Тема работы достаточно актуальна в настоящее время, потому что сленг – это значимая часть языковой культуры современных школьников. Мир постоянно меняется, меняются ценности. Школьники по-своему приспосабливаются к реалиям окружающего мира. В своей работе я уделил внимание именно школьному сленгу, потому что он мне ближе всего. Я сам школьник, ученик 9 класса, и очень часто в своей речи использую разные «словечки».
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_kolosanovya.azbaba.doc | 104 КБ |
МБОУ «Азбабинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района РТ
Исследовательский проект на тему:
«Лексикон учащихся 7-9 классов»
Работа Колосанова Ярослава
ученика 9 класса
Руководитель: Валиуллина Зульфия Наиловна
учитель русского языка и литературы
Азбаба,2024
Введение
С первого и по одиннадцатый класс мы изучаем русский язык. Это один из самых трудных школьных предметов. Но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать русский язык надо. Кому надо? Мне, моим друзьям, одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас, моим будущим детям, внукам .Я искренне верю в то, что русский язык – « великий и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы. Но к сожалению, мы стали портить язык всякими новомодными словами, выражениями, которые только понимаются нами , учениками. Взрослые не так исковеркают язык, как мы, подростки, молодежь. Поэтому мне стало интересно, почему же мы стали такими «модными» в области языкознания. Тема работы достаточно актуальна в настоящее время, потому что сленг – это значимая часть языковой культуры современных школьников. Мир постоянно меняется, меняются ценности. Школьники по-своему приспосабливаются к реалиям окружающего мира. В своей работе я уделил внимание именно школьному сленгу, потому что он мне ближе всего. Я сам школьник, ученик 9 класса, и очень часто в своей речи использую разные «словечки». Конечно, родители и учителя не всегда понимают то, о чём говорим мы, школьники. И это нормально. Так мы, дети, стараемся спрятаться от взрослых. У каждого «школьного» поколения свой сленг. Хотя есть слова, которые передаются из поколения в поколение. Молодежный сленг – особая форма, составляющая процесс развития языка, его пополнения, его многообразия. Жаргонные слова и обороты не являются чем-то новым в нашей речи и возникли они не вчера.
Однако что же мы слышим сегодня из уст современной молодежи? «У тебя клевый прикид», «Классно мы потусили сегодня». В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их? Почему ученики используют в своей речи ненормированную лексику? Отчего это зависит? Как с этим бороться? Меня заинтересовали ответы на поставленные вопросы. За помощью я обратилась к своему учителю русского языка, и мы вместе попытались разобраться в данном вопросе,выбрав тему своей работы «Лексикон учащихся 7-9 классов».
Цель проекта: проанализировать речь обучающихся с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся школы.
Задачи проекта:
1) выяснение причин появления жаргонизмов в молодежной среде;
2) классификация жаргонных слов и выражений молодёжной лексики;
3) Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников с целью определения:
-круга наиболее употребительных жаргонных слов,
-частотности употребления жаргонизмов,
-причин употребления школьниками жаргонизмов.
4). Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.
5). Выполнить компьютерную презентацию и выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам: способы избавления от жаргонизмов и сленга».
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе.
Объект исследования: речь учащихся 7-9 классов
Методы и приемы работы: чтение и анализ научной литературы, анкетирование,
анализ анкет, наблюдение за речью обучающихся 7-9 классов, сбор часто употребля-емой ненормированной лексики.
Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять необщеупотребительные слова, то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.
Новизна работы заключается в представлении некоторых рекомендаций для снижения риска появления жаргонизмов и сленга в речи.
Основная часть
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде учащихся, молодежи - и отдельных более или менее замкнутых группах. Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано, разумеется, с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Молодёжная культура - это свой, ни на что не похожий мир. Он отличается от взрослого своей экспрессивной, порой даже резкой и грубой, манерой выражать мысли, чувства, неким словесным абсурдом, который могут употреблять только молодые люди, смелые и решительные, настроенные против всего мира и создавшие свой неповторимый мир. Как следствие этого - возникновение молодёжного жаргона. Изучение молодёжного жаргона является одной из важнейших задач социолингвистики. Лингвистическая природа этого явления, его функции и причины распространения представляют теоретический и практический интерес. Жаргон всегда существовал в молодёжной среде. Но родители и дети вряд ли поймут друг друга, если попробуют поговорить на сленге своего времени. Это связано с тем, что сленг постоянно обновляется. Что же такое сленг?
Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. (С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка) .На мой взгляд, понятие школьный сленг - разновидность речи, не совпадающая с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе. Из этого определения следует, что сленг относится к лексике ограниченной сферы употребления и используется преимущественно в устном общении. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость. В настоящее время сленг употребляется в художественной литературе, в средствах массовой информации, в речи блогеров для придания речи живости.
Основной причиной появления жаргонного сленга среди подростков является желание создать свой язык, организовать общение среди сверстников; обучающиеся употребляют жаргонизмы, потому что отсутствие словарного запаса не дает им возможности грамотно выражать свои мысли и поэтому свое отношение к происходящему вокруг них им легче выразить с помощью жаргонизмов. А также одной из причин является низкий уровень речевой культуры школьников; снижение интереса к русской классической литературе.
Сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Жаргонные слова прочно вошли в обиход. Как только я стал писать эту работу и начал проводить своё исследование, я заметил, что школьный сленг тоже имеет несколько видов: бытовой (досуг и быт), деловой (учёба, школа), оценочный, жаргонный, инфернальная лексика, слова-паразиты. В сленге отражается всё, что волнует нас, меня и моих ровесников.
Бытовые лексемы - часть школьного сленга, который подростки применяют в бытовой сфере. Таких слов очень много, поэтому для удобства слова разделили на группы: обозначение частей тела; обозначение одежды, аксессуаров или обуви; название денег; название бытовых приборов.
Например, "дыня", "виза" — это лицо. А "клешнями" и "граблями" называют руки. "Кочан", "котелок" — голова. Часто можно услышать: «Ну, у тебя и кочан!» или «У тебя что? Котелок не варит?» "Лапти", "лыжи" — ноги. Эти названия традиционны.
Деловой сленг, по-моему, это то, что касается непосредственно учёбы. То есть сюда входят слова, которые обозначают следующее: 1) названия школьных предметов; 2) названия учителей; 3) названия оценок, которые мы получаем; 4) названия каких-то предметов или процессов; 5) компьютерный сленг; 6) мобильный (от слова мобила – телефон). Например, английский язык называется «инглиш», а учителя английского языка мы называем соответственно – «англичанка». Есть слова, которые появились в словаре школьного сленга недавно. Как только в обиход вошли компьютеры, тут же возникли и названия его частей и процессов: «клава» - клавиатура, «перекинуть» - скопировать. Мои одноклассники в ватсапе или «ВКОНТАКТЕ» общаются, конечно, мобильным и компьютерным сленгом. Все без исключения на нем разговаривают. Иначе мы не поймем друг друга. Учащиеся нашей школы обеспокоены тем, что в речи появляются слова-паразиты, на которые никто не обращает внимания, а порой бывает так, что некоторые ученики гордятся тем, что они круто разговаривают. Исходя из таких манер поведения учащихся , приходим к выводу, что наш язык болен. И эту болезнь нужно вылечить. Причины возникновения жаргонных слов различны. Как я думаю, употребление подобных слов - это выражение определённого отношения к жизни, а также стремление обособиться от остального языкового мира. Все в школе так говорят, значит, и я так буду говорить. Конечно, я сам стараюсь не употреблять жаргонный сленг, хотя иногда «словечки» слетают с языка, поэтому родители меня за это ругают и просят перевести на нормальный язык. В нашем классе жаргонизмы в речи моих одноклассников звучат сплошь и рядом. Да я и сам понимаю, что так говорить нельзя. Подобные слова только портят наш красивый язык. Просто сейчас так модно, и так все говорят. А вот деловой школьный сленг употребляю довольно часто как я, так и мои одноклассники. Поэтому чтобы проанализировать речевую среду своих сверстников провел анкетирование. В результате наблюдения было выяснено, что обучающиеся активно используют сленг в своей речи.Опрошенным были предложены следующие вопросы:
На вопрос о том, как относятся взрослые к сленговым выражениям, понимают ли их, учащиеся ответили так: 38% - понимают, но не одобряют; 17% - не понимают; 45% - родители понимают, а бабушки и дедушки –нет. Проанализировав различную литературу, проведя анкетирование среди обучающихся 7,9 классов нашей школы, мы можем сделать вывод, что жаргонизмы, молодежный сленг, сквернословие – это пустые слова, которые сбивают ритм речи, нарушают ее красоту. Говорящий человек их обычно не замечает.
Таким образом, употребление для одних учащихся жаргонов – это игра со словом, для других – стиль и норма общения, для третьих – своеобразная дань времени. Для меня такой вид речевого общения является неприемлемым.
Как избавиться от сленга?
В литературе я нашел несколько интересных способов избавления от жаргонных и сленговых слов. Вот некоторые из них.
1) Избегать долгих бесед с людьми, речь которых переполнена речевым мусором, ведь «с кем поведешься, от того и наберешься». Известный актер Аль Пачино сказал: «Секрет в том, чтобы общаться с теми, кто лучше».
2) Попросить друзей проследить за вашей речью с целью выявить слова - жаргоны, ведь «врага нужно знать в лицо», чтобы знать, с чем бороться.
3) Выразительное чтение вслух. С его помощью можно расширить словарный запас, отточить дикцию и интонацию, улучшить речевой стиль. При регулярном чтении вслух исчезнет косность речи, улучшится речевой стиль и сама речь станет красивей.
4) Составить список сленговых выражений, употребляемых чаще всего, и постараться найти к ним более благозвучные синонимы. Например, к слову «прикольный» можно подобрать много синонимов, таких как смешной, забавный, остроумный, красивый, интересный, эпатажный, оригинальный .
5) Запоминать фразы известных людей, поговорки, интересные мысли. Их можно вставлять в беседу, показывая свою начитанность и эрудицию.
Заключение
Употреблять или не употреблять сленг – дело каждого человека. Конечно, окружающий мир тоже влияет на нас, но всё равно всё зависит только от самого человека. Я считаю , употребление жаргонизмов и сквернословие делают речь небрежной, неточной Также сленг сводит общение к примитивной, грубой коммуникации. Литературная речь гораздо богаче и выразительней, а молодёжный сленг больше напоминает речь некультурных людей. Телевидение, интернет изобилуют разнообразными отступлениями от литературной нормы, а это отрицательно влияет на речевую культуру людей. Я бы акцентировал все внимание на том,что важно знать язык, уметь владеть его богатством не только на уроке, но и в повседневной жизни, так как в речи человека отражается его культура, воспитанность, поэтому я пришел к выводу, что однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно (это не приведет к желаемому результату), но и невозможно не видеть опасной тенденции жаргонизации литературного языка. Поэтому нам, школьникам, необходимо научиться разграничивать различные по стилистической окраске слова, правильно выбирать языковые средства, адекватные конкретной ситуации общения. Для этого необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую свою и чужую речь. Речь человека есть воплощение, реализация языка. Чем больше разных слов употребляет говорящий, тем красивее и богаче его речь. И, наоборот, если словарный запас скуден, то речь такого человека корява, убога, примитивна. Но, наряду с корявостью и примитивностью речи, мы все чаще стали встречаться с такими явлениями в речи молодежи, как неграмотность, несвязность, грубость, сквернословие, жаргон, с которыми мы, к сожалению, все свыклись. А ведь замечено, что речевая засоренность может спровоцировать душевное огрубление, отрицание духовных ценностей нашего общества. Задача каждого образованного человека – бороться за чистоту русского языка. По словам А. П. Чехова «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку».
Список использованной литературы:
1. С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 1989
2. В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.
3. Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1997
4. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.
Приложение
Вопросы анкеты для учащихся:
1) Знает ли Вы, что такое сленг? Жаргон?
2) Какие сленговые (жаргонные) слова Вы употребляете в своей речи?
3) В каких ситуациях Вы используете сленг?
4) Для чего Вы употребляете сленг?
Девочка-Снегурочка
Домик зимней ночью
Весенняя гроза
Машенька - ветреные косы
Рождественский венок