Существуют мнения, что выбрать правильную профессию не так легко. Так ли это на самом деле?
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 762.36 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средней общеобразовательная школа с. Мусорка имени Героя Советского союза Петра Владимировича Лапшова муниципального района Ставропольский Самарской области.
Проект на тему:
«Они повсюду»
Автор проекта:
Плисова Софья
Руководитель проекта:
Желнина Татьяна Александровна
2019 год
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средней общеобразовательная школа с. Мусорка имени Героя Советского союза Петра Владимировича Лапшова муниципального района Ставропольский Самарской области.
Реферат
Тема: Правила выбора профессии
Авторы проекта:
Плисова Софья
Руководитель проекта:
Желнина Татьяна Алексанровна
2019 год
Тема проекта: Они повсюду.
Проблема: Существуют мнения, что выбрать правильную профессию не так легко. Так ли это на самом деле?
Формирование компетенций: исследовательских, информационных, познавательных, коммуникативных.
Предметы: экономика, социология, математика, физика, астрономия, история, лингвистика , филология.
Класс:9
Тип проекта: исследовательский , информационный.
Характер предмета: межпредметный.
Характер координации проекта: непосредственный.
Характер контактов: среди учащихся 9-11 классов.
Продолжительность выполнения проекта: среднесрочный.
Оборудование: учебники, компьютер, ЭОР,
Тематическое поле: экономика, научно-популярные журналы, интернет, библиотека.
Цель работы над проектом:
Для учащихся | Для учителя |
Исследовать востребованность профессий на рынке труда до 2030 года в Самарской области. | Мотивировать и научить учащихся планировать свою жизнедеятельность с учётом запросов рынка труда Самарской области в период до 2030 года. |
Продукты, полученные в результате работы над проектом:
Учащимся | Учителям |
1)Реферат 2)Подбор иллюстраций. 3)Оформление презентации 4) Выступление на школьной конференции. 5) Буклет. | 1)Развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся в процессе подготовки проекта. 2)Умение Учащихся работать с источниками информации: Подбирать, группировать, анализировать, сопоставлять, обобщать. 3)Развитие исследовательских , коммуникативных навыков, учащихся. 4)Формирование навыков самостоятельной работы учащихся. |
Результаты работы над проектом: В результате исследовательской работы и критического осмысления фактов пришли к выводу, что в период до 2030 года будут востребованы следующие профессии: инженер программного обеспечения, профессор или преподаватель колледжа , финансовый консультант , ассистент врача, высококвалифицированный рабочий.
Продукты, полученные в результате работы над проектом: реферат, буклет, презентация, стенд.
Список литературы:
1)http://www.keywork.ru/journal/131.php
2)http://webcommunity.ru/2220/
3)http://mainplace.ru/work/career/planning/k…sii-buduschego/
4)http://www.yarsk.ru/news/?i=100033965
6)http://www.sci-lib .net/index.php?showtopic=698
7)http://www.proforientator/ru
8)http://mkc/ampirk/ru/?id=107
9)http://www.otwet/ru/work/proff/proff/
10)http://www/psycenter/ru/advice/adv_100/html
11)http://5317chkid/edusite/ru/p87aa1/html
Содержание
1.Правила выбора профессии (стр.1-10)
1.1.Раздел I .Секреты выбора профессии (стр.2-4)
1.2.Раздел II. Возможные затруднения при выборе профессии (стр.4-6)
1.3. Раздел III Ошибка при выборе профессии (стр.6-7)
1.4. Раздел IV.Процесс понятия решения.(стр.7-9)
2. Востребованные профессии (стр. 9-12)
3.Стоит ли идти учится на гуманитарные факультеты.(стр.12-19)
4.ВУЗы и колледжи Самарской области(стр.20)
1.ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Часто задумываются над тем, кем быть, какую профессию выбрать современные старшеклассники, готовящиеся к выпускным экзаменам в общеобразовательных школах. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответ на эти и многие другие вопросы, связанные с профессиональным самоопределением раскрывают правила выбора профессии.
Иногда говорят: жизненный опыт приобретается только собственным путём, через собственные ошибки. Учёные-социологи подсчитали , что примерно 40% молодёжи из-за незнания правил выбора профессий отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию не соответствующую их интересам, склонностями и способностям , внутренним убеждениям. Это влечёт за собой разочарования , даже психологические расстройства… Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям , не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.
