В начале третьего тысячелетия, когда современного человека окружает мир новейшей техники, у людей повышается интерес к ручному труду, люди все больше обращают свой взор и внимание к прикладному творчеству.
Народное искусство марийцев имеет глубокие многовековые традиции. С древности марийский народ свое отношение к красоте, богатство творческой фантазии и тонкость эстетического вкуса выражал в украшениях бытовых, хозяйственных и ритуальных предметов, одежды, головных уборов. Вышивка занимала ведущее место в марийском народном искусстве. Искусством вышивки владела каждая женщина-марийка, приучаясь с детства ткать и вышивать. Вышитые узоры широко применялись в повседневной, праздничной и обрядовой одежде, в предметах внутреннего убранства избы, в подарочных изделиях. Вышивкой украшали и отделывали все детали костюма: рубашки-платья и кафтаны, головные уборы и передники, свадебные головные покрывала и поясные полотенца, которые можно назвать подлинными произведениями народного мастерства.
Колорит одежды, обилие вышитых узоров и украшений свидетельствуют о вкусах и традициях марийского народа, о его понимании красоты и гармонии.
История мари нашла свое отражение в декоративно - прикладном искусстве, древние традиции которого получили свое яркое воплощение художественной обработке дерева, в узорном ткачестве, аппликации. Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства привлекли мое внимание.
Вложение | Размер |
---|---|
geometrich_uzory.doc | 257.5 КБ |
Министерство образования Республики Башкортостан
Филиал основного общего образования муниципального
Бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа села Старопетрово, села Бекмурзино муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Исследовательская работа
Элементы геометрических фигур
в узорах декоративно-прикладного искусства народов мари
Выполнила: ученица 8класса Тоймурзина Д. | |
Руководитель: учитель математики Аликова Н.А. |
Бирск 2011г
Оглавление
Введение……………………………………………………………… | 2 |
Глава 1. Симметрия – принцип устройства мира……………………. | 3 |
Глава 2. Орнаментальные мотивы марийской вышивки…………….. | 3 |
Глава 3. Заключение……………………………………………………. | 8 |
Список литературы……………………………………………………. | 9 |
Приложение……………………………………………………………. | 9 |
Введение
В начале третьего тысячелетия, когда современного человека окружает мир новейшей техники, у людей повышается интерес к ручному труду, люди все больше обращают свой взор и внимание к прикладному творчеству.
Народное искусство марийцев имеет глубокие многовековые традиции. С древности марийский народ свое отношение к красоте, богатство творческой фантазии и тонкость эстетического вкуса выражал в украшениях бытовых, хозяйственных и ритуальных предметов, одежды, головных уборов. Вышивка занимала ведущее место в марийском народном искусстве. Искусством вышивки владела каждая женщина-марийка, приучаясь с детства ткать и вышивать. Вышитые узоры широко применялись в повседневной, праздничной и обрядовой одежде, в предметах внутреннего убранства избы, в подарочных изделиях. Вышивкой украшали и отделывали все детали костюма: рубашки-платья и кафтаны, головные уборы и передники, свадебные головные покрывала и поясные полотенца, которые можно назвать подлинными произведениями народного мастерства.
Колорит одежды, обилие вышитых узоров и украшений свидетельствуют о вкусах и традициях марийского народа, о его понимании красоты и гармонии.
История мари нашла свое отражение в декоративно - прикладном искусстве, древние традиции которого получили свое яркое воплощение художественной обработке дерева, в узорном ткачестве, аппликации. Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства привлекли мое внимание.
Актуальность исследования обусловлена рассмотрением состава орнаментального мотива композиции в марийских узорах с точки зрения математики.
Цель работы - исследовать геометрические узоры в орнаменте марийской вышивки
Задачи:
1.Выявить виды симметрии в орнаментальных формах марийских узоров
2. Охарактеризовать композиционные особенности узоров
3. Рассмотреть расположение орнамента на костюмах мари
Объект исследования: вышивка на костюмах мари
Предмет исследования: геометрия узоров в вышивке
Симметрия – принцип устройства мира
Красота и гармония тесно связаны с симметрией, это подметили еще древние архитекторы и художники. Слово симметрия происходит от греческого слова, которое означает «такая же мера».
Каждый человек имеет хотя бы интуитивное представление о симметрии. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы убедиться, что это так: рыбы и птицы, животные и насекомые, обезьяна и человек, цветы и листья, грибы и водоросли – во всем в жизни симметрия! Что такое симметрия?
Геометрический объект считается симметричным, если с ним можно сделать что-то такое, после чего он останется неизменным. Например, пятиконечная звезда, будучи
повернута на 72=(360: 5), займет первоначальное положение
Симметрия, воспринимаемая человеком как закономерность структуры, как внешнее проявление внутреннего порядка, обладает эстетической ценностью, воспринимается как красота.
В искусстве орнамента используются такие типы геометрической симметрии, как бордюр, розетки, сетки.
Орнаментальные мотивы марийской вышивки
БОРДЮР – это периодически повторяющийся рисунок и представляет собой тип переносной симметрии, когда каждая предыдущая фигура совпадает с последующей при поступательном перемещении вдоль бордюра на постоянный интервал ( шаг симметрии).
Любой бордюр может быть совмещён сам с собой параллельным переносом. При рисовании бордюров кроме параллельного переноса используется симметрия относительно прямой и центральная симметрия.
Бордюр является характерным в композициях вышивок голо вных уборов замужних женщин у марийцев— в шарпанах и нашмаках.
Рисунок образован из нескольких рядов орнаментальных полос, размещенных одна над другой па раллельно узкому горизонтальному краю полотна. В эти полосы включены различные геометрические элементы: крестики, зигза ги, прямые и диагональные пересекающиеся линии, треугольники, ажурные звездочки и ромбы и т.д. В каждой из полос один и тот же элемент повторяется или чередуется с другим.
На характер узоров в основном повлияли счетные швы. Поэ тому все элементы орнамента прямолинейные и геометризированные; самыми распространенными мотивами являются ромбы, квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры, кото рые образуются прямыми и ломаными линиями, различными криволинейными образованиями.
Наиболее распространенным является ромб с продленными сторонами; его построение имеет различные вариации с продленными сторонами по всем четырем углам, по двум противополож ным сторонам (с крючкообразными завитками); ступенчатый ромб; ромб, образованный из гребенчатых мотивов; ромб с ровны ми краями и т.д.
Бордюром вышивку располагают и на переднике: широкой по лосой по подолу и узкой — в местах соединения полотнищ. Пе редник часто шили из трех узких полотнищ холста.
Бордюром часто пользуются для маскировки швов или под черкивали края отдельных деталей как мужских, так и женских костюмов, как например, линии подола, обшлага рукава, край ворота. На женском шовыре (кафтане) вышивка выделяла линию талии на спине, подчеркивала рукава и край подола.
Во всех случаях, где использовали бордюр, имело место при менение мелкого узора из различных геометризированных зоо морфных и растительных мотивов.
Бытование орнаментальных узоров зооморфного происхождения связано с древними верованиями и магическими обрядами. Наиболее выразительны сюжеты с парным изображением водоплавающих птиц, обращенных друг к другу, парой стилизованных лосей-оленей. Древние марийцы боготворили зверей и птиц, почитали медведя, оленя, лошадь. Изображение этих животных и птиц по преданиям охраняли мари от бед, а также эти значки говорили о занятиях народа. Олень – охота, конь – земледелие. Все, что изображалось на вышивке, отражало окружающую природу, быт и уклад народа.
Кони, олени часто комбинируются с растительными фор мами цветка, листка, небольшой хвойной ветки, с мотивом крюч ка или рогов в виде двух противоположных завитков. Цветочно-растительные мотивы также разнообразны. Они образованы из розеток, ромбов, прямых и наклонных линий и составляют прооб разы стилизованных «кустов» с ветками и цветами.
Орнамент, вписанный в круг или в правильный многоугольник, называется розеткой. Этот вид орнамента замкнут и ограничен определенной геометрической формой. Как правило, основообразующей формой розетки служит круг. Для исполнения своего замысла круг разбивается на части, в одной части рисует геометрическую фигуру, а потом с помощью симметрии повторяет ее в других частях круга.
Маритÿр (марийская вышивка) дорога нам прежде всего как проявление национальной культуры, традиций и особенностей, которые определяют неповторимый облик народного декоративного искусства мари.
Вышивка применялась для отделки во всех деталях женского национального костюма: верхней одежды, головных уборов, свадебных платков и покрывал, поясов, для украшения мужских рубашек. Но основной принадлежностью марийской одежды в прошлом являлась рубаха, украшенная вышивкой. Вышивка шла на груди, спине, по подолу и на концах рукавов. На груди она была более широкой и состояла из различных узоров геометрического характера. Женский костюм помимо вышивки отличался разнообразием отделок.
Сетчатые орнаменты
В искусстве орнамента нередко используется заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными фигурами. В математике такое замощение называется - сетчатые орнаменты. Известно, что только два рода фигур - различные параллелограммы (включая прямоугольники, квадраты и ромбы) и шестиугольники с попарно параллельными сторонами заполняют плоскость сплошь, без пропусков и наложений, с помощью одних лишь переносов, сохраняя ориентацию
Обращение к марийской вышивке представляет интерес для народа и сегодня. В каждой семье сохранились изготовленные в прошлом вышитые изделия. Одни бережно сохраняют их как память о своих предках, другие пользуются ими на национальных праздниках, смотрах художественной самодеятельности, в выступлениях профессиональных художественных коллективов и фольклорно-этнографических ансамблей, на концертах .
Тепло рук и любовь, вложенную в изделие ручного труда, ощущают те, кто соприкасается с ним. Поэтому, надев национальный костюм, чувствуешь себя совершенно по-другому, он преображает человека.
Заключение
В данной работе рассмотрена геометрия узоров , преобладающая в орнаменте марийской вышивки . В результате проведенного исследования мы видим, что:
Литература
Приложение
Презентация. Экспонаты школьного музея.
Цветущая сакура
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Заколдованная буква
Стеклянный Человечек
Фотографии кратера Королёва на Марсе