В данном исследовании приводится ретроспективный анализ формирования и развития российского законодательства, регламентирующего деятельность военных судов в системе судов. Отмечается исключительная значимость военно-судебной реформы 1867 года как важной вехи в истории отечественного права и развитии военного законодательства. Выделяются объективные предпосылки для формирования судейского корпуса из числа кадровых военнослужащих, делается вывод о том, что осуществление правосудия в войсках требует глубокого знания специфики армейской службы, офицерских качеств, знания и понимания военного законодательства.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.docx | 104.14 КБ |
I Международная научно-практическая конференция
правовой направленности «Фемида»
Военные суды России: история и современность
2017-2018 гг.
Аннотация
В данном исследовании приводится ретроспективный анализ формирования и развития российского законодательства, регламентирующего деятельность военных судов в системе судов. Отмечается исключительная значимость военно-судебной реформы 1867 года как важной вехи в истории отечественного права и развитии военного законодательства. Выделяются объективные предпосылки для формирования судейского корпуса из числа кадровых военнослужащих, делается вывод о том, что осуществление правосудия в войсках требует глубокого знания специфики армейской службы, офицерских качеств, знания и понимания военного законодательства.
Отзыв руководителя
Рецензия
на исследовательскую работу ученика 11 «А» класса
МАОУ СОШ № 9 города Усть-Илимска
Свиридова Максима Валерьевича
Рассматриваемая исследовательская работа на вышеобозначенную тему в полной мере отражает актуальную в современное время для российского законодательства в целом тему военных судов в России. Проведенное исследование развития, структуры, функционирования и проблем военных судов России довольно актуально, так как у большинства граждан населения нашей страны и особенно школьников прослеживается недостаточность знаний о деятельности военных судов как составной части судебной системы Российской Федерации.
Правильно поставленные цель и задачи помогли автору работы четко выстроить логическую цепочку исследования и всесторонне изучить предмет и субъект исследовательской деятельности.
В данной работе изучена история российской военно-судебной системы, начиная с XVI до новейшего времени; проанализирована структура военных судов в Российской Федерации, правовое регулирование их деятельности, и особенности функционирования; выявлены и исследованы основные проблемы деятельности военных судов РФ. Таким образом, цель исследовательской работы выполнена.
Выводы и умозаключения, полученные в результате проведения автором собственного исследования, логически правильно обоснованы и доказаны конкретными статистическими данными, примерами.
Полученный в результате работы материал можно использовать при рассмотрении вопросов, касающихся истории становления, деятельности, структуры и проблемных вопросов военных судов Российской Федерации. Кроме того, полученный материал можно использовать в школьных программах таких дисциплин как: «Правоведение», «История России», «Обществознание».
Решение поставленных автором задач проходило на хорошем теоретическом уровне и сопровождалось анализом современного законодательства, научных и учебных статей правовой и исторической тематики, статистических данных.
Тема работы раскрыта полностью и всесторонне. Содержание и структура изложения материала говорит о достаточной подготовленности и необходимой теоретической базе учащегося, его умении к самостоятельной работе.
Исследовательская работа учащегося Свиридова Максима Валерьевича на тему: «Военные суды России: история и современность» выполнена на хорошем уровне и заслуживает высокой оценки.
21 ноября 2017год
РЕЦЕНЗЕНТ:
Старший преподаватель
кафедры Уголовного и гражданского права
Филиала ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»
в г. Усть-Илимске Серпова Елена Сергеевна
Подпись __________________/ Е.С. Серпова/
Оглавление
Введение........................................................................................................ 7-8
Глава I. История российской военно-судебной системы……………… 9-17
§1. Допетровский период отечественной истории и реформы Петра I….9
§2. Судебная реформа 1864-1867 гг…………………………………….стр.10
§3. Правление Временного правительства России………………….стр.10-11
§4. Организация и осуществление правосудия в воинских формированиях страны в советский период…………………………………………....стр.11-15
§5. Исторический период новейшей истории……………………….стр.15-17
Глава II. Структура военных судов в Российской Федерации…….стр.18-19
Глава III. Проблемы деятельности военных судов и их анализ……стр.20-26
§1. Проблема необходимости существования судов……………… стр.20-24
§2. Проблема военных судей и кадрового обеспечения……………стр.24-26
Заключение………………………………………………………………....стр.27
Список литературы...................................................................................стр.28
Примечания..............................................................................................стр.29
Приложения..................................................................................................стр.30
Введение
В последнее время многогранным и неоднозначным вопросам совершенствования судебной власти в Российской Федерации уделяется всё большее внимание. Кроме того, растёт правосознание современного общества и интерес к деятельности ветви власти, которая отвечает за правосудие, ведь как писал французский философ Гольбах Поль Анри: «Правосудие есть основание всех общественных добродетелей».
