В работе изучается соответствие антропометрических данных учащихся нормам физического развития.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 461 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Абганеровская средняя школа»
Октябрьского муниципального района Волгоградской области
Индивидуальный исследовательский проект по биологии
Тема :
«Оценка состояния здоровья и физического развития старшеклассников по антропометрическим данным»
Работу выполнил :
ученик 11 класса
Абдуллаев Арсен
Руководитель проекта:
Дерипаско Е.С.
с.Абганерово
2023 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ : стр
Введение. 3
Глава 1. Физическое развитие детей и подростков, методы оценки 5
Глава 2. Экспериментальная часть. 7
Измерение антропометрических показателей
2.1 Измерение роста стоя. 9
2.2 Измерение окружности грудной клетки 10
2.3 Определение массы тела. 11
2.4 Индекс Пинье – показатель крепости телосложения. 11
2.5 Индекс пропорциональности 11
2.6 Весоростовой (ВР) индекс Кетле 1. 11
2.7 Весоростовой индекс Кетле 2. 11
Методика оценки опорно-двигательного аппарата.
2.8 Оценка гибкости позвоночника. 11
2.9 Правильность осанки. 12
Методика оценки состояния сердечно-сосудистой системы.
2.10 Подсчет пульса в разных условиях. 12
2.11 Степень тренированности сердца 12
Методика оценки дыхательной системы.
2.12 Дыхательные движения. 12
2.13 Определение времени задержки дыхания 13
до и после нагрузки.
Глава 3. Анализ результатов эксперимента.
3.1 Оценка физического развития школьников по 13
антропометрическим данным.
3.2 Оценка опорно-двигательного аппарата. 16
3.3 Оценка состояния сердечно – сосудистой системы. 17
3.4 Оценка состояния дыхательной системы. 18
Заключение. 19 Список источников информации. 21
Приложение. 22
Введение
Изучение физического развития школьников в настоящее время является одной из актуальных проблем, что связано с ухудшением экологической обстановки, широким распространением вредных привычек среди школьников, ухудшением питания и другими факторами. Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используются как показатель состояния здоровья детей.
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей, увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончанию школы. В последнее время у многих школьников наблюдается дисгармоничное развитие, дефицит или избыток массы тела и ряд других отклонений от нормы.
Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения. Большое значение в оценке физического состояния человека имеют антропометрические исследования организма.
Исходя из этого, мы посчитали актуальным провести собственные антропометрические исследования и оценку физического здоровья учащихся нашей школы и использовать полученные данные для комплексной оценки их физического развития.
Цель работы: изучение соответствия антропометрических данных учащихся 9-11 классов МКОУ «Абганеровская СШ» нормам физического развития.
Задачи:
Гипотеза: так как в современных условиях существует много факторов, отрицательно влияющих на физические показатели здоровья, то вероятность полностью здоровых сверстников очень мала.
Объект исследования: учащиеся 9-11 классов МКОУ «Абганеровская СШ».
Предмет исследования: изучение антропометрических данных учащихся на предмет их соответствия возрастным нормам физического развития.
Методы исследования:
- теоретические: анализ информационных источников, конспектирование, реферирование, составление библиографии;
- эмпирические: соматометрическое исследование физического состояния учащихся;
- математические: математические измерения и расчёты, регистрация, ранжирование и шкалирование результатов.
Практическая значимость исследования. Данная работа носит интегрированный характер и будет интересна учащимся школы, родителям, учителям. Результаты, полученные в ходе эксперимента, послужат ориентиром для сравнения при дальнейшем мониторинге показателей физического развития и здоровья учащихся.
Глава 1. Физическое развитие детей и подростков, методы оценки
Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний. Под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также биологический возраст организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни. Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. Изучение физического развития ребенка начинается с установления его календарного (хронологического) возраста. У каждого обследуемого ребенка должен определяться точный возраст на момент обследования, выраженный в годах, месяцах и днях. Это необходимо в связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка.
В программу антропометрических исследований входит определение основных морфологических и функциональных признаков. К ним относятся соматометрические, соматоскопические и физиометрические признаки.
Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки и другие окружности (головы, плеча, бедра и т.д.), которые измеряют на основании использования специальных антропометрических точек.
Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние ростовых процессов в организме. Это наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития. Измерение длины тела человека производят при помощи ростомера. Исследуемый, сняв обувь, становится на площадку спиной к планке, туловище и конечности выпрямлены, пятки соприкасаются, носки разведены. Пятки, ягодицы, межлопаточное пространство и затылок прикасаются к планке, голова в глазнично – ушной горизонтали (наружные слуховые проходы ушей и глаза на одном уровне). Опустив планшет на голову, смотрят на шкалу цифр у нижнего края планшета, которые будут соответствовать росту тела.
Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов. В отличие от длины, масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Взвешивание следует проводить утром, натощак, после освобождения кишечника и мочевого пузыря и в одном белье. Перед взвешиванием необходимо проверить, отрегулированы ли весы и правильно ли они установлены.
Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости. Измерение окружности грудной клетки осуществляют мягкой сантиметровой лентой. Её прикладывают к грудной клетке так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди — на уровне IV ребра. Измерение производится в состоянии спокойного дыхания, на максимальном вдохе и выдохе.
Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные.
Соматоскопия включает:
Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук (характеризует степень развития мускулатуры) и становую силу – динамометрия.
Для изучения, анализа и оценки физического развития больших групп детей или отдельных индивидуумов применяют два основных метода сбора антропометрического материала – генерализующий и индивидуализирующий.
Генерализующий метод (метод поперечного сечения популяции) – основан на одномоментном обследовании физического развития больших групп детей различных возрастов. Каждая возрастная группа должна состоять не менее чем из 100 человек. Метод используется на большом числе наблюдений с целью получения возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории проживания детей. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, условиями жизни, питанием и т. д. Антропометрические данные, собранные генерализующим методом, используются в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов мебели для дошкольных и общеобразовательных учреждений, оборудования мастерских, гимнастических залов, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода.
Индивидуализирующий метод (продольный срез) основан на обследовании конкретного ребенка, однократном или в динамике лет, с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфофункционального статуса с использованием соответствующих оценочных таблиц, давая возможность получить достаточную насыщенность каждой возрастно-половой группы по месяцам или годам жизни при сравнительно небольшом числе наблюдений. Данная методика позволяет определить особенности физического формирования организма из месяца в месяц (или из года в год) наблюдаемой группы детей в однородной совокупности. Индивидуализирующий метод не противоречит генерализующему методу и является существенным дополнением к нему как в изучении процесса общего развития ребенка, так и в уточнении влияния средовых факторов в ходе этого развития. [1, 2, 3, 5, 6]
Выводы по главе. Изучение физического развития детского организма необходимо для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения. Определённое представление о степени физического развития можно получить в результате антропологических исследований, проводимых как в медицинском учреждении, так и самостоятельно. Одним из немаловажных инструментов для определения антропологических показателей и их соответствия возрастным нормам развития являются математические измерения и расчёты.
Глава 2. Экспериментальная часть. Изучение и оценка антропометрических показателей учащихся 9-11 классов МКОУ «Абганеровская СШ».
Время проведения эксперимента: октябрь – ноябрь 2022 года.
Место проведения эксперимента: МКОУ «Абганеровская СШ».
Объект исследования: учащиеся 9-11 классов в возрасте 15-17 лет (на момент исследования).
Количество исследуемых учащихся : 23
Девочек: 11
Мальчиков: 12
Из перечня описанных в работе способов изучения физического развития школьников мы остановили свой выбор на соматометрическом исследовании, предполагающем использование данных о длине тела, весе испытуемых, окружности грудной клетки и оценке состояния опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Наш выбор обусловлен тем, что такие показатели как длина и масса тела являются ведущими признаками, отражающими ростовые процессы в организме и их будет вполне достаточно для того, чтобы получить общие представления о физическом развитии интересующей нас группы учащихся. Мы не ставили своей задачей осуществление глубокой комплексной оценки показателей физического развития учащихся, так как это относится главным образом к компетенции специалистов медицинских учреждений.
Измерение антропометрических показателей
2.1 Измерение роста стоя. Испытуемый встает на платформу ростомера спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, межлопаточной областью, затылком. Голова устанавливается таким образом, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились в одной горизонтальной плоскости. Скользящая планка ростомера опускается до соприкосновения с верхушечной точкой головы. Результат отмечают по правой части шкалы (в см).
Оценка результата: Рост тела в длину происходит неравномерно, в возрасте от 15 до 17 лет отношение между ростом и возрастом близко к линейному и вычисляется по формулам:
для девочек нормостенического типа телосложения:
Рост (cм) = 6 × возраст (годы) + 76;
для мальчиков нормостенического типа телосложения:
Рост (см) = 6 × возраст (годы) + 77.
Норма отклонения: для девушек ± 2,5 см; для юношей ± 3,5 см.
Если реальный рост больше или меньше расчетного на 20 % и более, это может указывать на эндокринные нарушения.
2.2 Измерение окружности грудной клетки определяют в состоянии спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха. Ленту накладывают сзади по нижним углам лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускаются, осанка непринужденная, лента, соскальзывая, ложится по углам лопаток. Спереди лента проходит чуть выше средней линии грудной клетки. Лента не должна провисать, плотно прилегая к телу, и, вместе с тем, не препятствовать глубокому вдоху, свободно следуя за движениями грудной клетки. Измеряют окружность грудной клетки во время вдоха, выдоха, паузы.
Масса тела определяется взвешиванием на медицинских весах. Испытуемый спокойно стоит на середине площадки весов при закрытом замке коромысла. Далее замок открывается и передвижением сначала большой гири, а затем маленькой гирьки устанавливается масса тела (кг, г).
Определение физического развития методом индексов
Метод индексов может быть использован только для приблизительной, ориентировочной оценки антропометрических данных и в практике врачебного контроля почти не применяется, так как большинство индексов и показателей недостаточно конкретизированы в возрастном, половом и профессиональном отношении.
2.3 Определение массы тела.
Для контроля массы тела удобно использовать индекс Брока. Должная масса тела (кг) = (рост (в см)- 100) + 5 кг.
Оценка результата: Если ваша масса соответствует параметрам индекса Брока, поставьте балл (+1). Если масса тела избыточна (превышает значения должной) или недостаточна (меньше значения должной массы), поставьте балл (-1). Избыточная или недостаточная массы тела свидетельствуют о нарушениях функционального состояния различных систем органов, обмена веществ, неправильном образе жизни.
2.4 Индекс Пинье (ИП) – показатель крепости телосложения:
ИП = Рост стоя (см) – (Вес (кг) + ОГК (см)),
где ОГК – окружность грудной клетки в фазе спокойного выдоха.
Оценка результата:
меньше 10 – крепкое телосложение (гиперстеник);
от 10 до 20 – хорошее телосложение (нормостеник);
от 21 до 25 – среднее телосложение (нормостеник);
от 25 до 36 – слабое телосложение (астеник);
более 36 – очень слабое телосложение (астеник).
2.5 Индекс пропорциональности между окружностью грудной клетки и ростом:
ОГК (см)
Инд. проп. = . . 100 %,
Рост стоя (см)
где ОГК – окружность грудной клетки в состоянии паузы.
Оценка результата: средний показатель для девушек 15-18 лет составляет 50-52 %, для юношей 15-18 лет – 52-54 %. Эти значения характерны для нормостеников. Значения индекса менее 50 % характерны для узкогрудых (астеников), свыше 55 % – для широкогрудых (гиперстеников).
2.6 Весоростовой (ВР) индекс Кетле:
Масса тела (г)
ВРинд. = .
Рост стоя (см)
Оценка результата: средний показатель для девушек 15-18 лет – 325-375 г/см (оптимальная величина – 350 г/см), для юношей 15-18 лет – 375-425 г/см (оптимальная величина – 400 г/см).
2.7 Весоростовой индекс Кетле 2:
Масса тела (кг)
ВРинд. Кетле 2 = .100 %.
(Рост стоя)2
Данный индекс относится к числу наиболее значимых антропометрических показателей. Характеризует степень гармоничности телосложения и физического развития в целом, так как в зависимости от возраста и пола каждому определенному росту соответствует определенный вес. Балльная оценка значений весоростового индекса Кетле 2 (кг/м2) для мальчиков и девочек приведена в таблицах Приложение №1, Приложение № 2 .
Методика оценки опорно-двигательного аппарата.
2.8 Оценка гибкости позвоночника.
Школьник становится на кушетку или на стул и руками старается дотянуться до сиденья, которое поднимают за нулевую отметку. Ноги сгибать нельзя. Расстояние от нулевой отметки до кончиков пальцев рук измеряются линейкой и служит мерой гибкости. Если человек не может дотянуться до нулевой отметки, то гибкость имеет отрицательное значение. Благоприятным считается результат с положительным значением.
Оценка результата: По статистике гибкость позвоночника девушек на 20-25 % выше, чем у юношей. Выполняется ли данная закономерность у учащихся разных возрастных групп, можно легко проверить на практике.
2.9 Правильность осанки.
Осанка – это первичное, свободное, непринужденное положение тела в покое и при движении. Осанка отражает не только уравновешенность тела в окружающей среде, но, в какой-то степени, и внутренний мир человека. Основу осанки составляют: форма позвоночника; форма грудной клетки: степень развитости различных мышечных групп туловища; тонус мышц; состояние нервной системы. Существует два типа осанки: нормальная и порочная.
Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки казались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак. Если он
Проходит - нарушение осанки есть. Если проходит ладонь- осанка нормальная.
Методика оценки состояния сердечно-сосудистой системы.
2.10 Подсчет пульса в разных условиях.
Подсчитать пульс в разных условиях: сидя, стоя, после 10 приседаний.
Оценка результата: При стандартной нагрузке результаты считаются хорошими, если после 10 приседаний частота сердечных сокращений увеличивается менее чем на 1/3 от частоты в состоянии покоя и нормализуется не позже 3 минут после ее окончания.
2.11 Степень тренированности сердца вычисляется по формуле:
П2 - П1
Т= П1 Х 100%
где П1- частота пульса в положении сидя, П2- частота пульса после 10 приседаний.
Оценка результата: менее 30%- хорошая тренированность сердца, 30- 45%- недостаточная тренированность сердца, более 45%- низкая тренированность сердца.
Методика оценки дыхательной системы.
2.12 Дыхательные движения.
Средняя частота дыхания составляет 15 дыхательных движений за 1 минуту, а у тренированных людей 10-15 за 1 минуту (подсчитываются либо вдохи, либо выдохи). Нагрузку надо регулировать так, чтобы частота дыхания после нагрузки должно происходить за 7-9 минут.
2.13 Определение времени задержки дыхания до и после нагрузки.
По команде учителя все задерживают дыхание. Через каждые 5 сек. Учитель громко объявляет время с момента начала опыта, отмечая 5, 10, 15 и последующее число секунд. После непроизвольного восстановления дыхания
каждый из учащихся записывает первое из услышанных после этого чисел, которое соответствует времени максимальной задержки дыхания в состоянии покоя. После 5-7 минутного отдыха, учащиеся делают 10 приседаний. После выполнения приседаний испытуемые быстро садятся на место и опыт с задержкой дыхания повторяется. Результаты записываются в таблицу. После этого вычисляется, какой % составляет максимальное время задержки дыхания после работы относительного его задержки в состоянии покоя.
Оценка результата: Результаты считаются хорошими, если в состоянии покоя удается задержать дыхание на 35-45 секунд. Более низкие результаты следует оценивать как слабые, более высокие как отличные. Если после нагрузки время задержки дыхания составило 70% и больше от результатов в покое, то тренированность человека можно считать высокой, если от 50 до 70% - удовлетворительной, а если менее 50%- то слабой.
Глава 3. Результаты исследования.
3.1 Оценка физического развития школьников по антропометрическим данным. Результаты измерений антропометрических данных и исследование физиологических показателей внесены в таблицы №1 и №2.
Таблица №1. Показатели антропометрических измерений учащихся 9-11 классов
ФИ учащегося | Класс | Возраст | Вес, кг | Рост ,см | Окружность грудной клетки, см |
1. | 11 | 16 | 74,5 | 185 | 95 |
2. | 11 | 16 | 55,7 | 156 | 85 |
3. | 11 | 17 | 66,2 | 173 | 86 |
4. | 11 | 17 | 75,7 | 171 | 100 |
5. | 11 | 17 | 91,4 | 179 | 107 |
6. | 11 | 17 | 54 | 163 | 84 |
7. | 10 | 16 | 53 | 167 | 84 |
8. | 10 | 16 | 72,9 | 177 | 94 |
9. | 9 | 15 | 51 | 167 | 83 |
10. | 9 | 15 | 51 | 172 | 83 |
11. | 9 | 15 | 54,7 | 162 | 83 |
12. | 9 | 15 | 59,8 | 163 | 84 |
13. | 9 | 15 | 58,5 | 180 | 85 |
14. | 9 | 15 | 58,3 | 175 | 90 |
15. | 9 | 15 | 50,5 | 163 | 84 |
16. | 9 | 15 | 57,8 | 175 | 87 |
17. | 9 | 15 | 56 | 170 | 85 |
18. | 9 | 15 | 73,2 | 176 | 101 |
19. | 9 | 15 | 57,2 | 172 | 84 |
20. | 9 | 15 | 50 | 161 | 84 |
21. | 9 | 15 | 50,3 | 173,5 | 84 |
22. | 9 | 15 | 44,4 | 162 | 81 |
23. | 9 | 15 | 58,7 | 168 | 82 |
Таблица №2. Физиологические показатели учащихся 9-11 классов, полученные методом индексов.
ФИ учащегося | Индекс Брока | Ростовой индекс | Весоростовой индекс Кетле1 | Весоростовой индекс Кетле 2 | Индекс пропорциональности | Индекс Пинье, крепости телосложения |
1. | -1 | выше нормы | норма | гармоничное | норма | хорошее |
2. | +1 | ниже нормы | норма | гармоничное | ниже нормы | хорошее |
3. | -1 | норма | норма | гармоничное | норма | среднее |
4. | +1 | ниже нормы | выше нормы | тучное | выше нормы | крепкое |
5. | -1 | норма | выше нормы | тучное | выше нормы | крепкое |
6. | -1 | ниже нормы | норма | гармоничное | норма | среднее |
7. | -1 | норма | норма | гармоничное | норма | среднее |
8. | -1 | норма | норма | гармоничное | норма | хорошее |
9. | -1 | норма | норма | гармоничное | норма | слабое |
10. | -1 | норма | ниже нормы | дефицит массы | ниже нормы | очень слабый |
11. | -1 | норма | норма | гармоничное | норма | среднее |
12. | -1 | норма | норма | гармоничное | норма | среднее |
13. | -1 | выше нормы | ниже нормы | дефицит массы | выше нормы | очень слабое |
14. | -1 | выше нормы | норма | гармоничное | норма | слабое |
15. | -1 | норма | норма | гармоничное | норма | среднее |
16. | -1 | выше нормы | ниже нормы | дефицит массы | выше нормы | слабое |
17. | -1 | выше нормы | норма | гармоничное | выше нормы | хорошее |
18. | -1 | выше нормы | выше нормы | тучное | выше нормы | крепкое |
19. | -1 | норма | норма | гармоничное | норма | среднее |
20. | -1 | ниже нормы | норма | гармоничное | норма | слабое |
21. | -1 | выше нормы | ниже нормы | дефицит массы | ниже нормы | очень слабый |
22. | -1 | норма | ниже нормы | дефицит массы | ниже нормы | очень слабое |
23. | -1 | норма | норма | гармоничное | ниже нормы | слабое |
Результаты исследования :
Выводы: занятия физкультурой и спортом влияют на морфологическое строение школьников. Недостаточная двигательная активность может привести к ограничению роста, избыточности или недостаточности веса.
3.2 Оценка опорно-двигательного аппарата.
Таблицы №3. Состояние опорно-двигательной системы, учащихся 9-11 классов
ФИ учащегося | Гибкость позвоночника | Правильность осанки (нарушение) |
1. | отличная | + |
2. | отличная | + |
3. | хорошая | + |
4. | низкая | + |
5. | отличная | + |
6. | отличная | + |
7. | хорошая | + |
8. | хорошая | + |
9. | хорошая | + |
10. | хорошая | + |
11. | хорошая | + |
12. | хорошая | + |
13. | низкая | - |
14. | хорошая | + |
15. | отличная | + |
16. | низкая | + |
17. | отличная | + |
18. | низкая | + |
19. | низкая | - |
20. | отличная | + |
21. | отличная | + |
22. | отличная | + |
23. | хорошая | + |
Результаты исследования :
1.Хорошую и отличную гибкость позвоночника имеют- 78% учащихся; низкую- 22%.
2. Были получены результаты при выявлении нарушений осанки. Нормальная осанка у- 91%, выраженные нарушения осанки у - 9 %.
Выводы: Существует зависимость между занятиями физкультурой и спортом и состоянием опорно-двигательной системы. Школьники, которые активно занимаются физкультурой и спортом имеют лучшие показатели.
3.3 Оценка состояния сердечно – сосудистой системы.
Таблица№4. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы, учащихся 9-11 классов .
ФИ учащегося | ЧСС стоя | ЧСС сидя | ЧСС после 10 приседаний | Оценка восстановления пульса после нагрузки | Степень тренированности сердца |
1. | 108 | 90 | 150 | низкая | 66% -низкая |
2. | 72 | 54 | 108 | низкая | 60% - низкая |
3. | 96 | 90 | 120 | норма | 25% - высокая |
4. | 78 | 66 | 126 | низкая | 91% - низкая |
5. | 102 | 90 | 150 | низкая | 66%- низкая |
6. | 78 | 90 | 132 | низкая | 46% - хорошая |
7. | 120 | 108 | 162 | низкая | 50% - хорошая |
8. | 96 | 78 | 114 | норма | 46%- хорошая |
9. | 114 | 72 | 102 | норма | 41% - хорошая |
10. | 102 | 72 | 102 | норма | 41% - хорошая |
11. | 108 | 84 | 126 | норма | 50% - хорошая |
12. | 90 | 90 | 138 | низкая | 53%- низкая |
13. | 90 | 66 | 108 | норма | 63% - низкая |
14. | 96 | 90 | 150 | низкая | 66%- низкая |
15. | 108 | 72 | 120 | норма | 66%- низкая |
16. | 120 | 102 | 156 | норма | 53%-низкая |
17. | 84 | 60 | 90 | норма | 50% - хорошая |
Результаты исследования :
Выводы: Полученные результаты говорят о плохой тренированности сердца. Несистематические занятия физкультурой и спортом влияют на физиологические процессы организма.
