Один из лучших скульпторов первой половины XIXвека - Федор Петрович Толстой. Творчество его уникально. Романтический классицизм Толстого пронизан теплотой и любовью.Один из лучших скульпторов первой половины XIXвека - Федор Петрович Толстой. Творчество его уникально. Романтический классицизм Толстого пронизан теплотой и любовью.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Медальер Федор Петрович Толстой
Один из лучших скульпторов первой половины XIX века - Федор Петрович Толстой. Творчество его уникально. Романтический классицизм Толстого про низан теплотой и любовью.
Граф Федор Петрович Толстой родился в феврале 1783 года в Санкт-Петербурге, в семье небогатого графа Петра Андреевича Толстого, бригадира (по современному представлению генерала) эпохи правления Екатерины II. Прадедом графа П.А. Толстого был Петр Андреевич Толстой - знаменитый дипломат и государственный деятель при Петре Великом, первый граф Толстой. Среди его потомков было немало людей, оставивших заметный след в истории России: писатель Алексей Константинович Толстой приходился Федору Петровичу родным племянником, а Лев Николаевич Толстой - двоюродным.
Федор Толстой с детских лет любил искусство. С 1802 года, окончив в чине мичмана Морской кадетский корпус, посещал медальерный класс Императорской Академии художеств, копировал медали.
В 1804 году Федор Петрович вышел в отставку по насто янию императора Александра I. С этого момента началась для Толстого совсем другая жизнь - жизнь, отданная служению искусству.
Ф.П.Толстой очень нуждался. Жил в подвале и много работал. В 1806 году он устроился в Эрмитаж. Жизнь начала налаживаться. В 1809 году за четыре восковых рельефа Толстой избран почетным членом Императорской Академии художеств. С 1810 по 1828 год работал на Монетном дворе «по медальерной части» как медальер, а с 1825 по 1828 год Ф.П.Толстой преподавал в медальерном классе. В 1842 году ему присвоили звание профессора медальерного искусства, а в 1849 году за работы для Храма Христа Спасителя в Москве - профессора скульптуры. Федор Петрович исполнил модели для скульптур и барельефов, украшавших двенадцать дверей Храма. С 1828 по 1859 год граф Ф.П.Толстой был вице-президентом Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств.
Действительный член Королевской академии в Берлине, почетный член Флорентийской Академии художеств, участник Парижского салона, Ф.П.Толстой получил при знание при жизни.
Портрет Александра I «в виде Родомысла» был растиражирован «каким-то берлинским чугунным заводчиком» по гипсовому слепку с вырезанной собственноручно Ф.Толстым формы. Гвардейские офицеры купили в Берлине вылитые из чугуна портреты царя и привезли в Россию думая, что это произведение берлинского мастера. Знакомые Ф.П.Толстого показывали эти портреты, чтобы поразить его искусством прусских медальеров. Федор Петрович предлагал им прочесть находящуюся под портретом подпись имени художника.
В 1845 году в Риме антиквар Висконти демонстрировал Ф.П.Толстому прекрасную бронзовую медаль сделанную в Париже. Граф Толстой узнал в ней одну, из своих бронзовых медалей «Освобождение Москвы. 1812». Висконти был изумлен и выразил сомнение, что столь тонкая работа выполнена в России. Антиквар пришел в восторг, узнав, что эта медаль одна из двадцати, сочиненных и резанных собственноручно графом Федором Толстым по случаю войны 1812 – 1814 годов.
Одно из лучших произведений Федора Петровича Толстого - «Автопортрет с семьей». В струящихся тканях античных одежд мы видим людей, пребывающих в состоянии созерцательности и покоя. На переднем плане фигуры более объемны, затем скульптор снижает высоту рельефа. Взгляд зрителя мастер уводит в глубину, где через восковую дымку листвы деревьев просвечивается аспидный фон. Состояние «небесной радости» - рождение дочери, сумел передать мастер в «Автопортрете с семьей» в 1812 году.
Единственный сохранившийся до наших дней оригинал в воске из серии медальонов - барельеф «Подвиг брига «Меркурий». В барельефе «Меркурий» - обнаженный юноша. Он победно развевает Андреевским флагом и проходит невредимым между морскими гигантами.
Медальоны, посвященные Отечественной войне 1812 года, пользовалась огромной популярностью, повторялась в различных материалах и видах ис кусства. Увеличенные повторения медальонов украшают Александровский зал южного корпуса Зимнего дворца.
Федор Толстой прожил долгую жизнь, оставаясь большим мастером, который чувствовал красоту. Он на протяжении двух столетий был популярен, востребован, современен не только в России, но и за рубежом. Его произведения служили моделями для художественных заводов Германии, Франции, Италии. России. Изящные, изысканные, безупречные рельефы созвучны и прошлому, и настоящему, до сих пор вызывают восхищение.
Федор Петрович открыл нам новую страницу в искусстве. Но лучше меня на этот вопрос ответил Н.Врангель: «Он один из немногих живет вне эпохи, он современник нам и будущим [поколениям]. Он родился в XVIII веке и еще долго не умрет... Он сын своего времени только частично; он одинаково поэт прошлого и будущего. В своем национализме он эллин, а в эллинизме - славянин. Он полюбил Грецию не оттого, что родился в конце XVIII века. Если бы он жил в двадцатом столетии, он одинаково бы любил Древний мир. Он воспевал Отечественную войну не потому, что ее все воспевали. Если бы в России не было героев, он бы их создал в своей мечте. Толстой любил прошлое, чувствуя, что он переживет свой век. Он вспоминал красоту, когда она была еще жива в жизни... Его Греция не на берегах Эгейского моря, а у серого безразличия Невы»
Агния Барто. Сережа учит уроки
Снегири и коты
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Швейня
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды