Изготовление проектной работы требует минимальных расходов, изготавливается из доступного материала.
Главное в этом проекте то, что изделие можно сделать самостоятельно. При выборе данного проекта были учтены следующие моменты.
В процессе изготовления этого вертепа использовались приобретенные знания, умения и навыки в области изо, черчения, математики, физики, химии и технологии.
УДАЧИ ВСЕМ!!!
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vertep.doc | 73 КБ |
ОСОЗНАНИЕ ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ ОБЛАСТИ
Знания, полученные в процессе изучения технологии обработки древесины и декоративно-прикладного творчества, оказались достаточными для того, чтобы изготовить какое-либо изделие, вертепа в преддверии праздника день рождение моей любимой бабушки. Все основные операции по обработке и художественной отделке изделий мне уже знакомы. Но с некоторыми из них можно познакомиться в процессе предстоящей работы по изготовлению вертепа.
Декоративное искусство - отличается от изящных, или главных видов изобразительных искусств, в рамках которых произведения, например станковые картины, создаются только для эстетического наслаждения. Однако это отличие достаточно условно, поскольку формы искусства слишком тесно связаны между собой, чтобы их можно было легко разграничить. Критерии, по которым судят о картине или скульптуре — форма, цвет или особенности композиции, — те же самые, что используются для оценки украшенной миниатюрами рукописи или фарфоровой вазы. Хотя материалы и методы варьируются в зависимости от вида искусства, остаются в силе основополагающие принципы — такие, как хороший вкус, оригинальность содержания и композиции.
Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная отделка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).
ОБОСНОВАНИЕ КОНКРЕТНОЙ ПОТРЕБНОСТИ
Для выбора вертепа как объекта изготовления необходимо рассмотреть потребности моей бабушки, да еще и как с исторической точки зрения. Рациональное расположение вертепа и его назначение должны отвечать реальным нуждам и потребностям бабушки для восприятия приятных ощущений.
Вертеп, я надеюсь, займет особое место, и от того, какую имеют форму и размеры, где будет размещаться, и какие функции будет выполнять, во многом зависит от общего вида.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО
ТВОРЧЕСТВА
Декоративно-прикладное искусство существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.
С началом классового расслоения общества всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемониях, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.
Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают. Они обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс.
Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества, его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала 20 в. также с художественным конструированием.
Купол не случайно называется главой или маковицей, это важнейший элемент храма: он является символом Главы Церкви — Господа нашего Иисуса Христа.
До революции в нашей стране в дни рождественских праздников были очень распространены кукольные вертепные представления. Их устроители ходили по домам и рассказывали о событиях рождественской ночи. В двадцатом веке эта традиция была забыта нашими соотечественниками.
Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий – Младенец Иисус Христос – родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Но вертепом также называлось старинное сценическое кукольное представление, рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа. Принято считать, что с этого кукольного рождественского представления, и начинается история кукольного театра на Руси.
Чтобы увидеть этот театрик, не нужно было приходить в специальное театральное помещение с большой сценой и зрительным залом. Рождественский вертеп сам каждый год на Рождество приходил в гости в любую семью и, камерно разместившись на столе или на двух скамейках в тесном семейном кругу, вновь и вновь безыскусно рассказывал такую притягательную, вечную историю о рождении Сына Божия. О рождественских кукольных представлениях наши предки оставили немало теплых, восторженных и благодарных воспоминаний.
ТРАДИЦИЯ РУССКАЯ И УКРАИНСКАЯ
На Руси вертеп был известен с XVII столетия. Однако истоки кукольного рождественского театра гораздо древнее. На Украине этот театрик был известен с XVI века. Именно Малороссия подарила России такую уникальную традицию. Украинский вертеп, в свою очередь, стал преемником польской шопки. А в Польшу рождественский кукольный театр пришел из католической культуры Европы.
В начале десятого века в Риме существовала традиция представлять в храме сцены из жизни Христа. Это представление длилось несколько дней. Но сцена Рождества Христова никогда не разыгрывалась живым планом. Она присутствовала в храме на протяжении всего действа от Рождения до Смерти Спасителя. Богородицу, Иосифа и Младенца Христа изображали куклы, которых делали знаменитые скульпторы. Кукол, которым выпадала честь играть Деву Марию, в Италии называли марионетками.
Отсюда и пошла традиция устраивать в католических храмах рождественские вертепы. Затем стали изготавливать вертепы меньшего размера. Их помешали в ящики, изготовленные в виде храма. Так вертеп вышел из храма и пришел в дом человека. Западные вертепы были механическими, фигурки в них передвигались по кругу.
На Украине ящики для вертепа стали изготавливать в виде крестьянского дома. Ведь в православном храме было не принято устанавливать скульптурные изображения.
В русской традиции вертепы были небольшими, легкими, удобнопереносимыми ящичками. Их размеры зависели от размеров самих кукол. А вертепные фигурки не должны были быть меньше указательного пальца. Вертепные ящички на Украине по размеру были гораздо больше российских вертепов. Их можно назвать монументальными. Вертепные объемные фигурки были деревянными. Как правило, вертепы на Украине заказывали плотникам за год до Рождества. И плотник, в течение долгого времени вырезая деревянные фигурки для вертепа, проникался духом Рождественского праздника.
