В работе представлен материал об увековечивании памяти о киселевчанах - участниках боевых действий в "горячих точках" планеты"
Вложение | Размер |
---|---|
3._vklad_muzeya_v_uvekovechivanie_pamyati.doc | 207.5 КБ |
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и науки Кузбасса
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ
обучающихся «Отечество»
Номинация «Школьные музеи. История образования. История детского движения»
Тема работы
«Вклад музея «Мужество и слава молодых»
в увековечивание памяти о жителях г. Киселевска,
участниках боевых действий в Афганистане и Чечне»
Подготовил: Сивак Анна Станиславовна, 2004г.р., учащаяся 10 класса, объединение «Следопыты» МАУ ДО ДДЮТЭ, Домашний адрес: 654080, Новокузнецк, ул. Кирова, 103-233 8-951-573-23-81
| |
Руководитель: Кубарь Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Дом детского и юношеского туризма, экскурсий» 652716, Киселевск, пер Мурманский, 20 8-951-615-02-93
|
Киселёвск, 2020
Оглавление
Введение …………………………………..…….……….……..………….…….……………2
Глава 1. Работа в Киселевске по увековечиванию памяти киселевчан, погибших в «горячих точках» планеты……….………………….………..…………………..……….………...4
Глава 2. Деятельность музея «Мужество и слава молодых», посвященного ветеранам боевых действий локальных войн и вооруженных конфликтов……..……….…….…………6
Заключение……………………………………………………………..……………………...13
Список использованных источников и литературы…………………………………...........14
Приложения………………………………………….………….……………..……………....15
Введение
Поводом выбора данной темы послужил 2019 год – год 30-летия со дня вывода советских войск из Афганистана и 25 - летия начала Чеченской войны. Готовясь к Урокам Мужества, посвященным памяти погибших в Афганистане и Чечне, я до глубины души прониклась этой темой.
Я и ранее была знакома с данными событиям, т.к. на протяжении пяти лет являюсь экскурсоводом музея «Мужество и слава молодых» в Доме туризма, но происходящее в юбилейный год, натолкнуло меня на мысль о том, что нашему музею, посвященному участникам боевых действий в «горячих точках» планеты, уже 15 лет, но его история не описана. В этом и есть новизна исследования. Мне также захотелось узнать, как в городе в целом организована работа по увековечиванию памяти киселевчан, погибших в мирное время.
Работая в данном направлении, мы провели опрос 27-и случайных прохожих у Стены памяти (прил. 23) и выяснили, что:
Напрашивается вывод, что не все жители Киселевска знают о погибших в Афганистане и Чечне, но хотели бы это знать. Несмотря на усилия властей и работу музея «Мужество и слава молодых» по увековечиванию памяти о погибших в «локальных» войнах, информации о самих ветеранах недостаточно и поэтому данная работа нужна, чтобы помочь изменить ситуацию. В этом и заключается актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является организация работы в городе Киселевске по увековечиванию памяти о погибших в Афганистане и Чечне.
Предметом исследования - музей «Мужество и слава молодых».
Цель исследовательской работы – изучение вклада музея «Мужество и славы молодых» в увековечивание памяти о жителях г. Киселевска, участниках боевых действий в Афганистане и Чечне.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Мной были выбраны следующие методы исследования: анкетирование, интервьюирование, сравнительный анализ, систематизация.
Источниковой базой исследования послужили материалы музея «Мужество и слава молодых» [5-8], а также собранные мной воспоминания Кубарь С.В.[1], Серохвостовой А.В. [2], Мишиной А.М. [3], Диды В.М.[4]. В ходе исследования были сделаны фотографии памятных мест Киселевска и экспозиций школьных музеев, посвященных погибшим в Афганистане и Чечне.
В трёхтомнике «Киселёвск в моей судьбе» содержится ценная информация о том, как трагические события в Афганистане и Чечне были отражены на страницах городской газеты «Киселёвские вести»[12]. В работе я использовала несколько статей из городских газет. Так, например, в статье «Я знаю их, встретивших смерть в бою», приведены воспоминания Е.К. Шереметьевой о своих учениках, погибших в «горячих точках» современности [15]. А при восстановлении информации о мероприятиях, посвященных героям Афганистана, неоценимую помощь оказали статьи «Вечная память героям Афганистана» [13] и «Памяти павших в горячих точках» [14], опубликованные в городской газете «Городок». А также статьи «В школьных музеях» [9], «Книга безвозвратных потерь» [10] и «Ухожу добровольцем в Афганистан» [10], опубликованные в газете «Киселевские вести».
На сайте «История. РФ» я почерпнула более полную информацию о причинах и ходе Афганской и Чеченских войн.
Работа в Киселевске по увековечиванию памяти киселевчан,
погибших в «горячих точках» планеты
31 год назад с уходом последнего советского солдата из Афганистана окончилась 10 – летняя (1979 – 1989 годы) кровопролитная война, в которой простые русские парни погибали, выполняя интернациональный долг. Тогда это была помощь братскому народу, сегодня её называют Афганской войной, а иногда просто «горячей точкой».
На службу в Афганистан было призвано 400 киселёвских парней. Пятеро погибли: Анатолий Дудко (1980 год), Игорь Ращупкин (1983 год), Андрей Кузьмин (1984 год), Евгений Жилин (1985 год), Александр Безсонов (1986 год) [7].
11 декабря 1994 года в соответствии с Указом № 2169 Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина в Чеченскую республику вошли российские войска. Отвагу, мужество и верность воинскому долгу проявили российские воины в ходе восстановления конституционного порядка на Северном Кавказе. Первая война в Чечне проходила с 1994-ого по 1996-й годы. В 1999 году началась вторая чеченская кампания, которая официально закончилась 15 апреля 2009 года.
Наши земляки принимали участие в боевых действиях в Чечне в составе 74-й отдельной мотострелковой бригады, расположенной в Юрге. Также несли службу на Северном Кавказе в составе подразделений сотрудников органов внутренних дел Кузбасса. Всего в Чеченской войне принимали участие 494 киселевчанина. Семь человек погибли: Евгений Мальцев (1995 год), Юрий Понюков (1995 год), Алексей Караваев (1995 год), Евгений Шеломицкий (2000 год), Евгений Костюнин (2001 год), Дмитрий Родионов (2006), Юрий Антонов (2008 год) [7].
В ходе исследования я выяснила, что в городе ведётся большая работа по увековечиванию памяти о земляках, погибших в Афганистане и Чечне. Проанализировав её, выделила несколько направлений.
Можно сделать вывод, что работа по увековечиванию памяти о погибших в «горячих точках» планеты в городе ведётся планомерно. К основным её направлениям относятся: создание экспозиций в школьных музеях; установка памятников и мемориальных досок на зданиях, где учились ветераны; присвоение имён героев школам и музеям образовательных организаций; создание музея «Мужество и слава молодых», посвященного ветеранам боевых действий локальных войн и вооружённых конфликтов; проведение приёмов и Уроков Мужества; организация турниров и спортивных соревнований; освещение данной работы в средствах массовой информации и сети «Интернет».
Но в ходе исследования я обнаружила, что данная работа была более интенсивной в периоды 1989-2005 г.г. и 2014-2019 г.г. Могу предположить, что это могло быть связано с подготовкой к памятным датам: 1989 г. - окончание вывода советских войск из Афганистана; 2005 г. – 60-летие Победы в Великой Отечественной войне; 2014 г. – 25-летие вывода советских войск из Афганистана и 20-летие со дня начала 1-ой Чеченской войны.
Может быть с непостоянством действий в данном направлении и связана небольшая осведомленность населения по теме, что было выявлено мною при анкетировании случайных прохожих.
Деятельность музея «Мужество и слава молодых», посвященного ветеранам
боевых действий локальных войн и вооруженных конфликтов
История музея боевой славы «Мужество и слава молодых» берет начало в 2001 году. В то время бывшего директора школы № 34 (с 1997 по 2008 годы) Кубарь Светлану Викторовну очень волновал вопрос о недостаточной работе по патриотическому воспитанию школьников.
Так как не нашлось свободного кабинета, было решено создать музейную комнату в небольшом подсобном помещении. Возник вопрос «Чему же будет посвящена данная музейная комната?» [1].
Из беседы со Светланой Викторовной (прил.18) я узнала, что она своими мыслями поделилась с бывшим директором (1991 по 2007 годы) Дома детского и юношеского туризма, экскурсий Ганиевым Вильямом Султановичем, который являлся председателем городской комиссии по смотру и паспортизации школьных музеев. Именно он и предложил посвятить будущий музей участникам локальных войн, погибшим в «горячих точках».
Светлана Викторовна в юности была хорошо знакома с Андреем Кузьминым, погибшим в Афганистане в 1984 году, также среди её знакомых было много парней, прошедших через Афганистан и Чечню. Поэтому тема сохранения памяти о воинах-интернационалистах была очень близка ей. И в школе началась кропотливая работа.
Первым руководителем музея была назначена учитель истории Серохвостова Антонина Владимировна (прил. 12 и 17). Общаясь с ней, я узнала как организовывалась первая поисковая группа музея. Как собирали материалы, встречались с участниками боевых действий, родственниками погибших. В сборе ценной информации очень помогли: военкомат, администрация города, директор училища №47 Владимир Борисович Игуменшев.
Музейная комната боевой славы «От Афгана до Чечни» (прил.13) была создана в 2002 году (прил. 13). Она содержала сведения о жизни и подвиге погибших парней. На стендах была представлена информация о 8-ми героях: И. Ращупкине, А. Кузьмине, Е. Жилине, Е. Мальцеве, Ю. Понюкове, А. Караваеве, Е. Шеломицком, Е. Костюнине (прил. 14).
После создания музейной комнаты сразу же началась большая просветительская работа. Для ребят и их родителей проводились обзорные экскурсии, первым экскурсоводом была отличница и активистка Тупикина Ольга (прил. 16). Было налажено сотрудничество с городским обществом ветеранов Афганской войны. Молодые парни, воевавшие в «горячих точках» планеты, стали частыми гостями на классных часах в школе.
Торжественное открытие маленькой музейной комнаты «От Афгана до Чечни» было приурочено к 14-ой годовщине вывода войск из Афганистана и состоялось 15 февраля 2003 года [2]. На встрече присутствовали родители погибших в Афганистане: Галина Ивановна и Николай Игнатьевич Жилины; Пётр Павлович и Мария Петровна Кузьмины; Александра Николаевна Ращупкина (прил. 15), а также участники военных действий в Афганистане, Дагестане и Чечне.
После открытия музейная комната стала центром гражданско-патриотического воспитания учащихся в школе №34. Через год директору школы Кубарь Светлане Викторовне пришла новая идея – на базе собранного материала создать настоящий музей с современными выставочными стеллажами.
За помощью она обратилась к начальнику городского отдела образования Никулиной Надежде Петровне и, несмотря на очень большие финансовые трудности в городе, получила поддержку. Были выделены материальные средства на изготовление современных выставочных стеллажей [1]. Но денег всё равно было недостаточно, поэтому Светлана Викторовна вместе с учителем технологии Дубовым Александром Степановичем разработали дополнительные самодельные объёмные выставочные стенды, которые были изготовлены в срок. Художественное оформление музея было поручено учителю рисования Стародубцевой Наталье Анатольевне. Ею была изготовлена диорама «Дорога смерти», картина «Памятник на холме» и иллюстрация «Гитара на выжженном песке», олицетворяющая молодую жизнь на страшной войне.
Летом 2004 года музей школы возглавила Мишина Александра Михайловна (прил. 19 и 20). Было решено подготовить три выставочные экспозиции: «Воины-киселевчане, погибшие в Афганистане»; «Воины-киселевчане, погибшие в Чечне» (прил. 21); «Участники локальных войн и вооруженных конфликтов» [8] (прил.22).
Беседуя с Мишиной А.М. я узнала, что часть рукописных материалов двух первых разделов была перенесена из старой музейной комнаты, а третий раздел активисты музея под её руководством создавали вновь. Была проведена большая поисковая работа. Юные краеведы встречались с родителями погибших воинов, с выпускниками школы, участниками локальных войн, с председателем городского отделения РСВА Ивлевым Николаем Николаевичем. Родители погибших парней рассказывали о своих сыновьях и передавали в музей их личные вещи и фотографии, письма и копии документов, награды и рисунки. Участники военных событий приводили примеры из жизни на войне и передавали в фонд будущего музея свои личные вещи и прочие атрибуты армейской жизни.
Школьники собирались на совет музея, где планировали работу. Краеведы поисковых групп классов представляли собранные материалы, а активисты музея систематизировали их, пополняя фонды музея новыми экспонатами [3].
В выставочных стеллажах были размещены: солдатская форма, значки и рисунки Е.М. Костюнина; лейтенантская форма и шинель И.Н Ращупкина; голубой берет А.П. Кузьмина; парадная форма В.И. Баласюка; копии удостоверений и благодарственных писем, фотографии и письма из Афганистана и Чечни. В музей были переданы вещи, привезённые из Афганистана и служебных командировок в Чечню: гранатомет, запал ПГ – 7, пули, триплекс от БМП, фляжка, значки, копии карт боевых действий в Афганистане, солдатская форма и каска участника войны в Афганистане Храпко И.А.
К открытию музея творческая группа школы под руководством директора подготовила торжественный вечер «Мужеству посвящается», куда были приглашены родители погибших воинов, выпускники школы – участники локальных войн, представители городского отделения РСВА.
