколько раз забрасывали в тыл к фашистам, а потом он сражался в составе партизанского отряда «Смерть фашизму».
Газета «Рабочий путь» от 26 июля 1977 года.
Итак, мною изучены четыре фамилии, четыре судьбы.
Поиск продолжается...
РАСПРОСТРАНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ПАМЯТНИКЕ.
Каждый исполняет свой долг….
Н.Г.Куликовских
Есть место во дворе школы, о котором должны знать все – это скромный памятник .
Я являюсь членом клуба «Патриот». У памятника мы проводим минуты молчания и печали, когда все присутствующие замирают в священном почитании тех, кто пал 65 лет назад. Горит свеча Памяти и стоят цветы. Памяти павших мы посвящаем выставки, экскурсии, уход за памятником, литературные композиции.
О памятнике должны знать все!
Мною написана статья «Солдат России, ушедший навека», которая была опубликована в газете «Строчка в точку» от 11 мая 2010 г.
Эта статья вышла в юбилейный год, когда праздновали 65 годовщину Победы.
Для того, чтобы распространить информацию о памятнике и погибших, мною разработан и изготовлен буклет «Памятник на фоне щколы», в котором представлен паспорт памятника и сведения о павших солдатах. Буклет распространяется среди жителей города в надежде, что откликнутся люди, знающие погибших, которые помогут нам восстановить их имена. (Приложение 2)
Человеческую жизнь может продлить только память, только она побеждает время.
ПЕРСТПЕКТИВЫ
На сегодняшний день моя работа не закончена. Еще многое предстоит сделать. Я буду заниматься поиском и дальше.
Загадка еще есть. Это десять неустановленных биографий, десять имен, чья судьба не известна.
Все труднее становится найти бесценные свидетельства их жизни, узнать новые подробности, почувствовать их дыхание, свою сопричастность с ними.
С каждым годом все меньше остается очевидцев. Если эта работа не будет завершена до конца, то безвозвратно исчезнет часть жизни этих людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мне приятно осознавать, что я живу в городе Воинской славы Вязьме.
Моя исследовательская работа – это скромный вклад в вечную Память. Хочу сказать, что хоть и были трудности с подбором материала, я не жалею, что взяла именно эту тему для изучения.
Я удивляюсь себе, насколько захватывающим было путешествие в прошлое и получила великий урок патриотизма. Я обогатила багаж своих знаний, которые мне помогут на уроках истории.
Как и 65 лет назад на Смоленщине всходит солнце. Такова Жизнь: раны заживают и только остается Память. И безмерна моя благодарность всем, кто эту память хранит, память о тех, кто прошел этот ад, кто уцелел среди шквального огня, кто выстоял и вышел победителем в схватке с фашизмом, кто прожил так мало, отдавая свои жизни за наше светлое будущее.
Погибшим я посвящаю свое стихотворение:
«НАМ НЕЛЬЗЯ ПОЗАБЫТЬ О ВОЙНЕ!»
Отгремела война - сатана,
Унесла с собой души невинных.
Над Россией нависла тоска
По ушедшим в сраженьях карминных.
Не увидят солдаты зари,
Не коснутся их девичьи губы.
Не почувствуют счастья любви,
Не услышат победные трубы.
Но, Победа превысила грусть,
Всюду счастье и праздник бушует!
Жаль, погибших уже не вернуть
Эта мысль сквозь радость волнует.
Много горя прошло по стране.
Были слезы и боль, и утраты,
Нам нельзя позабыть о войне,
Будем помнить всегда Вас, СОЛДАТЫ!
ВЕЛИКИМ СЫНОВЬЯМ РОССИИ
НА МНОГИЕ СТОЛЕТЬЯ ПОДОБАЕТ
ЧЕСТЬ В ЗЕМЛЕ РОДНОЙ!
ЛИТЕРАТУРА
Швейня
Золотой циркуль
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Белый лист
Как нарисовать осеннее дерево акварелью