Сегодня глобальный «экологический след» человечества на 30% превышает способность планеты к воспроизводству ресурсов. Если наш спрос на услуги Земли будет расти теми же темпами, к середине 30-х годов XXI века нам потребуется две планеты. [1]
Тема моей работы «Определение «экологического следа».Эту тему мы выбрали не случайно. На данный момент знание экологического следа необходимо для того, чтобы понять степень своего влияния на биосферу и, при необходимости, уменьшить его. Воздействие человечества на природу зависит от того, как много воды и энергии мы расходуем, сколько выбрасываем мусора, какую выбираем мебель, одежду, еду.
Исследования показывают, что потребление человечеством ресурсов природы слишком велико и они могут полностью истощиться. Следовательно, существует причина для исследования каждым человеком своего «экологического следа».
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 931.01 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ярцевская средняя школа №2 им.Героя Советского Союза Н.А. Данюшина»
Муниципальная научно-практическая конференция школьников «Старт в науку – 2024» |
Исследовательский проект на тему
«Определение «Экологического следа»
обучающихся МБОУ ЯСШ №2»
Работу выполнила: обучающаяся с ограниченными возможностями 6Б класса, МБОУ «Ярцевская средняя школа №2 им.Героя Советского Н.А. Данюшина» Кальян Глафира Сергеевна
Руководитель: Кальян Татьяна Владимировна, учитель биологии и химии МБОУ «Ярцевская средняя школа №2 им.Героя Советского Н.А. Данюшина»
Ярцево 2024
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………………………..3
Глава 1. «Экологический след»………………………………………………………....4
Глава 2. Практическая часть «Расчёты моего экологического следа»……………6
2.1. Анкетирование………………………………………………………………………..6
2.2. Результаты расчётов моего «экологического следа»……………………………..…7
2.3. Советы по уменьшению своего экологического следа………………......................7
Заключение………………………………………………………………………………...9
Список используемых источников………………………………………………….…10
Приложение
Введение
Сегодня глобальный «экологический след» человечества на 30% превышает способность планеты к воспроизводству ресурсов. Если наш спрос на услуги Земли будет расти теми же темпами, к середине 30-х годов XXI века нам потребуется две планеты. [1]
Тема моей работы «Определение «экологического следа».Эту тему мы выбрали не случайно. На данный момент знание экологического следа необходимо для того, чтобы понять степень своего влияния на биосферу и, при необходимости, уменьшить его. Воздействие человечества на природу зависит от того, как много воды и энергии мы расходуем, сколько выбрасываем мусора, какую выбираем мебель, одежду, еду.
Исследования показывают, что потребление человечеством ресурсов природы слишком велико и они могут полностью истощиться. Следовательно, существует причина для исследования каждым человеком своего «экологического следа».
Цель исследования: определить «экологический след» обучающихся нашей школы.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Гипотеза: если обратить внимание людей на проблему неграмотного использования ресурсов биосферы, то можно ожидать снижение «экологического следа», даже если оно будет небольшим.
Объект исследования: «экологический след» обучающихся нашей школы, характеристика и перспективы его сокращения.
Предмет исследования: понятие и расчёт «экологического следа».
Методы:
Глава 1. «Экологический след»
В целом экологический след — это мера воздействия человечества на биосферу и ресурсы планеты, отражающая скорость потребления цивилизацией природных богатств. Сейчас влияние людей на окружающую среду постоянно растет. Ведь нас становится больше, и мы концентрируемся в городах. Поэтому увеличивается и экослед. Люди потребляют ресурсы быстрее, чем природа может восстанавливаться, приблизительно на 50%.
Насколько грамотно мы расходуем природный капитал? Для этого необходимо знать, сколько мы имеем и сколько тратим. Одним из таких показателей устойчивого развития является экологический след, или футпринт (англ. Foot – нога, print – отпечаток) – «след», который оставляет воздействие на окружающую природную среду отдельного человека, страны, человечества в целом.
Экологический след учитывает, в какой степени хозяйство конкретного региона соответствует емкости природных экосистем. [2]
По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), человеческое воздействие планету превышает способность Земли к восстановлению приблизительно на 30%, и эта цифра все продолжает расти.
Ученые полагают, что на сегодняшний день нашей планете требуется один год и пять месяцев, чтобы восполнить то количество ресурсов, которое человечество расходует за один год.
Все, что нам необходимо для жизни, производится на нашей планете и это использует её ресурсы. Несмотря на то, что площадь нашей планеты огромна, лишь её четверть может использоваться человеком для своих нужд. Разделив эту площадь, находим, что на каждого жителя приходится около 1.8 га. Но эта же площадь используется и для строительства всей инфраструктуры, в том числе жилья.
Экологический след позволяет определять ежегодную ситуацию не только на планете, в стране или городе, но и выяснять экологический след нашей школы и даже нашего домашнего хозяйства.
Во-первых, перерасход природных запасов приводит к сокращению экологических активов и накоплению углекислых газов в атмосфере, что само по себе несёт огромную опасность. Способность природы к восстановлению ресурсов резко снижается, и это будет способствовать неминуемому коллапсу. Нехватка свежего воздуха, чистой питьевой воды и здоровой пищи, изменение климата, загрязнение почв ядовитыми химикатами и накопление не перерабатываемых отходов куда опаснее отсутствия новой губной помады или кожаной сумочки. Человек зависит от природных ресурсов на все 100%.
Во-вторых, по мере роста населения на планете возрастает давление на неё. Становится всё сложнее сдерживать потребление и сохранять целостность экосистемы. Страны с исчерпанным запасом биоёмкости будут вынуждены импортировать природные ресурсы за огромные деньги, что в конечном счёте изменит экономическую ситуацию в мире и спровоцирует войну за ресурсы.
В-третьих, уже наблюдается резкое сокращение некоторых видов животных из-за деградации мест обитания, биологического обеднения территорий, их загрязнения отходами и химикатами. Популяции многих представителей фауны уменьшились на 30–40%, часть из них уже находится на грани исчезновения. То же касается морских обитателей, половина из которых уже утеряна, а у некоторых видов рыб сокращение популяции составляет 75%. Поскольку в природе все живые организмы тесно связаны между собой и каждый выполняет ту или иную роль в биологической цепочке, такой дисбаланс в экосистеме спровоцирует более серьёзные изменения во всех сферах Земли, начиная с климата и заканчивая ландшафтными деградациями и экологическими катастрофами. [3]
Глава 2. Практическая часть. «Расчёты экологического следа»
2.1. Анкетирование обучающихся нашей школы
Был проведён опрос среди обучающихся трех классов нашей школы. На вопросы «Что такое «экологический cлед?», «Какие вы можете предложить cпособы по уменьшению «экологического cледа?» ответили 41 человек. (Приложение 1, 2)
Исходя из результатов опроса, можно предположить, что многие обучающиеся нашей школы не знают точного значения выражения «экологический след». Но, несмотря на это, большинство опрошенных предложили свои варианты по его уменьшению. (Диаграмма 1,2.) Это означает, что ребята задумываются об окружающей среде и, что главное, хотят внедрять их в свою жизнь.
Диаграмма 1.«Что такое «экологический след?»
Диаграмма 2.«Какие вы можете предложить способы по уменьшению «экологического следа?»
2.2. Результаты расчётов «экологического следа» обучающихся
Чтобы вычислить экологический след, необходимо ответить на вопросы анкеты, выбрать соответствующее образу жизни утверждение. Онлайн-калькулятор сам рассчитает сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все наши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы! (Приложение 3. «Сертификаты об участии в анкетировании по определению «экологического следа»)
Анкета включает вопросы жилья, использования энергии, транспорта, питания, использования воды и бумаги, бытовых отходов. Суммируя баллы, мы получаем величину экологического следа.
Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 га продуктивной земли. [5]
Наш экологический след составляет более 1,8 га, но менее 4,5 га. Но это не означает, что мы можем не сокращать его.
Мне стало интересно, и я решила провести исследование среди обучающихся в школе, величина среднего «экологического следа» обучающихся нашей школы равна 2,9 га. Это говорит о том, что нам не хватает места на одной планете. Значит, мы живём нерационально. Для сравнения: средний житель США использует 12,2 га (5,3 планеты!), средний европеец – 5,7 га (2,8 планеты), а средний житель Мозамбика – всего 0,7 га (0,4 планеты).
Уже в конце ХХ века воздействие человека на биосферу начало превышать ее способности к саморегуляции. В среднем экологический след жителя Земли составляет 2,7 га, что превышает допустимый для саморегуляции размер на 30%.
2.3. Советы по уменьшению своего экологического следа
Для уменьшения собственного экологического следа сначала нужно укрепить в себе простейшие, но полезные привычки:
Есть более сложные способы сократить «экологический след». Например, можно при наличии дачи или балкона установить конструкции для сбора дождевой воды, чтобы использовать её для полива растений, или разделять мусор в своем жилище.
Также необходимо сдавать ядовитые для окружающей среды отходы (использованные батарейки, бытовую химию с истёкшим сроком годности и прочее) в специальные пункты приёма.
У нас в школе уже шестой год мы собираем использованные батарейки, пластиковые крышки, макулатуру. Это очень важно, но мне кажется, что надо менять свое отношение к природе, быть экологически грамотным человеком, толь тогда мы мажем уменьшить свой след на планете, и я буду делать для этого все, что в моих силах.
С целью актуализации понятия экологический след в классах были проведены опросы, где была предложена анкета для определения собственного экологического следа. Работа будет продолжаться и дальше.
Как уменьшить свой экологический след:
Заключение
Большинство людей не задумываются о проблеме рационального использования природных ресурсов.
Экологический след приближает современного человека к экологическому стилю жизни. Выработанные практические рекомендации в ходе работы надо воплотить в жизнь, так как существование человеческой цивилизации и дальнейшее ее развитие возможно только при условии формирования грамотного взаимодействия с природой, и обучающиеся будут активно участвовать в уменьшении своего экологического следа.
Я думаю, что экологическое образование и просвещение должны начинаться как можно раньше, с младшего возраста.
Работая над проектом, я пришла к выводу, что можно ожидать снижение «экологического следа», даже если он будет небольшим.
В ходе работы разработала буклет на тему «Мой экологический след». Этот буклет размещён на информационном стенде нашей школы. Он доступен каждому ученику школы и их родителям.
Этим самым я внесла маленькую лепту в решение глобальной проблемы.
После проведённых бесед с обучающимися школы, мы узнали, что дети стали чаще выключать свет, воду, когда чистят зубы или намыливают руки, стараются не мусорить, а батарейки выбрасывать, только в специальный бак. Поэтому гипотеза: если обратить внимание людей на проблему неграмотного использования ресурсов биосферы, то можно ожидать снижение «экологического следа», даже если оно будет небольшим, подтвердилась.
Список используемых источников
(дата обращения: 13.11.2022).
Приложение 1
Анкета
Да Нет |
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Я знаю способов. |
Приложение 2
Фотографии с анкетирования
Приложение 3
Сертификат «Результат расчёта экологического следа»
Снежный всадник
Композитор Алексей Рыбников
Мороз Иванович
Знакомимся с плотностью жидкостей
Заяц-хваста