Загадка - жанр народнопоэтического творчества, иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, использующая сообразительность отгадывающего. Загадки представляют своеобразный жанр устного народного творчества народа. Они лаконичны, кратки, метки и образны, как сама поэзия. В них отражена тонкая наблюдательность людей над окружающими явлениями природы, растительным и животным миром, предметами труда и быта, а также самим человеком и процессом его труда.
В каждом фольклорном жанре по - своему преломляется, отражается историческая действительность и народный быт, мир загадок - это, прежде всего и преимущественно предметный материальный мир и загадка выделяет характерные признаки предмета, его сущность, детали, порой малозаметные, отражает духовную и материальную культуру человека.
За последние годы отмечено снижение интереса к народному фольклору. Так же отмечается низкий уровень знаний загадок титульного народа ХМАО – Югра. Авторы считают, что необходимо возродить интерес к духовной и материальной культуре человека.
Суть проблемы, которая представлена в данном исследовании, состоит в следующем: не только дети, но и взрослые не знают родную речь, а это ведёт к тому, что теряется интерес к культуре северного народа, у которого есть богатый и красивый язык, есть свои легенды, сказки, песни, пришедшие из глубины веков и сохранившиеся, несмотря на то что у народа не было письменности. Коренным жителям Севера, знающим свою самобытную культуру, владеющим языком, нужно сохранить всё это и передать детям, научить гордиться их прошлым своего народа.
Использование в беседе, ходе урока загадок создает хорошее настроение, воодушевляет, подбадривает и приобщает молодое поколение к богатству культуры, языка, к духовному наследию своего народа.
Данное исследование ставит цель просмотреть через загадки отличие быта русского народа и народа ханты.
Сравнивая и анализируя русские загадки и загадки ханты, мы пришли к выводу:
При написании работы применены методы системного и структурного анализа.
Исследование проводилось в два этапа.
1 этап – подготовительный, поисково-теоретический, в процессе которого осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы исследования, изучалась и анализировалась научная литература, материалы периодической печати по проблеме; определялись цель и задачи исследования, формулировалась гипотеза, велась подготовка к проведению социологического опроса, разрабатывались вопросы анкеты.
2 этап – практический, на данном этапе проведен социологический опрос с целью определения общественного мнения, систематизированы, проанализированы результаты проведенного исследования, подведены итоги, сделаны выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_otrazhenie_byta_v_hantyyskih_i_russkih_zagadkah.doc | 324 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №21
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ОТРАЖЕНИЕ БЫТА В РУССКИХ И ХАНТЫЙСКИХ ЗАГАДКАХ»
Автор работы: Стрельникова Александра Сергеевна,
ученица 10 «Б» класса,
Руководитель: Марченко Галина Ивановна, учитель географии.
Нижневартовск
2011
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3
1.Теоретическая часть………………………………………………………………………6
Заключение…………………………………………………………………………………23
Литература………………………………………………………………………………….24
Приложение………………………………………………………………………………...25
ВВЕДЕНИЕ
По определению исследователей, «загадка - это замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать со образительность человека, раскрыть ему глаза на поэтическую красоту и бо гатство предметно-вещественного мира» (Аникин, 1960). Другие поясняют, что в загадке «признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном, уводя щем в сторону виде. Загадка строится на принципе замедленной метафоры, каламбурного алогизма и затруднённого параллелизма» (Квятковский, 1996).
Загадка - жанр народнопоэтического творчества, иносказательное поэти ческое описание какого-либо предмета или явления, использующая сообрази тельность отгадывающего. Загадки представляют своеобразный жанр устного народного творчества народа. Они лаконичны, кратки, метки и образны, как сама поэзия. В них отражена тонкая наблюдательность людей над окружающими явлениями природы, растительным и животным миром, предметами труда и быта, а также самим человеком и процессом его труда.
По мнению крупнейшего отечественного фольклориста В. Проппа, «в каж дом фольклорном жанре по-своему преломляется, отражается историческая дей ствительность и народный быт» (В. Пропп, 1957),
Исследователи отмечают, что «мир загадок - это, прежде всего и преимуще ственно предметный материальный мир. Загадка выделяет характерные при знаки предмета, его сущность, детали, порой малозаметные. Она отражает ду ховную и материальную культуру человека.
Работа носит теоретико-этнографический, исследовательский характер, использовался комплекс методов: исторический для исследования традиционного уклада жизни народов, выявления связи между духовной и материальной культурой,
анкетирование (беседы, опросы) для выявления сходства и различия русских и хантыйских загадок, создания представлений о загадках как о жанре народного творчества, в котором отражается народный быт.
Теоретические исследования показали, что наряду с общими чертами построения и тематики загадок, имеются глубокие отличия, основанные на самобытности народов. В процессе отгадывания хантыйских загадок учащиеся испытывали затруднения, это говорит о не знании материальной культуре ханты.
Социологические (результаты анкетирования среди нижневартовских учащихся) данные позволили авторам прийти к следующему выводу: хотя учащиеся знают загадки в целом, но затрудняются в определении их культурной принадлежности. Легче и понятнее в отгадывании – русские загадки.
Авторы считают, что загадки — интересное, увлекательное занятие, как для детей, так и для взрос лых. Они лаконичны, образны. В них отражена тонкая наблюдательность, на ходчивость, память и речь. Кроме того, их использование в беседе, ходе урока создает хорошее настроение, воодушевляет, подбадривает и приобщает молодое поколение к богатству культуры, языка, к духовному наследию народов. Загадки можно их использовать при проведении занятий с детьми, уроков и вне классных занятий, на вечерах сказок и загадок, во время отдыха или длитель ного пребывания на природе, во время походов, в летних этнооздоровительных языковых курсах.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ
Загадка - жанр народнопоэтического творчества, иносказательное поэти ческое описание какого-либо предмета или явления, использующая сообрази тельность отгадывающего. Загадки представляют своеобразный жанр устного народного творчества народа. Они лаконичны, кратки, метки и образны, как сама поэзия. В них отражена тонкая наблюдательность людей над окружающими явлениями природы, растительным и животным миром, предметами труда и быта, а также самим человеком и процессом его труда.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: если в каж дом фольклорном жанре по - своему преломляется, отражается историческая дей ствительность и народный быт, то мир загадок - это, прежде всего и преимуще ственно предметный материальный мир и загадка выделяет характерные при знаки предмета, его сущность, детали, порой малозаметные, отражает ду ховную и материальную культуру человека.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ мира загадок обусловлена современными реалиями. За последние годы отмечено снижение интереса к народному фольклору. Так же отмечается низкий уровень знаний загадок титульного народа ХМАО – Югра. Авторы считают, что необходимо возродить интерес к духовной и материальной культуре человека.
Суть ПРОБЛЕМЫ, которая представлена в данном исследовании, состоит в следующем: не только дети, но и взрослые не знают родную речь, а это ведёт к тому, что теряется интерес к культуре северного народа, у которого есть богатый и красивый язык, есть свои легенды, сказки, песни, пришедшие из глубины веков и сохранившиеся, несмотря на то что у народа не было письменности. Коренным жителям Севера, знающим свою самобытную культуру, владеющим языком, нужно сохранить всё это и передать детям, научить гордиться их прошлым своего народа.
Использование в беседе, ходе урока загадок создает хорошее настроение, воодушевляет, подбадривает и приобщает молодое поколение к богатству культуры, языка, к духовному наследию своего народа.
Данное исследование ставит ЦЕЛЬ просмотреть через загадки отличие быта русского народа и народа ханты.
ЗАДАЧИ исследования:
Исследование проводилось в два этапа.
1 этап – подготовительный, поисково-теоретический, в процессе которого осуществлялся выбор и теоретическое осмысление темы исследования, изучалась и анализировалась научная литература, материалы периодической печати по проблеме; определялись цель и задачи исследования, формулировалась гипотеза, велась подготовка к проведению социологического опроса, разрабатывались вопросы анкеты.
2 этап – практический, на данном этапе проведен социологический опрос с целью определения общественного мнения, систематизированы, проанализированы результаты проведенного исследования, подведены итоги, сделаны выводы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явле ние, созданное человеком с помощью слова, я, не заду мываясь, сказал бы: это загадки. Но, к сожалению, мы так их плохо знаем, и так невелико то время, которое отпу скается в школе на знакомство с ними!
Что же такое загадки? Если дать им традиционное крат кое определение, то оно может быть таким. Загадки — это иносказательное изображение предметов или яв лений действительности, которые предлагается отгадать. И в самом деле, например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказатель но представлена капуста. Но, конечно, под это одно опре деление нельзя подставить все загадки. Ведь материал, кото рый мы воспринимаем как загадки, намного богаче. К при меру, в загадке о реке «Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит» нет иносказания, в ней есть описа ние реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке. Есть загадки и дру гого типа. Например, такие: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказы вается, ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неор динарного мышления: Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек! И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгад ка — «Без имени»— удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, воздуха, еды не может жить не только человек... Но только люди (все!) получают имена.
Этот пример свидетельствует еще об одной особенности та ких загадок. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Ну, например: «Какой месяц короче всех?"» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный — «май» (всего три буквы!). «Каких камней в море нет?» — «Сухих».
Эти типы загадок можно было бы назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания и загадки-вопросы.
Но есть еще один тип загадок: загадки-задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например, одна из таких загадок: «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте,— говорит,— сто гусей!»— «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолька, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей, летело?» Ответ: «36 гусей». Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения счи тать. Но есть и другие задачи. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ — чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Ан нет! Одну-то он убил, а остальные — улетели... Или: «Летела стай гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?» Конечно же, один — убитый.
Мы видим, что загадки-задачи, как и загадки-вопросы,— не ординарны, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. И это объединяет между собой загадки-вопросы с загадками-за дачами; они, несомненно, в этом имеют сходство и с загадками-иносказаниями, загадками-описаниями. Ведь предлагаемые в за гадках-иносказаниях и загадках-описаниях задачи требуют именно сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном — обычное.
Таким образом, все эти малые формы фольклора едины по своему жизненному назначению: носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека. Именно поэтому мы изучаем их в школе.
Однако не только жизненное назначение объединяет эти типы загадок. Нельзя не заметить, что все они построены на парадо ксе. В переводе с греческого «парадокс» означает неожиданное явление, резко противоречащее здравому смыслу, расходящееся с общепринятым мнением. Мы видели, что загадки строятся на необычных сопоставлениях, ожидаемые в русле здравого смысла, общепринятого мнения отгадки оказываются ложными, а пра вильными являются как раз самые неожиданные, но единственно верные.
Сходство этих четырех типов загадок — в их построении. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть — вопрос, вторая — ответ. Это очень хорошо видно на при мере загадок-вопросов и загадок-задач. Вопросная форма заву алирована в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях. Одна ко вопрос необязательно должен быть выражен словом. Ведь загадка существовала и существует по-настоящему только в устной форме, а вопрос можно передать и интонацией. Кроме того, о вопросительной сущности первой части загадок-ино сказаний и загадок-описаний говорит необходимость ответа лишь на первую их часть. Ответ же предполагает наличие вопроса.
Но на этом сходство и кончается. О некоторых различиях уже шла речь, но отметим еще одно важное. Загадки-иносказания и загадки - описания отличаются от загадок-вопросов и загадок-задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинами, художественными дета лями; а вот загадки-вопросы, загадки-задачи сильны своей логи кой, игрой не воображения, но ума. Думается, именно поэтому на уроках литературы в школе отдается явное предпочтение за гадкам-иносказаниям и загадкам-описаниям. И в народе они пользовались неизменно большим успехом. Мы знаем их тысячи, тогда как загадки-вопросы и загадки-задачи малоизвестны. Далее речь пойдет именно о загадках-иносказаниях, загад ках-описаниях, и мы не будем делать между ними различия по способу шифровки предмета или явления, предлагаемых для от гадывания. Вместе с тем уточним ранее данное определение зага док с учетом сказанного: загадки — это иносказатель ное изображение предметов и явлений действи тельности или их описание, которое предлага ется разгадать.
Развивая мышление, загадка стремилась через свое «поэти ческое» окошечко познакомить человека с окружающим его ми ром, причем привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние их признаки.
О чем загадки? Обо всем, что окружало человека, и о нем са мом. Безвестных народных авторов интересовал физический мир в его конкретности, деталях. В загадках, например, изображается не вообще лес, а лес хвойный или лиственный, береза, елка, сос на, не вообще дом, а бревна и мох, пол и потолок, крыша и окна, двери и косяки и пр. Одним словом, загадки представляют собой свод знаний и сведений народа, как считают ученые, о внешнем мире, это своеобразный курс народного мироведения.
Конкретный, физически осязаемый мир изображался в загад ках, парадоксально сопоставляясь с таким же конкретным, физи чески осязаемым миром. Каким образом? Подметили, например, что кисти овса похожи на сережки, украшающие девушек, и воз никла загадка: «Как во поле на кургане стоят девушки с серьга ми». Яйцо поражало всегда: и не только тем, что из неживого появлялось живое, но и тем, что в одном «сосуде» не смешива лись два жидких вещества... Вот и возникла загадка: «В одном бочонке два сорта вина». Любили загадки устанавливать так же внешнее сходство по цвету, как в такой загадке о березках: «На поляне девчонки в белых рубашонках, в зеленых полу шалках».
Загадкам, построенным на описании предметов и явлений, противостояли такие, в которых предметы загадывания и пред меты-иносказания сопоставлялись по признаку действия. Неред ко сопоставление строилось на сравнении функций предметов, за гадывая о половнике, говорили: «Прилетел капитан, всех людей напитал».
или же производимых ими действий: «Сидят девицы в темной темнице, вяжут сетку без иглы, без нитки» (это загадка о пчелах в улье, строящих соты). Часто, чтобы подчеркнуть движение, противопоставляли действие — бездействию, движе ние — покою («Сани бегут, а оглобли стоят»), а чтобы усилить впечатление от движения, ставили рядом несколько перемещаю щихся предметов, явлений. Например, загадка о небе, земле, солнце, месяце, дне и ночи: «Два стоящих, два ходящих, два минующих». «Стоящие» — это небо и земля. Загадка отразила древние представления человека о Земле как центре мироздания, именно поэтому Солнце оказывается, как и Луна, ходящим во круг Земли.
Соотношение между собственно загадкой и ее отгадкой более разнообразно, чем это обычно представляется. Во-первых, один предмет загадывания чаще всего сопоставляется также с каким-нибудь одним предметом-иносказанием), и сравнивается со старичком: «Стоит старичок — красный колпачок»); во-вторых, предмет загадывания сопоставляется с несколькими предме тами-заменами (в загадке о корове: «Среди двора стоит копна: спереди — вилы, сзади — метла»); в-третьих, есть загадки, в ко торых несколько предметов загадывания выражаются через один (загадка о солнце, туче, реке и сердце: «Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит»); и, наконец, в-чет вертых, в загадках могут загадываться несколько предметов через их сопоставление с несколькими же предметами-иносказа ниями (как в загадке о косе, траве и копнах: «Щука двинет, лес вянет, на том месте город встанет»).
Мир отгадок или мир предметов, их замещающих, каждый сам по себе не представляет ничего поэтического. Возьмем, на пример, два предложения: «Пчелы» и «Сидят девушки в горен ках, нижут бисерок на ниточки». Ничего особенного, обычная прозаическая информация. Но если нас спросить: «А что это такое: сидят девушки в горенках, нижут бисерок на ниточки?», то мы сразу же задумаемся: из обычной информации это пред ложение превратилось в часть поэтического произведения.
Давно замечено, что картина, представляющая иносказа тельно или описательно предмет отгадки, нередко бывает поэти чески возвышенной или, наоборот, поэтически сниженной и, как правило, фантастической. Все это вместе оказывает сильнейшее впечатление, когда мы сравниваем отгадку и изображение пред мета отгадки в первой части загадки. Невероятно, например, чтобы у одной матери было двадцать детей-однолеток! Но в за гадке утверждается: «У матери двадцать деток, все детки — од нолетки». Фантастика? Оказывается, имеется в виду курица с цыплятами... А вот как поэтично изображена та же курица: «Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький».
Сейчас не имеется в виду употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах «горенка», «бисерок» и «ниточки»./ Легко угадывается их создатель — трудящийся человек, хоро шо знающий, откуда что пошло, что для чего годится, как, из чего делается. Часто предметы загадывания определяются по трудовой или хозяйственной направленности. Конечно же, такие загадки мог создать тот, для кого труд, быт труженика, его отно шение к природе были привычными, естественными. Загадка о горшке, который был «на копанце, на хлопанце, на пожаре, на базаре», могла появиться только среди тех, кто знал, как де лаются горшки. Восприятие месяца, сравнение его с жеребенком, коровой, волом, краюхой хлеба, пастухом — чисто трудовое, на родное.
И это естественно: порой даже кажется, что авторов зага док и не интересовали те явления, которые не входили в не посредственный круг бытовых интересов народа. Ведь загадывались загадки о таких обыденных предметах, животных, как то пор, веник, корова, коза... И по ним можно представить, как трудился человек, какие домашние или дикие животные и птицы окружали его, что росло в поле и огороде, как выглядела де ревня, строилась и обставлялась изба, какой была домашняя утварь, предметы труда и обихода и прочее.
Однако вчитаемся, вдумаемся... «Сидит царица на золотых яйцах»... Хоть и на золотых, но на яйцах сидит царица! «У ба рыни семьдесят семь платьев, выйдет на улицу — спина гола». Что за чудо: богатая барыня, а спина гола! Или еще похлеще — про барина: «Под полом, под середой стоит барин с бородой»... Есть и об их детях: «Бочка стонет, барчата пьют». Если же привести отгадки, то насмешка над власть имущими станет еще более очевидной; ведь царица — это сковорода на углях, а бога тая барыня — курица, барин же — помело, барчата — поросята.
Веселый юмор в таких загадках нередко превращается в злую сатиру. Ведь если сравнить мышь с барыней, сидящей под мос том («Под мостом, мостом сидит барыня с хвостом, есть хо чется, а вылезти не хочется»), это одно; и совсем другое, если загадать: «Спереди — мужик, а сзади — баба». Отгадка: поп! До ставалось и другим служителям культа.
Напротив, когда загадки загадывали о чем-то дорогом для крестьянина, в них появлялись идеализированные, возвышенные описания. Например, снопа: «Лежит мужичок в золотом кафта не; подпоясан, а не поясом, не поднимешь, так не встанет». Серьги девушки — это пляшущие лебеди: «За темными лесами двое лебедей плясали». Но, конечно же, загадывая о близком, и улыбались, смеялись. О тех "же серьгах есть и такая загадка: «Под лесом, лесом пестрые колеса висят: девок красят, молод цов дразнят».
Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обыч ном необычное, в быте — поэзию. Сами загадки являются не превзойденными образцами фольклора как искусства слова.
Небольшие по объему, они могут быть простыми и слож ными. Простыми, когда рисуют всего лишь один образ, картину. Например, камыш сравнивается с бородатым стариком: «Стоит старик над водой, качает бородой». Но могут быть и сложными, изображать какое-либо действие, событие. Для этого используют ся разнообразные формы композиции. Например, может быть такая композиционная форма: описательная часть плюс монолог или диалог. Вот как изображалась подвозка снопов к овину:
Скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать: «Мне не век вековать, одну ночку ночевать: придут растопорщики разложат мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат».
Скрипица — это, конечно же, телега, а царица — хлеб; цари ца рассказывает, что станет со снопами во время молотьбы.
Загадки знают и монологическую, и диалогическую формы композиции. Ухват и помело, например, иносказательно изображались в диалоге между собой: «Черный огарыш, куда поехал?» — «Молчи, кручено, верчено, там же будешь!» А гор шок рассказывал о себе целую историю: «Был я на копанце, был я на хлопанце, был на пожаре, был на базаре; молод был — людей кормил, стар, стал — пеленаться стал, умер — мои косточки негодящие бросили в ямку, и собаки не гложут».
Но самая распространенная композиционная форма зага док — описание. И это понятно. Загадки иносказательно описывали окружающий человека мир вещей, предметов, явле ний. И описания могли быть краткими или развернутыми. Выше была приведена загадка о старике — камыше, а вот загадка — описание каравая хлеба: «Комовато, ноздревато, и губасто, и горбато, и кисло, и пресно, и вкусно, и красно, и кругло, и легко, и мягко, и твердо, и ломко, и черно, и бело, и всем людям мило».
В загадках используются разнообразные художественные средства. Многие строятся на метафорах. Метафора, как го ворят ученые,— душа загадки. Она способствует скрытому срав нению, сопоставлению весьма далеких между собой предметов, явлений, действий, являясь тем самым главным приемом созда ния той неповторимой поэтической прелести, какой обладают эти миниатюры.
Метафора загадок необычна. Мы часто употребляем в своей речи метафоры, даже не замечая того поэтического смысла, который в них имеется. Например, говорим: «Дождь идет». Но ведь идти может человек, животное, а не дождь! Метафора же в загадках всегда необычна, парадоксальна, фантастична. Она привлекает, притягивает к себе внимание, «взрывает» наши обы денные, устоявшиеся представления о мире. Как писала одна из самых известных исследователей загадок
Загадки — это своеобразный психологический раздражитель, ко торый выводит нашу мысль из рамок обычных, вяло текущих ассоциаций. И в самом деле, разве может быть, например, жи вое существо без рук, без ног и чтобы рисовало? Оказывается, может — мороз.
Такие метафоры-парадоксы имеют свое название — оксю морон. В науке о литературе оксюморон определяется как со четание противоположных, несовместимых по смыслу признаков, понятий, в результате которого возникает новое смысловое, удив ляющее нас качество.
Но загадки занимают воображение не только кажущимися на первый взгляд абсурдными, нелепыми, алогичными метафорами. Метафоры строятся с таким расчетом, чтобы заманить отгады вающего в ловушку, посмеяться над его недогадливостью. Вот, например:
Что за зверь: в зиму ест, а летом спит, тело тепло, а крови нет, сесть на него, сядешь, а с места не свезет?
С самого начала загадка направляет нас по ложному пути. Она заставляет искать отгадку среди зверей и дает приметы зверей, но приметы парадоксальные. Как будто бы зверь этот- медведь. Но мы знаем, что он не летом, а зимой спит, значит — ест летом... Не подходит как будто. Однако дальше опять при меты животного: тело теплое. Но у всех зверей есть кровь; крови как будто нет у рыбы, но рыба — холодная! Опять парадокс, и идем снова мы по тому же ложному следу... Однако что это за зверь, на которого можно сесть, но который не повезет? Упор но загадка возвращает нас к медведю: ведь на медведя можно сесть, а что из этого получится? Смех и горе... вместе с тем загадка правильно указала признаки пред мета-отгадки. Только русская печь характеризуется всеми этими признаками: ее топят зимой, а не летом, теплой она бывает, а крови в ней нет, и сесть на нее можно (и даже лечь!), да с места она не сойдет, разве что в сказке о Емеле-дураке... Вот какое двойное иносказание получается: предмет загады вания заменен другим предметом или несколькими, им приписы ваются свойства и качества предмета загадывания, подходящие лишь на первый взгляд, но на поверку они оказываются лож ными...
Ох, не простое это дело — отгадывать загадки! Но сколько, же надо было таланта, мастерства, чтобы такие загадки создать!
Широко используются и другие художественные средства. Прежде всего, хотелось бы назвать сравнение, употребление которого, как и метафоры, объясняется поэтической необходи мостью постоянно сопоставлять один предмет с другим. Сравне ние помогало живо, красочно передавать их признаки. Встре чаются самые разнообразные формы сравнения. Например, со рока описывалась так:
Бела, как снег,
зелена, как лук,
черна, как жук... \
Но сравнение могло строиться и по-другому: Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы, или в сопоставлении объемов, величин:
Сундучок — с кулачок, А запирка — с шест.
