В данной проектной работе исследуются понятия «физическая культура» и «спорт» и какое место занимают занятия физической культурой и спортом в жизни учащихся старших классов. Практическая значимость работы: выработка у учащихся старших классов осознанного отношения к занятиям физической культурой и спортом, умение определять свой объем двигательной активности.
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_po_fizicheskoy_kulture.docx | 59.55 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Набережные Челны
«Средняя общеобразовательная школа №4»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
В ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ»
Выполнила : Сафиуллина Айгуль Равилевна
Руководитель: Сафиуллина Резеда Сахиевна
Работа допущена к защите «___»________ 2023 г.
Подпись руководителя проекта_______________(_Сафиуллина Р.С.)
г. Набережные Челны
2023г.
Оглавление
1. Введение …………………………………………………………………………………………… 3
2. Глава 1. Теоретические основы изучения физической культуры и спорта……………………..5
1.1. Общие представления о физической культуре………………………………………………….5
1.2. Общие представления о спорте…………………………………………………………………..5
1.3. Различия между спортом и физической культурой……………………………………………6
3. Глава 2. Практическая часть………………………………………………………………………..8
2.1. Организация и методы исследования…………………………………………………………….8
2.2. Результаты исследования………………………………………………………………………..10
4. Заключение…………………………………………………………………………………………12
5. Список литературы………………………………………………………………………………...13
6. Приложения………………………………………………………………………………………….
Введение
Ни для кого не секрет, что физкультура и спорт играют немаловажную роль в жизни каждого человека. Развитие физической культуры и спорта - приоритетное направление социальной политики правительства нашей страны. В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России особое значение приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. Актуальность данной темы обусловлена тем, что быстрое развитие научно - технического прогресса уже не требует от человека проявления тех или иных физических качеств и, как следствие, возникает снижение интереса к двигательной активности. Дети перестают двигаться, заниматься спортом, предпочитая вести пассивный "сидячий" образ жизни. Это в свою очередь ведет к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, формированию патологии опорно-двигательного аппарата, увеличению травматизма, а также к трудностям адаптации учащихся к повышенным умственным нагрузкам в школе. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у детей старшего школьного возраста.
Улучшение здоровья детей возможно только при условии, что физическая культура и спорт прочно войдут в их повседневную жизнь. В этой работе освещаются вопросы понятия значений слов «физкультура» и «спорт», чем в основном предпочитают заниматься ребята нашей школы: физкультурой или спортом и определение показателя физической активности учащихся моего класса.
Гипотеза: Предполагается, что занятия физической культурой и спортом достаточны для ведения активного и здорового образа жизни учащихся старших классов нашей школы.
Цель: исследование понятий «физическая культура» и «спорт» и какое место занимают занятия физической культурой и спортом в жизни учащихся старших классов нашей школы .
Задачи исследования:
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогические наблюдения;
3) опрос;
4)математико-статистические методы.
Объект исследования – учащиеся старших классов.
Предмет исследования – занятия физической культурой и спортом учащихся старших классов.
Практическая значимость работы:
- повышение степени информированности учащихся по вопросам физической культуры и спорта;
- приобщение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- выработка у учащихся старших классов осознанного отношения к занятиям физической культурой и спортом, умение определять свой объем двигательной активности.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения физической культуры и спорта
Термин «физическая культура» появился в конце 19 века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. На сегодняшний день рядом теоретиков оспаривается целесообразность использования термина «физическая культура». Одним из аргументов «против» является то, что в большинстве стран мира данный термин вообще отсутствует в научном лексиконе. Однако, в нашей стране, термин «физическая культура», войдя в употребление с начала 20 века, напротив, получил свое признание во всех высоких инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон.
Физическая культура – это деятельность человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей в процессе осознанной двигательной активности. Это также совокупность знаний и ценностей, направленных на реализацию принципов здорового образа жизни, совершенствование интеллектуальной деятельности.
Она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества. Основные показатели состояния физической культуры в обществе это уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, в организации свободного времени.
Слово спорт родилось очень давно во Франции, произносилось как депорт и означало «развлечения», «забавы». Оказавшись в Англии, слово стало произноситься иначе: диспорт, а затем и вовсе без частицы ди – спорт. Этим словом стали называть состязания: гребные гонки, конные скачки.
В нашу страну слово пришло более века назад. Поначалу спортом называли и игру в домино, и коллекционирование марок, и даже рукоделие – не сразу появилось привычное для нас толкование этого слова.
Спорт – это особый род активности, призванный сопоставить интеллектуальные и физические способности людей путём командной игры или одиночных состязаний. Конечная цель заключается не только в развитии своих физических навыков, но и победе соперников. Занятия спортом предполагают целенаправленные тренировки по определённым программам, диетическое питание, полный отказ от алкоголя, табака, ненормированного образа жизни.
Спорт – представляет собой соревновательную деятельность, реализуемую на основе специальной подготовки и установленных норм и правил, направленную на максимальное развитие телесных качеств и способностей человека в избранном предмете специализации. В Олимпийской хартии вид спорта определяется как исторически сложившийся тип соревновательной деятельности, сформировавшийся как самостоятельная ее составляющая (легкая атлетика, плавание, борьба, футбол, гимнастика и т.д.). Каждый вид спорта характеризуется: своим предметом состязаний и характером активности спортсменов, особым составом действий и способами ведения соревновательной борьбы, своими правилами состязаний. Он может включать в себя одну или несколько спортивных дисциплин. Массовый общедоступный спорт имеет следующие разновидности: детско-юношеский или школьный, студенческий, профессионально-прикладной, кондиционный, рекреативный и инвалидный.
Спорт высших достижений — это деятельность, направленная на удовлетворение интереса занимающихся к определенному виду спорта, при этом основной ее целью является достижение высоких спортивных результатов, которые в итоге получают должное общественное признание. Достигнутые результаты в спорте высших достижений способствуют повышению, как собственного престижа спортсмена, так и престижа команды, а на высшем уровне — еще и престижа страны. Спорт – это составная часть физической культуры, при которой основной упор делается на само физическое развитие человека и достижение высокого спортивного результата.
1.3 Различия между спортом и физической культурой
Физкультура понятие гораздо более широкое, чем спорт. Физическая культура — часть общей человеческой культуры.
Физическая культура, в свою очередь, тоже делится на части
· физическое образование и воспитание;
· физическая подготовка к определенному виду деятельности;
· реабилитация и рекреация (восстановление здоровья и отдых);
· спорт.
Как видим, спорт гораздо более узкое понятие, он, всего лишь, часть физической культуры. Различают спорт высоких достижений и любительский спорт. Первый из них направлен на подготовку высококвалифицированных спортсменов. Цель этой подготовки выявление предельных и запредельных, физических и психологических, возможностей человека. Второй база резерва для спорта высших достижений.
Основное различие между указанными понятиями заключается в степени вовлеченности субъекта, целях и правилах:
-спортом занимаются ради достижений и побед, физкультурой – для поддержания здоровья.
-физкультурой занимаются в своё удовольствие, спортом – ритмично и постоянно.
-физкультура предполагает общее развитие физических навыков, спорт – достижение пределов человеческих возможностей.
-спорт предполагает постоянное проведение соревнований, в то время как физкультура – нет.
-для каждого вида спорта есть свой свод правил, для физкультуры каких-либо жёстких норм не существует.
Можно сделать вывод:
Спорт – это постоянные тренировки, работа на пределе своих сил и возможностей. Ведь когда наступят соревнования, нужно быть не хуже, а лучше остальных. Физкультурой занимаются по мере возможностей и сил. Она открыта для всех желающих, независимо от возраста, физических навыков, социального статуса.
Спорт предполагает перенос колоссальных нагрузок. Они могут оказаться губительными для организма, привести к появлению травм и даже смерти. Физкультура – это работа по щадящему графику, и главная цель – оздоровление.
В физкультуре упор на занятиях делается на то, чтобы исправить физические недостатки, на общее улучшение и гармонизацию развития, с индивидуальным подходом. В спорте, наоборот, развиваются и без того ярко выраженные особенности человека. Причем зачастую это делается в ущерб другим качествам.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Организация исследования
Физкультура и спорт – эти два слова, как правило, стоят рядом. О пользе физкультуры и спорта, их положительном влиянии на организм твердят на каждом углу. Однако, так ли верно, ставить знак равенства между спортом и здоровьем, спортом и физкультурой.
Для начала мы решили проверить знают ли учащиеся старших классов, что такое физическая культура и спорт. Для проведения исследования были выбраны учащиеся 9а класса в количестве 25 человек и проведен опрос на знание терминологии физической культуры и спорта.
Результат опроса учащихся «Физкультура и спорт – это одно и то же?» показал, что большинство считают, что спорт и физкультура это не одно то же. Но некоторым, к сожалению, и сегодня непонятна разница между спортом и физкультурой.
Из 25 опрошенных учащихся:
-12 человек ответили, что знают терминологию и разницу между двумя понятиями;
-8 человек ответили, что знают терминологию, но не понимают разницу между физкультурой и спортом;
-5 человек ответили, что не знают ни терминологию, ни разницу между физкультурой и спортом. Нередко, даже профессионалы в области теории и методики физического воспитания, ставят знак равенства между спортом и физкультурой или заменяют одно слово другим, чтобы не повторяться.
Далее мы опросили учащихся для того, чтобы узнать занимались ли они в детстве спортом и продолжают ли заниматься двигательной активностью сейчас, а также в каком объеме происходят эти занятия. Почти 85% ответили, что занимались в детстве спортом, остальные 15% ответили, что никогда не занимались спортом. Сейчас спортом занимаются лишь 10% учащихся. Различными видами двигательной активности 3 раза в неделю занимаются 30% учащихся, 2 раза в неделю – 45% учащихся и остальные 15% занимаются только на уроках физкультуры 2 раза в неделю по 45 минут. Данные опроса представлены в таблице 1.
На вопрос, «Каким видом спорта вы бы хотели заниматься?»,
- 55% учащихся ответили, что хотели бы заниматься плаванием;
- 16% ответили, что хотели бы заниматься волейболом;
- 10% ответили, что хотят заниматься фигурным катанием,
- 10% ответили, что не хотят заниматься ничем
- по одному учащемуся ответили, что хотели бы заниматься верховой ездой, баскетболом и силовыми тренировками.
Итак, мы выяснили, что большинство учащихся знают, что такое физическая культура и спорт. В детстве многие занимались спортом, но в силу ряда причин сейчас они уже не занимаются спортом, а занимаются другими видами двигательной активности для повышения своих физических способностей и укрепления здоровья. В рамках школьной программы физической культурой занимаются все учащиеся 2 раза в неделю по 45 минут.
На вопрос, «Каким видом спорта вы бы хотели заниматься?» большинство ответили плаванием, Так как в классе преобладают девочки, то мы предположили, что выбор учащихся заниматься плаванием подразумевает неумение девочек плавать.
Как же определить, достаточен ли тот объем двигательной активности, который выполняют учащиеся 9а класса?
Для этого рекомендуется определить индекс физической активности. Он выражается в баллах и позволяет выявить категорию годности испытуемого к занятиям физическими упражнениями.
Таблица 1. Индекс физической активности
Показатель ( баллы) | Образ жизни | Категория годности |
100 | Очень активный | Высшая |
От 60 до 80 | Активный и здоровый | Высшая |
От 40 до 60 | Приемлемый | Средняя |
От 20 до 40 | Недостаточно активный | Низшая |
Ниже 20 | Сидячий | Низшая |
Индекс физической активности определяется произведением величин баллов интенсивности, продолжительности и частоты физической нагрузки. Показатели данных характеристик представлены в таблице 1 в приложении.
Так, по интенсивности в 5 баллов оцениваются большие нагрузки, сопровождающиеся постоянно учащенным дыханием и потоотделением. В 4 балла – перемежающиеся тяжелые нагрузки (как при игре в теннис). В 3 балла – умеренно тяжелые нагрузки (как при езде на велосипеде). В 2 балла – умеренная нагрузка (игра в волейбол). В 1 балл – легкая нагрузка (как при пешей прогулке).
Оценка продолжительности физических нагрузок следующая:
4 балла – если длительность нагрузки более 30-ти минут, 3 балла – от 20-ти до 30-ти минут, 2 балла – от 10-ти до 20-ти минут, 1 балл – менее 10-ти минут.
Частота физических нагрузок оценивается так: 5 баллов – если нагрузка ежедневная или почти ежедневная, 4 балла – при нагрузке от 3-х до 5-ти раз в неделю, 3 балла – от 1-го до 2-х раз в неделю, 2 балла – несколько раз в месяц, 1 балл – менее одного раза в месяц.
2.2. Результаты исследования
Следующей задачей нашего исследования было определение состояния физической активности учащихся. Для этого проводилось анкетирование и определены недельный объем, интенсивность и частота двигательной активности каждого учащегося 9а класса. Данные занесены в таблицу 3 в приложении.
Рассчитаем индекс физической активности учащихся, занимающихся физическими упражнениями только на уроках физической культуры 2 раза в неделю по 45 минут.
Объем двигательной активности учащегося, занимающегося на уроке физкультуры:
нагрузка – умеренная (2 балла)
продолжительность – свыше 30 мин (4б)
частота занятий – 2 раза в неделю (3 б )
2 х 4 х 3= 24/балла/
Исходя из параметров индекса физической активности рассчитанные 24 балла соответствуют недостаточно активному образу жизни.
Итак, мы видим, что занятия физической культурой только на школьных уроках не восполняют тот объем двигательный активности, который необходим для возрастной нормы. Те учащиеся, которые прогуливают уроки физической культуры, или сидят на скамейке во время урока перейдут в разряд учащихся, ведущих малоподвижный образ жизни. Приемлемый образ жизни соответствует трехразовым занятиям в неделю с продолжительностью занятия более 30 минут и интенсивностью, равной умеренно тяжелым нагрузкам. К учащимся ведущим активный и здоровый образ жизни относят тех учащихся, которые занимаются более 4 – х раз в неделю с длительностью свыше 30 минут и интенсивностью равной тяжелым нагрузкам. И очень активный образ жизни ведут учащиеся, которые занимаются избранным видом спорта 6 раз в неделю.
Путем умножения показателей интенсивности, продолжительности и частоты занятий был выявлен индекс физической активности каждого учащегося 9а класса.
На основании расчетов индекса физической активности, получили:
- активный образ жизни ведут 3 учащихся;
- активный и здоровый образ жизни ведут 9 учащихся;
- приемлемый образ жизни – 10 учащихся;
- недостаточно активный – 5 учащихся.
Исходя из полученных результатов исследования, мы не можем говорить об оптимальной двигательной активности у всех учащихся. Активный и здоровый образ жизни ведут 12 учащихся из 27. Приемлемый образ жизни ведут 15 учащихся, 5 из них ведут недостаточно активный образ жизни. Они занимаются физическими упражнениями только на уроках физической культуры. Если кто-то из этих учащихся пропустит урок физической культуры, то он перейдет в разряд учащихся, ведущих сидячий образ жизни.
Результаты наших исследований интересны не только для учащихся, но и для родителей, и для учителей физической культуры, которые беспокоятся о состоянии здоровья своих детей и учащихся школы. Многие подростки не понимают, что заботиться о своем здоровье нужно уже сейчас и предпочитают компьютерные игры и социальные сети прогулкам на свежем воздухе. Небольшая двигательная активность позволяет лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшает физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в свободное время.
Заключение
На oснoвании прoведенногo исследoвания, мы не мoжем гoвoрить oб oптимальнoй двигательной активности у всех учащихся, так как у более половины учащихся класса выявлена недoстатoчная двигательная активность. Движение является для живoгo oрганизма физиoлoгической пoтребнoстью. Снижение двигательной активности привoдит к нарушению слаженнoсти в работе всегo oрганизма как единoгo целoго. В отличие от механической системы, изнашивающейся от рабoты, деятельность живого организма сопровождается не только прогрессивными функциональными, нo и мoрфологическими сдвигами. Мoжно заключить, что малоподвижный человек – это больной человек, или человек, который неизбежно станет бoльным. И нужно стремиться к элементарному повышению двигательной активности, который поможет подросткам вoсстановить баланс движений и здoровья. В большинстве статей, с которыми мы пoзнакомились при выполнении исследования, указано, что больше внимания должно уделяться урoкам физкультуры. Нo мы установили, что занятия на уроках не позвoляют выполнять неoбходимое количествo движений, даже если ученик и учитель очень стараются. Вoзрастную норму двигательной активности выполняют те ребята, которые любят физические упражнения, игры, развлечения, элементы физического труда, спортивно-массовые и oздоровительные мерoприятия, туризм. А любoвь к физическим упражнениям, физическому труду прививают в семье. Второй эффективный способ – занятия спортом. Нo ведь и в спортивных секциях дети занимаются при поддержке и одобрении семьи. Поэтому мы считаем, чтo основная причина, которая позволит современным подросткам двигаться столько, сколько необходимo для поддержания здоровья, – это позиция их семьи.
Не обязательно быть профессиональным спортсменoм, чтoбы получать пользу и удовольствие oт занятий спoртом. Многие из людей бегают пo утрам, кто-то ходит на гимнастику и фитнес, кто-то играет в волейбол. Главное, чтобы этo нравилось. А вместе с тем, это делает вас физически сильными и уверенными в себе, а также дает возможнoсть знакомиться со многими интересными людьми. Не обязательно ставить перед собой задачу побить мировой рекорд. Пoставьте перед сoбой более скрoмную задачу: укрепить свое здоровье. Спорт и физическая культура должны быть спутниками каждого человека на протяжении всей жизни - только тогда они могут принести ощутимую пользу.
Наукой и практикой доказано, что физическая активность стимулирует практически все физиологические функции организма, что в свою очередь является залогом нормального физического и умственного развития ребенка.
Чем заниматься, физкультурой или спортом, решать все-таки Вам. Главнoе, чтобы от этого была пoльза и достигалась поставленная цель.
Список литературы
Приложение
Таблица 1. Показатели физической активности
Интенсивность занятия | Балл | Деятельность |
5 | Большие нагрузки | |
4 | Перемежающиеся тяжелые нагрузки | |
3 | Умеренно тяжелые нагрузки | |
2 | Умеренные нагрузки | |
1 | Легкие нагрузки |
Продолжительность занятия | Балл | Деятельность |
4 | Свыше 30 минут | |
3 | От 20 до 30 минут | |
2 | От 10 до 20 минут | |
1 | Менее 10 минут |
Частота занятий | Балл | Деятельность |
5 | Ежедневно | |
4 | От 3 до 5 раз в неделю | |
3 | От 1 до 2 раз в неделю | |
2 | 1 раз в месяц | |
1 | Менее, чем 1 раз в месяц |
Таблица 2. Индекс физической активности
Показатель | Образ жизни | Категория годности |
100 | Очень активный | Высшая |
От 60 до 80 | Активный и здоровый | Высшая |
От 40 до 60 | Приемлемый | Средняя |
От 20 до 40 | Недостаточно активный | Низшая |
Ниже 20 | Сидячий | Низшая |
Таблица 3 Недельный объем двигательной активности учащихся 9а класса
Ф.И | Пнд | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб |
Учащийся 1 | 45мин | 45мин | ||||
Учащийся 2 | 10мин зарядка | 45мин | 10мин зарядка | 10мин зарядка | 45мин | |
Учащийся 3 | 60 мин танцы | 45мин | 60 мин танцы | 45мин | ||
Учащийся 4 | 2ч танцы | 45мин | 2ч танцы | 2ч танцы | 45мин | |
Учащийся 5 | 45мин | 1ч Сил тр | 45мин | |||
Учащийся 6 | 10мин зарядка | 45мин | 10мин зарядка | 10мин зарядка | 10мин зарядка | 45мин |
Учащийся 7 | 1,5ч сил тр | 45мин | 1,5ч сил тр | 45мин | ||
Учащийся 8 | 45мин | 45мин | ||||
Учащийся 9 | 45мин | 30мин | 45мин | |||
Учащийся 10 | 1ч 30мин танцы | 45мин | 1ч 30мин танцы | 1ч 30мин танцы | 45мин | |
Учащийся 11 | 2ч волейбол | 2ч волейбол | 2ч волейбол | 2ч волейбол | 45мин | |
Учащийся 12 | 45мин | 30мин гимнастика | 45мин | |||
Учащийся 13 | 1ч 30мин танцы | 45мин | 1ч 30мин танцы | 1ч 30мин танцы | 45мин | |
Учащийся 14 | 45мин | 45мин | ||||
Учащийся 15 | 45мин | 45мин | ||||
Учащийся 16 | 2ч 30мин л/атл | 2ч 30мин л/атл | 2ч 30мин л/атл | 2ч 30мин л/атл | 2ч 30мин л/атл | 2ч 30мин л/атл |
Учащийся 17 | 30мин фитнес | 45мин | 30мин фитнес | 45мин | ||
Учащийся 18 | 45мин | 30мин фитнес | 45мин | |||
Учащийся 19 | 2ч волейбол | 2ч волейбол | 2ч волейбол | 2ч волейбол | 2ч волейбол | 45мин |
Учащийся 20 | 45мин | 1ч Сил тр | 45мин | |||
Учащийся 21 | 1ч 30мин танцы | 45мин | 1ч 30мин танцы | 1ч 30мин танцы | 45мин | |
Учащийся 22 | 1ч фитнес | 45мин | 1ч фитнес | 45мин | ||
Учащийся 23 | 1ч 30мин танцы | 45мин | 1ч 30мин танцы | 45мин | ||
Учащийся 24 | 1ч 30мин танцы | 45мин | 1ч 30мин танцы | 45мин | ||
Учащийся 25 | 45мин | 30мин фитнес | 45мин | |||
Учащийся 26 | 45мин | 45мин | ||||
Учащийся 27 | 30мин зарядка | 45мин | 30мин зарядка | 30мин зарядка | 45мин |
Примечание: вторник, суббота 45мин уроки физкультуры
Никто меня не любит
Заяц, косач, медведь и весна
Ёжикина Радость
Ледяная внучка
Кто самый сильный?