Мозговой штурм — это техника генерации идей, в которой участвует несколько человек. Суть техники: придумать и записать максимально возможное количество предложений от каждого члена команды. В конце встречи из полученного списка участники выбирают самые удачные идеи, которые можно протестировать на практике.
Автор техники брейншторма — американский рекламщик Алекс Осборн. Он считал, что большое количество идей можно превратить в одну или несколько качественных. Главное — не бояться высказаться. В 1953 году Осборн опубликовал книгу «Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблемы» о своей методике.
Часто во время брейншторма участники не придерживаются чёткого алгоритма. Они просто следуют принципам, которые мы описали выше: высказываются свободно, предлагают максимум вариантов, а затем обсуждают их.
Но при желании можно использовать разные методики построения беседы. Перечислим три популярных.
«3-6-5». В идеале метод рассчитан на команду из шести человек, но их может быть больше или меньше. Каждый из участников за пять минут должен кратко написать на карточке три идеи. Затем члены команды обмениваются карточками и по очереди обсуждают предложения коллег.
Метод помогает всем участникам высказать одинаковое количество идей, то есть внести равный вклад. Кроме того, он позволяет сократить время на генерацию идей и большую часть встречи уделить именно обсуждению.
«Лестница». В начале встречи задачу озвучивают всем присутствующим. После этого в комнате остаётся только двое участников, которые в течение нескольких минут обсуждают идею между собой.
Затем к ним присоединяется ещё один человек. Первые двое коротко описывают ему свои идеи, и они продолжают обсуждение втроём. Спустя ещё несколько минут заходит следующий человек — и так, пока к обсуждению не приступит вся команда. Лучше всего, если в ней будет 4–6 человек, чтобы встреча не растянулась надолго.
«Лестница» помогает не «замыливать» взгляд на ситуацию. Участники, которые не слышали часть разговора, могут озвучивать новые предложения или указывать на недостатки идей, не замеченные коллегами.
Обратный мозговой штурм. Участники ищут проблемы компании или продукта и думают, как можно их решить. Например, проблемы могут быть такими: сайт неудобный, навигация непонятная, служба поддержки отвечает клиенту неделями.
При подходе «от обратного» участники брейншторма могут предложить идеи по улучшению сайта и работы службы поддержки, которые не приходили им в голову ранее. Обычно такой мозговой штурм проводят, если «классические» техники результатов не принесли.
Какие этапы есть в мозговом штурме
Встреча, как правило, делится на несколько частей: подготовку, приветствие и разминка, предложение идей и обсуждение. Вот что они собой представляют.Подготовка. Это оповещение участников о предстоящей встрече. Обычно при подготовке чётко формируют цель встречи — например, говорят: «Мы хотим запустить новую рекламную кампанию для нашего продукта, и нам нужны идеи». Так делают, чтобы участники мозгового штурма могли подготовиться к встрече и обдумать идеи заранее.Разминка. Это не обязательный этап, но многие команды перед началом штурма переключаются на него с решения других задач с помощью шуточных игр или упражнений. Это помогает участникам расслабиться и сохранить комфортную атмосферу.CPO сервиса «Дома» Анна Боярских говорит, что на брейнштормах её коллеги часто используют игру в словесные ассоциации. «Участники поочерёдно называют слова, которые ассоциируются у них с основной темой обсуждения. Это помогает снять напряжение и стимулирует творческое мышление», — поясняет она.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 697.65 КБ |
Слайд 1
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»Слайд 2
Мозговой штурм (англ. – brainstorming ) — интерактивная образовательная технология, которая предполагает стимулирование творческой активности обучающихся, направленной на решение проблемы/задачи посредством поиска и развития разнообразных вариантов/идей в условиях свободного обмена ими по мере возникновения у обучающихся.
Слайд 3
Основные правила мозгового штурма: Отсутствие критики: безоценочное отношение к предложенным идеям способствует раскрепощению обучающихся, что позволяет им предложить максимальное количество идей за ограниченный промежуток времени; Поощрение нестандартных идей: последующий анализ и развитие таких идей часто позволяет найти оригинальное решение без привлечения дополнительных ресурсов; равноправие участников: каждый участник должен знать, что его идея будет услышана и рассмотрена; Фиксация всех высказанных идей: все идеи, высказанные вслух, следует записывать на доску, флип-чарт, диктофон и т.д. дословно за автором высказывания; Время для инкубации: участникам штурма необходимо предоставить время на обдумывание, анализ, систематизацию и критику всех высказанных идей.
Слайд 4
Подготовительный и мотивационно-ориентировочный этапы Заключаются в подготовке преподавателя к мозговому штурму.
Слайд 5
Основной этап Заключается в реализации мозгового штурма
Слайд 6
Рефлексивно-оценочный этап Состоит в оценке результатов мозгового штурма и выборе оптимального варианта решения рассмотренной проблемы/задачи.
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
А теперь — мультфильм
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Где спят снеговики?
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками