Работа на научно-практическую конференцию "Путешествие к истокам"
Вложение | Размер |
---|---|
npk_dasheeva_lb_puteshestvie_k_istokam.docx | 37.89 КБ |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 65 г. Улан-Удэ им. Г.С. Асеева»
II городская научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»
секция «История родного края»
Тема: «Путешествие к истокам»
Выполнил: Хомяков И.А.,
ученик 2 «А»класса МАОУ «СОШ № 65
г. Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»
Научный руководитель: Дашеева Л.Б.
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 65
г. Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»
г. Улан-Удэ
2023 г
Оглавление
I. Введение………………………………………………………………………………….3 стр.
II. Основная часть
III. Заключение. Семейное дерево Хомяковых………………………………………...11 стр.
IV. Список использованной литературы……………………………...............................12 стр.
Введение
«Долг каждого человека – изучить
традиции своего народа, своего края.
Гордиться славою предков».
А.С. Пушкин
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду, к школе. Изучение истории своего края, вовлечение в историческое прошлое региона, знакомство с культурным и духовным наследием предшествующих поколений способствует формированию различных граней личности, происходит духовно-нравственное воспитание ребенка. Изучить историю моего родного края я решил, начав с путешествия по родному району моей семьи. Мне стало интересно, кто были мои предки, как они жили, посмотреть какие деревни в моем родном районе, познакомиться с новыми интересными людьми.
Актуальность темы исследования заключается в том, что каждый человек должен знать свою малую родину, историю своего края, историю своей страны.
Цель моего исследования: открыть для себя мир культуры семейских Бурятии.
Задачи моего исследования:
- поиск материалов, содержащих информацию о жизни моих предков;
- оформление исследовательской работы.
Методы исследования:
- изучение литературы;
- поездка по району, встреча с носителями культурного наследия;
- посещение музея и культурно-досугового центра с. Тарбагатай.
II Основная часть
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол.
Волю да землю им дали….
Н.А. Некрасов
Путешествие в мир прошлого началось с посещения национальной библиотеки Республики Бурятия. Там в краеведческом отделе очень много интересных книг о семейских Бурятии. И вот что удалось узнать.
Семейские – это часть русского народа, переселенная в Забайкалье во второй половине 18 века. На территорию Бурятии они прибыли семьями, поэтому и получили название – Семейские. Когда – то наши предки жили очень далеко отсюда, в южных и центральных областях России. В середине 17-го века при царе Алексее Михайловиче в православной церкви произошел раскол. Главой Русской православной церкви стал Патриарх Никон. Он изменил некоторые церковные правила, по которым велась служба. Борьбу против нововведений возглавил протопоп Аввакум. За преданность старой вере он и его сторонники были объявлены вне закона, и подверглись пыткам и гонениям. Сторонников Аввакума назвали староверами. Они продолжали сохранять старую православную веру. Их преследовали, сажали в темницу, казнили. Староверам пришлось прятаться в лесах и горах, бежать за границу. Часть старообрядцев ушла в Польшу. Там они поселились в районах Добрянки, Стародубья и Ветки (в настоящее время Украина и Белоруссия). Долгие годы староверов подвергали гонениям, репрессиям. Однако во времена правления Екатерины II отношение к староверам стало меняться. Императрица посчитала, что староверы могут быть полезными для заселения необжитых земель Российской империи. Так старообрядцы были переселены на территорию нынешнего Забайкалья. Одна из первых групп была расселена в пяти Тарбагатайских деревнях (Тарбагатайская слобода, Бурнашево, Десятниково, Куйтун, Куналей). В последующие годы какая то часть староверов из этих деревень переселилась в другие селения (Надеино, Новая Брянь, Жирим). Массовое переселение произошло в 1765 году. Они поселились в нынешних Тарбагатайском, Мухоршибирском и Бичурском районах нашей республики. Для того чтобы понять как жили мои предки, отправимся в путешествие в родной район моей семьи. Мои родители родились и выросли в селе Тарбагатай - Тарбагатайского района. (Приложение 1).
Семья – это первичная среда,
где человек должен учиться
творить добро. (Сухомлинский)
Семья в жизни каждого играет огромную роль. Еще с младенчества все навыки приобретаются в семье, в кругу своих близких. У семейских всегда были очень большие семьи. В одном доме жили три поколения. Мужчина в семье был хозяином, руководителем, а женщина – это мать, хранительница домашнего очага. Глава семьи назначал, кому что делать, вел хозяйство, распоряжался деньгами, имуществом. Хозяйственным бытом занималась жена главы семьи. Отношение родителей к детям строилось на любви и строгости. Дети с ранних лет усваивали правила поведения, связанные со «старой верой»: молитвы, крестное знамение, поклоны, соблюдение поста. Основные правила поведения, связанные со «старой верой»:
- носить одежду старинного покроя;
- мужчинам не брить бороду;
- девушкам – не стричь волосы, заплетать в косы, носить платки;
- не употреблять алкоголь;
- не курить.
Дети, согласно заповеди, любили и почитали своих родителей. В обязанности детей входило обеспечение родителям спокойной старости, почитание их после смерти. Главная ценность семейских - это вера в Бога. Символом веры были иконы и богослужебные книги, которые передавались из поколения в поколение и свято хранились в семье. По книгам учили детей читать, заучивать молитвы. Дети в семейских церквях владели старославянской грамотой. Имена у семейских давались строго по святцам. Святцы – это церковная книга с названиями праздников и святых. Имя ребенку давалось при крещении. Меня крестили в июле 2015 года в Храме святителя Николы, село Куйтун. Имя мне дали так же в честь святого. Почиталось у семейских- трудолюбие. Человек должен был все время проводить в труде и молитве. Поэтому детей с малых лет приучали к труду. Мальчиков брали на полевые работы, на покос, доверяли уход за лошадьми. Девочек усаживали за прялку. Учили их шить, вышивать, ткать, вязать.
Культ чистоты – еще одна отличительная особенность семейских. В избах семейских всегда очень чисто и опрятно. Чистота в доме, во дворе, порядок на пашне и в огороде были залогом здоровья семьи. Больше всего мне запомнилось то, как здоровались семейские. Придя в чужой дом, надо остановиться у входа и помолиться. Мужчина, войдя в дом, должен снять головной убор, трижды перекреститься перед иконами, а потом только здороваться с хозяевами.
Гость говорит: Хозяева отвечают:
- Здоровеньки были! Мир дому сему. - Милости просим.
Избы у семейских высокие и красивые (Приложение 2). Улицы ровные и широкие. Многим избам уже более двухсот лет. Изба - это деревянный бревенчатый дом в сельской местности. Семейские строили разные виды изб: четырехстенные, пятистенные, шестистенные. Строительство дома было очень важным делом. Сначала отбирали лес для стройки. Деревья рубили, срубали с них сучья и перевозили на телеге к месту стройки. Там с бревен соскабливали кору, затем сушили. Строить начинали только на следующий год. Большое значение имел и выбор места для строительства избы. Очень часто гадали по хлебу. Если хлеб получался пышным и вкусным, можно было строить. Или выбирали место, куда часто ложилась молодая корова. Строили избу без единого гвоздя, только с помощью различных топоров. Дом делился на две половины: избу и горницу. В горнице стоял сундук. В нем хранили старинные наряды и приданое. Украшением горницы была кровать, на ней никто не спал, только гости. Изба внутри делилась на три части: передний угол, куть и запечье. (Приложение 3) Место у печи, где хозяйка готовила еду и хранила посуду, называлось «бабий куть». По диагонали от печи располагался передний угол – «красный угол». Здесь помещали божницу с иконами и лампадкой. В «красном углу» стоял обеденный стол. Я даже посидел за таким столом в одном из домов. Хозяйкой дома была печь. Она грела дом, на ней готовили пищу, сушили, а еще она служила теплой лежанкой. Запечье – это место за печкой, где хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большая лопата, сковородник, чугунки для приготовления пищи. В избе семейских есть еще мужской угол или по другому «кон» (конник). Здесь мужчина работал, ремонтировал обувь, хозяйский инвентарь и т.д.
Усадьба семейских состояла из переднего и заднего двора, которые были огорожены высоким забором. На переднем дворе расположены дом, зимовье, амбары, завозня, погреб. На заднем дворе располагались сараи, гумно, сеновал, стайки для коров, курятник для домашней птицы. Главным объектом семейской усадьбы были ворота. У семейских они были очень высокими, нарядными. Сверху над воротами была крыша, поэтому они назывались «под кабаном». К сожалению, очень мало сохранилось ворот с тех времен. Испокон веков семейские занимались земледелием. На полях выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овес, гречиху. Из муки стряпали хлеб, калачи, пышную сдобу, пироги, пирожки. Из крупы варили кашу. Хлеб и каша считались самой полезной едой у семейских. Огородными работами занимались женщины. Выращивали овощи для своих нужд: морковь, лук, чеснок, капуста, картофель. В нашем холодном климате очень тяжело выращивать огород. Это огромный труд. Семейским были знакомы многие традиционные русские промыслы и ремесла – охота, пчеловодство, прядение, ткачество, гончарство. Гончарство было одним из самых нужных промыслов в хозяйстве и быту семейских. Гончары изготавливали разнообразную глиняную посуду: горшки, молочники, чашки и миски и многое другое. Из овечьей шерсти пряли пряжу на самопрялках, вязали варьги, носки. Одним из самых распространенных ремесел было пчеловодство. Большинство семейских имели свои пасеки.
При посещении культурно досугового центра в с. Тарбагатай, мастерицы показали мне, как ткут кушак. Кушак – это тканый пояс, различной длины и ширины со сложным геометрическим узором. В нашей семье хранится кушак моей прапрабабушки Секлетиньи Стефановны. (Приложение 4).
Декоративно-прикладное творчество семейских включает роспись и резьбу по дереву. Домовая роспись подразделяется на наружную роспись домов и внутреннюю роспись.
Наружная роспись – это роспись ставней, ворот, крыльца.
Внутренняя роспись – это роспись стен, потолков, домашней утвари, предметов быта, мебели и так далее.
Существуют геометрические, растительные (полурастительные) и зооморфные виды росписи: круги, ромбы, розетки, клетки, сосенки, букеты в вазах, птички, образы зверей, листья, ягоды, разнообразные цветы. Самым распространенным является круг, символизирующий солнце. Расписывали семейские мастерицы свернутой бумажкой или тряпочкой, реже пальцем.
В культуре любого народа цвет играет большую роль. Цветными яркими красками семейские расписывали мебель, полы, стены, ставни, цветными нитками вышивали узоры на одежде, на головном уборе. Каждый цвет имеет свой символ. У семейских белый цвет – цвет святости и благополучия. Красный цвет – символ красоты. Багульные (ярко-малиновые), черемные (бордово-коричневые)- ассоциируются с багульником и цветущей черемухой. Желтый (жарок) – символ солнца, света. Местные названия многие цвета получили по имени распространенных цветов и ягод. Так, жаркой цвет получил название от цветов жарки.
Семейские любят украшать свои дома резьбой. Каждый элемент резьбы имел свой символ. Так круг символизировал солнце, волнистые линии – воду, борозды – поле. Большое место в резных украшениях дома занимали образы птиц. Лебедь обозначал лад в семье, благополучие. Среди животных особенно почитался конь, являвшийся символом солнца.
Во время поездки мы посетили дом усадьбу в селе Десятниково, где увидели расписанную горницу. Русская печь в этой горнице расписана мастерами еще в 1887 году, но до сих пор она такая же яркая и красивая. (Приложение 5). Посетили этнографический музей в селе Тарбагатай, где стоят красивые резные ворота (Приложение 6).
Изучать фольклор семейских, мы отправились в культурно-досуговый центр, в село Тарбагатай. Это оказалось очень интересно и увлекательно.
Фольклор – это комплекс словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических видов народного творчества.
У семейских представлены основные виды и жанры, присущие русскому фольклору: семейно-обрядовая и календарно-обрядовая поэзия, заговоры, несказочная проза, лирические песни, похоронная причеть. Особое место отводилось легендам, мифологическим рассказам, связанным с бытовыми запретами.
Наиболее яркий жанр народного творчества семейских – необрядовая песня. Песенная культура семейских выделяется, прежде всего, неповторимым многоголосным распевом. Песня в жизни семейских занимала особое место.
К малым жанрам относятся колыбельные песни, игры, пестушки (от слова пестовать, то есть няньчить), потешки, пословицы, поговорки, загадки, частушки. Пестушки – короткий стихотворный напев бабушек и матерей. Частушка – это небольшая рифмованная песенка, состоящая из 4-6 строк. Обычно исполняется в быстром темпе и описывает какое то одно событие из жизни человека. Семейские частушки отличаются многообразием, они могут быть и веселыми плясовыми, и озорными, и грустно-лирическими.
Загадки, пословицы – самые распространенные жанры фольклора семейских.
Загадки:
Стоит в кичке Орина- выше овина, Синие потолочины
До земли клонится – не переломится. Золотыми гвоздями приколочены.
(Колодец) (звезды в небе)
Пословицы:
Не с богатством жить, а с человеком.
Глаза бирюза, а в душе сажа.
Хлеб да капуста – на столе не пусто.
Семейские связывали между собой календарные праздники и народный фольклор.
Календарно-обрядовый фольклор – это обрядовые песни, танцы, легенды, предания, связанные с народным календарем. Обрядовый фольклор делился на календарный фольклор (по народным праздникам земледельческого года) и бытовой фольклор (крестильный, свадебный, похоронный).
Первым праздником, завершающим старый и начинающим новый год, были Святки – от Рождества Христова(7 января) до Крещения (19 января). На второй день Рождества начинались гуляния молодежи, катания на лошадях по селу. Вечером молодежь устраивала «игрища». Начинались гуляния в заранее определенном доме. Но главным отличием этого веселья были «машкарады» (маскарады). Они ходили по деревне, заходили в каждый дом, где пели, плясали, шутили. Дети играли в игры, молодые девушки и парни гадали. В КДЦ мы посетили фольклорный праздник для детей «Святочная вечерка». Сначала нам рассказали историю этого праздника, и как отмечали раньше. Потом мы играли, больше всего мне понравилась игра – «Анюта? Я тута». Теперь будем дома играть с братом. Потом были гадания, все мои желания загаданные должны сбыться. Очень интересное гадание было с живым петухом. После гадания мы с ребятами нарядились и отправились колядовать, пели песни, плясали, а нас за это угощали сладостями. К концу вечера мы вернулись в клуб, где нас угощали чаем с лепешками. Мне очень понравилось, было весело. Теперь я буду на каждый праздник ездить туда. (Приложение 7).
Заключение
Я семейский. Семейное дерево Хомяковых.
Я уважаю и горжусь жизнью своих предков, моих бабушек и дедушек, представителей моего рода. Все они достойно живут на родной земле. Они хотели, чтобы мы, будущее поколение, знали и помнили свое прошлое, свои традиции. Мне очень хочется верить, что наше поколение сможет восстановить все те ниточки, которые нас связывают с нашими предками. И в этом всегда будут надежными помощниками наши родители, бабушки и дедушки. В завершении моей работы мы решили сделать семейное дерево предков.
Для этого я провел вечер за беседой с моим родным дедушкой Петром Агаповичем. (Приложение 8). Он мне рассказал много нового для меня и интересного. Я постараюсь сохранить это все, узнавать дальше, и обязательно передам моим детям все знания.
Семейские в моей семье есть с обеих сторон. По маминой линии это родители моего прадеда Петрова Павла Анфиногеновича. Прапрадед Петров Анфиноген Васильевич и прапрабабушка Петрова (Ефимова) Секлетинья Стефановна. Они жили со своей семьей в с. Тарбагатай.
По папиной линии это семья Хомяковых. Жили они в с. Надеино, Тарбагатайский район. Так как я являюсь продолжателем фамилии Хомяковы, поэтому дерево мы сделали по фамильной ветке. (Приложение 9).
Полностью наше путешествие мы приглашаем посмотреть по видео.
IV.Список использованной литературы:
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Мост Леонардо
Дерево в снегу
Извержение вулкана