Цель моего творческого проекта– выполнение панно в технике «чёсаная соломка».
Актуальность выбора темы моей работы заключается в том, что мне хочется поближе познакомить учащихся школы с этим видом декоративно-прикладного искусства, ведь соломка – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии. Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. В таких изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями. А ещё чесаная соломка помогает лучше передать мех животного.
Работа состоит из 2 документов - MS Word и Power Point. В работе рассказывается об изготовлении панно в технике "чёсаная соломка".
Вложение | Размер |
---|---|
panno_iz_solomki.pptx | 1.03 МБ |
proekt_solomka.docx | 571.54 КБ |
Слайд 1
Техника «чёсаная соломка». Как её выполнить? «С днём рождения» Работу выполнил: ученик 7 класса МБОУ Большесудаченской СОШ Чемоданов РусланСлайд 2
Цель моего творческого проекта – выполнить панно в технике «чёсаная соломка». Актуальность выбора темы моей работы заключается в том, что мне хочется поближе познакомить учащихся школы с этим видом декоративно-прикладного искусства, ведь соломка – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии.
Слайд 3
Задачи 1. Совершенствовать навыки техники «чёсаная соломка». 2. Познакомить учащихся школы с историей возникновения соломенного ремесла и техникой аппликации из плоской и чёсаной соломки на примере своих творческих работ. 3. Выполнить панно в технике «чёсаная соломка». 4. Составление поэтапного плана проектной деятельности
Слайд 4
Для работы необходимо: - Клей Ножницы маникюрные Нож канцелярский Линейка Карандаш Плитка потолочная Калька Солома Скорлупа
Слайд 5
Этапы выполнения 1. Заготовка соломы. 2. Обработка и сушка соломы. 3. Замачивание , запаривание и распаривание соломы. 4. Проглаживание соломы. 5. Поиск эскиза работы 6. Изготовление «чесаной соломы». 7. Наклеивание «чесаной соломы». 8. Изготовление фона панно. 8. Формирование панно 9. Изготовление рамки
Слайд 6
Обработка соломки для панно
Слайд 7
Удаление междоузлий
Слайд 8
Очищение соломки
Слайд 9
Заготовки для панно
Слайд 10
Заливаем соломку кипятком
Слайд 11
Разрезаем соломку
Слайд 12
Разглаживаем соломку утюгом
Слайд 13
Поиск эскиза
Слайд 14
Эскиз работы
Слайд 15
Перевод рисунка на кальку
Слайд 16
Нарезаем соломку на прямоугольники
Слайд 17
Делаем чёсаную соломку
Слайд 18
Заготовки наклеиваем на кальку и обрезаем по контору
Слайд 19
Себестоимость работы - Клей 15 рублей Ножницы маникюрные ------- Нож канцелярский 12 рублей Линейка ------- Карандаш 2 рубля Плитка потолочная 5 рублей Калька 1 рубль Солома ------- Скорлупа ------- Итого 25 рублей
Слайд 20
Мои работы
2012
Работу выполнил:
ученик 7 класса
МБОУ Большесудаченской СОШ Чемоданов Руслан
Руководитель:
Учитель технологии
Черткова В.И.
Творческий проект
« Техника
«чесаная соломка».
Как её выполнить?»
1.Определение проблемы.
Второй год занимаюсь в кружке художественно-эстетической направленности «Колосок». На уроках мы знакомимся с технологией изготовления панно из плоской соломки и сами делаем работы из соломки. В оформлении класса использовались панно из чёсаной соломки. Глядя на них, мне захотелось сделать панно, используя данную технику. Сразу возник вопрос: «Как сделать панно из чёсаной соломки?». Это была проблема, которую мне надо было решить? В Интернете я нашел картины, сделанные из чесаной соломки, а вот информации о технике изготовления не было. В сельской и школьной библиотеках книги на эту тему отсутствовали. Я обратился за помощью к педагогу, и мы решили сделать проект на данную тему.
2. Выбор темы проекта.
Выбор темы своего творческого проекта для меня был не сложен. Это будет панно из чёсаной соломки.
А ещё я провел опрос среди педагогов и учащихся нашей школы, в котором приняли участие 43 человека. Вот какие вопросы я задавал:
Полученные результаты представлены на диаграмме.
Из диаграммы видно, что мы мало знаем об основных видах аппликации из соломки, но интерес к этому виду народного промысла не угас в наши дни. Свидетельство тому проведение конкурсов в Волгоградской области «Соломки хрупкий стебелек», «Зеркало природы», «Диво - дивное» и других. Исходя из всего вышесказанного, я и определил тему моего творческого проекта.
3. Определение цели и задач
Цель моего творческого проекта – выполнение панно в технике «чёсаная соломка».
Актуальность выбора темы моей работы заключается в том, что мне хочется поближе познакомить учащихся школы с этим видом декоративно-прикладного искусства, ведь соломка – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии. Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. В таких изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями. А ещё чесаная соломка помогает лучше передать мех животного.
Благодаря выполнению проекта, я, во-первых, приведу в систему свои знания, во-вторых, ознакомлю учащихся школы с техникой «чёсаная соломка» и, в – третьих, сделаю панно с использованием техники «чёсаная соломка».
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Совершенствовать навыки техники «чёсаная соломка».
2. Познакомить учащихся школы с историей возникновения соломенного ремесла и техникой аппликации из плоской и чёсаной соломки на примере своих творческих работ.
3. Выполнить панно в технике «чёсаная соломка».
4. Составление поэтапного плана проектной деятельности
Чтобы выполнить поставленную перед собой цель я составил план деятельности:
Провести исследовательскую работу: сходить в библиотеку и просмотреть журналы, почитать литературу о соломенном ремесле. Нужно посмотреть материал по интересующей меня теме на сайтах Интернета. Обратиться за помощью к учителю.
Разработать эскизы в карандаше.
Заготовить чёсаную соломку.
Перенести детали на кальку.
Наклеить соломку на детали.
Вырезать детали.
Подготовить фон для панно.
Наклеить детали на фон.
Сделать рамку для панно.
После проведённого опроса среди учащихся школы, я поставил себе цель – подробно рассказать ребятам об истоках зарождения соломенного ремесла, о видах соломы и крашении соломы.
5. Сбор информации по тематике проекта
1. Об истории соломки
Вырастут в поле и рожь и пшеница.
Их обмолотят - солома родится
Руки коснутся её золотые,
И появляются, словно живые,
Смелый наездник и конь златогривый,
Гордый олень и телёнок бодливый,
Парень весёлый с гармошкой, жар-птица
И с золотою короной девица.
Вот ведь какая она не простая
Это соломка, совсем как живая.
В руки возьмёт лишь её мастерица-
Сразу она в чудеса превратится.
Прежде чем приступать к работе, я просмотрел журналы «Наука и техника», «Школа и производство», «Искусство», заглянул в Интернет и убедился, что, действительно картины из соломки ценятся и красиво смотрятся в интерьере дома.
Учитель на первом уроке рассказала нам сказку о соломке.
Давным-давно люди выращивают хлеб. Засеют поле. Полежали зернышки в земле, польет их дождь, прогреет солнце и вырастут из зерен длинные, зеленые стебли, а на конце у них появляется метелки - колоски.
Постепенно стебли становятся тверже, а колосья наливаются, в них появляется много зерен. Когда урожай убирают, стебель становится твёрдым, жёлтым, а колосья - колючими и тяжёлыми. Зерно собирают, обмолачивают. А сухие стебли и пустые колосья, оставшиеся на поле, назвали соломой.
Однажды вот что произошло. Упал с воза снопик соломы и остался лежать на дороге, никто его не заметил. Пришла осень, стал поливать его дождь, обдувать холодный ветер, а потом и вовсе засыпало снегом - так и остались они зимовать, тонкие жёлтые соломинки. Холодно им было, неуютно и очень обидно.
Но, вот, наконец, пришла весна. Растаял снег. Взглянули соломины друг на друга и заплакали:
Наш пришёл последний час,
Затоптали в луже нас.
Мы стали безобразными,
Серыми и грязными.
А в это время проснулось весеннее солнышко и послало свои теплые ласковые лучи на землю. И всё, чего они касались, просыпалось и оживало. Услыхало солнышко грустную песенку соломинок и послало к ним не простой лучик, а волшебный. Прикоснулся он к грязным соломинкам и... произошло чудо!
Соломинки превратились в нарядных, красивых девушек, очень похожих друг на друга, а у одной самой красивой из них на голове оказалась маленькая, золотая корона. Она стала царевной - Золотой Соломинкой.
Волшебный лучик прошептал:
- Отныне у вас будут золотые руки, и вы сможете из простых соломинок творить золотые чудеса.
Стали жить сестрицы в сказочном замке с Золотой Соломинкой.
Все кто жил с ними рядом, научились превращать обыкновенную солому в чудесные вещи. Прослушали люди о чудо городе и царевне Золотой Соломинке и стали приходить да приезжать, чтобы научиться соломенному ремеслу. Так и дошло до наших дней соломенное мастерство. И славится золотая соломка на весь свет!
Такова сказка, много в ней вымысла, но есть в ней и правда.
Использование соломы злаковых растений для аппликации и плетения различных предметов обихода относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Только с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи образовался источник сырья _ солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев. Этот материал не требовал от крестьянина каких – либо дополнительных затрат на заготовку или приобретение. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке.
В декоративно – прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную. Некоторые сохранившиеся предметы, декорированные соломкой, датируются еще в начале ХХ века. В Польше. Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики. Однако из свойств рисовой соломки - высокая прочность. В Белоруссии, Литве, на Украине получила популярность инкрустация соломкой. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения. В Италии. Модно было инкрустировать шкатулки, мебель. Это были поистине произведения искусства. Но доступны они были лишь очень состоятельным людям.
Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.
Во времена своего возникновения и развития аппликация соломкой применялась для украшения двух родов изделий: из дерева - мебель, небольшие деревянные бытовые вещи и из ткани - настенные ковры. Разное качество и размеры декорируемых поверхностей, в одном случае твердое дерево и небольшая поверхность, во втором, мягкая ткань и значительные размеры ковра, привели к образованию двух направлений в аппликации соломкой: аппликации геометрическими элементами и аппликации криволинейными элементами.
Плавные линии и очертания криволинейных композиций очень непохожи на кристаллические россыпи орнаментальных геометрических. Так же несхожи и технологии их изготовления.
Чтобы получить большие элементы криволинейных композиций (лепестки цветов, листья), соломенные ленты наклеивали одну к другой на бумагу. Затем, из полученных пластов, вырезали элементы необходимых форм и размеров.
Геометрические элементы, для композиций, выполняемых в технике геометрической аппликации, отсекали сразу от соломенной ленты. Ее небольшая ширина и прямые волокна не позволяли получать какие-либо другие формы и размеры.
В технике криволинейной аппликации соломкой изготавливали большие настенные ковры, на которых симметрично размещали изображения голубей, оленей, букетов, которые обрамляли гирляндами из побегов растений, листьев, бутонов и цветов.
Стилизованными растительными узорами и орнаментами из геометрических элементов, украшали деревянные сундучки, рамочки, пасхальные яйца, детские игрушки.
Народные мастера, чтобы придать своим изделиям больше нарядности и праздничности использовали подкрашенную в яркие цвета соломку. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности.
Украшенные аппликацией разнообразные бытовые деревянные изделия встречались на Беларуси еще в середине 20 века, однако, постепенно этот вид искусства в народной среде приходил в упадок.
Возрождение ремесла и его развитие началось на Жлобинской фабрике инкрустации, открытой в 1961 году. Инициатором организации промысла были местная мастерица В.Дехтяренко и ее муж М. Дехтяренко. Традиции народного искусства геометрической аппликации мастера взяли за основу своих изделий. Они разработали технологию окрашивания и наклеивания соломки, придумали образцы изделий, главным образом сундучки разнообразных форм. В 1960-70-е годы промысел начал развиваться особенно интенсивно. Вслед за фабрикой в Жлобине открылся цех по выпуску изделий украшенных геометрической аппликацией на Брестской фабрике художественных изделий.
В начале ХХ века в Белоруссии удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквях алтарные двери, изготовленные в ХУШ веке. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Используя, по сути дела, ограниченный набор плетежков различной величины, старые мастера успели создать оригинальные орнаментальные композиции. Алтарные двери, украшенные соломенным плетением, - это уникальные произведения народного декоративно – прикладного искусства. Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетенные детали, орнаменты, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность.
С 70-х годов все большую популярность получает аппликация соломкой. Отличается она от инкрустации тем, что рисунок наклеивается на ткань или бумагу и доступна для самостоятельного овладения этим мастерством. Художественные работы из соломки близки и понятны широкому кругу зрителей и играют большую роль в эстетическом воспитании взрослых и детей.
2.Создание изделия в технике «чёсаная соломка».
Работа выполняется в несколько этапов.
ЗАГОТОВКА СОЛОМЫ.
Солома - стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя – дешевый и доступный материал для плетения, инкрустации, аппликации.
Хрупкая и ломкая солома при замачивании или распаривании становится мягкой пластиной. Такие качества в сочетании с декоративными природными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой золотистого цвета – позволяют в работе с этим материалом достичь высокого художественного результата.
Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, также пригодна и пшеничная соломка, но она короче, грубее и толще ржаной.
Овсяная соломка - мягкая, красивая, более светлая, с перламутровыми оттенками цвета, имеет короткий стебель, можно использовать большей частью для плетения небольших деталей, аппликации, инкрустации.
Сельские жители и те, кто профессионально занимается соломкой, выращивают злаковые культуры на своих приусадебных участках. Наилучшими качествами обладает соломка специального густого посева на песчаных почвах, заготовленная в период молочно – восковой спелости зерна. В таких условиях формируется тонкий, ровный, длинный, с небольшими узлами стебель.
Срезку соломки производят при помощи серпа или ножниц.
Прежде чем приступить к заготовке сырья, нужно выделить по пунктам требования, предъявляемые к качеству материала:
-окрашенность соломки;
-эластичность;
-длина соломки;
-сортность.
Для того, чтобы получить максимальное число оттенков соломки, заготовку злаков производят в два этапа. Первый сбор производят в фазу восковой спелости, когда злаки только начинают созревать и стебли еще наполовину зеленые. Собранная соломка в этот период роста растений получается наиболее эластичной и светлой, почти белой. Второй сбор проводят, когда злак созрел, в фазу полной спелости. Стебель растения в этот период совсем пожелтел, а зерно готово к уборке урожая.
Необходимо также знать, что лучшие сорта междоузлий больше, но при этом теряется эластичность стебля.
Во время заготовки следует помнить, что окрашенность и высота стебля зависят от места, где рос данный злак.
Убирают злаки в конце июля - начале августа. В работе пригодятся стебли любых злаков, как культивируемых, так и дикорастущих (мятлик, тимофеевка, пырей, овсяница луговая, низкорослые разновидности тростника). Стебли аккуратно складывают и связывают в снопы.
ОБРАБОТКА И СУШКА СОЛОМЫ.
Следует помнить, что в снопах солому держать нельзя, так как непросушенная, она может преть и стать непригодной для работы. Поэтому, когда снопы доставлены на место обработки, их следует развязать и разложить на полу или стеллажах, в сухих хорошо проветриваемых помещениях.
Необходимо также знать, что чем быстрее будет проведена первичная обработка (разборка, сушка), тем меньше будет потерь и выше качество сырья.
Первый способ хранения – в пучках. После просушивания и разборки связывают стебли в небольшие пучки и хранят в сухом помещении.
Второй способ хранения - в коробках. Обычно солому чистят после просушкт. Если же соломенные стебли сухие, желтого цвета, это лучше сделать сразу после заготовки. Чтобы подготовить материал к работе, стебли разрезают на отрезки между узлами. Ножницами отсекают нижнюю – наиболее толстую часть стебля до коленца и одновременно снимают листья, которые скреплены с ним. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируют по толщине и длине и складывают по коробкам. Такой способ сушки и хранения соломки более трудоемкий, но компактный и удобный для дальнейшей работы.
ЗАМАЧИВАНИЕ, ЗАПАРИВАНИЕ И РАСПАРИВАНИЕ СОЛОМЫ
Для того, чтобы соломины получились эластичными и податливыми для дальнейшей обработки, их необходимо замочить или распарить. Пучки соломы погружают в лоток или емкость с водой (таз, ванну, ведро). Если солома заготовлена недавно, ее достаточно замочить на полчаса в воде комнатной температуры. Прошлогоднюю сухую солому лучше залить горячей водой (80 – 100С), закрыть целлофаном или тканью, прижать гнетом и выдержать до тех пор, пока она не станет мягкой. Чем жестче солома, тем больше времени требуется для ее запаривания. Однако не стоит оставлять солому в соде на продолжительное время, так как она может почернеть.
Распаривание можно производить двумя способами:
-сложить в термос, залить кипятком, закрыть крышкой и оставить на ночь;
-сложить в кастрюлю соломины, залить холодной водой, закрыть крышкой и поставить на медленный огонь на 1 – 2 часа.
ОТБЕЛИВАНИЕ И КРАШЕНИЕ (ТОНИРОВКА) МАТЕРИАЛА
Качество материала очень важно при художественной работе с соломкой. Только чистая блестящая соломка красивых серебристых и золотистых оттенков может создать неповторимую игру бликов. Стебли могут приобрести черные пятна при неправильной сушке в сыром помещении. Восстановить некоторые декоративные качества соломы можно отбеливанием.
Для отбеливания соломы в домашних условиях можно воспользоваться бытовыми отбеливателями для хлопчатобумажных тканей, имеющимися в продаже, приготовить из них раствор и прокипятить в нем соломку. Для отбеливания можно использовать гидропирит в таблетках. Приготовить раствор: 3 литра воды и 18 таблеток гидропирита, кипятить соломку около часа, периодически помешивая. Более значительный эффект достигается при отбеливании в 15 процентном растворе перекиси водорода: 1 литр воды подогреть до 30 – 35 градусов, берется 150 г перекиси водорода, 20 г аммиака (нашатырного спирта), 40 г каустической соды. В этот раствор помещают солому на 40 – 45 минут или до получения нужного оттенка. Солома должна быть полностью покрыта раствором.
Отбеливание с применением химикатов требует осторожности. Переворачивать и доставить солому из раствора нужно деревянными щипцами, предварительно одев резиновые перчатки.
После отбеливания соломку тщательно промыть в большом количестве воды. Затем соломку сушат и связывают в пучки. Не следует отбеливать солому до белого цвета, при этом материал теряет свою природную окраску, естественность.
Солома восприимчива к окраске. Это увеличивает цветовую палитру материала, дает возможность сочетать в аппликации и плетении естественный цвет с яркими цветовыми акцентами. Окрасить солому можно натуральными и анилиновыми красителями, а также способом прокаливания.
Окраска натуральными красителями: кипячение в воде с добавлением луковой шелуши ольхи или коры дуба придадут ей коричневый цвет.
При окраске нужно добавить в водный раствор поташ (соду).
При окрашивании анилиновыми красителями можно получить яркую гамму цветов: красный, фиолетовый, зеленый, оранжевый и др. С этой целью принимают бытовые анилиновые красители, предназначенные для окраски шерсти.
Раствор готовят из расчета:1 г краски, 1 л воды, 2 г уксуса, 1 г поваренной соли. После окрашивания солому тщательно промывать.
Красивые темно – золотистые и коричневые оттенки натурального цвета можно получить, если прокалить солому в печи или духовом шкафу. При этом необходимо следить, чтобы солома не соприкасалась с пламенем, не загорелась. Соломины, распластанные в ленту, которые используются для декоративных деталей, достаточно для этой цели прокалить горячим утюгом.
ПРОГЛАЖИВАНИЕ СОЛОМЫ
После распаривания сырья соломины разрезают кончиком ножниц или ножом вдоль волокон.
Расправляют Соломины на х/б ткани. Затем проглаживают соломенную пластину с двух сторон до полного высыхания. Проглаживать следует вдоль волокон.
Не стоит забывать и еще один способ обработки соломки, который незаменим в том Случае, когда водно – тепловая обработка исключается (нет условий, не позволяет возраст учащихся). В этом случае используют механическую обработку соломки.
Для этого сухую соломку разрезают вдоль волокон кончиком ножницы, осторожно распределяют ее на столе и с силой проглаживают твердым, тупым предметом: линейкой, кольцами ножниц.
Такой способ обработки хорошо использовать в работе с дошкольниками, младшими школьниками, когда обработка утюгом исключена.
СПОСОБЫ НАКЛЕИВАНИЯ ЧЕСАНОЙ СОЛОМКИ
При наклеивании соломки используют клей «Момент», резиновый или ПВА.
Создать «чёсаную соломку» можно двумя способами.
Первый способ: Разглаженные соломины нарезаем на части по 1- 1,5 см. один край выстригаем зубчиками, а затем необходимая деталь заклеивается этими частичками, перекрывая друг друга.
Второй способ: Наклеивается полотно из соломки, затем обрезается прямоугольником, и со стороны вдоль направления соломки нарезаем зубчики только тоненькие, а не забор и желательно разной высоты. После того как край весь нарезан отрезается полоска где-то 8мм и нарезается опять край и т.д. Затем полоски разрезаем на кусочки 5-6мм. Из этих кусочков выкладываем на детальке шерсть начиная с края, располагать их надо так, чтобы не было видно сплошную часть, тогда нарезанные шерстинки плавно перетекают друг в друга.
СПОСОБЫ НАКЛЕИВАНИЯ ПЛОСКОЙ СОЛОМКИ
1-й способ: наклеивание пластины соломки на тонкую бумагу (калька). Соломины должны подходить друг к другу, чтобы не просвечивалась между ними бумага.
Делаем несколько таких заготовок, их должно быть столько, сколько оттенков нам понадобится для того или другого вида работы. За готовки необходимо просушить под прессом. С обратной стороны рисуем нужные детали и вырезаем ножницами.
2-й способ: наклеивание соломки на вырезанные детали картины, при этом подбирается направление соломки. Обрезаем края соломки по контуру детали и составляем из готовых деталей картинку. Наклеиваем их на подготов ленный заранее фон.
ВИДЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ СОЛОМКИ
1. Долевое направление (при изготовлении листиков, лепестков цветов, плодов, водоросли, туловища и т.д.); (см. приложение).
2. «Елочки» (такое расположение используется для изготовления листьев, лепестков – цветов, оперения птиц. Чтобы изготовить деталь в технике «елочка», ее делят на две части и наклеивают по диагонали, каждую часть детали отдельно;
3. «Веером» (самый трудоемкий способ расположения соломки). Его используют для изготовления соломки. Его используют для изготовления круглых листьев и цветов. На заготовленные шаблоны наклеивают соломенные пластины, разрезанные по диагонали. Выступающие за край детали соломки аккуратно подрезают ножницами.
