Многие задаются вопросом: «Зачем нам сдавать ОГЭ?» Распространено мнение, что ученики только тратят свои нервы, глубоких знаний не получают, а в последний год учебы только тренируются выполнять тесты, которые им не пригодятся в жизни. Захотелось разобраться, есть ли польза от сдачи ОГЭ вообще, и насколько важен экзамен по обществознанию.
Объект исследования - задания ОГЭ по обществознанию
Предмет исследования – практическая направленность заданий ОГЭ по обществознанию
Цель: найти ответ на вопрос «Пригодится ли содержание заданий ОГЭ по обществознанию в реальной жизни?»
Задачи:
Гипотеза: содержание заданий ОГЭ по обществознанию могут пригодиться в реальной жизни
План работы:
Методы исследования: беседа, анализ источников, сравнение, опрос
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_polza_oge_po_obshchestvoznaniyu.docx | 134.48 КБ |
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение «Устьпёрская основная общеобразовательная школа» село Усть-Пёра Свободненского района Амурской области | |||
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ | |||
Подготовила: Чалая Анастасия, обучающаяся 9 класса Руководитель: Клипикова Ирина Николаевна, учитель обществознания 1 квалификационной категории |
с. Усть-Пера
2024
Оглавление
I. введение………………………………………………………………. | 3 |
II. основная часть……………………………………………………… | 4 |
глава 1. почему нужно сдавать ОГЭ ……………………………. | 4 |
глава 2. общая информация об ОГЭ по обществознанию……. | 4 |
глава 3. особенности подготовки к ОГЭ по обществознанию … | 5 |
глава 4. практическая польза ОГЭ по обществознанию ………… | 6 |
глава 5. правила подготовки к ОГЭ ……………………………. | 9 |
III. выводы……………………………………………………………… | 10 |
IV. заключение………………….……………………………………… | 11 |
V. список использованной литературы и источников …………….. | 12 |
VI. приложение ………………………………………………………… | 13 |
В этом году нашему девятому классу предстоит сдавать экзамены, одним из предметов мы выбрали обществознание. Многие задаются вопросом:
«Зачем нам сдавать ОГЭ?» Распространено мнение, что ученики только тратят свои нервы, глубоких знаний не получают, а в последний год учебы только тренируются выполнять тесты, которые им не пригодятся в жизни. Захотелось разобраться, есть ли польза от сдачи ОГЭ вообще, и насколько важен экзамен по обществознанию.
Объект исследования - задания ОГЭ по обществознанию
Предмет исследования – практическая направленность заданий ОГЭ по обществознанию
Цель: найти ответ на вопрос «Пригодится ли содержание заданий ОГЭ по обществознанию в реальной жизни?»
Задачи:
Гипотеза: содержание заданий ОГЭ по обществознанию могут пригодиться в реальной жизни
План работы:
Методы исследования: беседа, анализ источников, сравнение, опрос
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ОГЭ предусматривает сдачу четырех экзаменов, разработанных на основе программы обучения. Обязательными являются математика и русский язык. Два дополнительных нужно выбрать самостоятельно, на добровольной основе. На выбор даются предметы: история, физика, химия, литература, география, биология, обществознание, информатика и иностранные языки.
Если говорить о важности данных экзаменов, то стоит указать, что их результат играет большую роль в итоговых баллах в аттестате. Они рассчитываются как среднее арифметическое годовой оценки и оценки за экзамен, при этом округление производится в большую сторону.
Результат ОГЭ также учитывается при поступлении в учебное заведение. Именно поэтому, чем лучше показатели ОГЭ, тем больше шансов успешного продолжения обучения, в том числе и на бюджетной основе.
ОГЭ можно рассматривать как небольшую репетицию перед ЕГЭ. Во время подготовки к экзамену можно научиться планировать своё время и понять, как быстрее усвоить новую информацию.
ОГЭ – это независимая оценка знаний. На ОГЭ работы проверяют независимые эксперты, они оценивают задания и не знают, кто их выполнил. Это помогает понять реальный уровень знаний.
На оценки ОГЭ обращают внимание в школах, где есть разделение на классы с углублённым изучением отдельных предметов. Чтобы попасть в них, важно набрать проходной балл.
Глава 2. Общая информация об ОГЭ по обществознанию
ОГЭ по обществознанию – один из наиболее популярных экзаменов у девятиклассников. По статистике его выбирают больше половины школьников. Причина – относительная простота вопросов и возможность подготовиться к испытанию самостоятельно. Однако не стоит свысока относиться к этой дисциплине: слишком многие посчитали, что хорошая оценка уже у них в кармане, и были разочарованы результатом.
ОГЭ по обществознанию включает в себя 24 задания, направленные на проверку основных разделов школьного курса предмета: «Человек и общество», «Духовная культура», «Сфера политики и социального управления», «Социальная сфера», «Экономика» и «Право». То есть, экзамен по обществознанию носит комплексный характер и объединяет самые разные компоненты. Всего в КИМе ОГЭ 13 заданий базового уровня сложности, 9 — повышенного и 2 — высокого, а, значит, с основной частью экзамена может справиться каждый выпускник.
Основные проверяемые на экзамене знания и умения девятиклассника, которыми он должен обладать после освоения школьной программы: знание сущности и основных сфер жизни общества, социальных свойств человека и социальных норм, регулирующих отношения в обществе; умение выделять существенные признаки социальных объектов, сравнивать их, выявлять различия и общие черты, объяснять взаимосвязи между ними; способность оценивать поведение человека, приводить примеры социальных отношений, а также ситуаций из разных сфер жизни, регулируемых социальными нормами; навык поиска необходимой информации в разных источниках и решения практических задач на основе изученного материала.
Глава 3. Особенности подготовки к ОГЭ по обществознанию
Особенность подготовки к ОГЭ по обществознанию в том, что для сдачи экзамена недостаточно просто проштудировать школьные учебники. Необходимо еще и обладать определенными жизненными навыками, социальным опытом и способностью к самостоятельным рассуждениям. К сожалению, многие ученики в возрасте 14-15 лет не интересуются общественной жизнью, политикой, правовыми вопросами и нередко видят внешний мир через экран своего смартфона. Это создает дополнительные трудности на испытании.
Немалое значение имеет систематичность занятий и добросовестность ученика. Несмотря на то, что обязательные предметы ОГЭ забирают больше времени, нужно выкраивать хотя бы по паре часов 1-2 раза в неделю, чтобы подтянуть обществознание.
Мало будет просто прочитать учебники, необходимо также развивать свой кругозор и формировать собственную систему взглядов на мир. Ресурсы для подготовки Материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию публикуются в разном виде. Сначала нужно внимательно изучить информацию из официальных источников. Речь идет, в первую очередь, о кодификаторе, спецификации и демоверсии экзамена. Самые полные и актуальные документы оперативно размещают на порталах Федерального института педагогических измерений и «ГИА-9». Не стоит рисковать и пользоваться данными с непроверенных сайтов. Что касается учебников, то лучше всего брать пособия, выпущенные непосредственно в год проведения экзамена. Однако для отработки заданий по темам можно использовать и тесты прошлых лет. Интернет также может стать отличным инструментом для подготовки школьников к ОГЭ. Существует множество сайтов, предлагающих необходимые материалы. Главное, чтобы тесты соответствовали требованиям, утвержденным для экзамена в текущем году, поскольку в нормативную базу регулярно вносятся изменения. Среди наиболее надежных интернет-ресурсов, заботящихся о своей репутации, можно отметить «Яндекс-Репетитор» и «Сдам ГИА». Здесь ученикам предлагают огромное количество тренировочных заданий с возможностью самостоятельно сформировать для себя вариант теста.
При этом желательно брать максимально сложные вопросы, после которых задания ОГЭ не доставят особых проблем. При решении тестов опираться на свою память, не упрощать себе задачу, списывая или подглядывая. Обратить внимание на терминологию и отработать стандартные шаблоны для формулирования ответов.
Самостоятельно готовиться к ОГЭ по обществознанию помогут советы педагогов.
Глава 4. Практическая польза ОГЭ по обществознанию
Если рассматривать все изучаемые в школе дисциплины с точки зрения полезности для повседневной жизни, то многие сходятся во мнении, что это обществознание. И аргументы, собственно, вполне обоснованные. Ведь обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества: политика, экономика, право. То есть, это знания, которые необходимы каждому человеку, который из тепличных условий школы попадает во взрослую жизнь.
1. Например, выполнение разных вариантов задания 6 поможет принять решение как поступить в той или иной ситуации с точки зрения финансовой грамотности:
А). Алиса размышляет о том, какой вклад в банке ей открыть: до востребования или срочный. Что такое вклад? Каковы достоинства вклада до востребования? (Укажите любые два достоинства.)
2. Или как поступить с точки зрения финансовой безопасности.
А). Совершеннолетней Агафье Т. по электронной почте пришло письмо: «Только сегодня! Только сейчас! Только для вас суперпредложение! Переведите средства на электронный кошелёк ***. Через 3 часа на ваш счёт вернётся утроенная сумма». В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Агафьи Т.? Как ей правильно поступить в данной ситуации
Б). Игорь, клиент крупного банка, активно использует интернет-банкинг. В чём заключается главное преимущество этой услуги? Какие правила безопасности при пользовании интернет-банкингом необходимо соблюдать клиенту? (Сформулируйте любые три правила.)
В). Ксения искала мебель для кухни. В одном из интернет-магазинов понравившийся ей комплект мебели продавался по удивительно низкой цене. Заказ предполагал только один способ оплаты – полную предоплату через отправку денег на электронный кошелёк. Как лучше поступить Ксении в такой ситуации? Объясните свой ответ.
3. Тестовые задания предполагают проверку знания своих прав
А). Выберите правильный ответ.
Верны ли следующие суждения о несовершеннолетних как участниках гражданско-правовых отношений в Российской Федерации? А. Дети до 6 лет – полностью недееспособны. Б. Дети в возрасте от 6 до 14 лет имеют право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. | |||||||||||||
|
Б).
Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях родителей и детей в Российской Федерации? А. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Б. Защита прав и законных интересов ребёнка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими). | |||||||||||||
|
4. Задания также содержат информацию по темам:
Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях Информационное общество. Роль информации и информационных технологий в современном мире. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы финансовых инструментов: банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг Правовая норма. Правовая оценка поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности. Правоотношения и их особенности. Участники правоотношений.
Физические и юридические лица в гражданском праве. Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношении. Право собственности, защита прав собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и возможности их защиты
Условия заключения брака в Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты. Права и обязанности
детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Рабочее время и время отдыха. Трудовой договор. Заключение
и прекращение трудового договора. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок
и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность.
Административные проступки и административная ответственность Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная ответственность.
Кроме того, задания второй части позволяют показать базовые навыки анализа и аргументации своего мнения, которые важны не только для сдачи ОГЭ (причем по любому предмету), но и в будущей профессиональной деятельности .
III. ВЫВОДЫ
В ходе работы удалось убедиться в том, что задания ОГЭ по обществознанию имеют практическую пользу.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования удалось установить, что задания по обществознанию могут оказать практическую пользу в жизни. Таким образом, гипотеза подтвердилась.
Кроме удовлетворения личного интереса, результатом работы можно считать создание сборника заданий №12 Открытого банка заданий ОГЭ по обществознанию ФИПИ, который можно использовать для подготовки к экзаменам не только моим одноклассникам, но и выпускникам следующих лет.
V .СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
2. https://edunews.ru/school/gia/oge-po-obshchestvoznaniyu.html
VI. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
АНКЕТА
Уважаемый участник опроса! В 2024 (2025) году Вам предстоит сдавать ОГЭ (основной государственный экзамен). Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Выберите один из вариантов ответа.
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
а) Все задания имеют практическую пользу
б) Только решение некоторых заданий может быть применено в какой-либо жизненной ситуации
в) Все задания бесполезны
г) С заданиями не знаком
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
4. Можно ли экзамен по обществознанию сдать на «5» (отлично)
а) да б) нет в) затрудняюсь ответить
Приложение2.
ТАБЛИЦЫ
Вопрос | Варианты ответа | % | ||
Ученики 8 класса | Ученики 9 класса | |||
1 | Будете ли Вы выбирать обществознание в качестве предмета для сдачи ОГЭ ? | Да | 30 | 100 |
Нет | 10 | 0 | ||
Затрудняюсь ответить | 60 | 0 | ||
2 | Считаете ли Вы, что содержание заданий экзамена по обществознанию может применяться в жизни (имеет практическую пользу) ? | Все задания имеют практическую пользу | 60 | 70 |
Только решение некоторых заданий может быть применено в какой-либо жизненной ситуации | 40 | 30 | ||
Все задания бесполезны | 0 | 0 | ||
С заданиями не знаком | 0 | 0 | ||
3 | Считаете ли Вы, что ОГЭ нужно отменить, а вернуть форму сдачи экзамена, которая применялась во время обучения наших родителей, бабушек и дедушек? | Да | 60 | 40 |
Нет | 10 | 40 | ||
Затрудняюсь ответить | 30 | 20 | ||
4 | Можно ли экзамен по обществознанию сдать на «5» (отлично) | Да | 30 | 10 |
Нет | 20 | 30 | ||
Затрудняюсь ответить | 50 | 60 |
Приложение 3.
ЗАДАНИЯ
Задание 1
В ходе социологического опроса учеников 8 и 9 классов Устьперской
школы им задавался вопрос “Будете ли Вы выбирать обществознание в
качестве предмета для сдачи ОГЭ?” (можно было дать несколько ответов).
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Содержание верного ответа
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы
и высказаны предположения:
а) о сходстве, например: среди учеников и 8, и 9 классов есть те, кто будет выбирать обществознание в качестве предмета для сдачи (значит, в обоих классах есть те, кому этот предмет интересен или необходим для дальнейшего обучения);
б) о различии, например: все ученики 9 класса (100%) выберут этот предмет для сдачи, в то время как в 8 классе это сделают гораздо меньше (всего 30 %) (скорее всего это объясняется тем, что не все восьмиклассники уже задумывались о выборе предметов для сдачи ОГЭ, так как им ещё больше года учиться в школе, поэтому большинство даже затруднилось с ответом. А девятиклассники будут сдавать экзамен уже в 2024 году, поэтому выбор уже сделали.
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения
Задание 2.
В ходе социологического опроса учеников 8 и 9 классов Устьперской школы им задавался вопрос «Считаете ли Вы, что содержание заданий экзамена по обществознанию может применяться в жизни (имеет практическую пользу)?» (можно было дать несколько ответов). Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Содержание верного ответа
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы
и высказаны предположения:
а) о сходстве, например: и среди восьмиклассников, и среди девятиклассников нет ребят, которые считают задания ОГЭ по обществознанию бесполезными (значит, в обоих классах ребята понимают важность содержания данного предмета для жизни или дальнейшего обучения);
б) о различии, например: среди учеников 9 класса больше тех, кто считает, что все задания ОГЭ по обществознанию имеют практическую пользу (скорее всего, это объясняется тем, что девятиклассники будут сдавать экзамен уже в 2024 году, поэтому они больше знакомы с содержанием заданий)
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения
Задание 3.
В ходе социологического опроса учеников 8 и 9 классов Устьперской
школы им задавался вопрос «Считаете ли Вы, что ОГЭ нужно отменить,
а вернуть форму сдачи экзамена, которая применялась во время обучения
наших родителей, бабушек и дедушек?» (можно было дать несколько ответов). Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Содержание верного ответа
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы
и высказаны предположения:
а) о сходстве, например: и среди восьмиклассников, и среди девятиклассников большое (значит, в обоих классах ребята понимают важность содержания данного предмета для жизни или дальнейшего обучения);
б) о различии, например: среди учеников 9 класса на 30 % больше тех, кто считает, что ОГЭ отменять не нужно (скорее всего, это объясняется тем, что девятиклассники будут сдавать экзамен уже в 2024 году, поэтому они больше знакомы с содержанием экзаменационных заданий и с тем, что дает ОГЭ для дальнейшего обучения)
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения
Задание 4.
В ходе социологического опроса учеников 8 и 9 классов Устьперской школы им задавался вопрос «Можно ли экзамен по обществознанию сдать на «5» (отлично)?» (можно было дать несколько ответов). Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Содержание верного ответа
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы
и высказаны предположения:
а) о сходстве, например: и среди восьмиклассников, и среди девятиклассников большое количество опрошенныхнет ребят, которые считают задания ОГЭ по обществознанию бесполезными (значит, в обоих классах ребята понимают важность содержания данного предмета для жизни или дальнейшего обучения);
б) о различии, например: среди учеников 9 класса больше тех, кто считает, что все задания ОГЭ по обществознанию имеют практическую пользу (скорее всего, это объясняется тем, что девятиклассники будут сдавать экзамен уже в 2024 году, поэтому они больше знакомы с содержанием заданий)
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения
Приложение 5.
ПАМЯТКА
Основные правила подготовки к ОГЭ
Есть несколько основных правил подготовки, которые помогут облегчить процесс изучения материала и решений заданий ОГЭ по обществознанию.
Часто выпускники выбирают экзамен по обществознанию, думая, что именно здесь можно особо ничего не учить. Это же все вокруг нас, общество, люди, все знаем, что-нибудь напишем. На самом деле, все ваши рассуждения должны строиться именно на теоретической базе обществознания: вы должны быть знакомы с базовыми принципами этой науки и опираться на них. Так что обязательно изучите все необходимые для сдачи экзамена теоретические блоки — даже если нет времени учить все наизусть, хотя бы внимательно прочитайте каждый раздел и выполните тест на закрепление материала.
Не буквально, конечно, это - шутка. Но помощь и правда понадобится. Выберите наиболее комфортный для вас вариант подготовки. Если вы сдаете экзамен уже этой весной, то предпочтение лучше отдать интенсивным онлайн-курсам, помогающим сформировать базу знаний и научиться решать задания ОГЭ всего за 3 месяца.
Используйте различные техники запоминания и повторения информации. Схема «прочитал перед уроком — ответил — получил оценку — забыл» здесь не сработает. Важно, чтобы пройденный материал еще долгое время оставался в памяти и работал на вас, помогая быстро и качественно выполнять задания.
Практика, практика и еще раз практика. Это едва ли не самый важный пункт при подготовке к экзамену по обществознанию. Теория, безусловно, важна, но также необходимо научиться работать с форматом заданий ОГЭ, понимать, что от вас хотят увидеть в этом задании, какой алгоритм подойдет для его решения
Темы из кодификатора. Межличностные отношения (деловые,
личные). Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты
в межличностных отношениях Информационное общество. Роль
информации и информационных
технологий в современном мире.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное
образование и карьера Финансовый рынок и посредники
(банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников. Основные типы
финансовых инструментов: а анковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит,
платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное ба Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг Правовая норма. Правовая оценка
поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности
8.3 Правоотношения и их особенности. Участники правоотношений.
Физические и юридические лица
в гражданском праве8.4 Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений
8.5 Право собственности, защита прав собственности
8.6 Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор куплипродажи
8.7 Права потребителей и возможности их защиты
8.8 Условия заключения брака в Российской Федерации
8.9 Права ребёнка и возможности их защиты. Права и обязанности
детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей
8.10 Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Рабочее
время и время отдыха
Трудовой договор. Заключение
и прекращение трудового договора. Особенности правового статусанесовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности
8.12 Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок
и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних
8.13 Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность
8.14 Административные проступки и административная ответственность
8.15 Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность
8.16 Преступления и уголовная ответственность
Задание 12
В ходе социологического опроса учеников 8 и 9 классов Устьперской
школы им задавался вопрос “Будете ли Вы выбирать обществознание в
качестве предмета для сдачи ОГЭ?” (можно было дать несколько ответов).
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Две снежинки
Мороз Иванович
Попробуем на вкус солёность моря?
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью