Настоящая работа может быть полезна и тем, кто встаёт на тропу учёного, и тем, кто интересуется творчеством художников, композиторов и ищет способы создать диалог с мастером. Автор исследования выбирает один из самых знаковых периодов в творчестве Рериха, создаёт уникальный образ мыслителя и художника, выступая при этом и сама философски мыслящим человеком.
Вложение | Размер |
---|---|
kategoriya_vechnosti.doc | 80.5 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Мальчик, ты говоришь,
что к вечеру в путь соберешься.
Мальчик мой милый, не медли.
Утром выйдем с тобою.
В лес душистый мы вступим
среди молчаливых деревьев.
В студеном блеске росы,
под облаком светлым и чудным
пойдем мы в дорогу с тобою.
Если ты медлишь идти, значит,
еще ты не знаешь, что есть
начало и радость, первоначало
и вечность.
Н.К. Рерих
Вечность…бескрайние морские просторы, могучие устремившие вверх свои вершины горы, обширные луга, бесконечность неба. Именно эти представления возникают у меня при размышлении о вечности. Как много таинственного и бесконечного хранится в самом слове. Каждый человек трактует это понятие различно, добавляя к уже образовавшемуся и окрепшему стержню что–то свое. Цель настоящего исследования – постичь законы и тайны вечности через осмысление творчества великого художника и философа XX века – Николая Константиновича Рериха, осознать то, что, возможно, было закрыто для взора человеческого долгое время.
Вечность – «бесконечная длительность времени существования мира, обусловленная несотворимостью и неуничтожением материи, её субстанциальностью, материальным единством мира. Вечность присуща лишь всей материи в целом, каждое конкретное образование в мире является преходящим во времени. Вечность не сводится к неограниченному однородному существованию материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной последовательности круговоротов, она включает в себя постоянные качественные превращения материи и возникновение новых состояний» { - С.21} При произношении этого слова появляется чувство величественности, незыблемости. Вечность... мы не можем точно ответить на вопрос: что это такое. Никому еще не удостоилось чести проникнуть во все ее тайны. Она существовала, существует, и будет существовать. Вечность независима! Словно неподвластная никому стихия она впитывает в себя всё… Зеркало, так можно охарактеризовать ее, отражение всего существующего на Земле.
Вечность – « Очень долгое время, бесконечность»{ }. Трактовка понятия вечности как бесконечности очень актуальна сегодня. Никто не сможет обхватить всю временную ленту существования нашего мира. А ведь именно вечность подразумевает древность и незыблемость времени перед всем человечеством.
Задачами настоящего исследования стали следующие:
- определить значение вечности и её отражение в искусстве, возможность её познания через духовные ценности;
- соотнести философское осмысление понятия «вечность» с духовным наследием Н.К.Рериха.
Увековечение мира, особенного и удивительного, в котором живет высокая красота и тайна, находим в великих творениях искусства. Предметом исследования стало творчество Николая Константиновича Рериха, в частности, – его гималайский цикл картин. Такая творческая направленность погружает в мир гармонии и объединения всего человечества, открывает дорогу в познание жизненных ценностей и приоритетов поколений. Их гармоничное существование во времени. Истинная проблема вечности приобретает актуальность именно в наше время. Желание и возможности человечества перед временем всегда оставались ничтожными, но неутомимая страсть познания необъятности мира и преобразований во времени толкают его все больше и больше задумываться и размышлять над этой проблемой, во благо всему живому. Степень новизны интереса к этому понятию обуславливается тем, что именно сейчас человек достиг определённого уровня духовного развития, а также наличие неутомимого желания познать весь мир. Так и Н. К. Рерих отобразил в своих полотнах о «Гималаях» проблему вечности на земле.
“Никто просто не может поверить, что все это могло случиться в жизни одного человека. Мир обязан принести ему благодарность за его вклад в искусство, археологию, путешествия, философию и науку...” { }Рериховский гималайский цикл картин – это, прежде всего глубина и пространственность полотен. Возможность зрителя самому почувствовать незыблемость и несокрушимость времени, круговорот вечности.
Сам Николай Константинович Рерих так выразил свое жизненное кредо: “Искусство объединит человечество”. Он считал искусство истинным международным языком, который, минуя все различия речи, непосредственно говорит от сердца сердцу.
ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ВЕЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.К.РЕРИХА
Философское осмысление вечности – это вопрос, который вечно волнует умы людей. В творчестве Николая Рериха ему определена главенствующая роль. Как не потерять человеку накопленные миром ценности, пронести их через всю жизнь, вечность? На эти вопросы бытия отвечает великий художник всей своей жизнью, открывая для мира новое понимание «вечности», для Н.К. Рериха вечность – это Красота. Ощущая глобальность и одновременно трагичность XX века, художник и философ одновременно пишет: «Предстали перед человечеством события космического значения. Человечество уже поняло, что происходящее не случайно. Перед нашими глазами произошла переоценка ценностей. Среди груд обесцененных денег человечество нашло сокровище мирового значения. Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений. Даже «земные» люди поняли действенное значение Красоты. И когда утверждаем: Любовь, Красота, Действие, мы знаем, что произносим формулу международного языка. Знамя Красоты откроет все священные врата. Под знаком Красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем, Красотою молимся, Красотою объединяемся. И теперь произнесем эти слова не на снежных вершинах, но в суете города. И чуя путь истины, мы с улыбкою встречаем грядущее». (14 – С.65) Зависимость двух констант – красоты и вечности – осознают и принимают многие, но найти закон сохранение Красоты, а значит перехода человеческих ценностей из поколения в поколение, не удаётся не многим. Желание объединять, оберегать, находить и любить Красоту, в разных её отражениях и интерпретациях, - вот та цель, которую на протяжении всего своего творчества преследовал Рерих, вот то, что разительно отличает его от других великих своего времени.
К проблеме вечности обращались многие мыслители разных эпох, разных народов, давая интересные дефиниции.
Вот некоторые из них:
- «Вечность есть образ, созданный из времени», - так утверждает Хорхе Луис Борхес.
- «Жизнь — это вечность в миниатюре», - констатирует Ралф Эмерсон.
- «По смерти я предпочел бы превратиться в ничто. Ни одно представление, даже самое лучшее, не может нравиться целую вечность» , - заявляет Жан Лабрюйер.
- «Время - движущийся образ неподвижной вечности», - так соотносит время и вечность Генри Луис Менкен.
Во всех этих высказываниях есть что-то похожее, но в чем-то они различны.
Все философы определяют вечность, как что-то очень важное, то, что хранит в себе все человеческие ценности, от чего зависим мы и всё живое. Именно она (вечность) королева всего времени, она правит им. Мысли философов сходятся на том, что вечность - это целое время, это кладовая всех богатств, созданных когда-либо всем человечеством.
Трудно это опровергать, вед всё наше существование, создание или преобразование чего-либо находит своё отражение в вечности. В одном из высказываний очень чётко было подмечено, что «жизнь – это вечность в миниатюре». Для нас, для людей, наше существование кажется очень долгим, временной отрезок от рождения и смерти длится целую вечность, целую жизнь…Мы просто не осознаем всю величавость и могущественность Вечности!
В творчестве Н. К. Рериха вечность воплощается во всей Красоте и величественности. Самыми выдающимися работами, явившимися в мировой культуре зеркалом жизни и отражением вечности, стал «Гималайский цикл». Это серия картин, в которых вечность интерпретируется как сама жизнь, как кладовая человеческих ценностей, как взгляд в будущее.
ГЛАВА II. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ВЕЧНОТСИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.К. РЕРИХА
Мы не знаем. Но они знают.
Камни знают. Даже знают деревья.
И помнят. Помнят, кто назвал горы и реки.
Кто сложил бывшие города.
Кто имя дал незапамятным странам.
Неведомые нам слова.
Все они полны смысла. Все полно подвигов.
Везде герои прошли.
«Знать» - сладкое слово.
«Помнить» - страшное слово.
Знать и помнить. Помнить и знать.
Значит – верить.
Н. К. Рерих
Творчество Рериха - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягивают своеобразием тем и сюжетов, глубоким символизмом. Жизнь Рериха всегда была в движении. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии. Художник родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Ранние впечатления детства: дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов собрались в душе художника и нашили отражение в его творчестве. В 1893 Николай Рерих поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился у А.И. Куинджи (окончил в 1897). Одновременно, по условию, высказанному отцом, желавшим сыну более практичного образования, Николай поступил на юридический факультет в Государственный Университет (окончил в 1898); прослушал курс историко-филологического факультета. Одновременно с обучением в Университете Николай Рерих начинает зарабатывать иллюстрированием в журналах "Звезда" и "Всемирная иллюстрация" и иконописью, получив заказы от нескольких церквей. В 1897 Н.К. Рерих в числе других учеников Куинджи покидает Академию в знак протеста против увольнения любимого учителя. 1900 году пополняет художественное образование а Париже;1902-1905гг – выставки в Петербурге, в Москве и за границей;1909г – академик российской академии искусств; 1910г председатель возобновленного «Мира искусств»; 1924- научные экспедиции по Сиккиму и Бутану.;1925-1928 – большая экспедиция по центральной Азии;1934-1935 – большая экспедиция в Маньчжурию и Китай. Перед началом работы над каждой картиной Рерих долгое время вынашивал идею, продумывал композицию, пространство, цвет.
Именно такой тактике и способу творения Рерих учится в мастерской А. И. Куинджи. «Не сочтут за врага меня люди, и не оторвусь я от мира, ибо пою я, а песня живет в мире, и мир живет песней. Без песни не будет мира. Меня сочли бы врагом, если бы я уничтожил что-либо, но на земле ничто не подлежит уничтожению, и я не создаю и не трогаю оплотов людских… Песня лишь часть меня. Все я делаю для себя, а живу для людей", - эти слова были сказаны Рерихом в 19 лет, уже тогда осознавшим свой смысл жизни: нести «Мир через Культуру». Ничто не может так полно отразить жизнь и деятельность Рериха, как его художественные и философские произведения. Всё свое существование, все переживания и мысли он отражал в своем творчестве. Он с самого детства хотел показать в своих работах что-то необъятное, не подвластное человечеству. Охватить всю ширь земного и временного пространства, сравнить человека и ту стихию, в которой он существует. Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи, один – великий художник и мыслитель, другая – крупный философ и подвижник, сыграли выдающуюся роль в создании космического мироощущения. Согласно Живой Этике, космос содержит проявленные и непроявленные миры. Главная задача эволюции — одухотворение (создание более высоких форм) материи через утончение её энергетики. Живая Этика рассматривает воздействие энергии мысли человека на окружающее пространство. Это воздействие определяется нравственными мотивами деятельности человека и степенью их соответствия идее общего блага. В Живой Этике проблема Культуры представлена как средство спасения планеты от грядущих катаклизмов. С процессом расширения сознания и эволюции человечества тесно связано одно из важнейших положений системы познания Живой Этики — «Учитель — ученик» — принцип, который известен еще из пространства культуры и философии Древнего Востока. Согласно Живой Этике, важнейшей задачей эволюции на современном этапе является переход от вражды к согласию, единению и сотрудничеству.
Вот почему в своём творчестве Рерих обращается к гималайскому циклу, чтобы почувствовать всю величественность и непоколебимость гор, проникнуться тем вдохновением, что дают эти горные вершины. Попробовать созерцать и испытать всю Вечность жизни этих памятников, проживших сотни лет на этой Земле. «О, Бхарата, наипрекраснейшая, позволь мне послать тебе мой сердцем прочувствованный восторг перед всем твоим величием и вдохновением, которыми полны твои древние города и храмы, твои луга, священные реки и Гималаи», - так пламенно обращается Николай Константинович Рерих к Индии. Именно такими словами был закончен Гималайский цикл картин, ставшим символическим. Вечность и непоколебимое существование гор сравнивает Рерих и находит много общего между двумя этими явлениями: «В самой природе Гималаев, в необычных эффектах освещения находит художник новые, казалось бы, несовместимые в живописи, цветовые сочетания и смело переносит их в свои работы. От сопоставления больших масс синего, желтого, розового, белого ослепительно загораются в его картинах горные цепи. Контрасты темно-лиловых и огненно-красных тонов порождают незабываемые закаты. От этюдов, написанных в бархатисто-синих тонах с ослепительно-белыми пятнами, исходит ощущение чистоты и свежести горного воздуха. Сочетая фиолетовые тона с желтыми, желтые с розовыми, охристые с синими, художник добивается передачи сложнейших цветовых эффектов»(16- С.67) «Гималайский цикл» включает в себя такие картины, как «Тибет. Монастырь в горах»; «Гималаи»; «Кулута»; «Лхаса»; «Гуга Чохан»; «Сантана»; «Меч Гесэра»; «Помни»; «Знамя грядущего»; «Мощь пещер»; «Красные кони». Во всех полотнах обязательно используется контраст цветов и одновременное сочетание всегда существовавших, вечных цветов. Синий, голубой - вода, белый – воздух, проблески коричневого, оранжевого, жёлтого – Земля. Но у Рериха краски служат не только для передачи натуральной цветовой гаммы. Еще в ранние годы он подошел к пониманию цвета, как фактора который сам по себе может воздействовать на психологию зрителя и пробуждать в нем те или иные чувства. Теперь Рерих еще в большей мере старается дать цвету активное эмоциональное звучание и подчинить его философскому содержанию своих произведений. Высокопоэтический строй картины, ее красочность, нарядность вытекают из необычной трактовки исторической темы, новой манеры письма, к которой художник впервые обратился в своем творчестве во время создания « Гималайского цикла» картин. Обращаясь к Гималаям, Рерих хочет запечатлеть в своей памяти и сохранить великолепные картины о своих путешествиях и то, как в его сердце затрепетало такое понятие, как Вечность, непоколебимость.
ГЛАВА III. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРТИН Н.К. РЕРИХА
Рерих любил горы во всем их многообразии: в яркой феерии закатов и ночной тишине, в снежных ураганах и сиянии солнца, в их реальном естественном виде и преломлении индийской мифологии. Каждый мотив, за который он брался, передавался с непостижимым мастерством. Многие из его картин стали для зрителей подлинным художественным открытием. Многолетние странствия по Востоку, жизнь в Кулу открыли перед Рерихом богатейший мир, к которому он так давно стремился и который оказался ему близким по своему духу. Только в величии и непоколебимости гор он видел животворные силы для обновления духовной жизни общества. Рерих был убежден, что мир должен жить по общим гуманным законам морали, что основные этические категории были выработаны тысячи лет назад, и, только лишь обратившись к вечному бытию гор, можно понять всё это. Поэтому Рерих создает Гималайский цикл картин. Познание - это вечный поиск учителя и ученика, это постоянное восхождение к новым для них истинам. Особое место в творчестве Рериха занимает именно горы, явившееся объектом для восхождения к истине народа.
Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но особенно близким ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Картины производят удивительно сильные впечатления. Воедино сливаются в них величавое спокойствие природы и своеобразная красота вечной жизни.
Вечность, неповторимость бытия - главная философская тема, которую разрабатывает художник. Мудрое устройство мира ведет к красоте и гармонии жизни человека с ее вечно прекрасной юностью, зрелостью, старостью. Все в жизни сменяется, происходит смена поколений, но лишь горы, чья жизнь длиться более тысячи лет могут донести в себе все устои той или иной эпохи человечества.
Поселившись в Кулу, Рерих почти полностью сосредотачивает свое внимание и творчество на любимых Гималаях. Теперь он буквально живет горным миром и черпает в нем невиданное богатство мотивов. Неоднократно передает художник грандиозные панорамы горных цепей. Во всем своем величии и мощи предстает на одной из картин сверкающая ослепительными снегами Нанда-Дэви – высочайшая вершина центральной части Гималаев. В холодных суровых тонах в царстве облаков и туманов вырисовывается труднодоступные вершина Эвереста. Эффектное зрелище представляет картина «Полунощная», воспроизводящая свечение в Гималаях. Над горами гладью озера полыхает ослепительно яркое сияние. Разноцветные световые столбы движутся, вспыхивают и исчезают, отдаленно напоминая северное сияние. Рерих неистощим в передаче разных эффектов освещения. Его манера письма, подбор красок вторят суровой красоте Гималаев. Горный мир обогатил его творчество не только новыми темами, но и помог в тех колоритных исканиях, которые начались еще в России. Рерих слагает свои образы из многих элементов: наблюдений природы, знаний ученого, поэтической фантазии, раздумий философа. С незапамятных времен самые лучшие устремления человечества, самые возвышенные концепции и легенды сплелись вокруг Гималаев.
Во всем мире, когда бы ни произносилось слово «Гималаи», люди становятся сосредоточенными, и особое стремление и ожидание освещает их лица. И дело не только в огромных высотах, зове непокоренных вершин, неоткрытых ледниках и долинах или сказочном богатстве растительного и животного царств; помимо этих внешних притяжений есть что-то еще... Слово «Гималаи» имеет более возвышенное и глубокое значение, словно бы невидимое духовное воздействие живет в нем самом, — особый магнит, сделавший Гималаи великим центром духовного паломничества. Гималаи – символ вечной культуры человечества, место, где настоящее встречается с прошлым и будущим.
О вечности говорят горы. Море – движение вниз, к «сердцу земли», горы – это путь ввысь; чем выше в горах, тем менее слышен и ощутим пульс земли. Море поет голосом волн, горы поют своим молчанием. Горы – это паперть неба и преддверие вечности. В горах нет нежных рук, убаюкивающих душу, нет красок и цветов, которыми бы наслаждалось зрение. Как змея пролезает весной через щели в камнях, чтобы сбросить свою шкуру, так человек должен в горах оставить прежние картины и образы, мечтания и грезы, освободить свою память, чтобы стать перед вечностью. Нельзя идти вверх и нести на плечах свой домашний скарб, надо расстаться со всем, чтобы приобрести то, что выше мира.
Здесь из суеты дорог и городов сознание долго не может войти в общий ритм безмятежности, но, остановившись, ты прикоснулся к Вечности. Рерих изображал человека, словно песчинку, в сравнении с горами. Как быстра и мимолетна жизнь человека с жизнью гор. Все в этой жизни сменяется, происходит непрерывная смена человечества, но только горы остаются вечностью.
Под влиянием специфики мироощущения народов востока всегда присутствовавшая в произведениях Рериха связь чисто эстетического с чем- то для него жизненно более важным – научным познанием, философским осмыслением окружающего, этикой – становится еще более ощутимой. Оригинально решалась и композиция картин, менялся рисунок и совершенствовался цвет.
Не случайно картиной «Жемчуг исканий» открывается новая страница его творчества. Встреча с Индией состоялась, и Николай Константинович первой написанной на Востоке картиной «Жемчуг исканий» как бы торопится засвидетельствовать, что услышанный им зов не был зовом к отрешению от мира и к созерцательному самоуспокоению. На картине изображены учитель и ученик. Они склонились над ожерельем в поисках той единственной жемчужин, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной и в западной символике олицетворяет вечность: поискам не суждено никогда кончиться. Ибо только познающий достоин стать учителем, и только ищущий не для одного себя умеет отыскать истину. Учитель и ученик изображены на фоне ослепительных гималайских гор, покрытых вечными снегами. В этом полотне Рерих уже показал себя непревзойденным мастером гор. «Никто не скажет, что Гималаи – это теснины, - писал художник, - никому не придет в голову указать, что это мрачные врата, никто не произнесет, вспоминая о Гималаях, слово – однообразие. Поистине целая часть людского словаря будет оставлена, когда вы войдете в царство снегов гималайских. И будет забыта именно мрачная и скучная часть словаря». Суровые годы помогают человеку обрести мужество, проявить силу духа. «Чем- то зовущим, неукротимо влекущим наполняется дух человеческий, - замечает Николай Константинович, - когда он, преодолевая все трудности, порою очень опасные, становятся лишь нужнейшими и желаннейшими ступенями, делаются только преодолением земных условностей. Все опасные бамбуковые переходы через гремящие горные потоки, все скользкие ступени вековых ледников над гибельными пропастями. Все неизбежные спуски перед следующими подъемами, и вихрь, и голод. И холод, и жар преодолеваются там, где полна чаша нахождений». Рерих сам прошел через все эти опасности. Его волю испытывали и холод, и голод, и беспощадные вихри. Все это удваивало ценность нахождений, в которых открываются дерзновенные дали и рождается бесстрашный в своих дерзаниях человек. Может быть, поэтому жизненная правда рериховских горных пейзажей особенно близка и понятна непокорным путникам в «незнаемое». В этом горном мире верховная власть безраздельно принадлежит самой природе. Восходя к вершине горы, ты входишь в гармонию с природой, ты понимаешь, как обезоружен человек перед этим великим существом. На все размышления и догадки человечества найти ответы можно здесь: в недрах горы.