В последнее десятилетия в нашей стране появился рынок труда и конкуренция на нём в силу того, что произошли определённые социально-экономические преобразования.
Поэтому каждому молодому человеку сейчас необходимо постигать премудрости своей психики, нервной системы, темперамента , волевой сферы, чтобы научиться выгодно предлагать свою кандидатуру работодателю.
В рамках общеобразовательной школы в настоящее время введена система профессиональной ориентации. Целью её является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности , оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. Профессиональная ориентация признана в школе решать задачу формирования личности работника нового типа.
Школа как один из важнейших социальных институтов оказывает учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счёт создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда.
Результатом профессионального самоопределения у старшеклассников является выбор будущей профессии.
А помощь им в профессиональном выборе профессии оказывают уроки профессиональной ориентации , включающие получение знаний о себе, о мире труда ,соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности .
РАЗДЕЛ I. СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти своё место в жизни.
Наше общество предоставляет максимальную самостоятельность в выборе вида трудовой деятельности. Однако всегда следует помнить о том, что свобода профессионального выбора имеет существенные органичения , продиктованные субъективные во многом зависят от позиции человека, его знаний, умений и навыков стремления к самопознанию и самосовершенствованию .Объективные диктуются жизненными условиями , требованиями , которые предъявляют профессии к личности .В связи с этим подлинная свобода действий – это выбор вида и места работы с учётом реальных личностных возможностей и существующих ограничений , нахождения путей реального преодоления возникших трудностей.
При построении профессионального жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат , но и способы его достижения , путь которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъективных ресурсов , которые для этого понадобятся . Кроме того, молодые люди должны думать не только о том, какое высшее учебное заведение или среднее специальное выбрать , но и нужны ли будут такие специальности через 5- 10 лет, Смогут ли они устроиться на работу?
Для того, чтобы сделать обоснованный выбор , необходимо ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, потому что в основе отношения школьников к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телевизора. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные возможности семьи, свои способности и склонности . Всё это поможет при составлении личного профессионального плана. Такой план можно назвать программой профессионального самовоспитания и самоопределения . В нём должны быть отражены вопросы: как укреплять своё здоровье, каким учебным предметам следует уделить больше внимания, какую специальную литературу изучать ,какие необходимо пройти профессиональные пробы, если это возможно.
Всегда надо помнить о том, что в профессиональном плане должен обязательно присутствовать запасной вариант. Жизнь динамичная и изменчива. На пути реализации поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия : неудача на вступительных экзаменах в вуз , непредвиденное снижение спроса на избранную профессию , отсутствие материальных возможностей , переезд на другое место жительство и многое другое.
В таких ситуациях специалисты рекомендуют воспользоваться заранее продуманным запасным вариантом профессионально плана, постоянно возвращаться к реализации намеченной перспективы.
Профессиональный план можно представить схематически в виде составляющих : «хочу», «могу» , «надо». Цель плана – определить « Чем я хочу заниматься ?», «Кем я хочу быть?» , то есть он отражает словесно-образное мышление « хочу».
Познание себя, своих возможностей , способностей, учёт состояния здоровья тесно связаны с « могу». А к образу «надо» относится : знание профессиональной сферы и определения необходимых путей и средств повышения цели
Рациональное соотношения образов «хочу» - «надо» обусловливает сознательность выбора профессии, а глубокое знание их предметного содержания обеспечивает успешность выполнения профессионального плана.
Итак, при выборе профессии нужно:
1.Уметь ориентироваться в большом количестве профессий.
2.Определиться в своих интересах.
3.Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию.
4. Иметь основной и запасной вариант профвыбора ( на случай, если не удастся осуществить задуманное)
5. Иметь (если возможно) опыт профессиональных проб: либо понаблюдать за рабочим днём представителя привлекательной профессии ( наблюдать нужно целый день), либо даже самому попробовать поработать немного в этой области.
6. Оценить свои возможности и способности, а также их соответствие тем требованиям, которые предъявляет профессия.
7. Иметь информацию о трудоустройстве после получения образования.
РАЗДЕЛ II. ВОЗМОЖНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.
В процессе психологического профессионального консультирования , анкетирования старшеклассников выясняется , что чаще всего затруднения при выборе профессии связаны с целым рядом причин.
Если молодой человек или девушка испытывают такие трудности, то они могут предпринять некоторые шаги для того, чтобы приблизиться к профессиональному самоопределению. Что необходимо сделать в первую очереди ?
1.Познакомиться с последним вариантом справочника по учебным заведениям города.
2.Посоветоваться с родителями.
3.Получить индивидуальную консультацию по выбору профессии- в службе профориентации молодёжи или у школьного психолога.
4.В процессе индивидуальной профконсультации определить свои интересы и склонности , сопоставить их с имеющимся профессиями; выяснить профессионально важные качества интересующих профессий и путём тестирования или самонаблюдения прийти к выводу о том , в какой мере они развиты . Затем взвесить свои возможности , способности ,требования рынка труда, а также составить хотя бы приблизительный прогноз – велика ли будет потребность общества в специалистах данной профессии через 3-5 лет, будет ли возможность найти работу после обучения .Необходимо учитывать не только сферу деятельности , но и выяснить условия труда, его способности.
Молодой человек должен быть в состоянии оценить профессионально важные качества выбранной профессии. Профессионально важные качества –это такие качества личности, характера, особенности познавательной сферы человека ,которые необходимы для успешного освоения данной профессии.
В Европейской школе «EX PROFESSO», на уроках по профессиональному самоопределению молодые люди могут заняться исследованием интересующих их и необходимых им качеств с помощью различных методик. Например, методика ДДЛ Климова ; теста профессиональных предпочтений Голланда, ориентированных анкет; методик , направленных на личностные качества и способности человека. На таких уроках учащиеся вместе с психологом занимаются различными упражнениями , которые имеют цель – помочь в самоопределении. Пример одного из таких упражнений. Ведущий предлагает выбрать 5-7 наиболее интересующих учащихся профессий , разбиться на микрогруппы и составить список профессионально важных качеств этих профессий. После 7-10 минут представители каждой группы зачитывают свои списки , остальные- дополняют ,ведущий уточняет ,при необходимости – переформирует и акцентирует некоторые важные моменты.
Раздел III. Ошибка при выборе профессии.
Конечно, из огромного множества профессий выбрать одну, да ещё такую, чтобы душа к ней лежала , довольно трудно. Велика вероятность ошибки. Когда человек не выбрал своё дело ,то и душа к нему не лежит , и нет стремление к работе. Это приводит к подрыву душевных сил ,к нервозности. Вот почему выбирая профессию надо стремиться избегать ошибки. Все ошибки допускаемые при выборе профессии можно разделить на три группы : незнание мира профессий , незнание себя , незнаний правил выбора профессий.
Имеет смысл остановиться подробнее на некоторых типичных ошибках.
Престижность- важная вещь , но , если у человека имеются способности в какой-либо области (например, педагогике) , то по-настоящему раскрыть их он не сможет именно в этой деятельности. Как говорят : «Не место красит человека, а человек - место». Понятие престижности как явления моды приходит и уходит. Правильнее было бы решить человеку, выбирающему профессию, что для него самое важное в будущем – размеренная , спокойная работа , или постоянные командировки, экспедиции; независимость на работе , творчество или выполнение чётко определённых обязанностей. Не следует понимать, что творчество хорошо, а исполнительность плохо. Самое ценное – определить, какие из качественных сторон профессии наиболее желаемые, важные.
2.Выбор профессии « за компанию».
Нередко это вызвано неосознанной боязнью расстаться с привычным окружением. Часто через некоторое время такого человека постигает разочарование – жизнь ведь прожить надо свою, а не чужую.
3.Подчинение давлению родителей или других родственников.
4.Увлечение только внешней стороной профессии.
С профессией менеджера, например, связаны образы: офиса, красивой мебели , оргтехники и компьютера. Об особенностях же будничного труда этих специалистов - частых разъездах , больших нервных нагрузках, ненормированном рабочем дне, переговорах с большим количеством разных людей- далеко не все задумываются.
5. Перенос отношения к человеку представителю данной профессии – на саму профессию.
6. Отождествление учебного предмета с профессией.
7. Устаревшие представления о характере труда, особенности той или иной профессии.
8. Незнание и недооценка своих физических противопоказаний. Известно, что ряд профессий предъявляет определённые требования к здоровью человека и такая работа может усугубить недостатки здоровья.
9. Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
Раздел IV. Процесс принятия решений.
Выбор профессии связан с процессом принятия решений. Принятие решений вообще многим людям даётся сложно. Здесь играют роль и определённые черты характера ( например, нерешительность , неуверенность),и слабая информированность ,и неумение взвесить все «за» и «против» и остановиться на едином , наиболее приемлемом варианте решения. При этом нужно отсечь другие, может быть, заманчивые, но мало реальные или имеющие отдалённые негативные последствия. Некоторые люди вообще предпочитают, чтобы за них принимал решения кто-то другой.
Существует алгоритм принятия решений, который можно применить к любой ситуации, где требуется сделать выбор. Это поможет быть очень простая ситуация, например, какую куртку лучше купить, а может быть и такая сложная, как выбор профессии.
1.Общая ориентировка. Продумать ситуацию, осознать, что проблема существует, но в силах человека предусмотреть некоторые моменты и принять необходимые меры, чтобы найти выход.
2.Определить проблемы. Необходимо решить для себя: в какой вуз можно поступить, с наименьшими финансовыми затратами (эту возможность проблему нетрудно решить) или какое учебное заведение даёт возможность получить интересующую профессию? Проблема может формулироваться по-другому: какой вид деятельности даёт возможность наилучшим образом реализовать способности и получить удовольствие от работы? Всё это - разные проблемы.
3.Выдвижение альтернативных решений. Следует рассмотреть, как можно больше возможных вариантов, если даже на первый взгляд нереально.
4.Отбор наиболее подходящих решений. По какому из выдвинутых вариантов следует сделать вывод, насколько он является подходящим . Нужно также продумать возможные последствия этого решения (например, будет ли интересно человеку учиться?; в чём состоит эта работа?).Некоторые варианты можно сразу легко отбросить в связи с их явкой неприменимостью или тем, что последствия могут быть нежелательными.
5.Осуществление и оценка. Этот этап будет несколько отсрочен.
Жизнь показывает, что в случае правильного выбора молодым человеком профессии в выигрыше оказывается не только об-во, получившее активного, целеустремлённого деятеля общественного производства, но, главное- личность , испытывающая удовлетворение и получившая широкие возможности для самореализации.
Трудовая биография каждого человека складывается по-разному. Но люди чувствуют себя хорошо, здоровы и счастливы, если занимаются делом, которое им по душе и соответствует их способностям . Значит, каждому человеку очень важно найти своё место в трудовой жизни, используя личные качества , способности, ценности, ориентации. Творческий созидательный труд- главный источник всех богатств , которыми владеет общество и сама личность. Выбирая профессию, каждый молодой человек или девушка должны осознать, что они проектируют не только свою судьбу, но и формируют обществу его экономику.
На что нужно обратить внимание, когда выбираешь профессию:
Как выяснилось, что лучше всего живётся и работается специалистам в компьютерной отрасли, медицинским работникам и аналитикам . При этом терапевты и хирурги не вошли в десятку лидеров , так как для получения профессии нужно долго учиться , да и конкуренция в этой сфере очень высока. Не вошли в десятку и такие профессии , как: дантисты и юристы ,несмотря на то, что их годовой заработок превышает 100 тыс. долл.
1.Первое место в перечне занимает инженер программного обеспечения, их средняя зарплата равняется 80,5 тыс . долл. в год. Преимуществом этой профессии является то , что такой специалист может работать дистанционно. Несмотря на то, что такие специалисты сейчас требуются почти во всех сферах экономики ,работать в этой отрасли сможет не каждый. Такой специалист должен не только обладать математическими способностями и аналитическим складом ума , но и быть готовым к тому , что работа в крупных компаниях не столь креативна. Минусами этой профессии является ухудшение зрения от работы за компьютером и боли в спине. Специалистов такого профиля выпускают Тотльяттинский Государственный Университет.
3.Также будет востребована профессия профессора или преподавателя колледжа , так как количество учащихся в колледжах постоянно растёт . По мнению журнала ,несомненным плюсом является то, что преподаватель может сам составлять своё расписании , и отсутствие дресс- кода .И хотя в начале карьеры зарплата будет невысокой, есть возможность профессионального роста .Самая высокооплачиваемая должность в сфере образования –президент
3.Следующей в списке названа профессия финансового консультанта. Спрос на эту профессию будет расти , так как в финансовом планировании нуждаются не только богатые люди , но и состоятельные пенсионеры.
При этом такая деятельность не подразумевает работу только на какую-либо корпорацию или фирму, можно работать и на самого себя. Минусом же этой профессии исследователи считают большое количество бумажной работы. Самый высокий пост в этой сфере-консультант, управляющий портфелем клиента.
4.Специалист по кадрам может зарабатывать даже миллион долларов в год. Правда, для этого нужно работать в транснациональной компании. Приятно в этой профессии то, что именно от вас зависит, как люди будут относиться к свой работе, неприятно -работа с увольнением люд
5.На последней строчке в пятерке лидеров стоит помощник, ассистент врача. Эта профессия будет востребована всегда, так как человечество стареет. Но большого карьерного роста ожидать не придется, как не придется и самостоятельно принимать какие-либо решения. Но рабочая неделя составляет не больше 40 часов. Заработок ассистента кардиохирурга в США составляет более чем 100 тыс. Долл. в год.
Во вторую пятерку наиболее востребованных профессий вошли:
Специалист по исследованиям рынка;
IT-администратор;
Оценщик недвижимости;
Фармацевт;
Психолог.
3.Стоит ли идти учиться на гуманитарные факультеты.
При выборе профессии каждый человек сталкивается с проблемой востребованности той профессии, которую он выбрал. Конечно, прежде всего, будущая профессия должна доставлять удовольствие и обеспечивать материальное благополучие. Для правильной оценки выбранной специальности, необходимо знать, насколько затребованы специалисты с такой профессией. Давайте рассмотрим, как распределяется рейтинг гуманитарных профессий среди работодателей.
Самый востребованные гуманитарные специальности для мужчин:
Юристы самых разнообразных направлений (наблюдается стабильное снижение рейтинга);
Медицинские работники (тенденция к увеличению рейтинга профессий, связанных с борьбой со старением);
Преподаватели школ и ВУЗов (гуманитарные предметы);
Гуманитарные специалисты в области создания искусственного интеллекта (психологи, лингвисты и т.д.);
Политики разного уровня (если, конечно, можно назвать это профессией);
Дипломатические работники широкой специализации (знание нескольких языков).
Следует отметить низкий уровень востребованности таких профессий, как историк, археолог, архивный работник, не говоря уже о писателях и поэтах. Очень слабо работодатели интересуются специалистами в области журналистики. Профессиональные актеры, режиссеры, сценаристы тоже остаются на самых низких строчках рейтингов.
Востребованные гуманитарные профессии для женщин:
Лингвисты-переводчики;
Менеджеры по персоналу (кадровики);
Воспитатели и няни;
Социологи и психологи;
Преподаватели школ и ВУЗов;
Филологи различных направлений.
Главной тенденцией современного гуманитарного образования является необходимость изучения технических наук. Каждый специалист-гуманитарий обязан сегодня знать основы информатики и уверенно пользоваться компьютером и другими средствами коммуникации. Интеграция гуманитарных и технических профессий становится все более и более ощутимой. Из всего этого можно сделать вывод, что профессионал-гуманитарий для успешного карьерного роста должен владеть базовыми знаниями в области информационных технологий. Это даст возможность применить в своей работе последние достижения современной науки в любой гуманитарной области.
Что ждет нас в будущем? О тенденциях и востребованных профессиях будущего автор: Ольга Вадан , главный редактор журнала “Бизнес Энтропия”, PR-директор проекта “Бизнес Энтропия”.
Динамика изменений на рынке труда неуклонно растет. Ряд профессий, еще актуальных сейчас, в скором будущем окажется не у дел, зато появятся новые специальности, а также обретут актуальность профессии, мало востребованные в настоящее время. В данной статье рассмотрим, в каких научных специальностях будут нуждаться СНГ через 10 лет, а также какие бизнес-специальности будут востребованы в дальнейшем.
Что ждет нас в будущем? О тенденциях и востребованных профессиях будущего. Сегодня список самых востребованных специалистов возглавляют финансисты, бухгалтеры, менеджеры по продажам, технический и инженерный персонал и брокеры. При этом уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве.
Из 1,2 миллионов выпускников вузов ежегодно 40 % составляют юристы и экономисты. Однако уже сейчас 80 % выпускников не работают по специальности. А специалисты в области высоких технологий требуются уже сейчас. Готовят их очень немногие вузы.
Математика, физика, астрономия, энергетика, нанотехнологии.
Доктор физико-математических наук Андрей Лундин считает, что через лет 10 наиболее востребованными окажутся специалисты в области физики элементарных частиц, теории тяготения и квантовой теории поля, причем в последней области будут интенсивно работать и математики. ”Разработки в области гравитации должны привести к перевороту в энергетике и освоении космоса-вместо примитивных ракет на химическом топливе появится что-то совершенно новое и грандиозное. Интенсивно будет развиваться физика твердого тела и физика полимеров, нанотехнологии и, может быть, ученые создадут наконец квантовый компьютер. Главная опасность, подстерегающая отечественную науку состоит в том, что через 10 лет у нас может не оказаться людей, которые будут хотя бы в состоянии понять, о чем здесь идет речь”.
В будущем будут востребованы все специальности, связанные с нанотехнологиями. Нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.
Предполагают, что страну, добившуюся прорыва в развитии нанотехнологий, ждет мировое лидерство.
Химия, материаловедение.
“ Как и сегодня, крайне востребованными будут химики, занимающиеся органическим синтезом”,- говорит доктор физико-математических наук, профессор химического факультета МГУ Вадим Еремин. Больше, чем сейчас, потребуется теоретиков и практиков в области аналитической техники и приборостроения-хроматомасс- спектроскопии, ядерного магнитного резонанса, атомно-силовых микроскопов и еще неизвестных нам методов определения состава и свойств веществ. Потребуются классные специалисты по добыванию денег на исследования, хотя это уже не совсем научная работа. Западные ученые не менее 10 % своего времени, почти ежедневно, тратят на составления заявок на гранты, и если это и не наука, то уж во всяком случае- искусство”.
Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. Хотя, как известно, на ближайшие 10 лет запасов нефти хватит,уже сейчас человечество работает над развитием альтернативных источников энергии. К 2025 г. разработки и исследования в области альтернативных, экологически чистых источников энергии достигнут своего пика- и без химиков здесь будет совсем не обойтись.
Биология, физиология, генетика, экология.
По мнению заведующего лабораторией института океанологии РАН Никиты Кучерука, в 2020 году возникнет острая нехватка в молекулярных биологах и генетиках, биохимиках и генных инженерах. В смежной области, сельском хозяйстве, по всей видимости, появятся новое направление - промышленное растениеводство (автоматические парники- климатроны, полностью автоматизированная обработка полей). Занимающихся этим ученых явно недостаточно. А в области экологии необходимо появление принципиально новых методов переработки и утилизации отходов.
В будущем гигантский рост промышленных предприятий и связанный с этим рост вредных выбросов поставят экологию на одно из ведущих мест, и экологи станут очень востребованы.
Гуманитарное направление. Аутопедагогика, коммуникации-специализации широкого уровня.
Совершенно оригинальное мнение о будущем гуманитарных наук и потребности в специалистах, занимающихся историей, лингвистикой, филологией, высказал проректор по научной работе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Дмитрий Бак. Он считает , что, прежде всего, возникнет потребность в специалистах, обладающих способность к “ аутопедагогике”, т.е. умеющих не только учить, но и постоянно учиться. Реестр профессий, особенно в гуманитарной области, будет непрерывно меняться, и станут необходимыми специалисты, умеющие переучиваться, непрерывно меняться. Названия у этой профессии пока нет.
Потребуются коммуникаторы. Этим термином приходится обозначать очень широкий спектр знаний и умений. Уметь описать себя как “ проект “, представить себя перед заказчиком как уникального профессионала. Дмитрий Бак: “ Обе указанные профессии актуальны не только для гуманитариев. Мы оказались сейчас во “ второй философской ситуации”. Для первой ситуации, времен досократиков (до 5 в. до н.э.), была характерна полная “ неописанность” материального мира. Они искали первоначально бытия в огне, воде и т.д. , такая же ситуация сложилась сейчас, когда мы столкнулись с отсутствием ответов на фундаментальные вопросы строения Вселенной, Большого взрыва, происхождения генома, не осознанных в рамках гуманитарного знания. Поэтому возникнет потребность в гуманитарных экспертах, являющихся “ штучным продуктом” среди 90 % манипулируемого и “ глобализированного ” населения. Эти эксперты окажется в роли абсолютных авторитетов, среди экспертов-историков появятся чуть ли не пророки, жрецы”.
