Шатар: история и перспектива «Возрождения»
Вложение | Размер |
---|---|
zhambalov_bator_33_gimnaziya.doc | 315 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
МАОУ «Гимназии №33 г. Улан-Удэ»
ХХХI городская научно-практическая конференция среди школьников
«Шаг в будущее»
Секция: «История Бурятии: этногенез бурят; история культуры»
Тема: Шатар: история и перспектива «Возрождения»
Выполнил: Жамбалов Батор,
Ученик 9 «Г» класса МАОУ «Гимназия №33»,
КМС по шахматам.
Руководитель: Баяртуев А.Л., учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия №33»
Улан-Удэ
2024
Содержание
Введение 3
Глава I. История Шатар: от Индии до Бурятии 5
1.1. История возникновения 5
1.2. Правила игры 5
Глава II. Шатар и учащиеся МАОУ Гимназия №33 8
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
Шахматы – это по форме игра,
по содержанию – искусство,
а по трудности овладения игрой – наука».
Актуальность. О сути шахмат игроки спорят, пожалуй, с момента их зарождения в Индии около двух тысяч лет назад. Одни считают шахматы азартной интеллектуальной игрой. Другие — развлечением и проведением досуга. Кто-то — искусством, причем наравне с театром или наукой. А третьи приводят аналогию с военной битвой. Но самыми популярными мнениями, особенно сейчас, являются два. Первое — шахматы являются спортом, причем профессиональным. Второе — они всего лишь хобби.
Шахматы пришли к нам из Индии с буддийскими ламами. Бурятам настолько полюбилась эта игра, что она тут же вошла в обиход. Играли в нее все: дети и старики, мужчины и женщины. В хрониках отмечены многочисленные воспоминания декабристов, которые удивлялись, как распространена игра в шахматы среди бурят, и как они ее любят.
Вот что рассказывал декабрист Н.И. Лорен:
“На одном из переходов мы встретили отличную коляску, запряженную шестериком. В коляске сидел мальчик в зеленой шелковой шубе, в шапочке, отороченной бобровым мехом. На боку его болталась сабля с серебряным темляком, на шее — золотая медаль на анненской ленте. Нам сказали, что это сын хана… На дневках буряты постоянно были с нами и напряженно следили за игрой в шахматы. Раз один из наших игроков уступил мальчику свое место, и бурят начал играть с Трубецким, - и, к удивлению нашему, он его выиграл”.[1]
А писатель Л.Н. Толстой в своем дневнике в апреле 1897 года сделал запись, что играл в шахматы со студентом Казанского императорского университета бурятом Галсаном Гомбоевым и проиграл, поэтому “надобно у него взять реванш”.[2]
Археологические изыскания конца 1980-х гг. около с. Усть-Киран сотрудником Бурятского научного центра, доктором исторических наук Л.Лбовой было раскопано 8 керамических фигур, похожих на шахматные. Ученые определили, что они восходят к гуннской эпохе (III в. до н.э. - I в. н.э.)[3]
Почти у каждой нации, традиционно играющей в шахматы, есть свой, “национальный”, вид шахмат. Все они вышли из индийского шатранга, но именно внутри определенного народа обрели свои отличительные черты. Существуют китайские шахматы, японские, грузинские, корейские. Так что иметь “свои шахматы” - это вопрос престижа для народа, сохранение его культуры, подарок одного поколения другому.
В последнее время в Бурятии кое-что делается для того, чтобы возродить эту традиционную игру. На Сурхарбанах и “Алтаргане” шахматисты соревнуются только в шатар.
Цель работы: определить роль бурятской игры Шатар у современной молодежи на примере учащихся МАОУ «Гимназия №33».
Поставленная цель определяет следующие задачи:
1. рассмотреть историю возникновения и распространения шахмат в Бурятии;
2. рассказать о правилах игры в Шатар;
3. Проведение социологического опроса среди учащихся школы;
4. Изучить и проанализировать результаты опроса и дать оценку отношению современной молодежи к национальной игре Шатар.
Объектом работы является игра Шатар.
Предметом исследования следует назвать отношение молодежи Бурятии на примере учеников МАОУ Гимназия №33 к шатар.
Основными методами исследования являются описание, сравнение, анализ и синтез.
Структура работы: Научно-исследовательская работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
Глава I. История Шатар: от Индии до Бурятии
1.1. История возникновения
Шатар (шатрандж) – это всего лишь одна из многочисленных шахматных игр. Еще в VI веке до нашей эры в Индии, родине шахмат, была придумана игра, родственная современным шахматам – шатрандж.
Шатрандж отличался от шахмат двумя принципиальными моментами: вместо двух в игре принимали участие четыре человека, объединенных попарно, а ходы делались не поочередно, а по результатам бросания костей.
Шахматы распространились по всему миру, и в каждой части света в оригинальную индийскую игру вносились свои коррективы. Шатрандж прижился в Монголии, а оттуда попал в Бурятию, где стал национальным видом спорта. Кроме того, шатрандж – неотъемлемая часть монгольского и бурятского эпоса и культуры, известно множество легенд, где фигурирует шатрандж, а в монгольском центральном музее данной разновидности шахмат посвящена целая экспозиция. Как и многие другие процессы, развитие шатар в Бурятии затормозила октябрьская революция.
До 1917 года в Бурятии регулярно проводились чемпионаты по шатару, однако советские власти запретили их. Полноценные чемпионаты вновь вышли из тени только в 90-х годах прошлого века. В состязаниях принимают участие спортсмены обоих полов и различных возрастных групп. В наши дни название шатрандж сократилось до шатар, но суть от этого не поменялась.[4]
1.2. Правила игры
Хорошие игроки в шатар очень ценятся среди бурятов и имеют несколько преференций, которые полностью могут оценить разве что сами буряты. Например, шахматисты (игроков в шатар тоже называют шахматистами) сидят в юртах на почетных местах и имеют право не вставать, когда заходит более высокопоставленный человек.
Шахматные фигуры в переводе с бурятского на русский язык называются так: нойон — король, бэрсэ — ферзь, тэргэ (телега) — ладья, морин — конь, тэмээн (верблюд) — слон, хубуун — пешка; мад — мат, жэд — пат.
Шах пешкой обычно объявлялся с особым удовлетворением — сод, слоном — дуг, а всеми остальными фигурами — шаа. Между прочим, слово «шаа» имеет двоякое значение. В переводе с бурятского на русский язык в прямом смысле это слово означает «ударь кулаком».
Правила игры в бурятские шахматы существенно не отличались от правил игры в шатранг. Первый ход в обязательном порядке делался ферзевой или королевской пешкой на два поля, а остальные пешки имели право ходить только на одно поле. Ферзь не имел такого преимущества, как в современных шахматах. Он ходил по квадрату, как ладья, а по диагонали — только лишь на одно поле. Рокировки не было. Мат имел некоторую дифференциацию по ценности. Например, заматовать пешкой короля считалось самым почетным делом, называли его «содовым матом». Заматовать короля конем было крайне нежелательно. Эти особенности бурятских шахмат, разумеется, наложили свой отпечаток на игру. Так, игрок, имеющий большой материальный перевес, даже при возможности дать мат конем, не делал этого, а искал иные пути дать мат пешкой. Если же при этом предварительно делалось несколько шахов подряд пешками, а потом давался мат пешкой, то это считалось верхом шахматного искусства. Победитель также не должен был начисто оголять короля противника, то есть обязан был при короле оставить какую-нибудь фигуру или пешку. Из-за этих особенностей игра была затяжной и громоздкой.
Шахматы проникли в Бурятию из Монголии. Поэтому, естественно, все ходы и названия фигур почти одинаковы с монгольскими. Вплоть до Октябрьской революции буряты играли в шахматы по правилам шатранга, родственного современным шахматам.
Из рассказов убеленных сединой стариков узнаем, что и в те далекие времена, когда они еще были безусыми юнцами, древняя игра пользовалась среди населения большим почетом. Уже тогда было сравнительно много сильных игроков. Об этом же говорит и тот факт, что в прошлом столетии декабристы, встречаясь за шахматной доской с бурятскими любителями, не раз были вынуждены признать превосходную игру отдельных шахматистов.
В своем воспоминании декабрист Александр Петрович Беляев писал: «Из Читы мы шли бурятскими степями; подводчики и провожатые наши тоже были буряты. Буряты имеют страсть к шахматной игре, и на дневках около юрт всегда составлялись шахматные партии, окруженные толпою азиатцев, следивших с величайшим интересом за игрой, нетерпеливо высказывая играющим свои взгляды. Некоторые из зайсанов играли с нами и играли так хорошо, что один из наших лучших игроков Ник Вас Басаргин первую партию проиграл. Нужно было видеть общий восторг, когда буряты увидели своего победителем... Вообще говоря, азиатцы играли так, что могли играть с хорошими игроками».[5]
Из глубин веков до наших дней дошли легенды и рассказы, где речь идет о шахматах и о шахматистах. Вот, например, одна из них: «Поссорились два соседа. Спор решили разрешить за шахматной доской. Условились: проигравший отдаст половину своего состояния. На вторые сутки изрядно уставший хозяин понес на доске крупные материальные потери. В этот критический момент следившая за игрой хозяйка дома вышла на улицу. Потом вернулась и начала ворчать на мужа: «На дворе у нас ни полена дров, а ты вторые сутки бьешь баклуши. Я разобью две твои телеги на дрова, а мальчика-пастуха отправлю в лес за дровами».
Хозяин понял намек жены. Он быстро сообразил и одну за другой пожертвовал обе ладьи, затем, продвинув пешку, заматовал короля». Здесь последовало: 1. Лd5—a5+. Кра8—в8. 2. Ла5— a8+ Крв8:а8. 3. Ле4—а4+ Кра8—в8. 4. Ла4—а8+ Крв8: а8. 5. сб—с7Х. Эти рассказы и легенды свидетельствуют о том, что раньше в шахматы играли не только мужчины, но и женщины.
Глава II. Шатар и учащиеся МАОУ Гимназия №33
Шахматы, являясь творческой игрой служит объектом большого внимания специалистов из различных областей. Шахматы рассматриваются как удобная модель изучения творческого мышления человека, загадки человека. В шахматах творческая деятельность человека представлена широким спектром разных идей, тактик, стратегий, наслаждением которой являются простые и сложные ходы, которые могут вести вас к успеху.
Многочисленные работы много раз подтверждали, что шахматы, помимо полезного влияния на интеллект человека содействует и творческому развитию способностей человека. Множество исследований психологов и педагогов показывают, что элементами, которые характеризуют творческую деятельность человека можно назвать способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию. Также, определение новых проблем в знакомых стандартных ситуациях, видение новых функций знакомого объекта, его структуры. Умение находить оригинальный способ решения при известных способах различных действий и т.п. Все эти качества формируются в процессе шахматного творчества.[6]
Одним из этапов исследования было выяснить, знают ли учащиеся МАОУ Гимназия №33 бурятскую разновидность игры шахматы - Шатар, готовы ли научиться играть. Ведь Бурятия славится своими игроками в шахматы, а готова ли молодежь к этой игре. В опросе приняли участие более 50 учеников 8-9 классов.
Как мы и подразумевали, Шатар не столь популярен даже и в Бурятии. Этому есть множество причин: популярность классических шахмат, низкий процент знания учениками бурятского языка, следовательно и бурятской культуры и т.д.
На эти 2 вопроса больше всего проголосовали за ответ Да буряты. Это говорит о том, что среди бурят есть осознание того, что нужно больше популяризировать бурятскую культуру, язык.
В целом, ситуация даёт повод для большей популяризации не только бурятской разновидности игры в шахматы - Шатар, но и классических шахмат, ведь Бурятия славится своими чемпионами по шахматам и учащиеся нашей школы показали хороший процент знания именитых шахматистов, а с вопросом про знание гроссмейстеров появились небольшие проблемы.
Шахматы – удивительная игра. Хотя казалось бы, что тут необычного: доска и десятки фигур. Но на этом небольшом поле могут кипеть нешуточные страсти.
- Человек, играющий в шахматы, всегда сделает для экономики гораздо больше, чем не умеющий играть. Поэтому это массовое занятие в конечном итоге приведет к качественному рывку в нашей экономике. Ведь человек, умеющий продумывать два хода вперёд, имеет больше перспектив в жизни, - сказал в интервью на республиканском турнире по шатару Иринчей Матханов.[7] Возможно, в будущем среди корпящих над доской мальчишек и девчонок будущие короли шахматного мира. Тех, чьё имя будут знать все, как, например, Магнуса Карлсена или Яна Непомнящего. А национальная игра "Шатар" станет не просто увлечением, а настоящим фундаментом для будущих поколений.
Заключение
Бурятам задают вопрос: в мире играют в классические международные шахматы, зачем им нужны свои шахматы-шатар?
Те отвечают, что каждая нация имеет свои «национальные» шахматы, вышедшие из индийских шахматов «шатранга». Есть японские шахматы, китайские, грузинские, корейские шахматы. Бурятский шатар — это престиж их народа, он передаётся подарком из поколения в поколение, шатар сохраняет самобытную культуру бурятов. Да и вообще, ведь не все шахматисты играют всё время в международные шахматы, вспомним хотя бы знаменитого Роберта (Бобби) Фишера, гроссмейстера, одиннадцатого чемпиона мира, который стремился, чтобы эта классическая игра не закостенела, в его шахматах «по-фишерски» фигуры расставлялись на доске случайным, а не ранее установленным образом. Фишер справедливо считал, что в шахматах важно мышление, творческое начало, а не «мёртвые» неизменные правила.
И буряты считают, что если детей учить играть в шахматы по разным правилам, по нескольким системам, то у них очень быстро вырабатываются полезные и эффективные навыки строительства своей игры за доской. Поэтому сегодня в Бурятии делается немало для того, чтобы по-настоящему возродить и развить эту шахматную национальную спортивную игру под названием «шатар».
Список литературы:
[1] Шохирев В.В., Брель П.Ю., Кельдасов Т-Х.Д. Национальный аспект игры в шахматы // Заметки ученого. 2021. №5-1. С.397.
[2] Там же. С. 397.
[3] Там же. С. 396.
[4] Цыденов Б.Б. Шахматы в Бурятии / Б.Б. Цыденов, Л.А. Гармаева, Н.Б. Галданов. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1976. - С. 13.
[5] Цыденов Б.Б. Шахматы в Бурятии / Б.Б. Цыденов, Л.А. Гармаева, Н.Б. Галданов. - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1976. - С. 27.
[6] Гутенев М.Ю. Влияние шахматной игры на развитие творческого потенциала личности // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2014. Т 14., №3. - С. 57.
[7] https://www.infpol.ru/157052-v-ulan-ude-prokhodit-shakhmatnyy-turnir-na-prizy-irincheya-matkhanova/ - Дата обращения 15.01.2024.
Серебряное копытце
Для чего нужна астрономия?
Упрямый зяблик
Ель
Вокруг света за 80 дней