Существование идеалов - вечное явление в жизни человечества. Горы, Гималаи совершенно точно воспроизводили множество идеалов в глазах человечества. Это и стойкость, и храбрость, и непоколебимость, и красота, и любовь, и сила, и несокрушимость, и богатство и еще многое другое. Рерих считал Гималаи неким древним памятником культуры. Сочетание Гималаев и давно устоявшихся памятников культуры дает картину единения этих двух составляющих, дает возможность зрителю полно ощутить на себе ценность и древность горных цепей в сравнении с другими произведениями искусства. Поэтому исключительный интерес в творчестве Рериха составляют работы, в которых пейзажные мотивы (Гималаи) сочетаются с изображением древних памятников культуры. Необычно и неповторимо содержание искусства Рериха. Думая о воспитании в людях добрых гуманных чувств, о возможности этим изменить эволюцию мировой мысли, он отказался от показа темных сторон действительности и в поисках вечных, общечеловеческих идеалов сосредоточил свое внимание, в основном, на образах, пронесенных народами через столетия - на Гималаях.
Заключение
Философия творчества Н.К. Рериха не исчерпывается лишь исследованием одного цикла – Гималайского. Наследие великого художника открывает человеку гармонию мироздания, помогает постичь тайны бытия и проникнуть в вечность. Для него не существовало времени текучего, истины временной. Устремление в Вечность -характерная черта творчества Рериха.
Картины М.К.Рериха - духовный всплеск художника, способного красками на полотне поднимать глубокие философские проблемы, которые волновали и будут волновать человечество, пока существует жизнь на Земле. Смотря на его работы, чувствуешь печать вечности и мудрого покоя, величие и значимость.
В очерке "Цветы Мории: Тема духовного странствия в поэзии Николая Рериха" Ирина Кортен пишет: "Сердцевину философии Рериха составляет индийская концепция безначальной и бесконечной вселенной, которая проявляется в повторяющихся циклах создания и разрушения материальных форм в результате пульсации божественной энергии. На человеческом плане это выражается в подъеме и падении цивилизаций и, в применении к индивидуальной жизни, в реинкарнации души..." Как пишет Рерих-поэт в поэме "О Вечном":
...Брат, покинем
все, что меняется быстро.
Иначе мы не успеем
подумать о том, что
для всех неизменно. Подумать
о Вечном.
В живописи Рериха, связанной с Гималаями, сильнее всего выражаются величие его духа и сознание своей миссии, которые вели его по избранному пути. В этих картинах чувствуется драматичность, сознание неотложности послания, которое надо передать либо получить, понимание необходимости приветствовать путника, выполнить миссию, пройти свой путь...Горы высятся как символ духовных целей, которые человечество должно себе поставить. Рерих направляет людей к их духовному предназначению и напоминает им, что это их обязанность и ответственность - подготовиться к Новой Эре, когда Ригден-Джапо соберет свое войско и под Знаменем Света победит силы тьмы. Рерих- воин уже был вооружен и готов к бою; его целью было собрать и подготовить к битве армию воинов, на доспехах которых начертано слово "культура".
Вечный поиск утонченности и красоты был для Рериха священным. Он верил, что, хотя земные храмы и предметы искусства могут гибнуть, мысль, которая вызывает их к жизни, не умирает, но составляет часть вечного потока сознания, и что устремления человека питаются его целенаправленной волей и энергией его мысли. И, наконец, Рерих верил, что мир на Земле есть необходимое условие для выживания планеты и для непрерывного процесса духовной эволюции, и призывал людей помочь достижению мира, найдя общий язык в сознании Красоты и Знания. Именно эти составляющие могли спасти мир, так как это, в понимании великого мыслителя, и было Вечность.
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Рыжие листья
Весёлая кукушка
Сторож
Огонь фламенко