Немного истории
Материалом для исследования послужила информация местных жителей, в частности моей прабабушки Крыгиной Марии Ивановны, семейные архивы и фотографии.
Бабушка рассказала мне, что одежда жителей села Тростенец изготавливалась из конопляных и шерстяных тканей. Конопля являлась широко распространенной культурой в черноземной зоне России. Из женских растений конопли вили бечеву, веревки. Мужские растения давали более тонкие волокна. Из них пряли пряжу, ткали и шили одежду.
В народе старинную одежду никогда не назовут костюмом или комплектом даже одеждой, а любовно скажут «наряд» «убор» или «обряд». В Тростенце, например, женщины называют такой наряд «широкое»: «пошла в широком», «оденем Олю в широкое». Раньше по праздникам — на Пасху, Троицу, Петров День, Спас, Покров — девки и бабы наряжались в праздничную народную одежду: станки, юбки, завески, жалетки.
«По одёжке встречают...» Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. В Древней Руси именно «одёжа» употреблялась гораздо чаще и шире, термин «одежда».
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_kostyum_dlya_saytas_trostenec.doc | 72.5 КБ |
МОУ «Тростенецкая СОШ»
села Тростенец
Новооскольского района
Белгородской области
Работу выполнила:
ученица 4 класса
МОУ «Тростенецкая СОШ»
Яковлева Ксения
Руководитель работы:
Ильенко Ирина Михайловна.
2011 г.
Введение
Моя бабушка живёт в селе Тростенец. Она научила меня вышивать.
В бабушкином шкафу до сих пор хранятся рушники, подзоры… Я так люблю долгие зимние вечера, когда можно, сидя за вышивкой, послушать бабушкины рассказы о её молодости, истории и традициях села Тростенец. Мне стало интересно: как раньше одевались люди в этом селе?
Актуальность выбора темы:
Глубже понять родные истоки, которые хранят народную мудрость и традиции, через живой источник – народный костюм.
Цель исследования:
1.Изучить особенности народного костюма села Тростенец Новооскольского района Белгородской области.
3. Познакомить с результатами исследования одноклассников.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать литературу по данной теме и Интернет ресурсы.
2.Побеседовать с бабушкой и жителями села на данную тему.
3.Выяснить, в чем заключалось обереговое значение одежды.
4.Описать народный костюм села Тростенец Новооскольского района Белгородской области.
5.Доказать, что история костюма – это часть истории народа, отражающая общую картину народной жизни на самом близком, бытовом уровне.
Объект исследования:
народный костюм села Тростенец Новооскольского района Белгородской области.
Предмет исследования:
элементы детского, женского и мужского народного костюма.
Гипотеза исследования:
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Методы исследования:
- Сбор информации из научной литературы,
- поиск информации в сети Интернет,
- беседа, наблюдение, опрос, анализ.
Немного истории
Материалом для исследования послужила информация местных жителей, в частности моей прабабушки Крыгиной Марии Ивановны, семейные архивы и фотографии.
Бабушка рассказала мне, что одежда жителей села Тростенец изготавливалась из конопляных и шерстяных тканей. Конопля являлась широко распространенной культурой в черноземной зоне России. Из женских растений конопли вили бечеву, веревки. Мужские растения давали более тонкие волокна. Из них пряли пряжу, ткали и шили одежду.
В народе старинную одежду никогда не назовут костюмом или комплектом даже одеждой, а любовно скажут «наряд» «убор» или «обряд». В Тростенце, например, женщины называют такой наряд «широкое»: «пошла в широком», «оденем Олю в широкое». Раньше по праздникам — на Пасху, Троицу, Петров День, Спас, Покров — девки и бабы наряжались в праздничную народную одежду: станки, юбки, завески, жалетки.
«По одёжке встречают...» Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. В Древней Руси именно «одёжа» употреблялась гораздо чаще и шире, термин «одежда».
Детская одежда
Детская одежда в Тростенце, как и на всей Белгородчине, была одинаковой –
длинная, до пят холщовая рубаха с пояском. Ворот ( ожирёлок ), обшлага рукавов и подол украшался скромной вышивкой. Мальчики и девочки – подростки донашивали одежду своих старших братьев и сестёр – рубахи, портки, зипуны. Нередко им шили рубахи из старых отцовских и материных. Первую «взрослую» одежду ( юноша - штаны, девушка – юбку) дети получали, достигнув возраста, когда могли жениться и выходить замуж. Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду. Вышивка обладала в древности оберегающим смыслом.
Традиционный мужской костюм села Тростенец состоял из рубахи, штанов, пояса, головного убора, обуви.
Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой мужчин была рубаха. Перед и спина рубахи шились из одного перегнутого пополам полотнища, в центре которого вырезалось округлое или прямоугольное отверстие для головы. От него делался прямой или боковой, в основном левосторонний нагрудный надрез. К центральной части с обоих боков пришивались прямые и слегка скошенные вверху полотнища. Длинные прямые рукава пришивались к верхним кромкам центрального и боковых полотнищ.
Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна. Мужская рубаха была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Пояс называли «опояской» или «поясницей».
Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Чаще всего разрез у ворота делали справа или слева. Застёгивали ворот на пуговицу.
Рукава рубах были длинные и широкие и у запястья схватывались тесьмой
Штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами («в шагу») вставляли ластовицу — для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Другое название одежды для ног — «портки».
Заключение
Литература
1. А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г
2.Л. В. Ефимова Русский народный костюм (18-20вв.),1989
3. Б. Д. Греков, М. И. Артамонов - История культуры древней Руси,1951
4. С. В. Горожанина, Л. М. Зайцева. Русский народный костюм, 2003
5. А. Лебедева, кандидат историчеких наук -Русский народный костюм
/ Юный художник. №10, 1983 год / /
6. Толкачева С. Народный костюм Воронежской губернии конца ХIХ- начала ХХ в., 2007.
7.Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.
Исторический и культурологический портал Family-History.ru
8.Т. П. Беликова, М.И. Емельянова «Живые родники Староосколья» Народная национальная культура. Старый Оскол, 2004 г.
9.М. Н.Мерцалова «Поэзия народного костюма» Москва, 1988 г.
10.С. И. Ботова, Т.А.Приставкина, А. В. Рябчиков « Рукотворная краса земли Белгородской» Белгород, 2000 г.
Каргопольская игрушка
Загадочная система из шести экзопланет
Бабочка
Басня "Две подруги"
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны