Анализ работы парламента МАОУ СОШ №46
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.86 КБ |
Научно-практическая конференция
«Молодежь в избирательном процессе»
Секция 1 «Выборы: взгляд молодых»
Тема: Как сделать молодёжь активной на выборах.
Автор работы: Аскерова Сабина
ученица 10 а класс
МАОУ № 46
Научный руководитель:
Бабинцева Наталья Сергеевна
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ № 46
г. Улан-Удэ
2022 г.
Оглавление
I.Введение……………………………………………………………………….3- 5
II. Основная часть ………………………………………………………………5- 18
1.Выборы………………………………………………………………………...5- 6
2. Привлечение молодежи к выборам за рубежом ………….………………..7 - 10
3. Привлечение российской молодежи к участию в выборах.…………….... 11 -13
4. Из опыта работы парламента МАОУ СОШ №46………………………… 13- 15
III.Заключение …………………………………………………………………. .15-17
IV.Библиографический список……………………………….………………… 18
Приложение №1 Внеклассное мероприятие «Новое поколение»
Приложение № 2 Деловая игра «Выборы: за и против»
Приложение № 3 Презентация к работе.
«Цель любых выборов… прежде всего в том,
чтобы обрести правителей - людей,
обладающих наивысшей мудростью для того,
чтобы выделять цели, общие для
всего общества, и наивысшей добродетелью
для того, чтобы придерживаться
их в своей деятельности».
Джеймс Мэдисон
I.Введение:
Проблема участия молодёжи в избирательном процессе является сегодня одной из самых актуальных, так как именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Это – основной электоральный резерв общества, ведь, каждый четвёртый потенциальный избиратель – человек в возрасте до 30 лет.
На протяжении девяти лет обучения в школе меня привлекала возможность проявить свои организаторские способности в организации и проведении как классных, так внешкольных мероприятий. Поэтому в 8-м и 9-м классах я выдвигала свою кандидатуру в президенты школы.
Парламент школы, один раз в два года, организует и проводит выборы президента и членов парламента. Принимая участие в школьных выборах, я стала понимать, что моё совершеннолетие поставит меня перед выбором жизненного пути. Осознавая свою причастность в активизации школьной работы, связанной с повышением политического участия в мероприятиях школы, я поняла, что в будущем это поможет мне выбрать правильный путь, связанный с развитием демократии в стране.
Я выбрала тему «Как сделать молодёжь активной на выборах», потому что она мне показалась интересной. Мне захотелось узнать, как молодежь участвует в выборах, ведь мне тоже скоро придется принимать в них участие. Ещё меня заинтересовало, как привлекают к выборам молодежь в России, других странах и в нашей школе.
Сначала я разобралась в теоретических вопросах, таких как, что такое выборы, формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах, как в России, так и за рубежом. Затем я провела опрос старшеклассников нашей школы о том, как они относятся к выборам. Поучаствовала в выборах президента школы, ролевой игре – «Ковер желаний», приуроченной ко Дню принятия Конституции в РФ. Изучила опыт привлечения молодежи к избирательному процессу для старшеклассников на базе работы парламента, а также через организацию и проведение Парламентских уроков в МАОУ СОШ №46.
Таким образом, цель данного исследования: выявить средства привлечения молодежи к участию в избирательном процессе.
Задачи: - изучить формы и методы привлечения молодежи к выборам в зарубежных странах и в России;
- выявить отношение старшеклассников МАОУ СОШ №46 к выборам;
- представить опыт привлечения учащихся МАОУ СОШ №46 избирательному процессу .
Таким образом, объектом исследования является процесс привлечения молодежи к участию в выборах , предметом исследования - формы и методы привлечения молодежи к выборам.
Актуальность данной темы: будущее России зависит именно от современной молодежи. От того, как молодые люди будут воспитаны сейчас, будет зависеть жизнь поколения в будущем, ведь как гласит народная поговорка «что посеешь, то и пожнешь».