Каждый гражданин Российской Федерации знает, что такое суд, имеет хотя бы малое представление об его устройстве, процессе судопроизводства и компетенции судов разных уровней. Чтобы подтвердить данное утверждение, я провёл опрос среди учащихся 10-11 классов МАОУ СОШ №9, с целью выявить уровень осведомлённости об общих положениях устройства судов и судебной системы в целом (Приложение 1). Уровень осведомлённости оказался достаточным, чтобы дать ему оценку «удовлетворительно». Некоторые из опрошенных выделяли военные суды в отдельные суды, не входящие в систему судов общей юрисдикции. К сожалению, учащиеся не смогли ответить на вопрос об устройстве и компетенции военных судов как части судебной системы РФ. Я не мог оставить без внимания тот факт, что современное молодое поколение обладает сравнительно небольшими знаниями о военных судах, а также и то, что в содержании школьной программы информации о военных судах недостаточно. А ведь у военных судов, как и всей судебной системы, есть своя история, достоинства и недостатки. В связи с вышеизложенным, выбранная тема работы является актуальной.
Я решил подробно изучить историю военных судов России: проанализировать историю становления и состояние военных судов современности; изложить свой взгляд на проблемные вопросы, связанные с деятельностью военных судов России, и предложить возможные пути их решения.
Цель исследования – исследовать развитие и современное состояние военных судов в России.
Согласно поставленной цели можно выделить следующие задачи: изучить историю становления российской военно-судебной системы; рассмотреть устройство военных судов в РФ; раскрыть содержание проблем, связанных с деятельностью военных судов.
Гипотеза: убедиться в том, что военные суды необходимая составляющая часть судебной системы РФ.
Для решения поставленных задач был применен комплекс взаимодополняющих методов исследования: метод теоретического анализа литературы по исследуемой теме, анкетирование, а также такие частно-научные методы, как формально-юридический и историко-правовой.
Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит в себе параграфы, заключения и списка литературы.
Глава I. История российской военно-судебной системы
§1. Допетровский период отечественной истории и реформы Петра I
Первые упоминания о военных судах встречаются в конце XVI - начале XVII веков. Такими судами были воеводские суды и суды полковых судей. Эти суды образовывались и рассматривали дела только во время войны. Но, их можно считать прообразами современных военных судов.
Появление первых военных судов было связано с необходимостью осуществления судебной власти в военных организациях того времени, стрелецких и пушкарских полках. В дальнейшем это предназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходило одновременно со становлением других государственных органов и военной организации страны, под воздействием общих исторических факторов.
Наиболее значимые изменения в системе военных судов произошли в годы правления Петра I. В 1716 году, вскоре после того как Петр I начал заниматься созданием регулярной армии, был учрежден «правильный самостоятельный военный суд» и принят Военно-уголовный кодекс.
В 1715 - 1716 гг. поэтапно был введен в действие разработанный при личном участии Петра I Воинский устав, который нормативно закрепил создание в России военно-судебной системы. В нем содержалась специальная глава «О суде и судиях», в которой были предусмотрены коллегиальные военные суды трех видов: 1) высший (генеральный) суд; 2) низший (полковой) суд; 3) «скорорешительный суд» (для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства) [1].
Петровские военные суды без сколько-нибудь серьезных изменений в структуре и судопроизводстве просуществовали 150 лет.
§2. Судебная реформа 1864-1867 гг.
В ходе известной судебной реформы, проведённой во II половине XIX века, 15 мая 1867 года был принят Военно-судебный устав и образована новая военно-судебная структура. Она включала полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд. В состав окружных и Главного военного суда входили постоянные военные судьи, которые подбирались военным министром и назначались приказом царя. Это были профессионалы своего дела. Чины для военно-судебного ведомства поставлялись из числа офицеров - выпускников Военно-юридической академии. Они приравнивались по своему положению к офицерам, окончившим Академию Генерального штаба.
