«Век живи, век учись». Именно с этой пословицы я хотел бы начать свою работу. Пословица что это? Откуда она появилась? Почему мы чаще слышим пословицы от взрослых людей…
Педагог и писатель К.Д. Ушинский говорил: «Мы учимся русскому народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранен в пословицах, не знаем». Пословицы - это крупицы народной мудрости. Каждая пословица имеет сой смысл, у каждой половицы своя история. Они как люди разного происхождения, говорит о разных традиция, обычаях, нравах о месте в которых они родились. Но каждая пословица –это народная мудрость, которая создавалась веками и передавалась из поколения в поколение. Многие пословицы дошли до наших дней. Современный человек, который употребляет их в своей речи, демонстрирует, конечно, свой ум и мудрость.
Цель моей работы узнать, всегда ли пословицы будут актуальными? Как часто их используют в современном обществе.
Задачи:
Актуальность работы заключается в том, что мудрыми людьми всегда восхищались, а с помощью пословиц люди передают друг другу свой жизненный опыт, делятся духовно-нравственными ценностями. Речь человека употребляющего пословицы приятно слушать, потому что она становится красивее, богаче и выразительнее.
Я считаю, что изучение пословиц – это увлекательное путешествие по стране Мудрость, раскрывающее духовно- нравственные ценности народа и мотивирующее школьников на примере пословиц обогащать свою речь и знания о языке.
Вложение | Размер |
---|---|
hripko_egor_poslovitsy-kladez_mudrosti.docx | 239.7 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Созвездие» с.Тёпловка Новобурасского района саратовской области»
Секция:
«Чудо всюду».
Исследовательская работа.
Пословицы –кладезь мудрости, сможем ли мы их сохранить.
Автор работы
Хрипко Егор.
МОУ «СОШ «Созвездие» с.Тёпловка
Руководитель
Жилина Алёна Александровна
2022г.
Содержание.
2.1. Зачем нужны пословицы…………………………………….....3-4
Введение.
«Век живи, век учись». Именно с этой пословицы я хотел бы начать свою работу. Пословица что это? Откуда она появилась? Почему мы чаще слышим пословицы от взрослых людей…
Педагог и писатель К.Д. Ушинский говорил: «Мы учимся русскому народному языку на пословицах, ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранен в пословицах, не знаем». Пословицы - это крупицы народной мудрости. Каждая пословица имеет сой смысл, у каждой половицы своя история. Они как люди разного происхождения, говорит о разных традиция, обычаях, нравах о месте в которых они родились. Но каждая пословица –это народная мудрость, которая создавалась веками и передавалась из поколения в поколение. Многие пословицы дошли до наших дней. Современный человек, который употребляет их в своей речи, демонстрирует, конечно, свой ум и мудрость.
Цель моей работы узнать, всегда ли пословицы будут актуальными? Как часто их используют в современном обществе.
Задачи:
Актуальность работы заключается в том, что мудрыми людьми всегда восхищались, а с помощью пословиц люди передают друг другу свой жизненный опыт, делятся духовно-нравственными ценностями. Речь человека употребляющего пословицы приятно слушать, потому что она становится красивее, богаче и выразительнее.
Я считаю, что изучение пословиц – это увлекательное путешествие по стране Мудрость, раскрывающее духовно- нравственные ценности народа и мотивирующее школьников на примере пословиц обогащать свою речь и знания о языке.
История возникновения пословиц.
Источники происхождения пословиц довольно разные. Как и все виды устного народного творчества пословицы основаны на жизненных наблюдениях и опыте людей. У каждой национальности есть свои пословицы, в каждой заключается их духовно-нравственная мудрость.
Пословица – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, в ритмически организованной форме.
Пословицы возникали не мгновенно, а рождались они из жизненных наблюдений наших предков, поведения людей, окружающего их мира. Кто-то однажды сформулировал своё жизненное наблюдение или сравнение, а пошло он передаваться из уст в уста со временем изречение менялось, становилось более емким и звучным, пока не дошло до окончательного варианта.
У древних народов пословицы назывались «притчами». Чаще всего они были составной частью какого-нибудь рассказа, повествования.
Есть пословицы, сохранившиеся от языческих или полуязыческих времен, так называемые «мифические». Они отразили языческие верования и обряды. Немало пословиц исторических, получивших начало в выдающиеся периоды исторической жизни, или после знаменитого события. Например, «погиб, как швед под Полтавой». Есть большое количество пословиц, относящихся к семейной жизни. Брак в своем историческом развитии прошел несколько этапов, что и отразилось в пословицах. Примером пословиц, касающихся брака и семьи, служат следующие. «Не торопись скоро жениться, чтобы после самому не сердиться», «Выбирай лошадь от природы, а суженую от дома». Существуют пословицы, касающиеся общественной жизни. Многие из них выражают разумное понимание жизни и правильный взгляд на неё, например, «Ученье свет, а неученье тьма».
Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью).
Пример: Убогий мужик и хлеба не ест; богатый и мужика съест.
Убогому подле богатого жить – либо плакать. Либо тужить.
Пословицы играют очень значимую роль. человек оправдываю тот или иной поступок приводит в качестве доказательства пословицу. А против пословицы уже не пойдешь.
Зачем нужны пословицы.
Значение пословиц в жизни человека трудно переоценить, ведь они как учитель передают из века в век опыт, мудрость, смекалку одни пословицы нам рассказывают, как себя надо вести, вторые напоминают о здоровье, третьи высмеивают пороки.
Давайте посмотрим с вами на пословицы: «Поспешишь людей насмешишь», «С кем поведешься от того и наберёшься», «Здоровье первое богатство». Каждая из \тих пословиц нас учит, они отображают все реалии нашей жизни в простой и доступной форме. Их можно применять повседневно, они украшают нашу речь, делают ее более конкретной и интересной. Пословицы способны подсказать путь к решению проблемы.
Но с годами пословицы уходят в тень, люди все реже используют их в разговорах. А происходит это от того, что современное поколение перестаёт интересоваться фольклором.
Как часто учащиеся нашей школы используют в своей речи пословицы.
Мне стало интересно, а знают ли учащиеся нашей школы пословицы, применяют ли они их в своей речи. Для этого я провел анкетирование (приложение 1) среди учащихся среднего звена, результаты которого отображены на диаграмме.
На диаграмме отображены ответы на два основных вопроса: знаете ли вы что такое пословица? Используете ли вы пословицы в своей речи? Как мы видим все участники опроса знают, что такое пословицы и большая часть (72%) опрошенных использует их в своей речи. Всего было опрошено 25 человек.
Самое интересное, что я заметил в анкетировании, то что чаще всего ученики узнают про пословицы в школе, давайте посмотрим на результат:
Синим цветом на диаграмме отмечено количество человек, которые узнали о пословицах от родителей, оранжевый – от учителей, серый –от бабушек и дедушек. Получается, что чаще всего ребята слышат и используют пословицы в школе. А на вопрос от кого вы чаще всего слышите пословицы все ребята ответили одинаково- от учителей.
Так же мне стало интересно, а какие пословицы самые популярные? На сколько разнообразен мир пословиц у учащихся нашей школы. Все результаты я внес в таблицу.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей | 22 |
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. | 21 |
Сделал дело гуляй смело. | 4 |
Старый друг лучше новых 2. | 3 |
Терпение и труд все перетрут. | 3 |
Куй железо пока горячо. | 2 |
Куда иголка туда и нитка | 1 |
Семь раз отмерь один раз отрежь. | 1 |
Как заварил, так и расхлебывай | 1 |
Век живи век учись | 1 |
Новых друзей найдешь, а старых не забывай | 1 |
С кем поведешься от того и наберешься. | 1 |
Учащиеся нашей школы знают половицы, но их набор достаточно скудный. А в общении они не употребляют пословицы совсем, используют их только на уроках русского языка и литературы.
С целью расширения словарного запаса, обучающихся нашей школы мы создали буклет – памятку с пословицами, сгруппировав их по темам (приложение 2).
Заключение
Пословицы надо уметь употреблять и уместно использовать их, это придаст речи своеобразный окрас, неповторимость. Наша речь становится бедной о того что в ней отсутствуют пословицы. Современному поколению необходимо научиться употреблять их, чтобы сохранить «кладезь мудрости» для будущих поколений.
В заключении своей работы я могу сделать вывод о том, что чаще всего в своей речи пословицы используют люди среднего или старшего возраста, а современные дети их используют только в школе. В результате моих исследований мы можем прийти к выводу. Что у учащихся маленький словарный запас, скучная и бедная речь. Чтобы она сала краше, учащимся надо привить интерес к устному народному творчеству.
Благодаря этой работе я поняла на сколько богат и глубок наш язык, на сколько он глубок, сколько в нем хранится мудрости. Я надеюсь, что созданные буклеты покажут результаты и речи современных школьников станет богаче, краше, интереснее.
Список использованной литературы:
Приложение.
Приложение 1
__________ КЛАСС
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ (если не хватает места напишите на обороте)
__________________________________________________________________
Приложение 2
1.
Любовь к Родине - неотъемлемая черта русского национального характера.
Пословицы говорят о большой значимости Родины для человека:
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Где кто родился, там и пригодится.
Где ни жить – Родине служить.
Своя земля и в горсти мила.
Без корня и полынь не растёт.
Вторая группа пословиц говорит о тяжёлой жизни на чужбине:
На чужой стронушке рад своей воронушке.
На чужой стороне и весна не красна.
На чужбине и собака тоскует.
П
Кто к нам метит, тот свою смерть встретит.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Не тот человек, кто для себя живёт, а кто за родину в бой идёт.
2.
Именно в семье лежат корни русской духовности.
В дружной семье и в холод тепло.
В своём доме и стены помогают.
В семье разлад, так и дому не рад.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
Человек без семьи,что дерево без плодов.
3.
Всегда русский народ с уважением относился к учению, к образованию.
За учёного трёх неучёных дают.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Не учась, и лаптя не сплетёшь.
С книгой жить- век не тужить.
4.
Русский народ издавна считал, что добросовестный труд – основа благополучия.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Делу время – потехе час.
Нечего хвалиться, если из рук всё валится.
5.
Народ не приемлет безделья, равнодушия, лицемерия, праздности:
Белые ручки чужие труды любят.
Беспечному всё трын-трава: поехал ни за чем, привёз ничего.
В глаза ласкает, а за глаза лает.
В душу влезет, а за грош продаст.
Весёлая голова живёт спустя рукава.
Вору потакать, что самому воровать.
Ему говорят – стрижено, а он - брито.
Из плута скроен, мошенником подбит.
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Ценность народных изречений неоспорима: «Пословица не на ветер молвится».
Щелкунчик
Снеговик
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
И тут появился изобретатель