Торжественное открытие музея состоялось 5 мая 2005 года [3]. С рассказами о погибших сыновьях выступали их родители: Г. И. Жилина, А. Н. Ращупкина, Н.П. Понюкова. Молодые мужчины, прошедшие войну, говорили о необходимости сохранения мира на всей земле. Выступали С.А. Панченко, Н.Н. Ивлев, В.И. Баласюк, С.В. Помыткин, К.С. Васильев, В.Ф. Коврига, а Е.М. Койнов под гитару исполнял песни афганской войны. Затаив дыхание, со слезами на глазах школьники слушали выступления гостей.
Изучение деятельности музея после его торжественного открытия (прил.23), позволило мне выделить несколько направлений в деле увековечивания памяти о жителях г. Киселевска, участниках боевых действий в Афганистане и Чечне: поисковое, экспозиционное, просветительское.
Общаясь с А.М. Мишиной я узнала, что в 2005 году в военкомате сообщили, что в Киселёвск из Северо-казахстанской области переехали родители погибшего 30 марта 1980 года в Афганистане Анатолия Васильевича Дудко. Поисковая группа музея встретилась с родственниками героя. Отец Анатолия передал в музей награды сына: медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», орден Красного Знамени, подлинник извещения о гибели сына и его фотографии.
В 2006 году активистам музея стало известно, что в посёлке Карагайлинском проживают родственники погибшего в Чечне милиционера Евгения Петровича Шеломицкого, который погиб 9 января 2000 года в Чечне. Родители Евгения передали в музей фотографии, копии документов о смерти сына.
29 августа 2006 года в Чечне погиб милиционер отдельной роты патрульно-постовой службы города Киселевска Дмитрий Родионов. В составе сводного отряда из 48 кузбасских милиционеров он был послан в длительную служебную командировку в Чеченскую республику для наведения конституционного порядка в Ачхой-Мартановском районе. Поисковая группа музея встречалась с мамой Дмитрия и его сослуживцами, которые передали в дар музею личные вещи и фотографии героя.
В 2015 году оформлен поисковый материал о седьмом киселевчане, погибшем в Чечне Юрии Александровиче Антонове, который был застрелен в начале лета 2008 года при отправке домой на чеченском вокзале. Он был солдатом срочной службы. По инициативе учащихся и педагогов накануне 20-летия начала войны в Чечне на Стене Памяти «Погибшим в горячих точках», расположенной в центре города, появилась гранитная доска в память о герое.
В последние годы активистами музея ведется большая работа по сбору информации о киселевчанах, участниках боевых действий в «горячих точках». Мы находим всё новые и новые имена и встречаемся с ветеранами. Лично я принимала участие в поисковой деятельности по сбору информации о ветеранах Афганистана и Чечни Олеге Викторовиче Сохареве и Якове Филипповиче Туруцком, об участнике боевых действий в Чечне Олеге Николаевиче Тупикинине.
В 2020 году поисковая группа музея приняла активное участие в создании городской Книги Памяти «Дорогами войны и труда» - собрали поисковый материал о Гуляеве Н. И., Кулешове Н.А., Бараеве А.Д. Лично я оформила поисковый материал о вкладе семьи Бараевых в победу над фашистской Германией и представила его на городском конкурсе экскурсоводов (1 место).
В 2006 году экспозиция «Воины-киселевчане, погибшие в Чечне» была пополнена материалами о Дмитрии Родионове. В 2007 году была разработана тематическая экскурсия «Знаете, каким он парнем был», посвященная памяти героя, которую активист музея Дмитрий Головацкий представил на городском конкурсе экскурсоводов (3 место).
Изначально в музее были только постояннодействующие экспозиции: «Воины-киселевчане, погибшие в Афганистане»; «Воины-киселевчане, погибшие в Чечне»; «Участники локальных войн и вооруженных конфликтов». А вот в 2015 году в музее появился новый выставочный стеллаж, позволяющий готовить сменные экспозиции.
Кубарь С.В. рассказала мне, что она мечтала о них на протяжении 10 лет и, благодаря им появилась возможность организовывать временные выставки, что расширило возможности музея.
В 2015 году была открыта экспозиция «Дети войны», в 2016 году - «История и современная жизнь старейшего района города - Афонино», в 2020 году - «Педагоги Киселевска - участники Великой Отечественной войны».
К 85-летию Победы в музее открыта новая постояннодействующая экспозиция «Жители района Афонино – ветераны Великой Отечественной войны».
3.Просветительское направление в деятельности музея заключается:
Работая с инвентарной книгой я выяснила, что фонд музея составляет 752 экземпляра, из них 232 экземпляра – основной фонд музея, 520 экземпляров - вспомогательный фонд. Это главное богатство и ценность музея, результат 15-летней поисковой работы коллектива учащихся и педагогов. В журнале регистрации экскурсий имеются записи о проведении более 405 обзорных и тематических экскурсий, бесед и массовых мероприятий, на которых присутствовало 1325 человек.
Работа музея не осталась незамеченной: экскурсоводы Мирошниченко Александр и Данилова Яна были награждены целевыми губернаторскими премиями за активное участие в общественной и военно-патриотической жизни Кузбасса; руководитель музея Мишина Александра Михайловна получила Благодарственное письмо от областной организации Российского союза ветеранов Афганистана за активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи; в 2011 г. музей занял 3 место в городском конкурсе на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся.
Первоначально историю музея я описала в хронологическом порядке. Но затем переработала материал и составила таблицу, в которой сгруппировала весь поисковый материал по темам (прил.1). Из таблицы видно, что в истории музея прослеживается 3 этапа: создание комнаты боевой славы «От Афгана до Чечни»; открытие большого зала музея «Мужество и слава молодых»; смена владельца музея. Из-за смены владельца музей имел и два паспорта.
Музейные экспозиции делятся на две группы. Постоянно действующие и сменные, которые оформляются к конкретным датам и мероприятиям.
Проанализировав многолетнюю работу музея, я сделала вывод, что смена руководителей и экскурсоводов музея не нарушает музейных традиций. Также остаются постоянными и друзья музея: городской совет ветеранов Афганистана; городской военный комиссариат; управление внутренних дел города Киселёвска; участники военных действий в Афганистане и Чечне; родители погибших в «горячих точках» планеты.
Работа в музее, среди фотографий, наград, военных документов, личных вещей и воспоминаний ветеранов Афганистана и Чечни, родственников погибших позволила мне прикоснуться к героическому подвигу наших современников.
Заключение
В ходе исследования я выяснила, что в городе проводится большая работа по увековечиванию памяти погибших в «горячих точках» планеты. Я определила несколько направлений деятельности: установка памятников; открытие мемориальных досок; создание экспозиций в школьных музеях; проведение различных мероприятий; открытие музея «Мужество и слава молодых».
Работая с различными источниками, я подробно описала историю музея Дома туризма в хронологическом порядке, а также систематизировала материал по темам: этапы развития музея; общие данные и руководители; председатели Совета музея и экскурсоводы; друзья музея и его экспозиции; традиции и награды музея; освещение работы музея в СМИ.
В ходе исследования истории музея я выяснила, что его официальное открытие состоялось в 2005 году. За 15 лет работы сменилось 4 руководителя. Беседа с ветеранами позволила сделать вывод, что наибольший расцвет музея связан с деятельностью Серохвостовой А.В. и Мишиной А.М.
Также я узнала, что мой руководитель – Кубарь С. В. внесла большой вклад в многолетнюю деятельность музея: как директор школы №34 она непосредственно участвовала в его создании; как заместитель директора по воспитательной работе Дома туризма проводит в музее массовые мероприятия гражданско-патриотической направленности; как педагог дополнительного образования ведет большую поисково-исследовательскую деятельность по музейному краеведению. Она очень трепетно относится к музею, считая его своим детищем.
В ходе исследования я выяснила, что музей «Мужество и славы молодых» вносит большой вклад в увековечивание памяти о жителях г.Киселевска, участниках боевых действий в Афганистане и Чечне.
Практическое применение следующее:
Я горда тем, что внесла свой посильный вклад в развитие нашего музея.
Список использованных источников и литературы
Источники
Литература
Электронные ресурсы
Приложения
Приложение 1
История музея | |
Этапы развития музея |
славы «От Афгана до Чечни»;
музея «Мужество и слава Молодых»;
|
Общие данные |
|
Руководители музея |
|
Председатели Совета музея |
|
Экскурсоводы музея |
Кристина, Аминькаева Оксана;
|
Друзья музея |
|
Экспозиции музея | Постоянно действующие экспозиции:
(погибшие в Афганистане: Анатолий Дудко, Игорь Ращупкин, Андрей Кузьмин, Евгений Жилин, Александр Безсонов); (погибшие в Чечне: Евгений Мальцев, Юрий Понюков, Алексей Караваев, Евгений Шеломицкий, Евгений, Костюнин, Дмитрий Родионов, Юрий Антонов);
Сменные экспозиции:
|
Традиции музея |
|
Награды музея |
|
Освещение работы музея в СМИ |
|
Зимний дуб
Всему свой срок
Сказка об осеннем ветре
Огонь фламенко
Пчёлы и муха