В процессе исследования, я использовала такие формы работы как изучение и анализ законодательных и правовых документов, политологической литературы, материалов периодической печати, интернет-ресурсов, анкетирование, обработка полученных данных в диаграмму.
Что ждёт нас впереди? Какая она взрослая жизнь? Возможно, эти вопросы волнуют многих девушек и юношей? Ведь именно от нас, молодёжи, зависит, какой будет не только наша дальнейшая жизнь, но и жизнь всей страны.
II. Основная часть
1. Выборы. Так что же такое – выборы? «Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. Это демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители в различные общественные структуры (государство, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов».[1]
Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой волеизъявления электората в отношении кадровых назначений на ведущие руководящие посты.
Существуют разные виды выборов:
1. очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;
2. досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;
3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа государственной власти в порядке и в сроки, установленные законом;
4. дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;
5. повторные выборы - проводятся тогда, когда проведенные выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.
Статья 60 Конституции Российской Федерации
«Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет».[2]
В настоящее время Российская Федерация – демократическое, правовое государство с республиканской формой правления. Мы, граждане России, имеем право выбирать Президента страны, депутатов Государственной Думы, Областной Думы, Городской Думы. В школе на уроках обществознания я узнала, что избирательное право делится на объективное и субъективное. Объективное право – это совокупность юридических норм, закрепляющих порядок и проведение выборов. Субъективное право бывает активным и пассивным. Активное избирательное право – это право участвовать с решающим голосом в формировании выборных органов государственной власти. Пассивное право- право быть избранным самому.
Существуют следующие принципы избирательного права:
1.принцип всеобщности;
2.принцип равенства;
3.принцип тайного голосования;
4.принцип состязательности (альтернативные выборы);
5.принцип непосредственности (прямые выборы);
6.принцип гласности (общественный контроль);
7.принцип свободы выборов (добровольность)
8.принцип ограничения сроков выборов.
С каждым днем вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более актуальными. Одна из главных задач на сегодняшний день – совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее эффективные формы работы по широкому вовлечению молодёжи в избирательный процесс.
2. Зарубежный опыт по привлечению молодежи к участию в выборах. Институт исследования общественной политики Великобритании выяснил, что если молодёжь обязать приходить на первые в жизни выборы, то это может повысить гражданскую ответственность юношей и девушек в будущем.
Представители исследовательского института предлагают воспользоваться австралийским опытом, где молодые избиратели обязаны прийти на первые в их жизни выборы. По данным учёных, это поможет выработать хорошую привычку у молодых граждан Великобритании. За неявку же предлагается ввести небольшой штраф.
Интересно, что в Великобритании самый большой разрыв между явкой избирателей разных возрастов. На выборы приходит лишь 34% молодых людей, которым не более 35 лет. Представителей же старшего поколения, кому за 55 лет, приходит около 79%. В результате пожилые граждане чаще имеют больше влияния на политику страны.
Лейбористы предложили опустить возрастную планку для участия в голосовании до 16 лет. Это была попытка увеличить электорат партии, так как её члены убеждены, что молодые люди редко голосуют за консерваторов.[3]
Несколько по-иному обстоят дела по вовлечению молодежи в избирательный процесс, в странах Западной Европы и Азии. Так, Министерство внутренних дел Греции решило предоставить избирателям широкие возможности для ознакомления с результатами муниципальных выборов и выборов в префектуры впервые в 2002 году. Для этого была обеспечена доступность результатов не только через Интернет, но также через SMS-сообщения. Эта система стала одной из первых в Европе, с результатами голосования ознакомились более 150 млн. человек.
Считается, что первым ресурсом в США, ориентированным на выборы, был сайт некоммерческого агентства штата «Электронная демократия Миннесоты», созданного в 1994 году. Подобные сайты появились затем в ряде других штатов и на общегосударственном уровне. На них размещались сведения о кандидатах от штата, полученные из объективных государственных источников и от самих кандидатов. Здесь также публиковалась официальная государственная предвыборная информация и проводился электронный форум для обсуждения предвыборных вопросов. Показывались онлайновые дебаты кандидатов. Дискуссионный форум постепенно занял роль инициатора самых актуальных обсуждений проблем штата, объединив профессиональных политиков, журналистов и представителей широкой общественности.[4]
Официальное введение Интернет - голосования в избирательную практику зарубежных стран, как правило, сопровождалось масштабными предварительными социологическими исследованиями, направленными на выяснение готовности различных групп населения использовать Интернет в качестве канала для голосования.
Так, исследованиями установлено, что Интернет в качестве канала для голосования наиболее активно используется молодежью. Исследователи объясняют подобную зависимость структурой Интернет - аудитории, предполагая, что она будет уменьшаться с увеличением возраста пользователей. Именно молодежь и люди в возрасте до 40 лет используют Интернет в качестве постоянного коммуникационного средства для них.
Основным достоинством Интернет - голосования, которое предопределило их решение голосовать при помощи Интернет, эстонские избиратели назвали удобство, легкость, новизну. Введение Интернет - голосования способствовало, пусть и незначительно, повышению явки на выборах в представительные органы власти. В Эстонии такой рост составил 7%, в Великобритании явка увеличилась на 4%. Таким образом, данные зарубежных социологических опросов позволяют утверждать, что использование Интернет - голосования в качестве дополнительного способа волеизъявления граждан не вызывает резкой негативной реакции граждан. Более того, использование Интернета в качестве дополнительного канала голосования на выборах, даже в режиме эксперимента, способствует росту доверия граждан к выборам и росту электоральной активности.
Итак, изучение опыта привлечения молодежи к выборам в зарубежных странах выявил следующие формы и методы:
- Австралия, Великобритания – призывают к тому, чтобы обязать молодежь приходить на первые в их жизни выборы, за неявку же предлагается ввести небольшой штраф.
Считаю, что это насильственные методы и вряд ли они приведут к хорошему результату;
США, страны Европы, Азии – использование сети Интернет, как просветительской и дискуссионной площадки, распространение электронного СМС, Интернет голосования, волонтерство.
Думаю, что это интересный опыт политического воспитания молодежи и привлечения её к выборам, так как молодежь активный пользователь Интернета и даже самая «ленивая» часть молодых людей через Интернет будет иметь возможность участия в выборах. Интернет-голосование также важно и для привлечения молодежи с ограниченными возможностями, считаю, что такая форма голосования также вызовет доверие у скептически настроенной части молодежи.
Россия – обладательница великолепных и просторных лесов, но они могут исчезнуть, электронное голосование позволило бы сохранить такое богатство как лес, благодаря отказу от бумажных бюллетеней. Говоря об экономии средств, стоит упомянуть также об автоматическом подсчете голосов, которое не требуют работников, для которых должна быть выделена заработная плата. Электронное голосование также экономит время не только для подсчета голосов, но и для избирателей, поэтому число проголосовавших выросло бы, в связи с этим аспектам, так как некоторая часть людей, физически не успевает посетить избирательный участок. В данное время, в связи с эпидемиологической ситуации в стране, электронное бесконтактное голосование является актуальным, так как оно снижает риск заболеваемости. Так, например, 8 сентября 2019г. в Российской Федерации провели масштабное электронное голосование, которое весьма хорошо себя зарекомендовало. Если сравнивать дистанционное и очное голосование с опытом других стран, то несомненно, большинство других государств не рискуют пока внедрять электронное голосование.
В 2020 году был внедрен механизм «Мобильный избиратель», который успешно апробирован в период нескольких избирательных циклов, что позволило гражданину проголосовать вне зависимости от места жительства, заменив систему открепительных удостоверений и сделав процедуру голосования по месту нахождения более удобной. На мой взгляд, данная система не доработана, поскольку гражданину все равно необходимо выделить время для подачи заявления через портал Госуслуги», либо «ходить» по сайтам «ТИК», либо обращаться в многофункциональный центр предоставления государственных услуг (МФЦ). По аналитическому докладу ВЦИОМ и Центра политической конъюнктуры известно, что: - около половины россиян позитивно относятся к электронному голосованию; - электронное голосование позволит привлечь к выборам новых избирателей, что позволит быстро собрать, передать и обработать информацию. Наибольший уровень поддержки голосования через интернет фиксируется в возрастной группе от 18 до 34 лет.
Значит люди все же готовы к переменам и их интересует электронное голосование, и если даже предложить приложение под названием «ВЫБОРЫ РФ». Точно уверена, что мою бы идею поддержала молодежь. Так же возможность электронного голосования может стать определяющим фактором, влияющим на решение об участии в выборах голосующих по случаю. Кроме того, в перспективе количество сторонников электронного голосования будет увеличиваться в силу демографических причин и смены поколений.
Электронное голосование несомненно является хорошей и важной перспективой в развитии нашей страны.
3. Привлечение российской молодежи к участию в выборах
И. Кант: «Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина» . Полностью согласна со словами Иммануила Канта.
В настоящее время государством сделаны много шагов в политико-правовом воспитании молодых граждан. Действует более ста законодательных актов Российской Федерации, которые отражают те или иные аспекты государственной молодёжной политики. Например, федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», «Программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов в РФ». [5 ]
Действительно, каждый из нас, сознательных граждан, обязательно должен принимать участие в политической жизни страны, показывая неравнодушие ко всем событиям, происходящим в нашей великой России. Способность сделать выбор, отдать свой голос за изменения, происходящие в стране, свидетельствует о гражданской позиции человека, его квалификации, или его человеческом уровне развития. Сейчас я учусь в 10 классе, мне пока не исполнилось 18 лет. Но я очень жду этого момента. На нас, молодое поколение XXI века, ложится огромная ответственность за будущее. Убеждена, что наши голоса по исполнении 18-летнего возраста, очень важны для страны. Я задалась вопросом: все ли мои сверстники готовы взять на себя эту огромную ответственность и принять участие в выборах? Отвечая на этот вопрос, решила проанализировать историческое прошлое нашей страны, связанное с выборами. Анализируя эту тему, я еще раз убедилась в важности голосований, рассмотрела статистику в разных странах и регионах. Так же порассуждала и выявила варианты, с помощью которых можно поднять явку посещений. В наше время неявка – это огромная проблема государств, но видно, что со временем растут темпы решений этой проблемы.
Демократия и выборы как механизм выражения власти народа имеют в России глубокие корни. Опыт демократии и выборов в Древней Руси выражался в традициях народного собрания – вече («вече» в буквальном переводе – «совет»). Абсолютно справедливо византийский исследователь Прокопий Кесарийский еще в VI веке написал: «Эти племена, славяне, издревле живут в народоправстве, и потому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом» [6]. На мой взгляд, эта цитата свидетельствует о том, что волеизъявление народа, выбор народа – это прямой отголосок современных выборов, выборов в пользу демократического общества. В наше время выборы, как никогда, демократичны. Это сложная многоэтапная процедура, прописанная в главном документе страны – Конституции РФ. Никто не должен относиться к выборам поверхностно, безрассудно. Меня удручает, как некоторые взрослые безответственно относятся к выборам, не желая принимать участие в голосовании. Почему так происходит? Одна из причин – недоверие власти. Но я придерживаюсь точки зрения: «Критикуя, предлагай». Можно долго критиковать власть, взамен не предлагая элементарного: человеческого участия в выборах. Прийти и сделать выбор, отдать свой голос в пользу какого-то важного решения – вот позиция гражданина своей страны. Это примерно такая ситуация, когда выпускнику на ЕГЭ не хватает одного балла для поступления. Обидно? Не то слово. За малым всегда кроется намного большее: за отсутствием одного голоса следует разочарование, безысходность, страх перед будущим.
Среди моих ровесников ситуация иная. Меня радует тот факт, что многие мои одноклассники ждут 18-летия, когда они смогут принять участие в жизни страны, исполнить свой гражданский долг, прописанный в Конституции РФ. На мой взгляд, выборы имеют глубокий человеческий и даже философский смысл. Мы, будущие молодые избиратели, не должны забывать о том, что нам жить в огромной, богатой стране. От нашего выбора, от нашего голоса зависит многое: экономика страны, образование, медицина, новейшие технологии… Список можно продолжать. Важно понять: в нашей жизни нам не раз придется делать выбор. Мы выбираем будущую профессию, выбираем учебное заведение для дальнейшей учебы, выбираем спутника жизни. Выбор судьбы родного края, области, страны – куда более сложный выбор каждого гражданина, патриота своей страны. Я – за то, чтобы моя страна развивалась, становилась сильнее, могущественнее. Я понимаю, что, возможно, мой голос решит судьбу моего Отечества. Я – за выборы! А Вы?
С февраля 2008 года по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации каждое третье воскресенье февраля объявлено Днём молодого избирателя. В рамках этого дня в различных городах нашей страны проводятся мероприятия, направленные на формирование политической грамотности молодого избирателя. Конечно, всё это стимулирует политическую активность молодёжи, но, на мой взгляд, к сожалению, недостаточно.
Выделяются две формы привлечения молодежи к участию в выборах: устная и письменная. Письменная форма выражается с помощью таких методов, как изучение всевозможной литературы, работа в библиотеках, чтение популярной политической литературы, то есть, мы имеем дело с письменными, либо электронными источниками. Выражение устной формы - это то, что мы воспринимаем через органы слуха и зрения, когда смотрим телевизор, слушаем радио, участвуем во всевозможных обсуждениях через СМИ, сеть Интернет.
Таким образом, я думаю что, основными формами привлечения молодежи к участию в выборах должны стать семья, школа, волонтерские движения, партии и общественные движения, избирательные комиссии.
4. Опыт работы парламента МАОУ СОШ№46
Для того, чтобы выяснить как старшеклассники нашей школы относятся в выборам, я организовала анкетирование среди учащихся 9-11 классов, которое помогло определить уровень информированности, подготовки старшеклассников в области избирательного права на тему «Молодежь и выборы». После обработки результатов выявилась следующая картина: в основном с избирательным правом ребята знакомятся на уроках обществознания и истории, но считают, что этого не достаточным и оценивают свои знания как частичные. Большинство считают выборы очень важным событием в жизни страны, в котором важен голос каждого. Знание в области избирательного права они получают из школьных учебников по праву , СМИ, сети Интернет.
Я считаю, что для развития самостоятельности молодежи, умения делать свой выбор, важен такой элемент гражданского воспитания как организация «Дня самоуправления». В нашей школе он проводится каждый год. Открытым голосованием из учащихся избираются администрация школы, учителя-предметники, которые ведут уроки в классах. Весь процесс обучения происходит, как и всегда в школе, только мы – ученики, выступающие в роли учителей, осознаём важность всего происходящего. Можно сказать, что мы взрослеем за один день. Это помогает принять решение при выборе профессии, найти своё место в жизни.
Один раз в 2 года, в виде ролевой игры, проводятся Выборы президента и членов парламента МАОУ СОШ №46. Создается из членов парламента Избирательная комиссия, составляется план работы, назначаются встречи электората с кандидатами, назначается день выборов. В виде игры, учащиеся 5 – 11 классов проходят все этапы выборов. От каждого класса (7 – 11) выдвигается кандидат в президенты, кандидат собирает подписные листы, проводится наглядная агитация. В назначенный день, оформляется зал для голосования, выставляются урны, печатаются бюллетени. В течении месяца учащиеся имеют возможность познакомиться с программами кандидатов на классных часах, вносить свои предложения. (Приложение Деловая игра: «Выборы: за и против»)
Это мероприятие проходит активно, все учащиеся заинтересованы в выборах, активно голосуют, кандидаты в президенты выпускают агитационные плакаты со своей программой видео-ролики о себе. Данные мероприятия знакомят учащихся с процессом выборов в игровой форме, приближая к реальной жизни.
Узнав о формах работы по ознакомлению с выборами и избирательным правом в нашей школе, и активно поучаствовав в этом процессе, мне стало интересно познакомиться как решают эту проблему повышения активности молодежи на выборах в других школах железнодорожного района города Улан-Удэ.
В школе существует традиция проводить уроки на правовые теме, в том числе связанные с историей парламентаризма в России. С целью формирования у молодого поколения гражданской позиции, повышению правовой грамотности в классах проводятся членами парламента классные часы деловые игры. (Приложение «Деловая игра: Новое поколение).
На протяжении учебного года проводятся различные мероприятия по повышению знаний по защите прав человека, соблюдении справедливости, противодействию экстремизму, толерантности.
Развивается и волонтерское движение в школе. Волонтеры не проводят классные часы или лекции, а ищут новые нестандартные подходы к работе, преподнося нужную для детей информацию в виде подвижных игр, экскурсий, встреч с интересными людьми, профессионалами своего дела.
Считаю, что современная молодёжь интересуется жизнью своего государства. Уверяю вас, что среди нас много людей неравнодушных! Молодёжь просто нужно направить в политическое русло, научить ориентироваться в современной жизни. Воспитание настоящего гражданина начинается ещё за школьной партой.
III.Заключение
В завершение своей работы хотелось бы акцентировать внимание на следующем. В России накоплен определенный опыт работы с молодым поколением избирателей, но, ощутимые результаты достигаются не сразу.
Убеждаюсь, что основной вопрос не только в предоставлении необходимых политических и экономических свобод, но и в том, чтобы научить молодых россиян быть гражданами в новом смысле – иметь правовое сознание, разделять ответственность, принимать участие в гражданской деятельности.
Известно, что основную и ведущую роль в воспитании детей и подростков играют семья и школа. Именно поэтому необходимо широко проводить мероприятия, повышающие правовое воспитание родителей. Если старшее поколение участвует в политической жизни страны, то существует большая вероятность того, что и их дети тоже будут проявлять активную гражданскую позицию и будут участвовать в выборах. Очень хотелось бы, чтоб молодежь сама начала проявлять интерес к процессу организации и проведения выборов, участвовала в работе избирательных комиссий.
Зарубежными странами тоже накоплен большой опыт по вовлечению молодежи в избирательный процесс, широко распространена практика волонтерства, т. е. добровольное и бескорыстное участие молодежи в различного рода общественных проектах, эта практика с недавних пор стала широко применяться и у нас. Та часть молодежи, у которой сформированы навыки общественной деятельности, внятно демонстрирует интерес к политике и высокий уровень электоральной активности. Мне, также, кажется, что интересен опыт зарубежных стран в организации Интернет-голосования, ведь многие молодые люди сейчас не мыслят своей жизни без Интернета, им проще проголосовать, сидя за компьютером, чем идти на пункты голосования.
Для себя я уже давно решила, что участие в выборах – это мой гражданский долг. Молодое поколение России… Мы полны сил, энергии, активны, инициативны, с конструктивным мышлением и стремлением достичь цели. И чтобы не говорили пессимистически настроенные обыватели, именно мы - будущее нашей страны.
В заключении своих рассуждений хотелось бы отметить, что выборы действительно играют важную роль в жизни человека, именно они составляют квалификацию гражданина. Участие в выборах формирует те важные качества, которые показывают уровень политического воспитания, отражает гражданскую позицию и степень переживаний за свою страну, о чём и говорится в высказывании И.Канта.
IV. Список используемой литературы и Интернет-источников:
[1] ru.wikipedia.org/wiki/
[2] Конституция Российской Федерации http://constitution.kremlin.ru
[3] Новости демократии: в Великобритании предлагают штрафовать молодежь за неявку на выборы http://www.mywebs.su/blog/15563.html
[4] Зарубежный опыт //http://www.cnews.ru/reviews/articles/index.shtml?2005/12/02/192670
[5] Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 56-ФЗ
[6] Афоризмы о выборах //http://www.rfsv.ru/publications/aphorism.html
Приложение
Сила слова
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
О чем поет Шотландская волынка?
Колумбово яйцо