В конце XIX века механизм вождения фигурок усложняется, но не намного. Например, рука воина царя Ирода, державшая копье, приводится в движение. Этим копьем воин вырывает из рук Рахили младенца.
Но зрелищность кукольного действа так и не станет в вертепе главной. Вертепные фигурки останутся иллюстрацией к духовному содержанию текстов. Тексты в рождественских вертепах в народной традиции представляли отстраненно. Их или распевали в духовных стихах, или сказывали в сказительной форме, или просто проговаривали без всякой интонации.
Однако в отстраненности представления текста и вождения фигурок достигалась полная гармония целостного художественного впечатления. Необходимо упомянуть и то, что вертепы представляли поздно вечером при зажженных свечах. И горящая свеча была составным образом кукольного рождественского представления.
КРАТКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОЙ ЗАДАЧИ
Цель дизайна – создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации. Д. Локти
К сожалению вертепы у нас в России очень трудно купить в магазинах, но можно приобрести только на выставках-продажах, а вот за границей – они стоят очень дорого. Хотелось бы иметь вертеп, который бы хорошо вписывалася в интерьер бабушкиной комнаты.
Творческое начало присуще каждому человеку: в собственных мыслях мы регулярно сочиняем авангардную музу, выполняем необычные картины, придумываем великолепные украшения. Да мало ли какие еще креативные идеи рождаются в наших головах!
Техника – нечто гораздо большее, чем метод, она таит в себе целый мир. Людвиг Мис ван дер Рое
Современное индустриальное изделие не может быть нетехнологичным, иначе оно вступит в противоречие с логикой машинного производства и законами рынка. Даже в декоративно-прикладном искусстве, произведения ко торого уникальны и выпускаются поштучно, вопросы технологии занимают далеко не последнее место. Созда ние художественного изделия из древесины становится воз можными только при знании технологии обработки, а ювелирных украшений – при владении навыками работы с драгоцен ными камнями и обработки цветных металлов. В усло виях массового машинного производства роль технологий в производстве и формообразовании изделий многократно возрастает и становится одной из центральных задач в работе дизайнера.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОЕКТА
Главное в этом проекте то, что изделие можно сделать самостоятельно. При выборе данного проекта были учтены следующие моменты.
В процессе изготовления этого вертепа использовались приобретенные знания, умения и навыки в области изо, черчения, математики, физики, химии и технологии.
Мне очень нравятся иконы, картины с изображением церковной символики. Они завораживают меня своей энергетикой, добротой. Так благотворно действуют на душевные силы человека. Много разных фильмов, картин, икон - все они необычны, но их объединяет одно - Добро, Благодать. Иконы, картины выполняются из самых различных материалов: каменьев, древесины, ДВП, ДСП, парчовых тканей, но мне захотелось выполнить данный вертеп из фанеры . Мой выбор остановился на вертепе. Мне очень понравилась тематика вертепа, он всем говорит о том, что русскую землю всегда защитит небо, Иисус Христос и церковь.
Изготовление такого вертепа способствует закреплению раннее изученных тем, как «Разметка», «Работа с чертежом», «Пиление древесины», «Работа с клеем», «Художественная отделка изделия», «Правила безопасной работы».
Оснащение учебных мастерских позволяет выполнить этот проект, данная работа не опасна. В процессе выполнения можно познакомиться с технологией оформления интерьера, приобрести навыки по ремонту и реставрации изделий. Изготовив такой вертеп, можно внести личный вклад в оформление интерьеров домов и классов нашего лицея, сделав приятный подарок своей бабулечке.
При изготовлении вертепа требуется соблюдать точность и аккуратность при работе.
Материал, необходимый для изготовления вертепа, можно использовать остатки фанеры, так как потребуется небольшой формат, а отделку – выполнить гуашью с клеем ПВА или краской, можно приобрести в магазинах «Строитель», «Максидом» и других строительных магазинах, где продаются различные строительные материалы.
ОЦЕНКА ИЗДЕЛИЯ
+ Вертеп изготовлен собственными силами, удобен в применении.
+ Идеально подходит для интерьера и других комнат помещений.
+ Все технологические операции доступны.
+ Оригинальность вертепа.
+ Этот материал идеально подходит для обработки с учетом материально-технической базы школьных мастерских.
+ Материал очень прочный
+ Долговечный
- Возможна и другая декоративная отделка изделия
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Экологическое обоснование проекта вертепа заключается в следующем:
- иметь экологическую безопасность для населения;
- минимальный ущерб природной среде и населению при устойчивом социально-экономическом развитии территорий;
- благоприятные экологические условия для проживания населения;
- рациональное и экономное расходование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
- выпуск экологически безопасной продукции;
- сохранение биологического разнообразия, чистоты
воздуха, источников водоснабжения и других природных
объектов, исторического наследия народа;
внедрение высокопроизводительного мало- и безотходного технологического оборудования и техники.
Изготовление и эксплуатация вертепа не изменяет ничего в окружающей среде, не нарушает ничего в жизнедеятельности человека, так как выполнена картина из экологически чистого древесного материала.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Воздух - музыкант
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Есть в осени первоначальной...
Хитрость Дидоны
Распускающиеся бумажные цветы на воде