Проект доказывает целесообразность изготовления игрушек из экологически чистых материалов.
Вложение | Размер |
---|---|
igrushki.doc | 155.26 КБ |
План проекта.
7.1.Фенол;
7.2. Формальдегид;
7.3. Ртуть.
8.Полезные игрушки.
9. Заключение.
Роль игрушки в современном мире.
1.Введение.
Сегодня мы поговорим о том, во что мы играем, зачем нужна нам игра, какие игры нас воспитывают и как, а какие вредны? Почему об этом я предлагаю вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть, а те игры, в какие мы играем, стали невеселые, агрессивные. Научить детей играть, значит - научить их жить. Играя в игрушки мы осваиваем мир человеческих отношений, учимся быть отзывчивыми и сердечными, понимать чувства других людей. (Слайд).
Современная игрушка также значима и для общества, но остается открытым вопрос о том, как она влияет на нас: положительно или отрицательно. Выбирая нам игрушки, часто ли наши родители задумываются о том, насколько она будет нам полезной? Давайте посмотрим, какие игры и игрушки можно по праву называть развивающими, а какие могут служить только для развлечения.
2.История “советской” игрушки.
История «Советской» игрушки насчитывает многие десятки лет. В 1918 году Наркомпрос основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки.
В начале 20-х годов ХХ в. и для людей, и для кукол наступили трудные времена. Из-за войн и революции хозяйство страны было сильно разорено, промышленность пришла в упадок. Производство игрушек на какое-то время совсем прекратилось, так что в те годы кукол покупали как в старину, лишь на базарах и ярмарках у кустарей – одиночек. Но, уже несколько лет спустя, в местах традиционных народных промыслов начинают восстанавливаться артели и фабрики. В это время не делают роскошных дорогих кукол с фарфоровыми головами и в богатых платьях. И материалы, и куклы стали проще – в кукольном мире, как в зеркале, отражается то, что происходит в это время в стране. Несмотря на всю свою простоту, куклы отнюдь не были хуже, чем раньше. Они не утратили свою очаровательность, пусть даже и были сделаны «из тряпок и набиты ватой, а одежда сшита из отходов дешёвой ткани». Нарисованные личики этих кукол, а также модные платья, украшенные цветами – розетками из марли, напоминали их счастливым владельцам красивых героинь немого кино.
Немного забегая вперёд, хотелось бы отметить, что в последующие годы, а именно в 50 – е, «лошадки были самой популярной игрушкой».
Возвращаясь к более раннему периоду, следует отметить, что Великая Отечественная Война отбросила производство игрушек назад.
После 1930 года началась работа по созданию новой «советской» игрушки, которая бы отражала эпоху и нового человека – строителя социализма. Формирование нового типа личности, основанного на социалистических нормах, ценностях и стереотипах поведения, требовало создания новых образцов игрушки. Как уже отмечалось выше, ВОВ приостановила производство игрушек. Но к 1943 г. оно возобновилось.
В 50 – е годы возобновляется производство популярных перед войной целлулоидных пупсов и уточек для малышей. Куколки, сделанные из резины, точно копировали детей этого времени – их причёски, платья и короткие штанишки на лямках, башмаки, пальто и т. д.
Разрушенное войной хозяйство постепенно восстановилось. В производстве игрушек появились новые технологии и материалы. Кукольная промышленность набрала темпы, и игрушки начали изготавливать большими партиями.
Что касается 60 – х годов, то игрушки старались производить как можно больше. Их изготавливали огромными партиями и при этом не задумывались об их разнообразии.
3.В магазине игрушек.
При грамотном выборе и поддержке взрослого игрушки способствуют нашему разностороннему развитию. Так, они могут формировать и развивать нашу познавательную и личностную сферу. А что мы видим сейчас на прилавках магазинов? (Слайд). Мальчикам предлагаются многочисленные роботы и монстры (слайд), Бетманы (слайд), человеки-пауки (слайд), киборги (слайд), черепашки-ниньзя (слайд). Они вызывают асоциальные побуждения, стимулируют насилие и агрессию в нашей психике. Более того, роботы, монстры - существа не живые. Эта особенность накладывает отпечаток на представления о мире в целом, ценности человеческой жизни.
Смогут ли наши мальчики стать защитниками Родины, будучи лишены игрушечного оружия, вместо которого у нас продают очень похожие на настоящие пистолеты, автоматы, гранаты и прочее «детское снаряжение» американского образца. Раньше дети тоже играли в войну, сражались, применяя оружие. Однако, меч, шпага (слайд), даже пистолет (слайд), предполагает наличие умений, определенных личностных качеств самого воина (храбрость, ловкость, скорость реакции). Роботы же, монстры не чувствуют боли, при сражении от них самих мало что зависит - огонь открыт на тотальное поражение всего живого и неживого вокруг.
Барби (слайд), Братц (слайд), – современные куклы. Кто они? Подружки? Их можно бесконечно одевать, раздевать, приобретать для них все новые и новые вещи. Через такую куклу нам транслируется определенный образ жизни: бесконечные наряды и развлечения. Обладая такой куклой, девочки воображают себя не мамой, укачивающей дитя, а, скорее всего, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом. Кукла должна акцентировать наше внимание не на «красоте», а на чувствах заботы, любви, им надо шить одежду, лечить, кормить и нянчить. (Слайд).
4.Современная игровая цивилизация.
Нельзя не затронуть также проблему негативного воздействия телевизора (слайд), видео (слайд), компьютера (слайд) на нашу психику . Мы беспомощно наблюдаем, как компьютерные “игрушки” вытесняют из нашей жизни все другие: куклы, мячики, кубики. Мы погружаемся в виртуальный мир, что называется, “с головой”. Во время игры мы часто переживаем чувство страха и нервного напряжения, увеличивается количество адреналина в крови, учащается сердцебиение. Компьютер отнимает у нас время, лишая нас общения со сверстниками. Психологами подмечено: компьютер отчасти способен заменить нашу личную жизнь.
5.Телепузики и Чебурашка.
Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров: телепузики, покемоны, корпорация монстров. «Волна телепузиков» (слайд), в недалеком прошлом захлестнувшая наше сознание, оставила в нем неизгладимый след. Эти «роботоподобные», трансформеры никак не способствуют нашему гармоничному развитию. Сравним телепузиков с нашим Чебурашкой. Чебурашка – существо живое, взгляд у него осмысленный, выразительный, добрый, то у телепузиков нет никаких человеческих эмоций. Большой живот-телевизор, огромный рот. Вместо ушей и чубчиков у них торчат несуразные антенны. Телепузики в течение дня заняты тем, что беспорядочно и безостановочно называют свои имена, отдельные слова, хихикают.
6.Безопасные материалы для изготовления детских игрушек.
Что же опасного может быть в игрушке?
Игрушки должны быть изготовлены из высококачественных, безопасных и безвредных материалов, а также быть надежными и безопасными в эксплуатации.
Деревянные игрушки должны изготавливать из древесины листовых и хвойных пород, листовой фанеры, и отделывать безвредными красками или прозрачными лаками. (Слайд).
Резиновые игрушки изготавливать из натурального каучука, или силиконовой резины.
Мягко – набивные игрушки изготавливать из натурального или искусственного меха, различных ворсованных тканей. (Слайд).
Пластмассовые игрушки изготавливать из полиэтилена, полипропилена, поликарбоната.
7.Опасные игрушки
7.1. Фенол
Чем могут быть опасны дешёвые китайские игрушки из пластмассы и резины? (Слайд). Повышенным содержанием фенола. Фенол - это кислота, она слаборастворима в воде, но хорошо растворяется в спирте и эфире, ацетоне. Ее применяют при производстве фенолформальдегидных смол, клеев и различных пластиков, в кожевенном и мебельном производстве, а также в изготовлении детских игрушек. При изготовлении игрушек фенол используется для того, чтобы придать форму пластической массе или резине. Строго говоря, фенол, содержится во всех изделиях из пластика; в пределах допустимой концентрации он не опасен. Это вам скажет любой химик. А любой медик предупредит: плотное общение с игрушками, в которых содержание фенола превышено более чем в пять раз, чревато аллергическими заболеваниями, астматическими приступами, поражением внутренних органов.
Формальдегид , муравьиный альдегид – это бесцветный газ, обладающий резким запахом, хорошо растворимый в воде и спирте. Он очень токсичен. Формальдегид используется в производстве смол, пластиков, красок, текстиля, которые идут в том числе и на изготовление детских игрушек. Считается, что при превышении предельно допустимой концентрации в изделии он может спровоцировать развитие раковых клеток. Формальдегид обладает раздражающим действием и общей токсичностью. Он негативно воздействует на центральную нервную систему, раздражающе действует на слизистые и кожу.
При вдыхании, попадании на кожу и слизистые он опасен для жизни. Страшно, да? А в красителях для игрушек и вовсе содержатся соли тяжёлых металлов. Не дай бог наесться. Соли тяжелых металлов (к ним относятся сурьма, мышьяк, барий, кадмий, хром, свинец, ртуть и селен), как правило, используют в красителях для игрушек. То есть их содержание в игрушках допускается, но в строго ограниченных количествах. В последнее время все чаще обнаруживаются игрушки, загрязненные ртутью. Это вещество не просто вредно для здоровья, оно опасно для жизни.
7.3. Ртуть.
Игрушки бывают загрязнены ртутью из-за батареек, в состав которых входит это вещество. В настоящее время при изготовлении батареек ртуть уже не используется, но использование старых батареек приводит к тому, что из них вытекает состав, в том числе и ртуть. Металлическая ртуть является очень токсичным веществом. Ее пары могут проникать в организм через легкие. Там вещество частично задерживается, превращаясь в различные ядовитые соединения. Контакт с ртутью приводит к отравлению, что влечет за собой повреждение печени, почек и кишечника. Ртуть – чрезвычайно ядовитое вещество, даже очень малые количества которого могут стать причиной неврологических и ряда других заболеваний.
8.Полезные игрушки.
Самые полезные игрушки для детей любого возраста – деревянные.
Какими бывают деревянные игрушки? Да самыми разными. Для грудничков – забавные погремушки и трещотки (слайд), дудки и свистульки (слайд). Для детей от года – всевозможные каталки с верёвочками и без них (слайд),: машинки, паровозики, самолетики, слоники и лошадки с колёсами (слайд). Для малышей, доросших до сюжетной игры, – наборы кукольной утвари: домики, мебель, посудка (слайд), куклы-марионетки, куклы на пружинках, лошадки, на которых можно сесть и кататься, бусы и шнуровки для развития мелкой моторики, деревянные конструкторы – в общем, на любой вкус (слайд).
Материал – самый что ни на есть экологически чистый: береза, бук, (слайд), осина, ольха (слайд); встречаются даже игрушки из тропического дождевого дерева.
9.Заключение.
Игра имеет важное значение для нас. Бесспорно, игра обучает и воспитывает нас, она является жизненной потребностью и средством всестороннего развития (слайд).
В игре мы становимся деятельными, радуемся, смеемся. Имея возможность действовать самостоятельно, мы знакомимся с окружающим миром, приобретаем опыт, навыки. В игре мы встречаемся с различными предметами, знакомимся с ними, часто догадываемся самостоятельно, что можно с ними делать. Таким образом, у нас развивается сообразительность.
Общаясь с другими детьми мы учимся играть вместе, помогать или уступать товарищам, делится игрушками, согласовывать свои действия с действиями другого, развивать свою речь приучатся к организованности. В игре мы учимся преодолевать трудности, следовательно, у нас воспитываются и волевые качества: настойчивость, выдержка.
Для нас игра - это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Мы преодолеваем в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у нас полезные умения и привычки. Мы учимся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться, поэтому и мы, вволю наигравшись в детстве, вступаем во взрослую жизнь не обремененные детскими страхами и проблемами.
Список использованной литературы.
Мероприятие: проект.
Контингент: Класс 2 “Б”
Тема: “Роль игрушек в современном мире”.
Вид проекта: исследовательский.
Цель: к окончанию проекта я буду:
Иметь представление об истории советской игрушки, о влиянии игрушки на детей.
Знать особенности современных образных игрушек в сравнении с игрушками прошлого века;
Уметь подбирать и исследовать материал, составлять индивидуальный план работы;
Смогу проанализировать и исследовать роль игрушки в современном мире;
Смогу поразмыслять о роли игрушек, как о средстве передачи детям культурных норм и ценностей;
Смогу продемонстрировать созданный вариант игрушки;
Смогу проявить исследовательские, практические и творческие способности в создании своей игрушки.
Формы организации: индивидуальная, тадиционная, нетрадиционная;
Длительность: в течение полугодия;
Оборудование: компьютер, собранный материал в результате исследования, игрушки.
Структура:
Время | Вид деятельности | Формы работы | цели | Результаты |
сентябрь | Выбор темы. Составление плана. | Выбор жанра будующего проекта. | Анализ проблемной ситуации | |
Октябрь | Сбор и систематизация материала. | Изучение и подбор материала по теме “Роль игрушки в современном мире”. | Знакомство с технологией , идеологией современных игрушек. | |
Ноябрь | Поисково-исследовательский этап. | Поиск нового вида игрушек для детей. | Научится использовать поисковый метод при работе над темой. | |
декабрь | Оформление отчета о выполненной работе. | Изготовление игрушки, соответствующей современным детским требованиям. | Научиться анализировать свою деятельность, с целью представления определяющих факторов. |
Благодарность.
Выражаю огромную благодарность членам своей семьи: родителям и бабушке за помощь в создании игрушек, которые мы сделали своими руками, вложили в них всю свою душу. Родители помогли мне добыть информацию, критически оценить ее, ограничить по объему и использовать различные источники. Классному руководителю который привил способы быстрого усвоения знаний, помог увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности, спланировать свою работу. А также директору “Школы здоровья” №1858 В.Н.Стрельцову за возможность использовать технические средства.
По окончании работы над проектом я подвела итоги и ответила на следующие вопросы: Выполнила ли я то, что задумала? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывала трудности? Кто мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогли мне подготовиться к презентации своего проекта во время проектной недели и достойно выступить перед экспертным советом.
Зимний лес в вашем доме
Л. Нечаев. Яма
Сказка "12 месяцев". История и современность
Сказка об одной Тайне
Рисуем тыкву