Онтогенез (от др.-греч.ὤν, лат. on>род.ὄντος, ontos «сущий» + γένεσις, genesis «зарождение») -индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни. Онтогенез включает рост, то есть увеличение массы тела, его размеров, дифференцировку. Онтогенез человека изучался наукой десятилетиями, однако так и не был изучен полностью. Если люди смогут полностью понять его природу, то смогут вылечить множество прежде неизлечимых заболеваний и изменить свой образ жизни к лучшему.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.44 МБ |
Слайд 1
Качественная оценка физиологических и психических изменений в организме человека в контексте онтогенеза Выполонил : Матвеев Никита Георгиевич, 10 Б класс Научный руководитель: Орлова Римма Николаевна, у читель биологии МБОУ Лесногородская СОШ д.п . Лесной Городок 2021Слайд 2
Онтогенез (от др.-греч. ὤν , лат. on > род. ὄντος , ontos «сущий» + γένεσις , genesis «зарождение») - индивидуальное развитие организма. Онтогенез человека изучался наукой десятилетиями, однако так и не был изучен полностью. Для человека важны не только совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до конца жизни, но и психические изменения в течение жизни. Состояние организма, его физиологические характеристики и психические функции зависят на только от генетики, но и от образа жизни. При правильном образе жизни возможно продлить молодость организма, сохранить физиологическое и психическое здоровье до самой старости. Важно: вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, правильно питаться получать положительные эмоции, постоянно учиться, тренировать мозг не использовать психоактивные вещества В проекте показано, как меняются физиологические и психические характеристики человека с возрастом. Выделены основные периоды изменений. Прослеживается зависимость от возраста. Дано понимание того, что сохранение здоровья зависит от человека. Онтогенез
Слайд 3
Гипотеза: Физиологические и психологические изменения в процессе онтогенеза возможно проанализировать и представить часть характеристик в едином информационном поле – на одном графике. Цели проекта: Определить наиболее значимые параметры для оценки состояния организма в разные возрастные периоды. Продемонстрировать в доступной графической форме изменения в человеческом организме путем качественной оценки его состояния в разные возрастные периоды. Задачи проекта: Проанализировать физиологическое и психическое развитие человека в контексте онтогенеза. Выбрать наиболее существенные параметры, характеризующие изменения в организме человека. Оценить по выбранным физиологическим и психическим характеристикам состояние организма человека в разные возрастные периоды и продемонстрировать результат в доступной графической форме. Результатом проекта являются таблицы с характеристиками организма человека в разные возрастные периоды и график, наглядно демонстрирующий изменения. Этапы проектной работы: Изучение физиологических и психических характеристик организма человека в контексте онтогенеза. Анализ гипотезы о возможности вычленения единых характеристик организма человека от момента зачатия до смерти. Определение единых характеристик и их значений. Построение графика. Гипотеза. Цели. Задачи. Результат проекта.
Слайд 4
Развитие человека в эмбриональном периоде: физиология
Слайд 5
Новорожденный ребенок : рост равен 45-54 см, вес – 2,6-4,5 кг. После рождения внутренние органы ребенка не претерпевают особых изменений. Ввиду того, что человек обладает большим объемом мозга, при рождении размер головы ребенка по сравнению с остальным туловищем максимален. Постепенно с ростом ребенка пропорции изменяются, туловище, руки, ноги вытягиваются и голова в пропорции занимает меньший размер. 1 год: средний рост ребенка равен 75 см, а средний вес – 10.5 кг. 2 года: средний рост ребенка равен 86 см, а вес – 12.0 кг. 3 года: средний рост ребенка равен 94 см, а вес – 14.0 кг В 5 лет ребенок уже начинает приобретать пропорции взрослого – руки и ноги становятся длиннее, размер головы относительно тела уменьшается. 5 лет: средний рост ребенка равен 107 см, а вес – 17,5 кг. В 11-13 лет у девочек и в 12-14 у мальчиков начинается половое созревание. Рост и вес очень сильно варьируются, но в среднем рост равен 155 см, вес равен 46 кг. К 25 годам рост организма окончательно прекращается, средний рост равен 175 см, вес 86,25 кг.. После 40 лет начинается активное старение. Старение сопровождается снижением когнитивных функций и проявлением хронических заболеваний из-за износа организма. Человек считается пожилым с 55 лет, старым с 75 до 90 лет. Смерть от старости считается естественной смертью. Развитие человека после рождения: физиология Изменение пропорций тела мужчины с возрастом Изменение пропорций тела и головы с возрастом
Слайд 6
0 лет: безусловные рефлексы 1 год: ходит без опоры, поднимается, садится, координирует движения рук, развитие речи - трехсложные предложения, понимает названия отдельных предметов, узнает изображения отдельных предметов, осознанные ответы на вопросы. 3 года: форма развитой речи, понимание сказок 4 года: сложноподчиненные предложения, социализация 7 лет: аналитическое мышление, логическое запоминание, рациональный подход к решению проблемы, владение на слух разговорной речью 7-12 лет активное обучение (латентная фаза) В подростковом возрасте ( 12-19 лет ) и юности ( 20-25 лет ) проявляется индивидуальное мировоззрение, обретается взрослая идентичность. На первый план выступает производительность ( генеративность ) преимущественно в трудовой сфере. Развитие человека после рождения: психика № Стадия развития Возраст, период, лет 1 Младенчество 0-1 2 Раннее детство 1-3 3 Детство 3-6 4 Школьный возраст 6-12 5 Подростковый возраст 12-19 6 Юность 20-25 7 Зрелость 26-64 8 Старость после 65 Стадии психического развития по Эрику Эриксону Период зрелости является самым длительным периодом психического развития. К старости , ввиду снижения когнитивных функций, мышление теряет свою остроту, способность к запоминанию и обучению снижается. Однако благодаря накопленному опыту решения зачастую являются обдуманными и мудрыми.
Слайд 7
Общая размерность критериев – зависимость параметров в % от возраста человека. 1 критерий (физиология): рост и вес. 2 критерий (физиология): состояние организма. 3 критерий (психика): скорость овладения новыми знаниями, навыками и умениями. 4 критерий (психика): накопленные знания, умения, навыки суммарным итогом. Контрольные точки – из периодов развития по Эрику Эриксону с добавлением точек: до рождения, 0,5 лет, 40 лет, 50 лет, 75 и 90 лет (для более подробного прослеживания) Выбор критериев
Слайд 8
Значения параметров для построения графика Лет Рост, см Вес, кг Рост*вес, в % 0 49,5 3,55 1,2 0,5 68 8,35 3,8 1 75 10,5 5,2 3 94 14 8,7 5 107 17,5 12,4 7 124 22 18,1 12 155 46 47,2 25 175 86,25 100,0 25 -65 Не изменяется 100,0 90 95,0 Определение роста и веса, приведенных к 100% Лет Состояние организма в % Лет Состояние организма в % 0 100 25 75 0,5 100 40 75 1 100 50 65 3 96 65 50 5 93 75 40 7 90 90 25 12 85 Определение состояния организма Лет Скорость в % Лет Скорость в % 0 100 25 70 0,5 100 40 30 1 100 50 20 3 80 65 10 5 70 75 5 7 80 90 0 12 80 Скорость овладения новыми знаниями, навыками и умениями. Лет Накопленные знания, умения навыки суммарным итогом в % Лет Накопленные знания, умения навыки суммарным итогом в % 0 0 25 70 0,5 2 40 90 1 5 50 100 3 10 65 90 5 15 75 80 7 20 90 60 12 40 Накопленные знания, умения, навыки суммарным итогом
Слайд 9
График: зависимость параметров в % от возраста
Слайд 10
Выводы Проведена качественная оценка физиологических и психических изменений в организме человека в контексте онтогенеза. Определены наиболее значимые параметры для оценки состояния организма в разные возрастные периоды. В доступной графической форме продемонстрированы изменения в человеческом организме путем качественной оценки его состояния в разные возрастные периоды. Показано, что изменения в физиологии и психике человека возможно качественно представить на едином графике, что является очень наглядным для оценки как возраста, в который проходят изменения, так и пониманию того, что при должном уходе за организмом и психикой возможно продлить период физиологического и психического здоровья до глубокой старости Есть параметр, определенный генетически – рост человека. Остальные зависят от образа жизни. Характеристики состояния организма, скорости овладения новыми знаниями, навыками и умениями, а также показатель накопленных знаний, умений, навыков после 50 лет претерпевают ряд изменений, связанных со старением организма. Этот процесс разнится в зависимости от того, как человек следит за собой, какой образ жизни ведет. Данный процесс возможно затормозить, а во многих случаях, что касается психического здоровья, остановить. В работе рассмотрены характеристики среднестатистического человека, при этом здоровый образ жизни, учеба, развитие мозга в процессе жизни может кардинально изменить картину, показанную в таблице и на графике.
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Ночная стрельба
Золотой циркуль
Горячо - холодно
Рукавичка