Музыка – один из прекраснейших видов искусства, который способствует становлению личности, передавая ей накопленные культурой ценности, нормы, идеалы, развивая в человеке творчество и созидательную активность. Последние тенденции современного общества таковы, что музыка является неотъемлемой частью жизни человека во всех сферах деятельности. Она звучит в супермаркетах, маршрутках, кинотеатре, по телевидению, на улице, дискотеке и в других общественных местах. Также учащиеся могут слушать музыку в наушниках на переменах.
Я не знаю ни одного человека, который бы вообще не слушал музыку, но с уверенностью могу сказать, что вряд ли кто-то серьёзно задумывался о влиянии музыки на эмоциональное состояние и поведение человека. У моих сверстников есть любимый стиль музыки, любимый исполнитель. И мною было замечено, что одна музыка приводит мысли, чувства в ровное и спокойное состояние, другая же воздействует агрессивно. Поэтому данная тема проекта меня заинтересовала, и я поняла, что роль музыки велика и прослушивание определённой музыки может стать хорошим подспорьем в решении проблем урегулирования эмоционального состояния подростков, ведь именно в подростковом возрасте учащиеся проявляют свои эмоции особенно ярко и агрессивно.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_muzyki_na_emotsionalnoe_sostoyanie_podrostkov._proekt.docx | 391.89 КБ |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Катайска
Индивидуальный проект на тему:
«Влияние музыки на эмоциональное состояние подростков»
Вид проекта: исследовательский.
Автор: Алимова Мехринисо Муродиловна,
обучающаяся 10 класса
МБОУ СОШ №2 г. Катайска
Руководитель: Гетман Ксения Викторовна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №2 г. Катайска
г. Катайск; 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Эмоции в жизни человека……………………………………………….6
Влияние музыки на человека в разные исторические эпохи………............6
Особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте…………………………………………………………………………...10
«Физика» и «химия» музыкального воздействия на эмоции человека…………………… …………………………………………………….13
Глава II. Исследование влияния музыки на эмоциональное состояние учащихся………………………………………………………………………….15
Моё исследование «Взаимосвязь между музыкальными предпочтениями подростков и их эмоциональным состоянием» ……………………………….15
Создание пакета рекомендаций по выравниванию эмоционального состояния подростков «Музыкальная аптечка»……………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….17Список источников и литературы……………………………………..………..18
Приложения……………………………………………………………..……….19
Введение
Актуальность проекта
Музыка – один из прекраснейших видов искусства, который способствует становлению личности, передавая ей накопленные культурой ценности, нормы, идеалы, развивая в человеке творчество и созидательную активность. Последние тенденции современного общества таковы, что музыка является неотъемлемой частью жизни человека во всех сферах деятельности. Она звучит в супермаркетах, маршрутках, кинотеатре, по телевидению, на улице, дискотеке и в других общественных местах. Также учащиеся могут слушать музыку в наушниках на переменах.
Я не знаю ни одного человека, который бы вообще не слушал музыку, но с уверенностью могу сказать, что вряд ли кто-то серьёзно задумывался о влиянии музыки на эмоциональное состояние и поведение человека. У моих сверстников есть любимый стиль музыки, любимый исполнитель. И мною было замечено, что одна музыка приводит мысли, чувства в ровное и спокойное состояние, другая же воздействует агрессивно. Поэтому данная тема проекта меня заинтересовала, и я поняла, что роль музыки велика и прослушивание определённой музыки может стать хорошим подспорьем в решении проблем урегулирования эмоционального состояния подростков, ведь именно в подростковом возрасте учащиеся проявляют свои эмоции особенно ярко и агрессивно.
Проблема проекта
Влияние музыки на эмоциональную сферу подростков. Может ли музыка быть вредна для психологического здоровья учащихся?
Цель проекта: изучение влияния музыки на эмоциональное состояние подростков.
Задачи проекта:
1) пронаблюдать влияние музыки на человека в разные исторические эпохи;
2) выявить особенности эмоциональной сферы в подростковом возрасте;
3) изучить «физику» и «химию» музыкального воздействия на эмоции человека;
4) проанализировать взаимосвязь между музыкальными предпочтениями подростков и их эмоциональным состоянием;
5) создать пакет рекомендаций по выравниванию эмоционального состояния подростков «Музыкальная аптечка».
Гипотеза исследования: я предполагаю, что музыка может влиять на эмоциональное состояние человека.
Объект исследования – музыкальные предпочтения учащихся 10 класса.
Предмет исследования – музыка, различная по жанру и характеру.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ литературы, изучение и обобщение источников информации);
2) эмпирические (проведение исследования в виде социального анкетного опроса анонимного характера среди учащихся).
Этапы работы над проектом:
1) подготовительный (формулирование темы, проблемы, цели, задач, гипотезы работы, составление плана работы над проектом);
2) основной (сбор и изучение литературы, осуществление анализа и отбора информации для теоретической главы проекта, проведение социального опроса среди учащихся, создание презентации);
3) заключительный (защита проекта: публичное выступление, презентация, оценивание работы).
Сроки работы над проектом: сентябрь – апрель 2023 – 2024 учебного года.
Практическая значимость работы: материалы проекта могут быть использованы в качестве рекомендаций по выравниванию эмоционального состояния подростков, а также учителями на уроках музыки, обществознания и внеклассных мероприятиях.
Глава I. Эмоции в жизни человека
Влияние музыки на человека в разные исторические эпохи
Музыка последовательно проходила все этапы развития, как и человек. Она развивалась, открывала новые границы видения мира, служила выражением чувств людей на протяжении всего её существования. Кратко проследим развитие музыки в отдельно взятых эпохах. С незапамятных времён музыка сопровождает жизнь людей. Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено ещё на заре цивилизации.
Первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов — шаманских барабанов, трещоток и костяных флейт, человек осознал: музыка может воздействовать на тело и эмоции человека. Древние китайцы считали, что музыка избавляет от недугов, которые неподвластны врачам. «Музыка, её первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Еще в Древнем мире было известно о влиянии звука, как на физическое, так и на душевное состояние человека: например, шум прибоя успокаивал, умиротворял, а энергичная, быстрая барабанная дробь заряжала энергией.
Такие известные личности, как Пифагор, Платон, Аристотель, знали о лечебном воздействии музыки и верили в то, что она восстанавливает гармонию, как во Вселенной, так и в человеческом теле. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармоничной личности. Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.
Музыка усиливает радость, успокаивает печаль, изгоняет болезни, смягчает боль. Кельтские жрецы придавали музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория – барды, которые занимались изучением и распространением музыки. Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на всё живое вокруг. В старейших скульптурах и в резных работах, на фресках мы можем видеть сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась в храмах для лечения нервных расстройств. Использование музыкального искусства с терапевтической целью описаны также в древних папирусах и Библии. Мистическими легендами объяснялось улучшение самочувствия и настроения, уменьшения болезненных ощущений, страха, возвращение человеку бодрости, энергии под действием чарующих звуков.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что для древних цивилизаций музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под неё деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного развлечения. Музыка часто передаёт такие оттенки чувств и переживаний, которые трудно выразить словами. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы.
Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводить к снижению заболеваемости и улучшать обмен веществ. Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия.
В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик В. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придает физическую бодрость. Московский врач Михаил Лазарев успешно лечил бронхолёгочные патологии слушанием музыки, исполненной на флейте и арфе.
С 1965 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации, стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. В московском центре «Эйдос» музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета. Недавно учёные из Гёттингенского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность различных средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким. Создатель музыкальной фармакологии американский учёный Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии П. Чайковского и увертюры В. Моцарта, а также «Лесного царя» Ф. Шуберта и оду «К радости» Л. Бетховена из 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Учёные из города Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пиккало и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление.
Считается, что прослушивание произведений А. Бородина, Ф. Шопена, Л. Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя. Симфонии П. Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Медленные произведения И. Баха и прелюдии Ф. Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Д. Шостаковича - держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность). Творения В. Моцарта и Ж. Бизе, танцевальные произведения И. Штрауса, И. Кальмана и Ф. Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Ф. Шопена делает отношение к окружающему миру более оптимистичным и радостным.
Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Этот метод широко используется в психотерапии, так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, значит она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств. Центрами современной музыкотерапии считается Германия, США, Швейцария.
Мелодии, извлекаемые на различных музыкальных инструментах, отличаются воздействием на человеческий организм (см. Приложение 1). К примеру, фортепиано влияет на почки, щитовидную железу, нервную систему, мочевой пузырь. Ударные инструменты - тарелки, бубен, барабаны, литавры, колокольчики, кастаньеты дают нормализацию работы печени, системы кровообращения, сердца. Духовые - фагот, флейта, труба, гобой, кларнет оказывают полезное влияние на дыхательную систему и систему кровообращения. Струнные - скрипка, гитара, арфа оказывают позитивный эффект на работу сердечно-сосудистой системы.
По данным исследований учёных стало ясно, что музыка снимает стресс, повышает иммунитет, улучшает здоровье. Она поднимает силу духа. Музыка способна вдохновить на творчество. Музыка помогает понять глубокий смысл жизни. Из вышесказанного можно сделать вывод, что музыкотерапия актуальна сейчас так же, как и в древние времена.
Особенности развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте
Подростковый возраст является наиболее сложным возрастным периодом, для которого характерны: отдаление подростков от взрослых (родителей и учителей), отсутствие взаимопонимания с ними, невозможность преодолеть протестное, а порой и открыто агрессивное поведение подростков.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всём этом намечается переход от детства к взрослости. Центр физической и духовной жизни ребёнка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Чувство взрослости - центральное и специфическое новообразование этого возраста (Л. С. Выготский).
В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера. Формируются и новые критерии оценок личности и деятельности других людей. Это, с одной стороны, создаёт возможность для более точной и правильной оценки людей путём их сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определённые трудности, обусловленные неумением подростков правильно воспринять взрослого, дать ему верную оценку. В этом возрасте происходят положительные изменения в самовосприятии, в частности растёт самоуважение и повышается оценка себя как личности.
Эмоции - это один из самых интересных феноменов психики. Эмоции способны вызывать не только какие-то ощущения или общие реакции, но и конкретные действия. Эмоции (от лат. emoveo – «потрясаю, волную») - это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений. Если процесс удовлетворения потребностей протекает благоприятно, то человек испытывает положительные эмоции и, напротив, отрицательные эмоции возникают в ответ на неудовлетворение потребностей или отсутствие нужного результата собственного действия. Эмоции, как и ощущения, восприятия или мышления, являются одной из форм отражения сознанием реального мира.
Установлено, что для эмоциональной сферы подростков характерны:
1) очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;
2) большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;
3) повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющаяся в тревожности (В. Р. Кисловская в 1972 г. установила, что самая высокая тревожность наблюдается в подростковом возрасте); повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано в том числе со страхом показаться смешным;
4) противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;
5) сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;
6) предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; проявление гражданского чувства патриотизма.
Таким образом, эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Сохраняется у подростков и отрицательное отношение к себе. В результате для школьников этого возраста характерна предрасположенность к отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационной сфере.
Американский психолог Кэролл Изард выделил 10 базовых эмоций, которые испытывает человек (см. Приложение 2). При прослушивании разнохарактерной музыки человек испытывает большую часть «фундаментальных» эмоций по классификации К. Изарда.