3.4 Оценка состояния дыхательной системы.
Таблица №5. Оценка состояния дыхательной системы, учащихся 9-11 классов.
ФИ учащегося | Частота дыхательных движений за 1 минуту | Задержка дыхания до нагрузки, с | Задержка дыхания после нагрузки, с | Средняя частота дыхания | Продолжительность задержки дыхания | Тренированность дыхания |
1. | 8 | 75 | 30 | ниже нормы | отличная | удовлетворительная |
2. | 12 | 65 | 15 | норма | отличная | неудовлетворительная |
3. | 24 | 40 | 15 | выше нормы | хорошая | неудовлетворительная |
4. | 21 | 30 | 20 | выше нормы | слабая | удовлетворительная |
5. | 20 | 40 | 15 | выше нормы | хорошая | неудовлетворительная |
6. | 15 | 30 | 20 | норма | слабая | удовлетворительная |
7. | 14 | 80 | 15 | норма | отличная | неудовлетворительная |
8. | 14 | 50 | 15 | норма | отличная | неудовлетворительная |
9. | 17 | 75 | 55 | выше нормы | отличная | высокая |
10. | 12 | 45 | 15 | норма | хорошая | неудовлетворительная |
11. | 16 | 45 | 20 | норма | хорошая | удовлетворительная |
12. | 20 | 35 | 20 | выше нормы | хорошая | удовлетворительная |
13. | 23 | 25 | 15 | выше нормы | слабая | удовлетворительная |
14. | 18 | 40 | 15 | выше нормы | хорошая | неудовлетворительная |
15. | 19 | 65 | 25 | выше нормы | отличная | неудовлетворительная |
16. | 15 | 55 | 35 | норма | отличная | удовлетворительная |
17. | 17 | 20 | 10 | выше нормы | слабая | удовлетворительная |
Результаты исследования :
Выводы: по результатам исследования видно, что состояние дыхательной системы у большей половины старшеклассников ниже нормы, что свидетельствует о редких занятиях спортом и физической культурой.
Заключение
В ходе выполнения данного исследования была проведена работа по ознакомлению с методикой антропометрических измерений, изучены методические рекомендации по осуществлению оценки физического развития и состояния здоровья старшеклассников на основе математических методов исследования.
Было выяснено, что антропометрические показатели отражают общий уровень морфологического развития организма и позволяют охарактеризовать гармоничность физического развития человека как основного показателя состояния здоровья.
Исходя, из полученных данных можно сделать заключение, что только у половины из исследуемых учащихся показатели физического развития имеют нормативные значения.
Гипотеза, сформулированная в начале работы, подтвердилась.
Анализируя результаты проведённых исследований, можно сделать следующие выводы:
Школьные годы – это время становления взглядов на свой образ жизни, формирование отношения к вредным привычкам, к правильному питанию. Поэтому очень важно обратить внимание старшеклассников на свое здоровье, на то, что его можно не только сохранять, но и улучшать.
Те исследования, которые мы провели, говорят о том, что большинство учащихся не понимают важности сохранения своего здоровья, им кажется, что они хорошо себя чувствуют и не нуждаются в дополнительных занятиях спортом, в ежедневных тренировках. Некоторые обучающиеся имеют недостаточный или излишний вес тела. В основном, это результат неправильного питания.
Из исследований можно сделать вывод, что здоровье подростков напрямую зависит от их образа жизни. Те дети, которые регулярно занимаются спортом, ведут активный образ жизни, избегают вредных привычек, имеют более высокий уровень физиологического состояния. Занятия физкультурой и спортом улучшают работу всех органов, способствуют снижению веса, исправлению осанки, стимулируют работу сердца и сосудов, тренируют дыхательную систему, обеспечивает устойчивость умственной работоспособности школьников в течение учебного года.
Список источников информации:
Приложение
Таблица 1 Балльная оценка значений весоростового индекса Кетле 2 (кг/м2) для мальчиков 6-18 лет
Возраст (лет) | Оценка, баллы | ||||
2 | 4 | 5 | 3 | 1 | |
дефицит массы | гармоничное (-) | гармоничное | гармоничное (+) | тучное | |
6 | <13 | 13,1-14,9 | 15,0-17,0 | 17,1-18,9 | >19 |
7 | <13 | 13,1-14,9 | 15,0-17,0 | 17,1-18,9 | >19 |
8 | <13 | 13,1-14,9 | 15,0-17,0 | 17,1-18,9 | >19 |
9 | <14 | 14,1-15,9 | 16,0-18,0 | 18,1-19,9 | >20 |
10 | <14 | 14,1-15,9 | 16,0-18,0 | 18,1-19,9 | >20 |
11 | <15 | 15,1-16,9 | 17,0-19,0 | 19,1-20,9 | >21 |
12 | <16 | 16,1-17,9 | 18,0-20,0 | 20,1-21,9 | >22 |
13 | <17 | 17,1-18,9 | 19,0-21,0 | 21,1-22,9 | >23 |
14 | <17 | 17,1-18,9 | 19,0 -21,0 | 21,1-22,9 | >23 |
15 | <17 | 17,1-18,9 | 19,0 -21,0 | 21,1-22,9 | >23 |
16 | <18 | 18,1-19,9 | 20,0 -22,0 | 22,1-23,9 | >24 |
17 | <19 | 19,1-20,9 | 21,0 -23,0 | 23,1-24,9 | >25 |
18 | <19 | 19,1-20,9 | 21,0 -23,0 | 23,1- 24,9 | >25 |
Таблица 2 Балльная оценка значений весоростового индекса Кетле 2 (кг/м2) для девочек 6-18 лет
Возраст (лет) | Оценка, баллы | ||||
2 | 4 | 5 | 3 | 1 | |
дефицит массы | гармоничное (-) | гармоничное | гармоничное (+) | тучное | |
6 | <13 | 13,1-14,9 | 15,0-17,0 | 17,1-18,9 | >19 |
7 | <13 | 13,1-14,9 | 15,0-17,0 | 17,1-18,9 | >19 |
8 | <13 | 13,1-14,9 | 15,0-17,0 | 17,1-18,9 | >19 |
9 | <14 | 14,1-15,9 | 16,0-18,0 | 18,1-19,9 | >20 |
10 | <14 | 14,1-15,9 | 16,0-18,0 | 18,1-19,9 | >20 |
11 | <15 | 15,1-16,9 | 17,0-19,0 | 19,1-20,9 | >21 |
12 | <16 | 16,1-17,9 | 18,0-20,0 | 20,1-21,9 | >22 |
13 | <17 | 17,1-18,9 | 19,0-21,0 | 21,1-22,9 | >23 |
14 | <17 | 17,1-18,9 | 19,0-21,0 | 21,1-22,9 | >23 |
15 | <18 | 18,1-19,9 | 20,0-22,0 | 22,1-23,9 | >24 |
16 | <19 | 19,1-20,9 | 21,0-23,0 | 23,1-24,9 | >25 |
17 | <20 | 20,1-21,9 | 22,0-24,0 | 24,1-25,9 | >26 |
18 | <20 | 20,1-21,9 | 22,0-24,0 | 24,1-25,9 | >26 |
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Диаграмма №3
Диаграмма №4
Фото1. Измерение роста.
Фото 2.Измерение ОГК. Фото 3. Измерение гибкости позвоночника.
Фото 4. Измерения задержки дыхания после нагрузки
Фото 5. Измерение ЧСС сидя.
Как нарисовать китайскую розу
Вода может клеить?
Шум и человек
Рисуем "Осенний дождь"
Просто так