Как следствие сопоставления в загадках часто возникало противопоставление - антитеза, создающая поэтический пара докс. Например, в загадке о сверчке: «Маленькая птичка, а гром ко поет».
Нередко противопоставление строилось на отрицании. Во многих загадках можно заметить частое использование частицы «не», предлога «без». «Без рук, без ног — через тын ползет» — это о месяце. «Не брусница, не клюква, не репа, не брюква, не семенем садилась, а так уродилась, хлебу замена, грибам пере мена» — это о грибах-волнушках. Иногда в одной загадке встре чаются и частица «не», и предлог «без»: «Без ног бегут, безо рта кричат, дороги не знают, а других провожают» (санные полозья).
Усилению впечатления от парадоксального поэтического мира загадок способствовали гиперболы. Так, в загадках звезды сравниваются с горохом, а о горохе рассказывается, что он рас сыпан «на ста дорогах», «на двенадцати лугах», «по всей Мо скве, по всей Вологде». Нередко поэтические картины, рисуемые загадками, становились ярче благодаря усилительным частицам и повторам: «Рассыпался горох посту дорог; никто его не со берет: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела ры бица».
Таким образом, русские народные загадки - описывают окружающий человека мир вещей, предметов, явле ний.
1.2. ХАНТЫЙСКАЯ ЗАГАДКА - ПОЭТИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ МИРА.
Исследователи отмечают, что «мир загадок - это, прежде всего и преимуще ственно предметный материальный мир. Загадка выделяет характерные при знаки предмета, его сущность, детали, порой малозаметные. Она отражает ду ховную и материальную культуру человека.
Замысловатое поэтическое описание предмета мы нередко находим в хан тыйских загадках. Например: Тёрэм пухэл, курэс пухэл, нарэсэл, лымэщлал - химэлцал, яклэт. Вот. Небесный парень, божественный парень играет на му зыкальном инструменте, а его лохмотья-клочья пляшут. Ветер. Ветер назван не простым парнем, а небесным с божественной силой и энергией, а какие-то лохмотья исполняют танцы. И ики сот нёл тахэл. Тахты пун. Один мужик мечет сто стрел. Шерсть летит от малицы из оленьей шкуры. Множество в хан тыйских загадках обозначается словами сот сто, щурэс тысяча. В этих загад ках предмет зашифрован: ветер - парень, мужчина — малица.
Загадки о предметах, орудиях труда строятся образно, по типу сходства, ана логии, уподобления, сравнения. В языке загадки используются метафоры, эпи теты, тематика разнообразна. Они повествуют о жилище, например: Нум пелэкэн сот, ил пелэкэн сот, щи катэн кутэн ханты енхэл, Хот. Вверху сто, внизу сто между ними человек ходит. Дом;
Юл эн - лун, камэн - тал. Хот питрэт. Дома - лето, на улице - зима. Стены дома.
Красочно и конкретно с этнографической точностью отражается в хантыйс ких загадках традиционно-хозяйственная деятельность через средства пере движения, орудия промысла, промысловых животных и рыб. Например: Пойтэкнэн етлалнэн-пентыйэллэнэн. Нымэл нюлнэн. Две куропатки мель кают-качаются. Кончики подволок (лыж). Пан хонэн онэт пелэк. Пул, пелэк. На берегу полрога. Ловушка для рыбы. Иинк илпи сот сем. Хол эп. Под во дой сто глаз. Сеть.
Хантыйская загадка раскрывает красоту и своеобразие видимого, ощущае мого, воспринимаемого всеми чувствами реального мира. Знакомясь с удиви тельным миром хантыйских загадок. Поражает чудесная выдумка и озорство мысли. Она может научить многому. Особенно тому, чтобы человек мог иметь здоровый, ясный, чудесный взгляд на окружающий его мир, природу, учит по нимать поэзию вещей, сделанных руками человека, и окружающий мир: ми ровоззрение народа преломляется в особых поэтических формах загадки.
Много загадок создано о растительном мире тайги и тундры, с которыми связаны традиционные занятия хантов. В них отража ется своеобразие видения народом ханты растительного и животного мира и явлений природы. Например: Сер вонт, мур вонт сунэн вущлэм нойэп холл лоль. Сумэт лыпэт хойса. В чаще леса стоит мужчина в желстой суконней одеж де. Желстые листья березы. Юх тый сали-вули. Гм. На вершине дерева ис кристый блеск. Черемуха. Эпитеты в загадках указывают на размеры, фор му, материал. Например, Эх тый хув пос. Нохэр. На вершине длинная вязан ная узором рукавица. Шишка. Карты мухты вулы хохэл Йинтэп. Сквозь железо олень бежит. Иголка.
В загадках называются числительные: Илэн - ян, номэн - ян. Еш па кур луйэт. Внизу - десять, вверху - десять. Десять пальцев рук и ног.
Загадываемый предмет находится не в отрыве от других предметов, а рас сматривается во взаимосвязи с другими во времени и пространстве. Например: Братья с двух сторон смотрят друг на друга, а встретиться не могут. Берега реки.
Загадка - это древний фольклорный жанр. В героических сказаниях часто встречается сюжет с заданием отгадывать загадку с целью проверить, насколь ко умен, сообразителен сказочный герой или герой легенды. Только умный, сообразительный герой может без труда отгадать, что значит или, что желает от него встретившийся в пути человек.
Для загадок характерна высокая степень метафоричности, иногда вся за гадка строится на метафорических эпитетах. Например: Каврэм йинкпи щорэсэн намэт милэн ёх етлолэт-пентыйллэт. Пут кавэрл. В кипящем море-океане люди в войлочных шляпах всплывают-исчезают. Котёл кипит.
Метафора гиперболизирует изображаемый реальный мир, выделяет и как бы укрупняет признаки и качества различных предметов мира. Посредством метафоры реальный мир в загадках выступает более значительным, возвы шенным, волшебным, сказочным, он становится сильным, энергичным. Напри мер: И хё л, апэт л, ор вуншмал, тахийэн похлэн кедэл, хащма. Дов курэм вусэт. Один мужик на местах перехода семи соров оставил ремень с заклеп ками-пуговицами. Ямки от следов лошади.
В загадках выступает два мира: реальный и метафорический. В них пове ствуется о том, какие животные, птицы обитают в тайге, с какими животны ми охотник сталкивается в лесу, на охоте, какие рыбы обитают в реках, озе рах, а также какими орудиями он пользуется для охоты и рыбной ловли. На пример: Вош и кеши охтыйэн омэсэл. Ланки тыхэл. Город стоит на одном ноже. Гнездо белки. Юхан хонэнэн сорнен сенкеп ларийл. Пупи пухие. На берегу речки золотая колотушка катится. Медведь. Сыри хойэл, лолом тахийон юлта хёйэл лоль. Вулы онэт. На месте предыдущего мужчины сто ит следующий. Оленьи рога. Тал, антпэп, ван порэх. Вулы лыв. Пустой пояс, короткое плечо. Хвостик оленя.
Рисуя картины народной жизни, отражая его мировоззрение, загадки име ют познавательное и эстетическое значение. В загадках проявляется образно-поэтический талант народа. Они возникают из необходимости удовлетворить поэтические потребности народа. Загадывание и отгадывание загадок - это сво еобразное поэтическое состязание. Игра в образы, проверка человека и его спо собности мыслить поэтически.
Процесс загадывания и отгадывания загадок доставляет эстетическое на слаждение красотой поэтического мышления, тонким юмором, яркими мета форами.
Загадки — интересное, увлекательное занятие, как для детей, так и для взрос лых. Они лаконичны, образны. В них отражена тонкая наблюдательность, на ходчивость, память и речь. Кроме того, их использование в беседе, ходе урока создает хорошее настроение, воодушевляет, подбадривает и приобщает молодое поколение к богатству культуры, языка, к духовному наследию своего народа.
Ханты загадывают загадки обычно вечером при общении с детьми, в беседе с гостями, на мыр пори праздниках. Молодые собеседники просят больше стар ших рассказать йыс ясэн легенды и мифы, моньпъ сказки, арэч песни спеть, загадать мулъкемо загадки. После продолжительных уговоров пожилые люди соглашаются и с удовольствием начинают вспоминать их. Отговорки: я за был, не помню, нужны обычно старикам для того, чтобы оттянуть время и ак тивизировать свою память, заинтересовать детей.
Каждая загадка начинается, как мы отмечали, с контактоустанавливающей фразы со слушателями: Амамэтщем! Мулькем-о-о! Что означает: Загадка-о-о! Загадка-о! Такое предупреждение присутствующих перед каждой за гадкой призывает их к активизации внимания и собранности, готовит к вос приятию и запоминанию. В конце основного текста загадки звучит вопрос: Тит мувэты? Это что? Тит кё. ячи? Это кто?
В процессе отгадывания при затруднениях в ответе ведущий задает наво дящие вопросы, обращает внимание на визуально воспринимаемые предме ты, указывает на их местонахождение или на обладание ими, например: Haн ищи щимэщ ут тайлэн. Нун тют тё, йлэн. У тебя это тоже есть.
Ведущий также отвечает на вопросы игроков такого характера: Щит лылэн ут? Тит лылэн ё. т? Это живое существо?
Хантыйская загадка условно имеет пять актов:
- призыв к вниманию: Амамэтщем! Мулькемо!
- собственное задание: Тьфу!
- просьба отгадать: Яста, щит муй? Яста тит мувэты?
- наводящие вопросы ведущего игроку, игрока ведущему.
- ответ и объяснение.
Таким образом, в хантыйс ких загадках традиционно-хозяйственная деятельность через средства пере движения, орудия промысла, промысловых животных и рыб отражается красочно и конкретно с этнографической точностью.
1.3. СХОДСТВО РУССКИХ И ХАНТЫЙСКИХ ЗАГАДОК.
И в русских, и в загадках ханты прослеживается сходство:
традиционно-хозяйственная деятельность через средства пере движения, орудия промысла, промысловых животных и рыб.
воспринимаемого всеми чувствами реального мира.
мир.
и животного мира и явлений природы.
рас сматривается во взаимосвязи с другими во времени и пространстве.
на ходчивость, память и речь.
к духовному наследию своего народа.
1.4. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ХАНТЫЙСКИХ ЗАГАДОК.
Хантыйская загадка своеобразна, она:
традиционно-хозяйственная деятельность хантыйского народа через средства
пере движения, орудия промысла, промысловых животных и рыб.
и животного мира и явлений природы.
на метафорических эпитетах.
более значительным, возвы шенным, волшебным, сказочным, он становится
сильным, энергичным.
со слушателями: Амамэтщем! Мул, ъкем-о-о! Что означает: Загадка-о-о! Загадка-о!
Это что? Тит уё. яци? Это кто?
- призыв к вниманию
- собственное задание
- просьба отгадать
- наводящие вопросы ведущего игроку, игрока к ведущему
- ответ и объяснение.
1.5. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ В ТЕМАТИКЕ РУССКИХ
И ХАНТЫЙСКИХ ЗАГАДОК.
Загадки о предметах домашнего обихода, рабочем и промысловом инвентаре.
Тема | Русские | Хантыйские |
Дом | + | + |
Чум | - | + |
Столб для перегородки нар | - | + |
Лабаз | - | + |
Ручка от дверей | + | + |
Дверные шарниры | + | + |
Окно | + | + |
Чувал | + | |
Печь | + | - |
Огонь | + | + |
Затычка для отверстия чувала | - | + |
Передние бревна нар | - | + |
Бревно для изголовья | - | + |
Котёл | + | + |
Хлеб | + | + |
Самовар | + | + |
Ушки котла | + | + |
Поварёшка | + | + |
Ложка | + | + |
Ковш | + | + |
Подушка | + | - |
Тесто | + | + |
Соль | + | + |
Оселок | + | + |
Нож и ножны | + | + |
Топор | + | + |
Грабли | + | - |
Лопата | + | - |
Лейка | + | - |
Веник | + | - |
Ветряная мельница | + | - |
Ножницы | + | + |
Сверло | + | + |
Невод | + | + |
Ружьё | + | + |
Наперсток | + | + |
Иголка | + | + |
Пила | + | + |
Стол | + | + |
Утюг | + | - |
Таким образом, русские загадки и загадки ханты о предметах и орудиях труда сходны,
так как удовлетворяют их потребности в пище, жилье и одежде. Но существует и различие:
нет хантыйских загадок о подушке, утюге, граблях, лопате, лейке и других сельскохозяйственных орудиях труда, так как в загадках отражается традиционно- хозяйственная деятельность народа.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Результаты социологического опроса нижневартовских учащихся по исследуемому вопросу
Для определения мнения в вопросе знания и практического применения загадок, нами было проведено социологическое исследование. Респондентам в количестве 75 человек (возраст от 11 до 17 лет) было предложено ответить на вопросы составленной нами анкеты. Проанализировав результаты опроса, мы получили следующие результаты:
1. Знаете ли Вы загадки?
93% ответили да. По высказыванию респондентов стало ясно, что 28% знают только русские загадки, а 64% - русские и других народов. ( Приложение 3.).
2. Считаете ли Вы что загадка – это отражение традиционной культуры народа?
61% однозначно ответили, что да, через загадку можно узнать быт, хозяйственную деятельность народа. 32% респондентов считает, что все загадки оторваны от реального мира, а 7% считают, что все загадки одинаковы.
3.Какая загадка кажется Вам, более простой и понятной?
На этот вопрос 89% респондентов отмечают, что русская загадка им ближе и понятнее.
4.В какой загадке лучше отражены признаки предмета, его сущность и детали?
Большинство респондентов (75%) отмечают своеобразное видение реального мира в хантыйских загадках, более высокую степень метафоричности, затруднённого параллелизма по сравнению с русскими загадками. Некоторым учащимся (7%) интересны и понятны все загадки: «Все загадки хороши, их можно понять, если хорошо подумать, все загадки понятны»
5. Где, по Вашему мнению, можно использовать загадки?
К вопросу практической значимости загадок, 96% респондентов считают что, загадки можно использовать на уроках, внеклассных мероприятиях, во время отдыха или длительного пребывания на природе. Лишь 4 % не видят практического применения загадки.
Данные результаты позволяют сделать следующий вывод:
Хотя учащиеся знают загадки в целом, с хантыйскими загадками знакомы меньше и отгадывают их с большим трудом. Хантыйские загадки для отгадывания трудны, так как для них характерны высокая степень метафоричности и затрудненного параллелизма, что не привычно для учащихся, так как на уроках учителями чаще используются русские загадки.
Для приобщения молодого поколения к богатству культуры, языка необходимо использовать загадки в беседах, на уроках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены русские загадки и загадки ханты, отношение этих народов к ним, структуре загадок. В каж дом фольклорном жанре по-своему преломляется, отражается историческая дей ствительность и народный быт. Мир загадок - это, прежде всего и преимуще ственно предметный материальный мир. Загадка выделяет характерные при знаки предмета, его сущность, детали, порой малозаметные. Она отражает ду ховную и материальную культуру человека.
Сравнивая и анализируя русские загадки и загадки ханты, мы пришли к выводу:
потребности в пище, жилье и одежде.
Социологические (результаты анкетирования среди нижневартовских учащихся) данные позволили авторам прийти к следующему выводу: учащиеся знают загадки в целом, но затрудняются в определении их культурной принадлежности. Легче и понятнее в отгадывании – русские загадки. Для приобщения молодого поколения к богатству культуры, языка ханты необходимо использовать загадки в беседах, на уроках.
Таким образом, гипотеза нашего исследования, что загадки отражают ду ховную и материальную культуру человека подтвердилась. По загадкам можно представить, как трудился человек, какие домашние или дикие животные и птицы окружали его, что росло в поле и огороде, как выглядела поселение, строилось и обставлялось жилище, какой была домашняя утварь, предметы труда и обихода и прочее.
ЛИТЕРАТУРА
1. Загадки русского народа. Сборник В. Даля. М., Гослитиздат, 1957.
2. Немысова Е.А. Хантыйские загадки. – СПб.: ООО «Миралл», 2006.
3. Ученые обско-yгoрских народов: Биобиблиогр. справ. Авт. вст. ст. - д.ф.н.
Е.И. Ромбандеева. - Ханты-Мансийск: ГУИПП "Полиграфист", 2001.
4. Молданова Т. А. Архетипы в мире сновидений хантов. - Томск, 2001.
5. Онина С.В. Оленеводческая лексика хантыйского языка: семантические группы
и словарь: / Map. гос. ун-т. - Йошкар-Ола. - 2000.
6. Волдина Т.В. Библиографический указатель по фольклору хантов (1880-1999 гг.). –
Томск, 2000.
7. Народы Северо-Западной Сибири. /Под ред. Н.В. Лукиной. - Томск, 1996.
8. Народы Северо-Западной Сибири. / Под ред. Н.В. Лукиной. Томск, 2002.
9. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Просвещение", 2001.
10. Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология,
генезис. – Томск, 1999.
11. Молданов Тимофей, Молданова Татьяна. Боги земли казымской. - Томск, 2000.
12. Волдина Т.В. Хантыйский фольклор: история изучения. - Томск, 2002.
13. Харамзин Т.Г., Хайруллина Н.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров.
М.: "Издательство ИКАР", 2002.
14. Загадки мансийские (вогульские)/Авт. - сост. Т.Д. Слинкина; науч. ред. д.филолог. н.
Е.И. Ромбандеева. - Ханты-Мансийск: ГУИПП "Полиграфист", 2002.
15. Языки и культура народов ханты и манси: Материалы Междунар. конференции,
- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.
16. Земля Кошачьего Локотка. Кань Кунш Оkfy./ Сост. Т. Молданов. Томск: Изд-во Том.
ун-та, 2001.
17. Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам/ Перевод с нем, публикация д-ра ист. наук Н.В. Лу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Загадки о предметах домашнего обихода, рабочем и промысловом инвентаре.
Русская загадка | Хантыйская загадка | Ответ |
Стоит бычище, проклеваны бочища. | Мужичок, у которого пятка истлела, сто лиственниц тащит. | Дом |
Посреди тундры острый красивый бугор оленьей шкурой покрыт. | Чум | |
С неба спущенная нога лосенка. | Столб для перегородки нар | |
Столетний старик поднимает лиственницу. | лабаз | |
Сто мужчин, тысячи мужчин за одно хватаются. | Ручка от дверей | |
Если хочешь выйти – выходи, если хочешь зайти – входи, а локоть протрется. | Дверные шарниры | |
Много соседей, все рядом живут, а никогда не видятся | Четырехугольное шёлковое пятно зимой в доме льдом покрывается, а на улице не замерзает. | окно |
В углу около дверей старец с большими губами стоит. | Чувал | |
Зимой много ест, летом много спит, тепло теплое, крови нет, сесть на неё – сядешь, а не везёт. | Печь | |
Красный петушок по жердочке бежит. | По сердцевине дерева бежит рыжая лисица. | Огонь |
На трухлявом пне гнездо коршуна, гнездо синички стоит. | Затычка для отверстия чувала | |
Сильные две ящерицы, вцепившись вместе, пытаются разделиться, но не могут расцепиться. | Передние бревна нар | |
Сотни людей, тысячи людей с одной подушкой. | Бревно для изголовья | |
Посередине круглого озера появляются, исчезают люди в войлочных шапках. | Котёл | |
Всем нужен, а не всякий сделает. | У тысячи людей земли есть одна сила. | Хлеб |
Никогда не ест, а только пьёт. А как зашумит – Всех приманит. | Сын царя, боярина с медалями и погонами. | Самовар |
Через горячее море, через холодное море, через сухое море две татарки стремятся друг к другу, но не могут дойти. | Ушки котла | |
Поварёшка | ||
Сами не едим, а людей кормим. | Ко рту подносят – лижут, но не съедают. | Ложка |
Голова большой щуки в реке, а хвост на берегу. | Ковш | |
Два брюшка, четыре ушка. | Подушка | |
Не живое, а дышит. | Из деревянной бочки вылезает безрукий, безногий сильный мужчина. | Тесто |
В воде родится, воды боится. | Из дальних мест привезенное самое вкусное. | Соль |
Загадываю! Тьфу! | Оселок | |
Маленький мужичок – костяная ручка. | Одна девушка живёт, хорошее ест, плохое ест, потом снова в свой домик заходит. | Нож и ножны |
Кланяется, кланяется. Придет домой – Растянется. | Сквозь железо дерево растёт. | Топор |
Зубы имеют, а зубной боли не знают. | Грабли | |
Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать гору, строить дом. | Лопата | |
Огородник тот с длинным Носом живет, где носом качнет, там вода потечет. | Лейка | |
Маленький Ерофейка подпоясан коротенько, по полу скок – скок, по лавкам скок – скок и сел в уголок. | Веник | |
Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места. | Ветряная мельница | |
Два конца, два кольца, посередине гвоздик. | Предмет, привезённый из железного города, имеет два конца, два кольца, посредине клин вставлен. | Ножницы |
Из земли, где делают железо, принесённый предмет кричит голосом щари – кари. | Сверло | |
Дом шумит, хозяева молчат, пришли люди, хозяев забрали, дом в окошки ушёл. | Ноги каменные, голова деревянная, деревню с множеством домов кормит. | Невод |
Под водой сто глаз. | Сеть | |
На пальце одном ведерко вверх дном. | С многими углублениями серебряное кольцо, железное кольцо | Наперсток |
Весь мир одевает, сама нагишом. | В дверь не может войти, а в щель между досками так просто ускользнет | Иголка |
Две ручки, во всё брюхо зубки. | Из царского города, где делают железо, привезенный такой – сякой быстро грызет, сгрызёт, а нагрызанные частички не ест. | Пила |
Под крышей – четыре ножки, А на крыше – суп да ложки. | Четыре девушки надели один шелковый платок. | Стол |
То назад, то вперед ходит, бродит пароход. Остановишь – горе! Продырявит море! | Утюг |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
АНКЕТА
Ответьте на вопросы как можно искреннее. Мы будем рады всем вашим комментариям, предложениям и замечаниям, так как это поможет нам в дальнейшей работе над исследовательским проектом.
Пол_______ Возраст_______ Образование_______
1. Знаете ли Вы загадки?
А. Да, только русские?
Б. Да, русские и других народов.
В. Нет.
2. Считаете ли Вы что загадка – это отражение традиционной культуры народа?
1) Да, потому что:
а) через загадку можно узнать быт, занятия народа
б) загадка выделяет характерные признаки предметов и явлений
2) Нет, потому что:
а) все загадки одинаковы
б) загадки оторваны от реального мира
3. Рассмотрите загадки: 1. Сын царя, боярина с медалями и погонами, (хантыйская)
2. Никогда не ест, а только пьет. А когда зашумит – всех
приманит, (русская) Отгадка: самовар.
Какая загадка кажется Вам, более простой и понятной?
1) Хантыйская
2) Русская
4. В какой загадке лучше отражены признаки предмета, его сущность и детали?
1) Русской, так как нет затруднённого параллелизма
2) Хантыйской, так как лучше зашифрован предмет
3) Другое ____________________________________
5. Где, по Вашему мнению, можно использовать загадки?
1) На уроках, внеклассных мероприятиях
2) Во время отдыха или длительного пребывания на природе.
3) Другое __________________________________________
Спасибо за время, потраченное на заполнение анкеты!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Этот древний-древний-древний мир!
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Повезло! Стихи о счастливой семье