Один из родоначальников отечественной музыкальной психологии Б. М. Теплов утверждал, что восприятие музыки идёт через эмоции, неэмоциональным путём нельзя постичь содержание музыки. Он писал: «Понять художественное произведение - значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно. Но чувством художественное восприятие, конечно, не ограничивается».
«Физика» и «химия» музыкального воздействия на эмоции человека
«Физика» и «химия» музыкального воздействия заключается в том, что человеческими эмоциями «заведуют» центральные части головного мозга, к примеру, гипоталамус – небольшая область в промежуточном мозге. Ушные раковины принимают звуковой сигнал и преображают его в нервный импульс, который по нервным окончаниям попадает в гипоталамус. Гипоталамус преобразует нервный импульс в эмоциональное переживание и информирует об их возникновении кору головного мозга. Вызываемые музыкой волновые колебания, которые гипоталамус получает от органов слуха, схожи с биоритмическими. И гипоталамус обрабатывает их тем же способом, но синхронизировать музыкальные ритмы он не может. Поэтому полиритмия в музыке у многих людей вызывает неприятные ощущения. Также, в гипоталамусе находится центр удовольствия. При прослушивании приятной для человека музыки к нервным окончаниям поступает больше крови, что стимулирует выработку дофамина – одного из химических факторов внутреннего подкрепления (ФВП) и вещества, вызывающего чувство наслаждения и удовольствия.
Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки показало их способность вызывать определённые эмоциональные состояния человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что музыка может улучшить или ухудшить эмоциональное состояние, повысить или понизить уровень интеллекта. Учитывая влияние музыки на эмоциональную сферу человека, а влияние эмоциональной сферы на его здоровье, в настоящее время всё больше развивается такое направление, как музыкотерапия.
Глава II. Исследование влияние музыки на эмоциональное состояние учащихся
Моё исследование «Взаимосвязь между музыкальными предпочтениями подростков и их эмоциональным состоянием»
Я провела социальный анкетный опрос анонимного характера среди учащихся 10 класса МБОУ СОШ №2 г. Катайска на предмет выявления взаимосвязи между музыкальными предпочтениями подростков и их эмоциональным состоянием. В опросе прияло участие 21 человек.
Респондентам были заданы вопросы и предложены варианты ответа (см. Приложение 3).
Результаты опроса показали, что: учащиеся 10 класса чаще всего предпочитают слушать рэп (33%), данная позиция заняла первое место, на втором и третьем разместились такие жанры музыки как хип-хоп (29%) и поп (24%) соответственно, и последнее место заняла электронная музыка (14%). Во время сниженного настроения 33% учеников предпочитают слушать ритмичную музыку, 29% - спокойную, 24% - агрессивную и 14% - громкую. Во время хорошего настроения подростки в одинаковой степени (33%) предпочитают слушать весёлую и ритмичную по характеру музыку, 24% - спокойную и 10% - тихую по динамике музыку.
Таким образом, музыка, созданная в разных жанрах, имеет определённое психофизиологическое воздействие на человека, особенно на подростка и успешно отражает самые различные настроения. Это значит, что, слушая определённую музыку, можно управлять своими эмоциями и настроением.
Результаты исследования представлены в Приложении 4,5,6.
Создание пакета рекомендаций по выравниванию эмоционального состояния подростков «Музыкальная аптечка»
Исходя из данных, полученных в результате исследования, я составила три плейлиста для прослушивания, которые представляют собой список музыкальных треков, различных по средствам музыкальной выразительности. Набор треков сделан из музыкальных предпочтений одноклассников. Представленная в плейлистах музыка несёт оздоравливающую функцию и может быть использована на переменах, по пути в школу и из школы. За время звучания треков из данных плейлистов, можно регулировать своё эмоциональное состояние в зависимости от ситуации: снять напряжение, агрессию, тревогу, усталость, настроиться на следующий урок, справиться с волнением перед контрольной работой. Достоинства музыкотерапии в данном случае заключаются в абсолютной безвредности, простоте и лёгкости в применении, в быстрой по времени регуляции эмоционального состояния, а также в том, что учащиеся могут сами в дальнейшем пополнять свою «музыкальную аптечку».
Таблица №1 «Музыкальная аптечка» представлена в Приложении 7.
Заключение
В заключение своей работы хочется ещё раз подчеркнуть, что никакая наука не способна вызвать в человеке такой внутренний отклик, ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство. Как оказалось, в большинстве случаев музыка не оказывает отрицательного воздействия на психологическое здоровье учащихся. Также, нужно сказать, что работа над проектом дала мне на практике убедиться в том, что музыка имеет огромное влияние на эмоции и настроение человека. Мне интересно было узнать об особенностях развития эмоциональной сферы подростков, о музыкотерапии, а также о том, как через музыкальные произведения можно регулировать свои эмоции и чувства. Эти знания помогут мне глубже понять себя и окружающих меня людей. Я считаю, что поставленная цель достигнута, задачи решены, а гипотеза, выдвинутая мной, полностью подтверждена, ведь, действительно, музыка очень сильно влияет на эмоциональное состояние человека, в особенности на чувства, поведение и настроение подростка. Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о влиянии музыки на эмоциональный мир человека. Следует отметить, что данные, представленные в проекте можно применять в перерывах между уроками и на внеклассных мероприятиях.
Список источников и литературы
Литература:
1. Изард К. Э., И32 Психология эмоций/Перев. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 1999, - 464 с.
2. Психология музыкальных способностей [Текст] / Проф. Б. М. Теплов, действ. чл. АПН РСФСР ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947 (Л. : 2-я ф-ка дет. книги Детгиза). - 335 с.
Интернет-источники:
Приложения
Приложение 1
Рисунок 1. Воздействие музыкальных инструментов на органы человека
Приложение 2
Рисунок 2. Базовые эмоции по К. Изарду
Приложение 3
Анкета социального опроса
1. Какие музыкальные жанры ты предпочитаешь слушать?
а) поп б) хип-хоп в) рэп г) электронная музыка
2. Как часто ты проявляешь негативные эмоции (злость, ярость, обида)? Какую музыку по характеру ты слушаешь в такие моменты?
а) агрессивную б) громкую в) ритмичную г) спокойную
3. Как часто ты находишься в хорошем настроении? Какую музыку ты предпочитаешь слушать в такие моменты?
а) спокойную б) весёлую в) ритмичную г) тихую
Приложение 4
Диаграмма 1: прослушивание музыкальных жанров учащимися
Приложение 5
Диаграмма 2: выбор музыки учащимися во время плохого настроения
Приложение 6
Диаграмма 3: выбор музыки учащимися во время хорошего настроения
Приложение 7
Таблица №1
Песни для улучшения самочувствия, активности, оптимистического настроения | Песни для уменьшения тревоги, агрессии, эмоционального напряжения, для успокоения | Песни для повышения концентрации внимания, сосредоточенности, для учёбы, работы |
Тима Белорусских – Витаминка | Егор Крид – Голубые глаза | Alex G – Scars to Your Beautiful |
Хабиб – Ягода малинка | JONY - Камин | Canyon City – Bluebird |
Люся Чеботина – Солнце Монако | Rauf &Faik – Колыбельная | Seafret – Wildfire |
EMIN, JONY – Лунная ночь | Justin Bieber – Yummy | И. Бах – Air On G String |
RASA – Погудим | Billie Eilish – Bored | К. Дебюсси – Эстамп |
Tones and I – Dance Monkey | Юлия Савичева – Высоко | В. Моцарт – Музыка ангелов |
GAYAZOVS BROTHERS – Малиновая лада | Andro – Болен твоей улыбкой | Ф. Шопен – Сад Эдема (Нежность) |
Проектный продукт «Музыкальная аптечка»
Композитор Алексей Рыбников
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Простые летающие модели из бумаги