Одним из выдающихся людей 20 века по праву считается В.И. Ленин, по поводу его личности и вкладу в мировую историю написаны сотни книг. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как менялось восприятие личности В.И. Ленина на страницах одного из ведущих исторических журналом Европы «Анналы» и в книгах представителей данной школы. К марксизму обращались основатели школы – М. Блок и Л. Февр. Личность В.И. Ленина практически самостоятельно вплоть до конца 80-х годов ХХ века – до эпохи «перестройки» рассматривалась вскользь. В статье приводятся взгляды историка Пьер Суйри который в своей работе подчёркивал, что все большевики во главе с В.И. Лениным объявляли об упадке капитализма, опираясь на тенденциозный закон падения нормы прибыли, веря, что в слишком далеком будущем наступит время кризиса капиталистической системы и время ее свержения. В период «перестройки» возникает интерес к личности В.И. Ленина. Историк из семьи эмигрантов Владимир Берелович изучая дискуссии о сути советского режима делал интересные замечания о политике В.И. Ленина. Целью данной статьи является рассмотрение взглядов французской исторической школы «Анналов» на личность В.И. Ленина выделение положительных и отрицательных черт в его деятельности. В статье используется историко – сравнительный метод при изучении различных взглядов на личность В.И. Ленина среди представителей французской исторической школы «Анналов», диахронный метод показывающий изменение взглядов на личность В.И. Ленина в течении определенного времени среди французских историков школы «Анналов». Задачами данной статьи является анализ деятельности и личности В.И. Ленина на страницах журнала «Анналы», процесс изменения отношения к личности В.И. Ленина на страницах журнала «Анналы». В статье сделаны выводы о том, что в целом отношение школы «Анналов» к В. Ленину противоречиво, но в целом личность В.И. Ленина для ученых – неординарная историческая личность и гениальный политик и изучение его наследия и изменения его изображения в российской истории и искусстве является любопытной и интересной привлекательной для исследователей темой.
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_issledovatelskiy_proekt_v.i._lenin_1.docx | 61.69 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Школа «Взлетай» с. Булгаково
Муниципального района Уфимский район
Республики Башкортостан
Исследовательская работа
В. И. Ленин: историческое наследие
Выполнил: Кутлуахметов Н.И.,
Ученик 4 А класса
МОБУ Школа «Взлетай» с. Булгаково
Руководитель: Юланова Э. С.,
учитель начальных классов
Булгаково 2024
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И. ЛЕНИНА
1.1. Семья Ульяновых: воспитание, обучение …………………………5
1.2. Политическая деятельность В.И. Ленина……………………………6
1.2.2. Создание СССР как результат деятельности В.И. Ленина и коммунистической партии………………………………………………………7
1.3. Редактор и публицист. Труды Ленина В.И…………………………8
ГЛАВА II. ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Исследование на тему «Что современные школьники знают о Ленине В. И………………………………………………………………………..9
Заключение ……………………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………….11
Приложение……………………………………………………………….12
Введение.
Ленинская тема всегда пользовалась чрезвычайной популярностью, как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Это объяснялось не только величайшей значимостью В.И. Ленина в мировой истории, но также политическими и идеологическими соображениями.
Данная работа – это исследование детских и отроческих лет жизни Владимира Ильича Ульянова (Ленина). В советское время из Ленина сделали кумира, Бога. После распада СССР его «облили грязью». Но в наше время Владимира Ульянова нужно возродить в его настоящем облике. Рассказать о Ленине как о живом человеке. На примере его воспитания, самообразования есть чему поучиться нашему поколению.
Из этого следует, что возможности научного изучения Ленина и его наследия еще далеко не исчерпаны. В связи с этим появляется множество споров о том, как оценивать историческое наследие В.И. Ленина, а это в свою очередь обуславливает актуальность данной темы.
Цель данной работы: изучить жизнь и деятельность Владимира Ильича Ленина и на основе этого повысить уровень знаний учащихся о Владимире Ильиче.
Задачи:
1. Понять, какое место занимает В.И. Ленин в истории России.
2. Проанализировать отношение к В.И. Ленину и его роли в истории России;
3. Провести анкетирование учащихся;
4. Обобщить и систематизировать полученные сведения.
Предмет исследования: личность и деятельность В.И. Ленина.
Объект: уровень знаний учащихся о личности и деятельности В.И. Ленина.
Гипотеза: если рассказать учащимся начальных классов о жизни и деятельности В.И. Ленина, то их уровень знаний повысится.
Практическая значимость: данная исследовательская работа может быть интересна школьникам, которые увлекаются историей, а так же ее можно применять на уроках при изучении периода политической деятельности В.И. Ленина. Так же эта работа может стать основой для проведения тематических мероприятий.
Для проведения исследования использовались стандартные методы: изучение научно- популярной литературы, поиск информации на сайтах глобальной сети Интернет, изучение материалов СМИ ( в том числе местной периодики), анкетирование, анализ.
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В.И. ЛЕНИНА
Владимир Ильич Ульянов, больше известный по псевдониму «Ленин», родился 22 апреля 1870 года в Симбирске. Его отец, Илья Николаевич, работал инспектором народных училищ, а мать, Мария Александровна, была домашним учителем. В 1870 году в семье родился третий ребенок – Володя Ульянов. После Володи родилась сестра Ольга, затем Дмитрий и Мария. Всего – 6 детей. [1]
С ранних лет мальчик проявлял необычную смышленость и тягу к знаниям. С 1879 по 1889 он учился в Симбирской гимназии, которую закончил с золотой медалью. Владимир выделялся среди учеников аккуратностью, старательностью и усердием.
После гимназии Владимир поступил на юридический факультет Императорского Казанского университета.
В 1895 году после поездки заграницу, где Ленин встречается с Плехановым и многими другими общественными деятелями, он организует в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и начинает активную борьбу против самодержавия. За свою деятельность Ленин был арестован, провел год в тюрьме, а затем направлен в ссылку в 1897 году, где, однако, продолжал свою деятельность, несмотря на запреты. Во время ссылки Ленин сочетался официальным браком со своей гражданской женой – Надеждой Крупской.
По окончанию ссылки в 1900 г., Ленин решает покинуть Россию. В течение последующих нескольких лет он живет в Лондоне, немецком Мюнхене и швейцарской Женеве.
Пережив 2 инсульта в возрасте 53 лет, 21 января 1924 он умирает, оставив в наследие сильную независимую страну и огромное количество своих творческих работ.
1.2. Политическая деятельность В.И. Ленина
Как уже говорилось выше, во время учебы в университете Ленин стал участником запрещенной организации «Народная Воля», также принимал участие во всех студенческих беспорядках, за что его впоследствии и отчисляют из университета.
Ленин в 1888 году вновь приезжает в Казань и вступает в местный марксистский кружок, где начинает изучать труды Маркса, Энгельса и Плеханова, в будущем оказавшие огромное влияние на его политические идеи. В это время начинается его революционная деятельность.
Он создает в Санкт-Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» и приступает к активной борьбе против самодержавия. За эту деятельность Ленин был арестован, год провел в тюрьме, а затем был отправлен в ссылку, где продолжал деятельность, несмотря на запрет.
В 1898 году прошел первый тайный съезд партии социал-демократов (РСДРП). Вскоре все 9 членов Съезда были арестованы, однако начало партии было положено.
Датой создания партии считается 1 марта 1898 года. Первый съезд социал-демократической партии России состоялся в городе Минске. На нем была определена стратегия дальнейших действий. Стоит заметить, что никаких партийных документов на нем принято не было.
Второй съезд РСДРП был собран в 1903 году. На нем была разработана и принята революционная программа, состоявшая из 2 частей.
Задачей программы-минимум было установление республиканского правления в России. В требования программы РСДРП вошли:
- Полная передача всей власти в руки народного Законодательного собрания.
- Всеобщее избирательное право, равное для всех категорий населения.
- Частичная передача власти органам местного самоуправления.
- Гарантия неприкосновенности человеческой личности и жилья.
- Полное устранение сословий как общественного явления. Свобода слова, совести и печати.
- Право на свободное передвижение и собрания.
- Свободное самоопределение наций и получение образования на родном языке.
- Выборное назначение судей, ответственность должностных лиц перед судом.
- Замена регулярной армии всенародным вооружением.
- Обязательное бесплатное образование для всех детей.
- Отделение церкви от системы образования и государства.
- Создание приемлемых условий труда, запрет на детский труд и ограничение на женский.
1.2.2. Создание СССР как результат деятельности В.И.Ленина и коммунистической партии.
Декларация и Договор об образовании СССР были приняты 30 декабря 1922 года на I Всесоюзном съезде Советов с участием делегатов РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР). Мероприятие проходило в здании Большого театра в Москве.
«К декабрю 1922 года большевики поняли, что могут заново объединить самые большие и важные осколки империи в одно государство и вместе противостоять «враждебному капиталистическому окружению». Для такого государства они определили общие принципы управления и центральные органы власти. 30 декабря I Всесоюзный съезд Советов принял Договор об образовании СССР. Этот документ заложил фундамент первой советской Конституции 1924 года и оставался формально в силе вплоть до 1991 года», — отметил в беседе с RT кандидат исторических наук Александр Орлов.
В принятой декларации обозначались причины, принципы и цели объединения государств. Важнейшим принципом провозглашалось право народов на самоопределение, а конечной целью — создание Всемирного союза коммунистических республик.
Первый проект «автономизации» представил Иосиф Сталин, бывший тогда наркомом РСФСР по делам национальностей. Этот план предусматривал вхождение республик в состав РСФСР на правах автономий. При этом власть Москвы и общероссийское законодательство распространялись бы на новые территории. В сущности, план Сталина предусматривал не объединение и образование нового государства, а поглощение Россией национальных советских республик.
Прочитав проект Конституции, Ленин вызвал Сталина в Горки для объяснений, а затем оба направили в политбюро ЦК РКП (б) свои возражения. Ленин внёс несколько правок в проект Конституции, предложив в том числе назвать новое объединение «Союз Советских Республик Европы и Азии». В тот же день он написал членам политбюро записку «Об образовании СССР», в которой выразил мнение, что РСФСР должна признать себя и другие республики равноправными и вступить в союз «вместе и наравне с ними».
Ленин стал инициатором создания СССР по принципу федерализма, с правом наций на самоопределение вплоть до отделения. Были заложены основы нового сильного государства.
1.3. Редактор и публицист. Труды Ленина В.И.
За свою жизнь Владимир Ильич Ленин написал сотню книг и брошюр, тысячи статей и писем, выступал с множеством докладов и речей на партийных съездах и конференциях. Поэтому он по праву считал себя журналистом и писателем.
До Октябрьской революции книги и статьи Ленина выходили в основном нелегально. По данным Большой Советской энциклопедии, до 1917 года произведения Ленина издавались 212 раз общим тиражом 594 тысячи экземпляров. Гигантские цифры по тем временам. Немудрено, что к началу революции об Ульянове-Ленине знали не только рабочие и крестьяне, но и дворяне.
Первая его книга называлась «Что такое друзья народов и почему они воюют против социал-демократов» и вышла она в 1894 году. Поначалу его агитационные брошюры печатались без указания имени автора.
Более 60 статей Владимир Ильич опубликовал в газете «Искра», 70 в газете «Вперед», 90 в газете «Пролетарий», 20 в «Новой Звезде», 90 работ вышло в издании «Социал-демократ». Лидером по количеству публикаций была, конечно же, газета «Правда» - более 280 статей. Впервые автор подписался под своей статьей в 1901 году в журнале «Заря».
Звездный час Владимира Ильича настал после февральской революции 1917 года. С этого времени он начал публиковаться в СМИ практически ежедневно. За один год под его фамилией вышло более 200 статей в одной лишь «Правде».
ГЛАВА II. ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Исследование на тему «Что современные школьники знают о Ленине В. И.
В начале написания проекта у меня появилось предположение, что современные школьники 4-х классов мало знают о том, кто такой В.И. Ленин. С этой целью было проведено анкетирование, которое включило в себя 5 самых простых основных вопросов. (Приложение 1).
Было опрошено 37 человек – учащиеся 4 А и 4 Б классов.
В итоге получились следующие данные:
1. о том, что В.И. Ленин был вождем пролетариата знают 27 % опрошенных (37 человек);
2 настоящую фамилию Ленина знают - 62 %;
3. о том, что Ленин родился в Симбирске, знают всего -38%;
4. о том, что в какой газете работал В.И. Ленин, знают - 19%
5. на вопрос «Где сейчас похоронен В.И. Ленин?» ответили 33 % опрошенных, т.е. 12 человек.
Из этого можно сделать следующий вывод: больше половины опрошенных знают только о том, что такой человек был, знают, кем он был, и даже могут назвать его настоящую фамилию. Но больше они в принципе о нем ничего не знают.
Для более детального изучения вопроса было решено провести тест «Как хорошо ты знаешь Ленина?». (Приложение 2)
Тест был предложен тем же самым участникам исследования, с которыми ранее проводилась Анкета. Испытуемые – учащиеся 4-х классов в количестве 37 человек.
Тест включил в себя 7 вопросов, 2 из которых были заданы уже ранее в Анкете. Количество верных ответов приведены в таблице ниже, а так же в приложении: (Приложение 3 )
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Кол-во правильных ответов | 19 | 3 | 4 | 17 | 18 | 8 | 11 |
Выводы следующие:
- то же самое количество опрошенных, что и в Анкете дают правильные ответы и в Тесте на повторяющиеся вопросы;
- из всех вопросов самое большое количество опрошенных ответили правильно только на один вопрос о том, в каком году была Октябрьская революция;
- по остальным вопросам очень низкий процент правильных ответов, то есть опрошенные немного знают о В.И. Ленине.
Таким образом, проведенные тест и анкета подтверждают данные друг друга.
Заключение.
Как личности В.И. Ульянова (Ленина) можно относиться по –разному: уважать, презирать, восхищаться, ненавидеть. Но только с этим человеком нельзя не считаться. Он был и останется в мировой истории как одна из самых важных фигур XX века
Результатом деятельности В.И. Ленина стало следующее:
1. граждане были уравнены в правах;
2. Была ликвидирована неграмотность, стала формироваться рабоче-крестьянская интеллигенция;
3. Крестьяне получили землю;
4.Советское государство было признано международным сообществом;
5.В стране утвердилась однопартийная система;
6.Нерусские народы получили равные права и право на самоопределение;
7. Именно Ленин заложил основу для существования и развития советского социалистического общества и много другое.
В связи с этим к личности В. И. Ленина и его деятельности должен повыситься интерес не только среди взрослого населения, но и среди молодежи и подростков. Деятельность В.И. Ленина заставляет задумываться, анализировать, искать факты, а это необходимые умения в жизни человека в современном мире.
Проведенные исследования показали, что школьники МОБУ Школа «Взлетай» с. Булгаково знают о В.И. Ленине очень немногое, но если проводить различные тематические мероприятия, то уровень их знаний о жизни и деятельности В.И. Ленина увеличится, значит выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, выполнены, а цель достигнута.
Список литературы:
1. Волкогонов, В. Ленин. Политический портрет. / В. Волкогонов. - М.: ИНФРА-М, 2003.- с.45
2. Жизнь Владимира Ильича Ленина: вопросы и ответы. (Авторский коллектив) – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2012г.
3. Ленин В. И., О задачах пролетариата в данной революции. Тезисы, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31; его же. Задачи пролетариата в нашей революции. (Проект платформы пролетарской партии), там же; его же. Письма о тактике, там же; Седьмая (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (б). Протоколы, М., 1958.
4. Наумов А.Н. Мои воспоминания. – Париж; Нью-Йорк, 1954.
Источники:
https://vuzlit.ru/415142/istoricheskoe_znachenie_deyatelnosti_vladimira_lenina_rossii https://gazeta-pravda.ru/issue/32-30964-27-marta-6-aprelya-2020-goda/ikhsya-za-sideynoe-nasledie-v-i-lenina-i-borba-trudyashchotsializm-v-xxi-veke%203/
Приложение 1
Тест «Что ты знаешь о В.И. Ленине»
1. Кем был Ленин?
Вождём пролетариата
Профессором
Императором
2. Какой была настоящая фамилия Ленина?
Распутин
Ульянов
Киров
3. В каком городе родился Ленин?
В Вятке
В Санкт-Петербурге
В Симбирске
4. Как называлась газета, благодаря которой Ленину удалось достичь революции в России?
«Искра»
«Заря»
«Комсомольская правда»
5. Где в настоящее время покоится тело Ленина?
В мавзолее московского кремля
В могиле у кремлёвской стены в Москве
В Ленинском кладбище в городе Краснодаре
Приложение 2
Тест «Как хорошо ты знаешь Ленина»
1. Где родился Ленин?
а) В Москве
б) в Симбирске (ныне Ульяновск)
в) На Урале
2. Сколько у Ленина было братьев и сестер?
а) 5
б) 3
в) 6
3. Единственной официальной супругой Ленина была ?
4. К какому политическому режиму придерживался Ленин?
а) Демократия
б) Социализм
в) Тоталитарный
5. Какая настоящая фамилия Владимира Ильича?
а) Ленин
б) Добролюбов
в) Ульянов
6. В октябре какого года была "Октябрьская революция"?
а) 1916 года
б) 1918 года
в) 1917 года
7. Когда умер Владимир Ильич Ленин?
Ручей и камень
Шелковая горка
Рисуем космос
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Плавает ли канцелярская скрепка?