Особенности национальных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае
Ставропольский край исторически сложился как полиэтничный регион, имеющий особое геополитическое положение на Северном Кавказе.
При отмечающемся росте полиэтничности Ставрополье – край преимущественно с русским населением. Русская ментальность, культура и язык всегда определяли основные социально-интегративные характеристики Ставропольского края.
На состояние национальных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае существенное влияние оказывали и оказывают миграционные процессы. Вследствие миграционных процессов, естественной убыли населения при высоком уровне рождаемости у представителей горских народов изменилась этническая структура населения ряда районов и населенных пунктов, прежде всего, на востоке Ставропольского края. К категории таких поселений можно отнести и мое родное село Урожайное.
Цель данной работы – рассмотреть миграционные процессы в селе Урожайном во второй половине 20 века и определить их влияние на общественные отношения.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_-_kopiya_vypustit.doc | 90 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Левокумского муниципального округа Ставропольского края
Исследовательская работа
«История этносов села Урожайного»
Авторы: Эркенова Елизавета, 11 класс
Руководитель: Островская Жанна Владимировна,
учитель географии
село Урожайное 2024 год
Оглавление
Введение. Особенности национальных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае…………………………………………………………………………2
Глава 1. У развилки двух дорог. Откуда мы – коренные урожайненцы?.............…….. …2-3
Глава 2.Дагестанские переселенцы в полиэтническом пространстве Ставропольского края………………………………………………………………….…………3-5
Глава 3. Не чужие – иные………………………………………………………………..5-10
Заключение. Как будем дальше жить?.......................................................................... ….10-11
Список литературы …………………………………………………………………….…...12
Приложение 1………………………………………………………………………………..13-14
Особенности национальных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае
Ставропольский край исторически сложился как полиэтничный регион, имеющий особое геополитическое положение на Северном Кавказе.
При отмечающемся росте полиэтничности Ставрополье – край преимущественно с русским населением. Русская ментальность, культура и язык всегда определяли основные социально-интегративные характеристики Ставропольского края.
На состояние национальных и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае существенное влияние оказывали и оказывают миграционные процессы. Вследствие миграционных процессов, естественной убыли населения при высоком уровне рождаемости у представителей горских народов изменилась этническая структура населения ряда районов и населенных пунктов, прежде всего, на востоке Ставропольского края. К категории таких поселений можно отнести и мое родное село Урожайное.
Цель данной работы – рассмотреть миграционные процессы в селе Урожайном во второй половине 20 века и определить их влияние на общественные отношения.
Откуда мы – коренные урожайненцы?
Село Урожайное основано в 1848 году. Первые поселенцы нашего села были из Екатеринославской, Полтавской и Харьковской губерний. Чуть позднее, спустя полтора десятиления, хлынула волна переселенцев из Черниговской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской, Пензенской губерний, Донской и Терской областей. Таким образом, население нашего села составляли выходцы из более чем десяти губерний и областей европейской территории России.
К 1891 году – моменту первой пробной переписи населения – Урожайное в основном сформировалось в его окончательный границах и в дальнейшем прирастало незначительно. Согласно первой настоящей переписи в 1897 году в селе было уже 556 дворов и проживало 4057 человек. С первых шагов основания села население было славянским, исповедовало православную веру. Церковь была открыта в 1867 году.
1913 год характеризуется притоком делового люда в село. Это было время бурного экономического роста села, как, впрочем, и всей России. [1]
Значительное сокращение его население произошло в результате страшного голода 1931 года и после войны.
Начиная с 50-х годов 20 века изменяется национальный состав села, сюда начинают прибывать выходцы из Дагестана, преимущественно даргинцы.
Дагестанские переселенцы в полиэтническом пространстве Ставропольского края
Появление этнических дагестанцев на Ставрополье и поэтапное расселение представителей народов Дагестана в пределах Ставропольского края – естественно исторический процесс, обусловленный природно-климатическими, экономическими, социальными, политическими и культурными факторами.
В зависимости от многих обстоятельств, процесс переселения дагестанцев приобретает то большее, то меньшее значение, в одни периоды времени этот процесс усиливается, в другие, наоборот, ослабевает.
Историческая справка
ДАРГИНЦЫ, дарган, дарганти (самоназвание), народ в России, коренное население Дагестана. По данным Переписи населения 2010 года в России живут 589386 даргинцев. Живут также в Ставропольском крае и Калмыкии. Язык – даргинский, нахско-дагестанской группы северокавказской семьи.Вероисповедание - мусульмане-сунниты.С 16 века складываются три хозяйственно-культурных ареала: 1) нижнепредгорный (с частью равнины) - пашенное земледелие (ячмень, пшеница, просо, кукуруза, бобовые) и стационарное скотоводство (крупный рогатый скот); 2) среднегорный - пашенное земледелие и отгонное (осенью) овцеводство; 3) высокогорный - отгонное (весной) овцеводство и пашенное земледелие.
Развиты, в основном в горных районах, домашние промыслы, особенно обработка шерсти (сукно, ковры, паласы, вязаные изделия), металла, дерева, камня, кожи. Наиболее известны оружие, ювелирные изделия из Кубачи, сельскохозяйственные орудия, оружие - из Харбука, клинки из Амузги, гончарные изделия (в том числе поливные) из Сулевкента, сукна из Хаджалмахи, резной камень из Сутбука и Холаая, деревянные орудия, утварь из Кайтага, кожи цудахарцев, сафьян и женская обувь Губдена и др.Основу социальной организации даргинцев составляла сельская община - джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ.[2]
В самом обобщённом виде причины и факторы, обусловившие переселение этнических групп народов Дагестана на территорию Ставропольского края, следует увязывать как с проблемами в Ставропольском крае, так и с более серьезными экономическими трудностями в Республике Дагестан:
- социально-экономические проблемы, возникшие в республике Дагестан, были связанны с малоземельем, типичным для северокавказского региона. В результате демографического роста и перенаселенности в горной местности и равнинной части Дагестана ощущался недостаток свободных земель для ведения хозяйства;
- экономические трудности в Республике Дагестан были вызваны медленным ростом производства, обострением ситуации на рынке труда. На протяжении многих лет проблема занятости в Дагестане остается достаточно острой. Низкие темпы экономического развития вынуждают население или решать возникшие перед ними проблемы, переезжая на новое место жительства, или приспосабливаться к новым, не всегда благоприятным условиям;
- в овцеводческом комплексе Ставрополья ощущалась нехватка кадров. Руководство Нефтекумского, Левокумского, Арзгирского районов, других районов края привлекало для работы на кошарах чабанов из Дагестана;
- личный, семейный характер переселения был связан со сменой работы или получением образования;
- новым обстоятельством явились начавшиеся боевые действия в соседней Чечне, а затем и в Дагестане. В результате чего, уезжало не только некоренное население Дагестана (русские, украинцы, евреи, татары, армяне и другие), но и лица коренных дагестанских национальностей, особенно из таких районов, как Хасавюртовский, Левашинский.(3)
Переселение имеет свои исторические рамки и, в целом, обусловлено конкретной исторической ситуацией.
Первый и определяющий этап переселения дагестанских этносов на территорию села пришелся на 50-е - 60-е гг. XX в. В этот период на Ставрополье переселилась основная часть этнических групп дагестанских народов. Это были в основном даргинцы, переселившиеся для занятия животноводством. Как чабаны-овцеводы, они проживали в сельской местности и составляли первоначально основную часть дагестанских этносов, проживавших на Ставрополье.
Не чужие - иные
В Урожайном с середины 60-х наиболее опытные и преданные делу местные животноводы ушли на заслуженный отдых, а молодежь потянулась на строительство г.Нефтекумска на другом берегу реки Кумы, поэтому отрасль и оказалась в руках людей, пришедших с гор Дагестана.
Для набора рабочей силы из села отправляли в Дагестан вербовщиков.
В этой связи хочется отметить статью исследователя А.Ф. Алиевой «Даргинцы», в которой рассматривается одна из коренных этнических групп народов Дагестана – даргинцы. Автор указывает на безработицу, как одну из важных причин переселения даргинцев и отмечает, что долгие годы миграционные процессы обуславливались избыточностью трудовых ресурсов в республике. Даргинцы, в поисках работы, переселялись на другие территории, в том числе на Ставрополье. В статье также приводятся данные о численном составе даргинцев, согласно Всесоюзным переписям населения[4]. Эти данные нашли отражение в статье М. Букиной «Земельный передел», в которой автор раскрывает причины и особенности переселения дагестанцев на Ставрополье. М. Букина отмечает, что: «не находя места в тесном Дагестане, они пытаются закрепиться на сопредельных территориях Ставропольского края». В связи с этим еще в конце 50-х-начале 60-х годов XX века местные власти восточных районов Ставропольского края приглашали из Дагестана даргинцев для поднятия овцеводства[5]. Вскоре сюда потянулись семьи, в основном, из Акушинского и Левашинского районов Дагестана. Переселенцев определяли по кошарам, располагавшимся за селом. Первые годы приходилось очень тяжело, в семье вынуждены были работать все - от взрослых до детей и стариков. Со слов местных животноводов жилье переселенцев было неказистым – хаты- мазанки из двух комнат, одна из которых служила спальней, другая кухней и столовой. Топили дровами, коровьими «лепешками», потом стали завозить уголь. В одной мазанке порой проживало по две больших семьи, спали на двухэтажных нарах, дети на нижнем ярусе, взрослые наверху. Работа занимала большую часть суток, хороший хозяин выгонял отару на пастбища еще ночью. В отарах наравне с государственными овцами разрешалось держать и личное поголовье в расчете 5 голов скота на каждого члена семьи. На кошаре Нурмагомедовых отара уже в 6 часов утра отдыхала накормленная и уставшая от выпаса. Самые младшие в семье выпаивали ягнят коровьим молоком. Скот и кормил, и поил, и грел переселенцев, и давал возможность заработать.
Утром Зухра (Зоя, как звали ее русские зоотехники) Нурмагомедова чаще всего на завтрак кормила семью чаем с молоком и лавашом, в обед подавала отварную баранину с бульоном, в котором она варилась, и хинкал. Часто варили уже высушенное мясо – бастурму, либо овечью колбасу. Для них мясо забивали зимой, солили и вывешивали на чердак дома, где оно постепенно выветривалось, и могло долго храниться без особых условий, да и холодильник тогда был роскошью в доме чабана. В быту даргинцы были неприхотливы – сказывалась и бедность, и вечная занятость работой.
Воспитанием младших детей занимались старшие, семьи были многодетные, дети рождались один за другим, и если кто-то из них умирал в младенчестве, то горевали не долго. «Еще будет»,- таков был ответ уставшей даргинки. Дети росли закаленными, с ранней весны до поздней осени они не знали что такое шапка и теплая куртка, здесь выживали по закону естественного отбора. Один из местных зоотехников однажды был свидетелем того, как в солнечный мартовский день на припеке в самодельной коляске в одной распашонке сидел годовалый мальчонка в окружении старших братьев и сестер. «Здесь тепло, пусть греется», - смеясь, объяснили русскому няньки. Из-за отсутствия условий не всегда соблюдалась гигиена и чистота тела и жилища. Известен случай, когда во время осеменения овец, русские женщины - осеменаторы ежедневно купали хозяйского грудного ребенка, так как его мать - даргинка не видела надобности в ежедневной гигиене. При этом она не считала русских чужаками, доверяя им самое ценное – собственное дитя. Во время сезонных работ все работники - и русские специалисты, и даргинцы трудились слаженно, дружно, понимали друг друга, не смотря на языковой барьер. Хозяева, как правило, были гостеприимны и доброжелательны, и накормят, и обогреют. В село даргинцы выезжали редко, разве что в магазин за продуктами да в контору сдать отчет. Чаще с коренными жителями общались их дети, вынужденные жить в интернате при школе. Интернат был открыт на средства совхоза «Урожайненский», многодетным семьям полностью компенсировалось питание. Каждый понедельник детей собирал по кошарам школьный автобус, а по субботам тем же рейсом они возвращались домой. Непросто им было привыкнуть к новой обстановке, новым одноклассникам и требованиям со стороны воспитателей интерната и учителей школы. Первые ученики не знали, что такое школьная форма, одеты были в свои национальные платья с длинным подолом и такими же рукавами. Это служило поводом для насмешек со стороны местных, и препятствовало как нормальному общению в классе, так соответственно и успеваемости по предметам. Воспитателям интерната приходилось многократно проводить просветительскую работу для родителей и учащихся. По словам Хосикуридзе Галины Алексеевны, проработавшей более 10 лет с начала открытия интерната воспитателем, для родителей проводили экскурсии по школе, чтобы они воочию смогли увидеть, как должны выглядеть ученики. Школьная форма не сразу прижилась в сознании старшего поколения даргинских семей, поэтому поначалу, перед очередным отъездом на кошару, дети переодевались в национальную одежду, а форму оставляли в интернате. Самым незабываемым событием для обитателей интерната было празднование Нового года, его ждали с нетерпением, как и подарки от Деда Мороза. Все было впервые. Но, несмотря на незначительные трудности, межнациональных конфликтов не было среди школьников, никто из приезжих не подвергался травле, людей ценили по заслугам и личным качествам. И тому доказательство многочисленные награды опытнейшего чабана Нурмагомедова Зайнудина (к сожалению, имя чабана нередко искажалось как в почетных грамотах, так и в газетной статье, что может подвергнуть сомнению достоверность приведенных фактов). Статья районной газеты «Светлый путь» от 28 марта 1987 года хранится как семейная реликвия.
Хотелось бы закончить это исследование в мажорной тональности, но не давала покоя фраза из книги, посвященной моему селу, где один из ее авторов, П.Енюшин пишет: «С точки зрения местных, настоящих животноводов среди даргинцев оказалось немного»[6]. К сожалению, никаких комментариев к этому высказыванию автор книги не оставил, да и его самого уже нет в живых. Тем не менее, мои собеседники, попытались найти объяснение этой точке зрения. С начала 80-х годов совхоз перестал списывать падеж ягнят и переложил компенсацию за падеж на плечи чабанов. Естественно, выход был один – восполнять совхозную отару за счет частного поголовья. Да кому же захочется отдавать собственную добротную овцу государству! Вот и стали восполнять убытки не тонкорунной овцой (ее вывозили в Дагестан), а грубошерстными овцами и козами. Партию шерсти с таких овец полностью выбраковывали на Невинномысском шерстяном комбинате, независимо от того сколько было найдено грубошерстного волокна. Государство несло убыток.
На 80-90-е г. XX в. пришелся второй этап расселения даргинцев, когда на Ставрополье в увеличении дагестанского населения основную роль стал играть естественный прирост. Закономерно, что значительную часть дагестанских этносов составляло поколение, рожденное в районах нового расселения. Даргинские семьи, особенно молодые, с кошар стали переселяться в село, хотелось быть поближе к цивилизации - время меняло сознание и быт людей. На этом фоне наблюдался параллельный процесс – отток русскоязычного населения в направлении Ставрополя, Ростова-на-Дону, центральную Россию и другие «русские» районы. Причиной тому, прежде всего, была нестабильная межнациональная и криминогенная обстановка в восточных районах края.
В настоящее время даргинское население как и прежде занимается разведением скота, женщины торгуют на рынке г.Нефтекумска. Активно развивается и инфраструктура села с участием даргинского населения: появились на селе и предприниматели-даргинцы, открыли пять магазинов и бойню на окраине села, станцию технического обслуживания, ветеринарную аптеку, местным есть возможность подработать. В семьях жителей села уважают как даргинские, так и русские обычаи и традиции: праздники Ураза-байрам, Курбан-байрам, Масленица, Рождество. Борщи, пельмени и котлеты на столы подают наравне с чуду, хинкалом и курзе.
Время рождает новые традиции, уже ставшие общими для всех жителей села. Кто бы мог представить, что когда-нибудь в степном селе Урожайном будет проходить конкурс «Горянка года». В селе проживают несколько семей со смешанными браками, хотя даргинцы традиционно предпочитают представителей своей нации. Где же здесь «свои», а где «чужие»?
Как будем дальше жить?
«Дом – это там, где твое сердце» - утверждал древнеримский писатель Плиний Старший. Куда бы ни забросила тебя судьба, священным будет это место, в которое всегда хочется возвращаться. Зовется оно малая Родина, тот самый дом, к которому относятся с уважением и почитанием, боясь осквернить скандалами, руганью и бранью. И в нем царит порядок и уют, гостеприимство, уважение к чести и достоинству любого человека.
Возможно, многие даргинцы уже не считают себя переселенцами, а молодое поколение называет себя коренными урожайненцами, но все-таки есть ощущение, что не для всех стало село настоящим домом, ибо традиционно часть заработанных денег идет на строительство так называемых «Родительских домов» в Дагестане, нет в селе даргинского кладбища, хоронить умерших тоже отправляют в Дагестан. Там их историческая Родина. Может быть, поэтому по улицам села, вопреки давним порядкам, бродят бесчисленные стада баранов и коров, объедают деревья, гадят возле домов жителей села. Не соблюдается жилищное законодательство, когда к стене соседского дома пристраивается кормушка для скота, а ничтожно малые штрафы никого не пугают. И все больше конфликтов по поводу нехватки пастбищ. Их бы не было, если бы и власть в свою очередь вовремя принимала меры по соблюдению законов всеми жителями села. К сожалению, и коренные жители Урожайного грешат нарушением общественного порядка. В 2013 году было принято решение Совета депутатов муниципального образования села Урожайного Левокумского района Ставропольского края от 20 декабря 2013 года № 49 «Об утверждении предельных норм нагрузки скота при выпасе на пастбищах, расположенных в границах муниципального образования села Урожайного Левокумского района Ставропольского края». Да только воз и ныне там. Теория не всегда есть практика, к сожалению. Но есть надежда, что все мы, «иные» друг для друга, научимся взаимопониманию, ведь нас многое объединяет, и прежде всего мы связаны историей теплых, добрососедских отношений с первыми переселенцами Дагестана. И хочется, чтобы когда-нибудь другой такой же исследователь, как я, в анкетах для переселенцев на вопрос «Каково было отношение местных жителей к Вам?», читал только один ответ «Хорошее».
Литература:
1.Село мое – моя столица (селу Урожайному – 160 лет): литературно-художественный альманах/Гл.ред. Н.И.Шевченко –С 29 Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2008, с.10,12,16,46
[1], [6]
2.Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.:
3. Справка о некоторых аспектах этнических, демографических и социокультурных процессов в Ставропольском крае http://dagstav.ru/dagestancy-na-stavropole (3)\
4. Алиева В.Ф. Даргинцы // Возрождение. 1998. № 4.(4)
5. Букина М. Земельный передел // Эксперт. 6 марта. 2000. № 9. (5)
Приложение 1
Анкета №1 (переселенца)
Анкета составлена на основе материала Нероды Т.Ю., учителя истории и обществознания. Руководителя клуба «Малая родина» (источник http://urokiistorii.ru/taxonomy/term/1521/2246)
Для написания истории Левокумского района учащиеся МКОУ СОШ №9 проводят опрос переселенцев с.Урожайного. Просим Вас ответить на ряд вопросов
Согласны ли Вы дать в случае необходимости более подробное интервью по истории переселения Вашей семьи?
сообщите, пожалуйста, свой почтовый адрес и телефон, где и кем Вы работаете (если находитесь на пенсии, то укажите, с какого времени и последнее место работы):
Благодарим за помощь! Ваша информация будет использоваться только в научных целях.
Подпись переселенца___________________________________
Дата заполнения анкеты__________________________________
Анкетирование проводил________________________________
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Круговорот воды в пакете
Сказка "12 месяцев". История и современность
Лист Мёбиуса