4. Наклеивание «чесаной соломки» друг на друга, чтобы не было прогалов.
Оборудование.
Для работы с соломкой не требуется каких – либо особых инструментов и специально оборудованного листа. Работать лучше всего сидя за столом, на котором разложены солома, «соломенная» бумага и все необходимые принадлежности. Нужно расположиться так, чтобы свет падал на стол с левой стороны.
Во время работы потребуются:
-ножницы и нож с коротким, заточенным под угол лезвием, пинцет, пробойники, шило;
-клей ПВА или другой клей, образующий при высыхании бесцветную пленку;
-пресс (могут быть использованы любые тяжелые предметы) для выравнивания плоскостных готовых изделий;
-картон, калька, бумага, стекло (для фиксации аппликации на фоне и защиты ее от внешних воздействий), рамы и рамки (чтобы профессионально оформить готовую работу);
-утюг и гладильная доска (для разглаживания соломы);
-паяльник (задают темные оттенки) малой мощности;
-карандаш, ручка, морилка, лак, краски, кисти;
-деревянные заготовки (т.к. многие умельцы выполняют аппликацию на бытовых предметах, декорируя сам предмет);
-емкость (лучше использовать кювет или таз).
3.Виды аппликации из соломки.
После знакомства с технологией я более подробно изучил виды аппликации из соломки.
С помощью аппликации из соломки мы можем украсить интерьер комнаты, а также сделать подарок родным и близким. Для оформления настенных панно применяется аппликация – распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Аппликация (от лат. "прикладывание") – создание художественных изображений наклеиванием на некоторую поверхность (основу) кусочков какого-либо материала.
Пользуясь приемами аппликации, можно создать тематические композиции на различные сюжеты.
Аппликация из соломки бывает плоская и чёсаная .
Аппликация из плоской соломки по способу выполнения подразделяется на два вида:
аппликация соединительная;
аппликация объемная.
Соединительная аппликация – это когда детали приклеиваются рядом друг с другом или стык встык.
Объемной аппликация называется потому, что изображение на картине получается выпуклым, выступающим над поверхностью фона.
4. Анализ собранной информации.
Сейчас в России наблюдается подъем интереса к народной культуре. Открываются музеи, где собираются работы народных промыслов. Если о росписи Жостово, Хохлома, Гжель много написано, то о работе с соломкой очень мало информации.
II. Технологический этап
В первую очередь, необходимо определиться с эскизом изделия. Составить технологическую карту с указанием последовательности работы.
№ | Что сделать | Когда | Что нужно |
1 | Выбрать тему проекта, сформулировать цель и задачи. | май | Провести опрос среди ребят из нашей школы, одноклассников, учителей |
2 | Продумать итоговый результат работы. | май | Сделать панно из чёсаной соломки |
3 | Составить подробный план работы над проектом. | май | Разработать технологическую карту изделия |
4 | Поисковая и научно – исследовательская работа по теме. Создание презентации. | июнь | Сайты Интернет; Работа в библиотеке; Книги и журналы по теме. |
5 | Выполнение эскизов. | июль | Выполнение карандашных эскизов. |
6 | Работа над деталировкой изделий. | июль | Карандаш, калька, эскиз работы, ножницы. |
7 | Сбор соломы | Июль, август | Ножницы, пакет |
8 | Сушка соломы | август | |
9 | Подготовка соломки. Обрезание междоузлий. | сентябрь | Стебли соломы, ножницы, коробки для хранения обработанной соломы. |
10 | Замачивание в кипятке. | сентябрь | Таз, чайник электрический |
11 | Подготовка соломенных лент . | сентябрь | Ножницы, утюг, материал, доска гладильная, обрезанная от междоузлий солома, коробка для хранения лент. |
12 | Нарезание лент соломы на части по 1,0 - 1,5 см. | октябрь | Ленты соломы, ножницы, коробка для нарезанной соломы. |
13 | Формирование зубчиков на нарезанных частях соломы. | октябрь | Нарезанная на части соломы, ножницы, коробка для заготовок чесаной соломы. |
14 | Наклеивание на детали из кальки заготовок счесанной соломки так, чтобы последующий слой перекрывал предыдущий. | ноябрь | Клей, деталировка на кальке, заготовка чесаной соломки |
15 | Подготовка фона. | ноябрь | Плитка потолочная, канцелярский нож, линейка. |
16 | Сбор картины, наклеивание деталей на фон. | декабрь | Клей, фон работы, заготовки деталей. |
17 | Создание рамки работы | декабрь | Плитка потолочная, канцелярский нож, линейка. |
18 | Выступление с результатами проектной деятельности перед одноклассниками | январь | Готовое панно, презентация |
19 | Составление краткого резюме о проекте | январь | По результату проделанной работы подвести итог |
Работу и мастер-класс смотреть в презентации.
Соблюдение техники безопасности при работе над панно.
При работе с соломкой придерживаются следующих правил:
1. Рабочее место должно быть чистым, хорошо освещенным.
2. Рабочее место можно оборудовать коробками для хранения инструментов, материалов, заготовок.
3. На столе должно находиться только самое необходимое: слева - коробка с соломкой, рисунки, шаблоны; справа - ножницы, кисти, баночка с лаком, тряпочки, карандаш, линейка, циркуль.
4. Следует очень осторожно работать с острыми инструментами, если ребенок не занимается инкрустацией, а выполняет поделки или аппликацию, то лишние инструменты надо убрать со стола.
При проведении работ необходимо соблюдать правила техники безопасности: при работе с ножницами и электрическим утюгом.
Ножницы кладут с сомкнутыми лезвиями и кольцами к себе. Передают их, держа за сомкнутые концы, кольцами вперед.
При пользовании ножом для бумаги нужно закрепить ограничитель на определенную длину. Аккуратно выполнять прорези, не отвлекаясь и не толкаясь во время работы. После окончания работы с ножом надо снять ограничитель и задвинуть лезвие.
При работе с карандашом нельзя отвлекаться и размахивать руками.
При неумелом и неправильном использовании инструментов, они могут стать источником механической травмы.
После окончания работы все инструменты надо положить в определенное для них место.
При работе с утюгом соблюдают следующие правила:
Перед включением электрического утюга в сеть встать на диэлектрический коврик;
Включать и выключать утюг в сеть только сухими руками;
При кратковременных перерывах в работе утюг ставить на термоизоляционную подставку;
При работе следить за тем, чтобы во время работы горячая подошва не касалась электрического шнура;
Во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой;
Не оставлять утюг без присмотра;
Следить за нормальной работой утюга, не давать ему перегреваться.
III. Заключительный этап
Панно из соломки очень красивы. С помощью соломы можно создавать пейзажи, натюрморты, анималистические картины (картины с изображением животных) Однажды увидев такие творения, хочется самому их сделать.
И так, я закончил творческий проект по изготовлению панно в технике «чёсанная соломка».
Мною были соблюдены основные требования техники безопасности и требования по созданию картин из соломки.
В результате: изделие соответствует предъявленным требованиям, внешний вид оригинален и привлекателен. А самое главное моя работа всем понравилась.
На классном часе я рассказал одноклассникам о той работе, которую я проделал, показал свои работы. Ребят заинтересовала моя тема. Четверо одноклассников сами попросили, чтобы я показал, как работают в данной технике. Кажется, они тоже заинтересовались этой техникой.
Список используемой литературы.
Белый лист
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Почта
Иван Васильевич меняет профессию
Твёрдое - мягкое