Психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов аграрного вуза
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.95 КБ |
![]() | 361.17 КБ |
УДК 63
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов аграрного вуза
Кудинова А.С, студент, ivanov_i.i.@mail.ru,
Руководитель: Цыганкова Е.В.
Аннотация. В статье рассмотрены исследования особенностей профессионального самоопределения студентов. Выделены ключевые аспекты психологической поддержки учащихся. Названы методы реализации программы психологического сопровождения профессионального определения студентов.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, выбор профессии
Psychological support of professional self-determination of students of an agricultural university
Kudinova A.S., student ivanov_i.i.@mail.ru,
Петров И.И., доктор с.-х. наук, профессор, petrov_i.i.@mail.ru, Курский
ГАУ, Россия
Annotation. The article examines the research of the peculiarities of professional self-determination of students . The key aspects of psychological support for students are highlighted. The methods of implementing the program of psychological support for the professional determination of students are named.
Keywords: professional self-determination, choice of profession
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов аграрного вуза
В процессе обучения в вузе, на наш взгляд, важно обеспечить психолого-педагогическое сопровождение личностно-профессионального самоопределения студентов.
Каждый студент уникален и имеет свои жизненные проблемы и возможности для развития.
Цель психолого-педагогического сопровождения в вузе — актуализация и развитие индивидуально-психологического потенциала студентов, а также удовлетворение их потребностей в социальном и профессиональном самоопределении. Это способствует формированию социально-профессиональных установок, мотивов, отношений и ценностных ориентаций, которые стимулируют процессы саморазвития будущих специалистов.
Одним из направлений психологического сопровождения является организация эффективной работы по развитию профессионального образа мира студентов агроинженерного вуза.
Условия для этого — индивидуальный подход к студентам и использование подходящих методов диагностики и коррекции их образа мира.
Психолого-педагогическое сопровождение в вузе — это комплексная технология, которая включает в себя как психологические, так и педагогические аспекты.
Развивающая среда вуза играет важную роль в позитивном личностном и профессиональном самоопределении студентов.
Развивающая среда — это, с одной стороны, комплекс условий, способствующих социализации, а также носитель особого системного качества. Она представляет собой образовательное пространство, которое обеспечивает максимальное раскрытие личности и предоставляет оптимальные условия для её развития.
С другой стороны, развивающая среда — это система, которая реализует образовательный процесс как целостный, непрерывный и комплексный. Она объединяет знания из разных областей науки в единое, целостное и системное знание о мире и формирует навыки практического применения этих знаний.
Понятие развивающей среды лежит в основе личностно-ориентированных систем образования, которые направлены на формирование и развитие личности в процессе обучения.
Основная цель системы формирования развивающей среды в вузе — это развитие самосознания, деятельности и общения студента. Для этого необходимо изменить условия, в которых происходит становление личности, подобрать индивидуальную среду развития и социализации, адаптировать её к индивидуальным особенностям студента и создать «поле возможностей» для развития. Это среда индивидуального и социального пространства, которая помогает раскрыть скрытые возможности студента с учётом его возраста и индивидуальных отличий.
Идентификация себя с профессионалом происходит наилучшим образом, когда студент находится в эмоционально положительной атмосфере отношений с преподавателями и другими студентами. Это создаёт предпосылки для того, чтобы студент воспринимал учёбу как профессиональную подготовку, а не как средство получения диплома. Смысл учёбы видится не в успешной сдаче экзаменов, а в постоянном соотнесении получаемых знаний с требованиями будущей профессии.
В современных условиях становится всё более очевидным, что преподаватель не только готовит студентов к профессиональной деятельности, но и помогает им в личностном самоопределении.
Психолого-педагогические знания становятся необходимыми для формирования всесторонней подготовленности студентов к успешной профессиональной деятельности, для помощи им в профессиональном самоопределении и обеспечения высокого педагогического уровня их обучения и воспитания.
Условия обучения должны быть ориентированы на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
Одной из важных задач образовательной системы становится создание благоприятных условий для того, чтобы студент стал субъектом своей деятельности (учебной, будущей профессиональной и других), то есть самоопределился.
Н. С. Пряжников выделяет ключевые аспекты психологической поддержки учащихся в процессе выбора профессии:
— содействие адаптации учащихся к реальным социально-экономическим условиям;
— развитие навыков самостоятельного ориентирования в условиях постоянных изменений;
— формирование внутренней опоры для самоопределения;
— развитие готовности к внутренним компромиссам в процессе профессионального становления;
— формирование ценностно-смысловой основы самоопределения;
— подготовка учащихся к конструктивному поведению в ситуациях нестандартных жизненных и профессиональных кризисов.
Все аспекты психологической поддержки, которым уделяется внимание, направлены на развитие у студентов мотивации и ценностных ориентиров, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Это включает в себя осознание и принятие профессиональных целей, мотивов и ценностей, а также формирование смысловой составляющей профессионального самоопределения и развития в процессе обучения в университете.
В процессе психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов ключевыми становятся те аспекты работы психологической службы вуза, которые способствуют их профессиональному росту: профориентация и помощь в успешном выборе профессии, психологическая диагностика и мониторинг профессионального развития студентов, а также психологическое просвещение и развитие обучающихся.
В рамках этой работы проводятся тренинги личностного и профессионального роста, саморазвития, повышения самоэффективности, осознанного принятия решений, самоуправления и саморегуляции. Также предоставляется психологическое консультирование по вопросам личностно-профессионального развития
В рамках реализации программы психологического сопровождения применяются различные методы и инструменты, включая:
-создание информационного банка данных, содержащего психологические характеристики профессиональной деятельности специалистов, ключевые профессиональные качества и компетенции;
-изучение процесса профессионального становления и адаптации студентов в течение всего периода обучения;
-проведение психологической диагностики и консультаций;
оказание помощи в преодолении дезадаптации, включая кризисы профессионального развития, через групповые и индивидуальные занятия;
-проведение тренингов, направленных на развитие мотивации и ценностных ориентаций в профессиональной деятельности студентов, а также на развитие коммуникативных навыков;
-организация профессионально ориентированных мероприятий, таких как «Презентация профессий» для первокурсников, конкурс профессионального мастерства «Ступени профессионализма» для студентов второго курса и профессионально ориентированные конкурсы в рамках фестиваля «Экватор» для студентов третьего курса;
-проведение консультаций для преподавателей по вопросам психологических аспектов обучения, воспитания и общения со студентами, а также по уточнению знаний о психологических особенностях студентов.
С первых дней обучения в учебном заведении профессионального образования и даже раньше должно начинаться психолого-педагогическое сопровождение студентов.
Деятельность психологической службы начинается ещё на этапе выбора направления обучения и специальности. В этот момент выбор будущей профессии становится осознанным и аргументированным, учитывает интересы, склонности и возможности личности, а также меняющиеся потребности рынка труда.
Профессиональная ориентация важна как на этапе выбора профессии, так и на этапе планирования профессиональной карьеры.
Основная цель профориентационной работы в учебном заведении профессионального образования — привлечь специалистов, преподавателей и студентов к активному участию в научно обоснованной системе мер по профессиональной ориентации потенциальных абитуриентов.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать следующие заключения:
Список использованных источников
Два морехода
Ласточка
Щелкунчик
Есть в осени первоначальной...
Горячо - холодно