При этом, по мнению Дмитрия Бака, узкоспециализированные гуманитарии сохранятся , но их будет в тысячи раз меньше- один на миллион. Примерно столько же нужно сейчас, например, переводчиков древнеегипетских папирусов. Массового гуманитарного образования не будет, но традиционные гуманитарии будут необходимы для обучения будущих гуманитариев широкого профиля. И общество, наконец, осознает, что гуманитарное знание является необходимой составляющей развития технологий.
Что ждет нас будущем? О тенденциях и востребованных профессиях будущего IT-специалисты (все направления).
Специалисты этой профессии будущего все более востребованы на рынке СНГ. Через 10-15 лет будут необходимы специалисты по созданию и разработке программного обеспечения “ под заказ” , в т.ч. для банков и других секторов экономики. При этом у наших программистов есть шанс хорошо устроиться за границей.
Так, их часто переманивают немцы и французы.
Примечательно то, что в США наблюдается обратная тенденция. Они решили вопрос по-своему : перевели разработку высоких технологий в страны с дешевой умственной силой, в Китай и Индию.
Логистика.
Дальнейшая интеграция России в мировой рынок неизбежно потребует притока профессиональных логистов. Профессия логиста подходит тем, кто тяготится в работе жесткими рамками, не любит шаблонов и заданных ограничений. Чтобы сделать успешную карьеру, логисту понадобятся аналитический ум и системное мышление, интуиция, умение быстро находить выход из сложных ситуаций, навыки общения с людьми, коммуникабельность. Не обойтись без практического опыта, а также без глубоких знаний математики , техники, действующего законодательства и , конечно, без понимания принципов бизнеса. Многие по природе, наделенный талантом передвигать товары и грузы, подобно фигурам на шахматной доске.
Бизнес-аналитика.
Сегодня многие компании заменяют старые принципы бизнес-планирования новыми. Бизнес-процессы автоматизируются и оптимизируются. Задача бизнес-аналитика-разработка полной и гармоничной модели требований.
Маркетинг.
По прогнозам экспертов, лет через 10 на российском рынке товаров и услуг возникнет перенасыщение. Поэтому маркетологи будущего должны сочетать креативность и стратегическое мышление. Им необходимо будет разрабатывать современные стратегии компаний, искать наиболее инт ересные услуги и товары для удовлетворения все более требовательного клиента.
Медицина.
С улучшением медицинских технологий , население планеты стало дольше жить, но здоровее не стало. Спрос будет расти на специалистов узкой направленности. Продление жизни и омоложение, в том числе разработка “anti-age” препаратов и средств. Стоит также ожидать рост штата медсестер и сиделок. А вот специалисты, работающие в системе государственного здравоохранения, могут попасть в затруднительное положение.
Им трудно будет найти высокооплачиваемую работу.
Психология и личное консультирование.
Проблема психического состояния населения в данный момент является очень важной. В грамотных психологах сейчас нуждаются не только учреждения образования и поликлиники. Каждое уважающее себя предприятие считает необходимостью иметь штатного психолога, все больше людей обращается за частной консультацией.
Что касается личных консультаций, то это вообще особое направление. Предполагается, что в будущем человек будет получать индивидуальные консультации по многим вопросам: от диет и заканчивая выбором обновки в гардероб. Ведь многие уже сейчас пользуются услугами шоперов.
Ремонт телефонов и авиатехники.
На сегодняшний день в мире более 1,5 млрд людей- пользователи мобильных телефонов, а комплектация последних с каждым днем становится все сложнее. А необходимость в специалистах в области авиатехники подтверждается вступлением в клуб любителей космонавтики Индии, которая намерена в 2020 году высадить на Луну первого индийца.
Сервис.
Рост благосостояния населения повлечет за собой рост спроса на всевозможные услуги и качественный сервис в самых разных сферах жизни. На эти профессии спрос будет расти неуклонно.
Оценщики.
Население растет, растет и количество движимого и недвижимого имущества. Должен быть человек, который точно знает, что почем: земля, акции, интеллектуальная собственность и т.д.
Творческие люди.
Востребованными будут дизайнеры в области живописи, фотографии, архитектуры, реставрации и моделирования.
Динозавры рынка труда.
Аналитики прогнозируют, что некоторым специалистам в ближайшее время придется переквалифицироваться. Теряют популярность такие профессии, как модельер, дизайнер, концертный директор, дистрибьютор, брокер, почтальон и пластический хирург.
Что ждет нас в будущем? О тенденциях и востребованных профессиях будущего известный футуролог, президент международной академии прогнозирования Игорь Бестужев-Лада считает, что в более далеком будущем появятся множество профессий , связанных с развитием информационных и космических технологий, компьютеров, энергетики: информационный маклер, информолог , специалист по компьютерной безопасности, планетарный инженер, космоботаник , гелеоэнергетик , шахтер на Луне, специалист по искусственному интеллекту, специалист по киборгам. Также будут востребованы новые специализации в медицине: медик-сонографист, онколог-диетолог, дипломированный консультант по проблемам алкоголизма, координатор трансплантации, врач-танцетерапевт, специалист по криологии. Кроме того, футуролог прогнозирует появление искателей сокровищ, менеджеров по отходам и агентов по поиску талантливых программистов. “Очень много консультантов, видимо, появятся-по выбору профессий, по организации досуга, по преодолению застенчивости, по цвету, по здоровому образу жизни. Предсказывают появление врачей-специалистов по проблемам, связанным с бездельем и создателей рабочих мест”,- говорит он.
Резюме:
Таким образом, профессии будущего будут требовать смены мышления от линейного к нелинейному, системному, причем независимо от того, узко или широко специализируется человек. В условиях растущего информационного бума и новых технологий профессионалу необходимо оперировать множеством данных, полагаясь как на анализ, так и на интуицию. Полезным будет всестороннее образование, знание языков, интернет-технологий, коммуникативные способности, а также готовность к постоянному профессиональному и личностному росту и развитию.
Список литературы:
1)http://www.keywork.ru/journal/131.php
2)http://webcommunity.ru/2220/
3)http://mainplace.ru/work/career/planning/k…sii-buduschego/
4)http://www.yarsk.ru/news/?i=100033965
6)http://www.sci-lib .net/index.php?showtopic=698
7)http://www.proforientator/ru
8)http://mkc/ampirk/ru/?id=107
9)http://www.otwet/ru/work/proff/proff/
10)http://www/psycenter/ru/advice/adv_100/html
11)http://5317chkid/edusite/ru/p87aa1/html
Приложение №1
ВУЗы и колледжи Самарской области, в которых можно обучаться следующим специальностям.
ВУЗы:
· Самарский государственный медицинский университет (СамГМУ)
443099, Самарская область , г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89
· Самарский государственный технический университет
443100, Самарская область, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 244, главный корпус
443011, Самарская область, г. Самара , ул. Академика Павлова, д. 1
· Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева ( национальный исследовательский университет)”
443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, д. 34
· Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования “ Самарский государственный технический университет” в г. Сызрани
446001, Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, д. 45
-Поволжский государственный университет сервиса, ул Гагарина, д 4
-Волжский университет имени В.Н. Татищева (институт)
445020, Самарская область, г. Тольятти, ул. Ленинградская, д. 16
· Тольяттинский государственный университет
445667, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 1
колледжи
Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной. Направления обучения: фармация; сестринское дело; лабораторная диагностика и еще 4 направления
Колледж связи Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики
Направления обучения: почтовая связь; многоканальные телекоммуникационные системы; информационные системы и программирование и еще 4 направления
Самарский социально-педагогический колледж
Направления обучения: преподавание в начальных классах; музыкальное образование; коррекционная педагогика в начальном образовании и еще 5 направлений
Самарский энергетический колледж
Направления обучения: строительство и эксплуатация зданий и сооружений; прикладная геодезия; экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и еще 14 направлений
Самарский колледж железнодорожного транспорта имени А.А. Буянова Самарского государственного университета путей сообщения
Направления обучения: техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог; организация перевозок и управление на транспорте (по видам); электроснабжение (по отраслям) и еще 2 направления
Список литературы:
1)http://www.keywork.ru/journal/131.php
2)http://webcommunity.ru/2220/
3)http://mainplace.ru/work/career/planning/k…sii-buduschego/
4)http://www.yarsk.ru/news/?i=100033965
6)http://www.sci-lib .net/index.php?showtopic=698
7)http://www.proforientator/ru
8)http://mkc/ampirk/ru/?id=107
9)http://www.otwet/ru/work/proff/proff/
10)http://www/psycenter/ru/advice/adv_100/html
11)http://5317chkid/edusite/ru/p87aa1/html
Загадка Бабы-Яги
Бабочка
Мост Леонардо
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Извержение вулкана