В работе речь идет об особенностях речевого поведения школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.05 КБ |
Научно-исследовательская конференция
«Шаг в науку - юниор»
Исследовательская работа на тему:
«Влияние интернет-сленга на речь школьников»
Секция: языкознание
Российская Федерация, Забайкальский край
Газимуро- Заводский район
пс.Новоширокинский
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Широкинская средняя общеобразовательная школа»
Выполнила ученица 8 класса,
Занина Анастасия Алексеевна
МОУ Широкинская СОШ
Научный руководитель:
Плотникова Татьяна Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Широкинская СОШ
Краткая аннотация
В моей работе речь идет об особенностях речевого поведения школьников. Я хочу изучить более подробно речь наших школьников, а также понять почему подростки используют сленг. Я рассмотрю по отдельности каждый вид сленга: слова и выражения с эмоциональным значением, эмоциональные речения, эмоциональные слова и выражения, слова с эмоциональным компонентом значения. Так же я проведу опрос на тему «Как учащиеся нашей школы относятся к Интернет-сленгу». Если понять, почему же все-таки подростки используют сленг, то можно сохранить наш язык и предостеречь поколение от использования сленговых слов и выражений.
Среди учащихся 8,9,11 классов я провела опросы и анкетирование. И пришла к выводу, что в речи подростков содержится большое количество сленговых слов и выражений.
Аннотация
В современном мире всё больше становится популярной сеть Интернет, где общаются люди. Каждый второй человек является её пользователем, проводит там значительную часть своего времени. Вследствие этого просто невозможно не заметить, как искажается русский язык: нарушается орфография, встречаются многочисленные опечатки, не соблюдаются правила постановки знаков препинания. Молодежь придумала более простой язык для общения в сети. Все это, несомненно, может серьёзно повлиять на будущее подрастающего поколения, оставив негативный отпечаток на его речевой культуре. В связи с этим была определена цель работы: выявить характер и особенности специального искажения слов русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет.
Задачи:
1.Познакомиться с «сетевым языком», проанализировать некоторые популярные чаты в Интернете;
2.Выявить причины использования сленга подростками;
3.Обратить внимание на отношение одноклассников и учеников школы к сленгу.
Объект исследования – речевая культура подростка в сети Интернет.
Предмет исследования – использование сленга подростками и его влияние на речь школьников.
Методы исследования:
наблюдение, анкетирование, обобщение и систематизация данных, формулирование выводов и предложений.
Гипотеза: если мы характеризуем речь подростка, то понимаем, что полноценное общение в молодежной среде невозможно без употребления сленга. В чём причина негативных тенденций в развитии русского языка? Большинство исследователей сходится во мнении, что проблема основана на слишком активном проникновении в литературный язык разговорного, просторечного языка. Особо выделяют молодёжный, а в частности Интернет-сленг, считая его «виновником» того, что русскому языку грозит умирание, и призывают к решительной борьбе с ним. Так ли это? Или всё-таки, как считают другие, Интернет-сленг-это всего лишь закономерное явление в развитии русского общества, и нужно относиться к нему спокойно. Возможность ответить на этот проблемный вопрос стала основой актуальности данного исследования.
Значимость работы определяется тем, что она будет способствовать расширению и систематизации знаний о речевой культуре школьников.
Предполагаемый результат – уменьшение количества школьников, использующих интернет-сленг в своей речи.
Научная статья
1.Сленг и его виды.
Для чего же нужен сленг? Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. Сравним два выражения.
На книжном, литературном языке мы скажем: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни».
На сленге: «Я просто тащусь от этой песни!»
Наиболее удачным определением сленга, по-моему, является такое: «Сленг - это слова и выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий, классов».
На наш взгляд, определение сленга должно быть следующим: «Сленг - слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке». Из этого определения следует, что сленг - разновидность нелитературной речи. Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди.
Для начала разберёмся, откуда же берёт корни молодёжный или школьный сленг? Всего существует четыре вида сленгов:
Слова и выражения с эмоциональным значением. К таким можно отнести следующие: «тащиться», «агрить», «кайфовать», «чилить». Они показывают выражаемую человеком эмоцию, указывая на его эмоциональное состояние.
Эмоциональные речения. Такие выражения обычно имеют характер побуждения, призыва к действию. Но, в отличие от него, они не требуют незамедлительного исполнения, а как бы употребляются в переносном значении: «иди в пень», «вали на небо за звездочкой». Обычно человек, произносящий подобные фразы, выражает свое недовольство собеседником, как бы желая прекратить общение с ним.
Эмоциональные слова и выражения. Эти слова являются выражением положительных или отрицательных эмоций, они могут быть заменены словами «хорошо» либо «плохо». Например, выражения «кайф», «ништяк» можно понять, как положительные эмоции, а вот «жесть», «дичь» как отрицательные.
Слова с эмоциональным компонентом значения. В пример подобных слов можно привести следующие: «препод», «бро», «папик» и другие. Произнося их, человек как бы снижает общественный статус этих людей и возвышает собственный. Но есть и обратный пример: : «тянка» - привлекательная девушка, «кун» - привлекательный парень, «краш», «вайфу»
2.Причины образования сленга.
Конечно, на такое появление «сетевого языка» повлияло совершенствование компьютерных технологий. В различных компьютерных играх люди применяют все больше и больше сленга, придумывая новые удобные для общения слова. Не зря Е.В. Миронов, известный российский актёр, сказал: «Интернет - опасная штука. Гениальная, но опасная». Действительно, ведь в проникновении сленга во всеобщее употребление можно найти как плюсы, так и минусы. В чём же плюсы? Возможность такого неформального общения помогает молодежи самоутвердиться, выделиться на фоне окружающих, да и сленг звучит для неё более привлекательно. Однако проблемами его распространения является снижение уровня грамотности и обеднение словарного запаса. Это можно легко заметить, открыв случайный чат в сети .
Результат налицо: множество сокращений, смайликов, грамматические ошибки и т.д. Однако подростков устраивает такой стиль общения.
3.Что же послужило причиной такого явления?
Написано, к сожалению, об этом очень мало. Собственно, специально об интернетном сленге вообще ничего не написано. Новый стиль общения в Интернете подразумевает, что виртуальный человек должен уметь говорить быстро и при этом еще быть оригинальным.
Главное в этом языковом явлении - отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Он резкий, громкий, дерзкий, легко вбирает в себя слова из разных языков (из английского -изи, лол,, олд, хаер; из немецкого - копф; из французского - шершерить – (искать.); из разных диалектов (берлять, ухайдокать); из уголовного языка (круто, дичь, беспредел, жиза).
После 11 лет индивидуальное сознание ребенка перерастает в более сложное соединение центростремительных и центробежных тенденций. Начинается формироваться антагонистическое сознание – «быть не как все» и корпоративное – «быть подобно своим». Так создается специфическая лексика подростков, тинов, а именно сленг подростков, объединенных общими интересами, территорией, образом жизни. К подростковым относятся и сленг панков, металлистов, хиппи с их своеобразным лексиконом - причудливой смесью англизированных и воровских по происхождению слов: «аскать» - просить, «просить» - девушка и т.д. Причём, появление слов происходит стремительно.
Исследователи отмечают, что судьба сленговых слов и выражений неодинакова: одни из них с течением времени настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь. Другие существуют лишь какое-то время вместе со своими носителями, а затем забываются и даже ими. Наконец, третьи сленговые слова и выражения так и остаются сленговыми на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но в то же время и совсем не забываются.
Например, ранее сленговые слова «стушеваться» (в смысле застесняться), «мариновать» (в смысле «намеренно задерживать кого-либо, откладывать надолго решение, исполнение чего-либо»), «маскировать» (в смысле «делать что-либо, кого-либо незаметным»), «острить» (в смысле «шутить») перешли в общеупотребительную речь, и мы редко задумываемся об их сленговом прошлом. Такие сленговые слова второй половины ХХ века, как «лимита», «стиляги», «сачок» (в смысле «прогульщик, отлынивающий от чего-либо человек»), хотя еще временами и употребляются, но практически уходят в прошлое. А слова «стебаться», «кайфовать» так и остаются на протяжении длительного времени сленговыми и вряд ли когда-либо войдут в общеупотребительную речь.
4.Место компьютерного сленга в школьной лексике.
Наверное, во всех школах всегда были и будут такие слова, которые понятны любому человеку. До тех пор, пока существуют ученики и учителя, будут «домашки», «сменка», «училка», «физ-ра», «лит-ра», «матика» и т.п. Но при этом в каждой школе есть свои, нигде больше не употребляемые слова. Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени: одни слова умирают, другие - появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут - выразительность и краткость. Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в Интернете. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это уже неотъемлемая часть нашей речи.
Практическая часть
А как же обстоят дела с употреблением сленга подростками в МОУ Широкинской СОШ?
Проведя анкетирование, в котором участвовало 32 человека разного возраста, мы пришли к выводу, что в нашей школе сленг тоже употребим. Анкета состояла из нескольких вопросов.
-Первый звучал так: «Как часто вы используете сленг?»
19 ребят ответили, что используют сленг часто, 9 - иногда, не используют сленг 4 опрошенных.
-Следующий вопрос: «Ваше отношение к словам и выражениям жаргона в русском языке?»
14 ребят относятся хорошо,12 –нейтрально, 6- отрицательно.
-Последний вопрос в анкете звучит так: «Является ли престижным употребление жаргона у подростков?» 18 опрошенных считает, что это действительно так, 14 это отрицают,
После изучения результатов было решено задать дополнительный вопрос: Как вы думаете, какие цели преследуют подростки, используя сленговые выражения в своей речи?» Большинство опрошенных ответило, что молодёжь считает это скорее забавой, игрой, нежели нарочным коверканьем русского языка. Также ребята говорили о том, что с помощью жаргона можно украсить свою речь, сделать ее более выразительной.
Ниже представлены слова, которые чаще всего употребляют подростки нашей школы:
блин, крутняк, улет, жесть, жиза, мем, рофл, олды, муд, изи, тянка, кун, вайфу, краш, кринж, чилить, кайф, контачить, шутканул.
План исследований
Рассмотрев и проанализировав особенности специального искажения слов русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет школьников, мы пришли к выводу, что социальные сети скорее отрицательно влияют на речь подростков. И если чаты уже не исключить из нашей жизни, то логичным будет создание концепции борьбы за чистоту русского языка. Общаясь друг с другом в сети, нужно обязательно соблюдать сетевой этикет. Как же его придерживаться? Очень просто. Ведь сетевой этикет - это простые правила, придуманные пользователями Интернета. Прежде всего, нужно следить за грамотностью. Следует проверять свои сообщения на наличие грамматических и пунктуационных ошибок. Недопустимо употреблять брань и ругань, разжигать рознь между участниками бесед. Хотелось бы, чтобы люди были тактичны в общении. Не нужно просто так забирать время у своих собеседников, а выражаться максимально точно, чтобы вас понимали.
К сожалению, сленг в своей речи употребляет большинство пользователей. Всё это негативно сказывается на речевой культуре подростков. Сложно представить, что станет с нашей речью через несколько лет: мы не сможем красиво говорить, совсем перестанем грамотно писать и свободно мыслить.
А есть ли выход? Кажется, да.
Во-первых, каждому человеку нужно изменять себя, повышая культуру речи и овладевая нормами языка. Во-вторых, в самом виртуальном пространстве уже сейчас необходимо проводить акции, направленные на формирование любви к родному языку. Безграмотность в современном информационном обществе не должна быть нормой. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека. Если не исправить эту ситуацию сейчас, то деградация всей нации неизбежна.
Гипотеза: если мы характеризуем речь подростка, то понимаем, что полноценное общение в молодежной среде невозможно без употребления сленга. В чём причина негативных тенденций в развитии русского языка? Большинство исследователей сходится во мнении, что проблема основана на слишком активном проникновении в литературный язык разговорного, просторечного языка. Особо выделяют молодёжный, а в частности Интернет-сленг, считая его «виновником» того, что русскому языку грозит умирание, и призывают к решительной борьбе с ним. Так ли это? Или всё-таки, как считают другие, Интернет-сленг-это всего лишь закономерное явление в развитии русского общества, и нужно относиться к нему спокойно.
Методы исследования:
- наблюдение
- анкетирование
- обобщение и систематизация данных
- формулирование выводов и предложений.
Список литературных источников (библиография)
Электронные ресурсы
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Твёрдое - мягкое
Акварельные гвоздики
Под парусами
Что общего у травы и собаки?