Цель данного методического пособия - помочь учителю начальных классов грамотно внедрить и активно использовать проектную деятельность на уроках литературного чтения, для содействия развития познавательного интереса и творческих способностей младших школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.64 КБ |
Методическое пособие
«Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе»
Тула, 2024г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………..2
Что такое учебный проект?……………………….……………………………..3
Типология учебных проектов……………………………………………………5
Принципы организации и реализации учебного проекта……………………...8
Продукт проекта: возможные варианты……………………………………….11
Особенности проектной деятельности на уроках литературного чтения, как средства формирования творческих способностей …………………………...14
Паспорт проекта………………………………………………………………....16
Памятка для защиты проекта…………………………………………………...17
Лист самоанализа………………………………………………………………..17
Темы учебных проектов по литературному чтению для 2 класса…………...18
Проект стенгазета «Писатели – детям»………………………………………...24
Проект инсценировка басни И.А. Крылова «Квартет»………………………..25
Проект «Словарь старинных слов в сказках А.С. Пушкина»………………...27
Проект лэпбук «Наше любимое произведение»………………………………28
Глоссарий………………………………………………………………………...30
Пояснительная записка
«Знания - дети удивления и любопытства»
Луи де Бройль
Проектная деятельность младших школьников рассматривается как эффективная образовательная технология и средство личностного и самоопределения младших школьников. Включение учащихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность направлено на формирование умений самостоятельно осваивать новые знания, осознанно применять их на практике для решения не только учебных проблем, но и проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях. Проектная деятельность школьников способствует успешному усвоению ими новых знаний, умений и компетентностей. Данный метод позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, творчески мыслить, принимать самостоятельные решения, работать в коллективе. Несмотря на популярность и достоинства этого метода, его реализация вызывает затруднения в практической деятельности педагогов из-за недостаточно разработанной и систематизированной методической базы. Из-за того, что работа над проектом обширна и кропотлива, реализация занимает много времени. Целью данного методического пособия является помочь учителю начальных классов грамотно внедрить и активно использовать проектную деятельность на уроках литературного чтения, для содействия развития познавательного интереса и творческих способностей младших школьников. В методическом пособии приводится информация по общей методологии проектной и исследовательской деятельности, выделяется методика работы над проектами, даются принципы организации и этапы реализации проектов, предлагаются различные варианты продуктов проектной деятельности, тем проектов и др. Заканчивается пособие глоссарием терминов, собранных из множества источников
Что такое проектная деятельность?
Важным условием социализации современного человека выступает творческий процесс. Ребенок любознателен от рождения. Но, если никак не тренировать исследовательские качества, то они со временем угаснут.
Допущение данного противоречия подразумевает анализ проблемы. Как натолкнуть ребенку видеть проблему, ставить цель работы, определять задачи, составлять план действий, оценить свои учебные успехи? Найти решение этих задачам поможет проектная деятельность.
Среди многообразия современных методик и педагогических технологий, широко внедряемых в образовательный процесс, выделяют метод проекта, который становится в последнее время весьма актуальным.
Это один из методов личностно-ориентированного обучения, метод организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе разрешения задач учебного проекта. В рамках реализации учебного проекта обучающиеся осуществляют активную учебно-познавательную деятельность, итогом которой служат сформированные компетенции, включающие навыки учебно-коммуникативной деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности.
Творческая направленность проектной деятельности обусловливает гуманизацию учебного процесса в рамках активизации творческих, моральных, социальных способностей детей. Проектная деятельность владеет существенным потенциалом для развития творческих способностей, который активно применяется при организации работы с детьми младшего школьного возраста.
Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает – бросание вперед. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова указываются три определения слова «проект». (см. Рис.1).
Рис. 1. Толкование слова «проект» В «Толковом словаре русского языка»
Обсуждая воспитательные аспекты проектной деятельности, В. И. Коротов отмечает, что само понятие «педагогическое проектирование» введено в оборот еще А. С. Макаренко, котором мы обязаны разработкой основ технологической логики педагогического мышления и который утверждал, что ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленной цели. Это главный постулат его технологической логики. А под целью воспитательной работы он, как известно, понимал программу развития человеческой личности [13].
Метод проектов (или метод проблем) предусматривает наличие проблемы, требующей исследования.
Учебный проект — это определённым образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата.
Проектная деятельность предполагает использования системы приемов в познавательной деятельности учащихся для достижения определенной цели. Метод обеспечивает:
Проектная деятельность в начальной школе очень многогранна. Это творческая деятельность, которая направлена на овладение приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, самореализацию и развитие значимых качеств личности. Проектная деятельность позволяет младшим школьникам полноценно проявить себя, сделать что-то уникальное и увлекательное.
Типология учебных проектов
Учебный проект, как многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Существуют различные виды классификации «проектной деятельности» в начальной школе. Рассмотрим виды проектов по доминирующей деятельности (см. Рис.2).
Рис.2 Виды проектов по доминирующей деятельности
Так же проекты различаются по характеру контактов между участниками: внутриклассные, внутришкольные, межрегиональные, международные.
По признаку – предметно-содержательной области – можно выделить следующие два вида (см. Табл.4):
Таблица 4. – Виды проектов по признаку предметно-содержательной области.
Монопроекты | Проводятся в рамках одного предмета. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время. |
Межпредметные проекты | Выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. |
По продолжительности выполнения проекты подразделяют на (см. Табл.5):
Таблица 5. – Виды проектов по продолжительности выполнения.
Краткосрочные проекты | Выполняются в течение одного или нескольких уроков, и могут применяться на уроках. |
Среднесрочные проекты | Выполнение требует от недели до месяца. |
Долгосрочные проекты | Продолжительность выполнения восемь недель и более. |
По характеру организации проекты могут быть (см. Табл.6):
Таблица 6. – Виды проектов по характеру организации.
С открытой координацией | Координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей. |
Со скрытой координацией | В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта. |
По количеству участников проекта подразделяется на: индивидуальные, парные, групповые.
Принципы организации и реализации учебного проекта
Осуществляя проектную деятельность, педагогу необходимо учитывать определенные принципы организации и этапы реализации учебного проекта. Необходимо учитывать важное правило: не только проект в целом, но и каждый этап проекта имеет свой собственный практический результат – «выход» этапа.
Принципы организации проектной деятельности:
Этапы реализации проектной деятельности:
Первый этап – «запуск проекта».
Включает в себя:
Выходом первого этапа может являться «Паспорт проекта» (см. раздел «Паспорт проекта»). Наиболее важной частью плана является график работы над проектом, в котором указаны конкретные действия с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до самого конца. По итогам первого этапа не только план, но и паспорт проекта может быть составлен не полностью (например, может быть пока не определён жанр презентации), в дальнейшем он может уточняться и дополняться, а при необходимости и корректироваться.
Второй этап – сбор информации.
Каждый проект требует проведения предварительной исследовательской работы. При этом могут быть использованы все доступные источники информации: литературные источники (книги, статьи, журналы, газеты; учебники, справочники, энциклопедии и т.д.); электронные издания и другие ресурсы сети Интернет (информационносправочные, новостные и специализированные порталы и сайты, поисковые системы, блоги, социальные сети, форумы и т.д.); опросы (беседы, интервью, анкетирование); специализированные методы (социологические методики, тестирование и пр.); экспедиции и экскурсии; наблюдение, видео-, фото- и аудиозапись; естественнонаучный эксперимент и так далее. Выход второго этапа: пакет информации по теме проекта.
Третий этап – разработка проекта.
Включает в себя:
Выходы третьего этапа: 1) продукт проектной деятельности; 2) презентация проекта.
Четвёртый этап – презентация проекта.
Включает в себя:
Выход четвёртого этапа: внешняя оценка выполненного проекта.
Оценку проектов рекомендуем проводить с использованием следующего комплекса критериев:
Пятый этап – рефлексия.
Включает в себя:
Выходом пятого этапа может являться заполненный «Лист самоанализа» (см. раздел «Лист самоанализа»).
Лучше всего, если проектанты рассаживаются по кругу, и по каждый, в порядке очереди, даёт ответ на первый вопрос. Потом так же даются ответы на второй, третий вопросы и т.д. При этом необходимо предусмотреть возможность приостановить обсуждение по кругу и организовать общую дискуссию по наиболее острым и животрепещущим моментам, если возникнет такая необходимость.
В ходе работы над проектом необходимо тщательно отработать каждый из этапов, т.е. полноценно реализовать полный жизненный цикл проекта. Это важно ещё и потому, что на разных этапах проекта обеспечивается прокачка разных компетенций, и все они потребуются нынешним школьникам в их будущей жизни.
Продукт проекта: возможные варианты
Как мы уже говорили, результатом работы над проектом является продукт. В общем случае, продукт проекта – это средство, которое разработали проектанты для разрешения поставленной проблемы. Выбор формы продукта – важная организационная задача участников проектной деятельности. От её решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет интересным, презентация – убедительной, а предложенные решения – полезными и привлекательными. Но задача эта непростая – во многом, потому, что она носит творческий характер. Именно в продукте проектной деятельности должна найти отражение базовая характеристика проекта – его уникальность.
Приведём далеко не полный перечень возможных продуктов проектной деятельности.
Особенности проектной деятельности на уроках литературного чтения, как средства формирования творческих способностей
В концепции Федерального государственного образовательного стандарта отмечено, что проектная деятельность обеспечивает самостоятельную, творческую, учебную деятельность, которая имеет высокую степень предприимчивости учащихся к их познавательной мотивированности; формирование социальных умений школьников в ходе групповых и парных взаимодействий; приобретение детьми навыка исследовательско-творческой деятельности, учебных и социальных проектов, межпредметная интеграция компетентностей.
В примерной программе по литературному чтению указывается, что раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементов содержания начального этапа литературного образования.
Одним из базовых уроков в начальной школе, который призван решить комплекс задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, считается урок литературного чтения. С первого класса, чтение как единственное из видов речевой деятельности становится средством обучения. Посредством урока литературного чтения учитель приобщает учащегося к фольклору, сокровищнице русского языка, культуре, традициям народа и мировому наследию. На этих уроках формируется уважение к русскому слову, обогащается речь, прививается любовь к чтению и книге, как искусству.
Осуществлению творческих проектов по учебной дисциплине «литературное чтение» содействует опережающее домашнее задание. В течение недели педагог вместе с учащимися обдумывает, распределяет функции между членами группы, готовится к защите проекта. Самый долгосрочный по времени этап – создание проекта.
Уроки по литературному чтению содержат огромный объем материала для применения проектных методов. Они позволяют создать творческую направленность изучения любого литературного произведения, а также сформировать творческую обстановку при изучении поэзии и биографических данных. Проектирование активизирует фантазию и воображение, а современные технологии и технические средства дают возможность их практического воплощения: создание диафильмов, инсценировка литературных произведений, печать журналов, проектирование оформления книг и т.д.
Что касается особенностей проектной деятельности на уроках литературы в начальных классах, то можно выделить следующие ее признаки:
Паспорт проекта
Проекты, которые используются в рамках образовательного учреждения, должны иметь определенные характеристики, которые составляют «Паспорт проекта».
Любой проект приобретает неповторимое, личностное при реализации его в новой обстановке и с другими детьми, и любая попытка формального описания проекта огрубляет понимание сути выполняемой с его помощью педагогической работы. Тем не менее, описание учебно-воспитательных характеристик учебного проекта необходимо и для решения, насколько именно данный проект уместен, как его можно адаптировать для применения в конкретной ситуации, какие условия его применения должны сложиться для получения ожидаемого успеха.
Паспорт проекта - это специальное приложение, которое содержит общую характеристику учебного проекта.
Шаблон «Паспорта проекта»
№ | Компоненты паспорта | Описание проекта |
1 | Тема проекта | |
2 | Автор(ы) проекта | |
2 | Актуальность проекта | |
3 | Цель проекта | |
4 | Задачи проекта | |
5 | Продолжительность проекта | |
6 | Тип проекта | |
7 | Этапы реализации проекта, краткое их описание | |
8 | Оборудование | |
9 | Продукт проекта |
Памятка для защиты проекта
Данная памятка разработана, как помощь учащимся, при защите проекта. Она состоит из опорных вопросов, отвечая на которые, можно подробно и грамотно составить речь к представлению готового продукта проекта. Вопросы могут быть использованы в удобном порядке, при необходимости, можно добавить дополнительные вопросы.
Лист самоанализа
Итоговая рефлексия проектной группы предполагает содержательный и обоснованный ответ каждого. Анализируя свою деятельность, можно воспользоваться «Листом самоанализа». Он состоит из вопросов, ответив на которые, проектант сможет сделать выводу по личному вкладу в деятельность и по общей работе проектной группы.
Темы учебных проектов по литературному чтению для 2 класса
Второклассники находятся в благоприятном возрасте для развития творческого мышления и воображения. Во втором классе успех выполнения проектов зависит от их интереса для детей и несложности выполнения. При выборе тематики проекта рекомендуется выявить, что же больше всего привлекает детей, что их интересует. Таким образом, приведем примеры тем проектов по литературному чтению для 2 класса на 17 часов (УМК «Школа России» Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. 2023г).
Проект | Цель, задачи, тип проекта |
Энциклопедия «История книги» | Цель: создание условий для расширения знаний об истории преображения книг. Задачи: - сформировать представления об истории развития книг; - развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта; - воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в группе. Тип: творческий, групповой. |
Презентация «Наше устное народной творчество» | Цель: создание условий для расширения знаний о видах устного народного творчества. Задачи: - сформировать представления о видах и особенностях устного народного творчества; - развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта; - содействовать воспитанию умения работать самостоятельно. Тип: информационный, индивидуальный. |
Выставка рисунков «Осень глазами русского поэта» | Цель: создание условий для расширения знаний о русских поэтов и их произведениях об осени. Задачи: - сформировать представления о русских поэтов и их произведениях об осени; - развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта; - содействовать воспитанию умения работать самостоятельно. Тип: творческий, индивидуальный. |
Словарь старинных слов в сказках А.С. Пушкина | Цель: создание условий для расширения знаний о старинных словах в сказках А.С. Пушкина. Задачи: - сформировать представления о старинных словах в сказках А.С. Пушкина; - развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта; - воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в группе. Тип: творческий, групповой. |
Статья «Школа современная и школа в старину. На основе рассказа «Филипок» Л.Н. Толстого» | Цель: создание условий для расширения знаний о современной и старинной школе, на основе исследования рассказа Л.Н. Толстого «Филипок». Задачи: - сформировать представления о современной и старинной школе; - развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта; - воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в парах. Тип: исследовательский, парный. |
Инсценировка басни И.А. Крылова «Квартет» | Цель: создание условий для углубленного анализа и последующего инсценирования басни И.А. Крылова «Квартет». Задачи: - сформировать представления о басне И.А. Крылова «Квартет», её героях, морали, о способах реализации инсценировки; - развивать творческие, актерские способности, воображение, через реализацию проекта; - воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в группе. Тип: ролевой, групповой. |
Атлас «Красная книга животных нашей области» | Цель: создание условий для расширения знаний о животных Тульской области занесенных в Красную книгу. Задачи: - сформировать представления о животных Тульской области занесенных в Красную книгу; - развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта; - воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в группе. Тип: практико-ориентированный, групповой. |
Оформление кабинета «По мотивам стихотворений о зиме» | Цель: создание условий для расширения знаний о русских поэтов и их стихотворений о зиме. Задачи: - сформировать представления о русских поэтов и их стихотворений о зиме; - развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта; - воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в группе. Тип: практико-ориентированный, групповой. |
Стенгазета «Писатели-детям» | Цель: создание условий для расширения знаний о писателях, писавших произведения для детей. Задачи: - сформировать представления о писателях, которые писали произведения для детей. - развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта; - воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в группе. Тип: творческий, групповой. |
Лэпбук «Наше любимое произведение» | Цель: создание условий для расширения знаний о любимых произведениях учащихся. Задачи: - сформировать представления о различных произведениях, являющихся любыми учащихся. - развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта; - воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в парах. Тип: творческий, парный. |
Письмо потомкам «Почему стоит прочитать произведения В.А. Осеевой» | Цель: создание условий для расширения знаний о творчестве, произведениях В.А. Осеевой. Задачи: - сформировать представления о творчестве, произведениях В.А. Осеевой; - развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта; - содействовать воспитанию умения работать самостоятельно. Тип: исследовательский, индивидуальный. |
Видеоролик «Весна в стихотворениях поэтов» | Цель: создание условий для расширения знаний о русских поэтах и их стихотворениях о весне. Задачи: - сформировать представления о русских поэтов и их стихотворениях о весне; - развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта; - воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в группе. Тип: творческий, групповой. |
Литературный праздник «Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе» | Цель: создание условий для организации учащимися литературного праздника для мам. Задачи: - сформировать представления о произведениях, стихотворениях, музыкальных произведениях о мамах; - развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта; - воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в группе. Тип: творческий, групповой. |
Сказка «В стране героев Э.Н. Успенского» | Цель: создание условий для создания сказки и расширения знаний о героях, в произведениях Э.Н. Успенского. Задачи: - сформировать представления о героях , в произведениях Э.Н. Успенского; - развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта; - воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в парах. Тип: творческий, парный. |
Презентация «Любимые зарубежные произведения для детей» | Цель: создание условий для расширения знаний о зарубежных произведениях для детей. Задачи: - сформировать представления о зарубежных произведениях для детей; - развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта; - содействовать воспитанию умения работать самостоятельно. Тип: информационный, индивидуальный. |
Публикация «Чебурашка: реальность или вымысел?» | Цель: создание условий для расширения знаний о литературном герое – Чебурашке, как реальности или вымысле. Задачи: - сформировать представления о литературном герое – Чебурашке, как реальности или вымысле; - развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта; - воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в парах. Тип: исследовательский, парный. |
Страница зарубежного детского писателя в социальной сети «Вконтакте» | Цель: создание условий для расширения знаний о зарубежных детских писателях. Задачи: - сформировать представления о зарубежных детских писателях; - развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта; - воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в группе. Тип: творческий, групповой. |
Проект стенгазета «Писатели – детям»
Тема проекта: «Писатели – детям»
Автор(ы) проекта: 2А класс
Актуальность проекта: проект является актуальным, так как при совместной деятельности, создавая стенгазету «Писатели – детям», учащиеся расширяют и актуализируют знания о детских писателях, также вспоминают, цитируют их произведения и рассматривают портреты, что способствует лучшему запоминанию материала. Расположив стенгазету на стене, у учащихся всегда будет доступ к актуализации знаний.
Цель проекта: создание условий для расширения знаний о писателях, писавших произведения для детей.
Задачи проекта:
- сформировать представления о писателях, которые писали произведения для детей;
- развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта;
- воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в группе.
Тип проекта: творческий, групповой, монопроект, краткосрочный, с открытой координацией.
Оборудование: ватман, карандаш, гуашь, кисти, ножницы, клей-карандаш, распечатанный материал: портреты писателей, краткая биография, обложки произведений.
Продукт проекта: стенгазета «Писатели – детям» (см. Рис
Этапы реализации проекта:
1. Провели обсуждения темы проекта, выявили, что проект является актуальным для учащихся. Определили цель, задачи проекта. Обговорили состав проектной группы. Обсудили оборудование, которое понадобится для реализации проекта.
2. Распределили роли, начали собирать информацию и подготавливать материалы.
3. Приступили к реализации проекта. Сначала украсили ватман, раскрасив ладони гуашью и приложив их к бумаге. Вырезали все необходимые, заранее подготовленные материалы. Обсудили как будут расположены вырезки. На высохшем ватмане расположили все материалы и пометили их места карандашом. По очереди всё приклеили, используя клей-карандаш.
4. Презентовали своей проект. Рассказали об основных критериях и этапах реализации. Классный руководитель произвёл оценку выполненного проекта.
5. Занялись рефлексией и самоанализом в проделанной работе. Сделали выводы, выслушали рекомендации.
Проект инсценировка басни И.А. Крылова «Квартет»
Тема проекта: Басня И.А. Крылова «Квартет»
Автор(ы) проекта: 2А класс
Актуальность проекта: проект является актуальным, так как инсценирование и драматизация углубляют восприятие произведения, развивают умение вдумчивого чтения, активизируют творческие способности школьников. А также приучают их к самостоятельности суждений, поиску собственного видения произведения искусства, расширяют знания о смежном с литературой виде искусства - театре. Выбор пал на басню И.А. Крылова «Квартет», так как это прекрасное произведение с большим количеством разных по темпераменту героев.
Цель проекта: создание условий для расширения знаний и последующего инсценирования басни И.А. Крылова «Квартет».
Задачи проекта:
- сформировать представления о басне И.А. Крылова «Квартет», её героях, морали, о способах реализации инсценировки;
- развивать творческие, актерские способности, воображение, через реализацию проекта;
- воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в группе.
Тип проекта: ролевой, групповой, монопроект, среднесрочный, с открытой координацией.
Оборудование: текст басни И.А. Крылова «Квартет», стулья, маски, музыкальное сопровождение.
Продукт проекта: инсценировка басни И.А. Крылова «Квартет»
Этапы реализации проекта:
1. Провели обсуждения темы проекта, выявили, что проект является актуальным для учащихся. Определили цель, задачи проекта. Обговорили состав проектной группы. Обсудили оборудование, которое понадобится для реализации проекта.
2. Распределили роли, начали собирать информацию и подготавливать материалы.
3. Приступили к реализации проекта. Каждый проектант заранее выучил текст героя, которого он будет играть. Подготовили реквизит, поставили стулья, вырезали и надели маски с изображением героев басни. Подключили музыкальное сопровождение. Несколько раз прорепетировали, обсудили поведение, настроение и эмоции каждого героя в инсценировки. Выступили с инсценировкой перед другими классами.
4. Презентовали своей проект. Рассказали об основных критериях и этапах реализации. Классный руководитель произвёл оценку выполненного проекта.
5. Занялись рефлексией и самоанализом в проделанной работе. Сделали выводы, выслушали рекомендации.
Проект «Словарь старинных слов в сказках А.С. Пушкина»
Тема проекта: Старинные слова в сказках А.С. Пушкина
Автор(ы) проекта: 2А класс
Актуальность проекта: проект является актуальным, так как устаревшая лексика часто встречается нам в старинных произведениях, значение которой не всегда нам ясно. Чтобы понять смысл того или иного слова, необходимо, обратиться к словарю, и узнать, что подразумевал автор.
Цель проекта: создание условий для расширения знаний о старинных словах в сказках А.С. Пушкина.
Задачи:
- сформировать представления о старинных словах в сказках А.С. Пушкина;
- развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта;
- воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в группе.
Тип проекта: творческий, групповой, монопроект, краткосрочный, с открытой координацией.
Оборудование: папка с файлами, листы А4, иллюстрации старинных слов.
Продукт проекта: словарь старинных слов в сказках А.С. Пушкина».
Этапы реализации проекта:
1. Провели обсуждения темы проекта, выявили, что проект является актуальным для учащихся. Определили цель, задачи проекта. Обговорили состав проектной группы. Обсудили оборудование, которое понадобится для реализации проекта.
2. Распределили роли, начали собирать информацию и подготавливать материалы. Проанализировали сказки А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Нашли старинные слова.
3. Приступили к реализации проекта. Определили расположение всех элементов на листе А4. Каждый проектант выбрал одно старинное слово, нашёл определение и соответствующую буквицу. Далее подобрал необходимую иллюстрацию и обозначил название сказки, откуда взято данное слово. Далее, все подготовленные листы были собраны и оформлены в словарь.
4. Презентовали своей проект. Рассказали об основных критериях и этапах реализации. Классный руководитель произвёл оценку выполненного проекта.
5. Занялись рефлексией и самоанализом в проделанной работе. Сделали выводы, выслушали рекомендации.
Проект лэпбук «Наше любимое произведение»
Тема проекта: Наше любимое произведение
Автор(ы) проекта: 2А класс
Актуальность проекта: проект является актуальным, так как при создании лэпбука учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной познавательно – исследовательской деятельности. Они самостоятельно продумывают и подготавливают задания по выбранной теме, структурируют сложную информацию, при этом развивается познавательный интерес и творческое мышление. Лэпбук можно использовать как на уроках, при подходящей теме, так и на переменах, закрепляя знания.
Цель: создание условий для расширения знаний о любимых произведениях учащихся.
Задачи:
- сформировать представления о различных произведениях, являющихся любыми учащихся;
- развивать творческие способности, воображение, через реализацию проекта;
- воспитывать доброжелательное, уважительное отношение обучающихся друг к другу при работе в парах.
Тип проекта: творческий, парный, монопроект, краткосрочный, с открытой координацией.
Оборудование: картон, цветная бумага, ножницы, карандаш, гуашь, клей-карандаш.
Продукт проекта: лэпбук «Наше любимое произведение»
Этапы реализации проекта:
1. Провели обсуждения темы проекта, выявили, что проект является актуальным для учащихся. Определили цель, задачи проекта. Обговорили состав проектных пар. Обсудили оборудование, которое понадобится для реализации проекта.
2. Распределили роли в парах, обсудили общее любимое произведение, начали собирать информацию и подготавливать материалы.
3. Приступили к реализации проекта. Заранее обсудили и подготовили задания. Скрепили и украсили два листа картона. Продумали о расположении всех элементов на лэпбуке. Приклеили окошки с заданиями, украсили лэпбук, оформили обложку.
4. Презентовали своей проект. Рассказали об основных критериях и этапах реализации. Классный руководитель произвёл оценку выполненного проекта.
5. Занялись рефлексией и самоанализом в проделанной работе. Сделали выводы, выслушали рекомендации.
Глоссарий
Глоссарий (от лат. glossarium «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием.
Основная цель - описать термин и как минимальную составляющую научного знания, и как слово или словосочетание научного текста при работе над проектом. В данном глоссарии отобраны те термины, которые чаще всего используются в проектной деятельности и представляют ключевые понятия.
Актуальный – важный, существенный для настоящего времени.
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества.
Задачи – конкретизированные или более частные цели, шаги по выполнению и решению поставленной цели.
Защита проекта –наиболее продолжительная и глубокая форма презентации проекта, включающая вопрос-ответный и дискуссионный этапы.
Исследование (научное) – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.
Консультант – педагог или специалист, выполняющий роль эксперта и организатора доступа к необходимым ресурсам.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какойлибо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Модель – некоторое упрощенное подобие реального объекта; воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (макет); схема, физический или информационный аналог объекта.
Объект – категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметнопрактической и познавательной деятельности.
Предмет – конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий или аспект проблемы.
Презентация – представление, предъявление чего-либо.
Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Проект (от лат. рrojectus, - брошенный вперед) – это самостоятельно выполненный обучающимся комплекс действий по решению проблемы, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Проектирование – процесс создания проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме.
Проектанты – члены проектной группы, участники работы над конкретным проектом.
Ресурс – средство, к которому обращаются в необходимом случае.
Рефлексия – самоанализ, самопознание, самонаблюдение.
Самооценка – оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих поступков.
Тема (от греч. thema, букв. – то, что положено в основу) - предмет описания, изображения исследования, разговора и т.д.
Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.
Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с последующим представлением заключения.
Этапы проекта – основные периоды работы проектной группы.
Под парусами
Девочка-Снегурочка
Мост из бумаги для Киры и Вики
На берегу Байкала
"Разделите так, как делили работу..."