В 1867 году при императоре Александре II была проведена военно-судебная реформа, принят Военно-судебный устав. Получили нормативное закрепление вопросы подсудности военных судов, принципы их деятельности, такие, например, как состязательность, равноправие сторон, устность, гласность. Созданная военно-судебная система включала в себя: 1) полковые суды, 2) военно-окружные суды, 3) Главный военный суд (с двумя его отделениями - в Сибири и на Кавказе) [2].
Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции и рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он также должен был наблюдать за «охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами».
§3. Правление Временного правительства России
Военные суды в России продолжали существовать и в период действия Временного правительства (февраль - октябрь 1917 г.).
В марте 1917 г. были приняты Основные положения реформы военной юстиции. В целях реализации этой концепции были внесены изменения в действовавшие нормативные правовые акты военно-судебного и военно-уголовного характера, а также принят ряд новых важных документов. В частности, Положение о дисциплинарных судах, Временные правила об устройстве полковых судов в мирное и военное время (апрель 1917 г.), «О новом устройстве военно-окружных и корпусных судов и производстве в них дел» (июнь 1917 г.), «О введении военно-революционных судов» (июль 1917 г.).[3]
Временное правительство стремилось сохранить военные суды в судебной системе молодой республики. Однако в условиях экономического, политического и военного кризисов в стране эти попытки не увенчались успехом.
§4. Организация и осуществление правосудия в воинских формированиях страны в советский период
Стартовой чертой, с которой началось развитие современных военных судов, является образование в 1918 году военных трибуналов, послуживших спустя десятилетия основой для создания военно-судебной системы нового Российского государства.
Политическая обстановка, условия гражданской войны требовали принятия особых мер по поддержанию боеспособности армии, укреплению дисциплины и правопорядка в ее рядах. Общегражданские же судебные органы не могли эффективно осуществлять правосудие в войсках, не обеспечивали оперативного разрешения дел, особенно в условиях боевых действий. Судьи были оторваны от армии, не знали специфики военной службы.
Поэтому в войсках по инициативе Реввоенсоветов в середине 1918 года стали образовываться военно-судебные органы: чрезвычайные тройки, полевые суды, военно-полевые сессии и др., которые в результате их преобразования стали называться революционными военными трибуналами. Справедливости ради следует отметить наличие военных судов и в армии противоборствующей стороны.
Для организации единого управления разрозненно создававшихся военных трибуналов Реввоенсовет (РВС) Республики приказом от 14 октября 1918 г. N 94 учредил Военно-Революционный Трибунал, переименованный в ноябре 1918 г. в Революционный Военный Трибунал Республики (РВТР). 8 декабря 1918 г. приступил к работе Реввоентрибунал Республики, взявший на себя руководство реввоентрибуналами в войсках. Таким образом, началось возрождение или второе рождение отечественной военно-судебной системы. С этого времени дату 8 декабря принято считать днем создания военных трибуналов (военных судов).
Сам РВТР стал также и судом первой инстанции по делам о преступлениях, в совершении которых обвинялись высшие военачальники, председатели и члены реввоентрибуналов фронтов и армий. Кроме того, решением РВС Республики дела могли изыматься из ведения РВТ фронтов и армий и передаваться на рассмотрение РВТР.
Таким образом, впервые в отечественной истории высший военно-судебный орган стал рассматривать и разрешать дела по существу. С этого времени РВТР весьма интенсивно работал в качестве суда первой инстанции.
В 1921 году в их правовом положении произошло изменение, положившее основу дальнейшего функционирования военных судов как части единой судебной системы государства. Из специального репрессивного органа Революционного военного совета Республики и революционных военных советов фронтов и армий они фактически превратились в специализированные судебные органы, созданные для осуществления правосудия в вооруженных силах, а также для рассмотрения дел о совершении наиболее опасных преступлений. Нормативным документом, урегулировавшим эти изменения, было Постановление ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Об объединении всех Революционных трибуналов Республики». Согласно названному Постановлению в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также судебного учреждения для дел особой важности был установлен состоящий при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Верховный Трибунал. В его состав вошли Реввоентрибунал Республики, Главный революционный военный железнодорожный трибунал и Кассационный трибунал. Одновременно упразднялись почти все революционные тыловые военные трибуналы. Функции последних были переданы так называемым военным отделениям при губернских революционных трибуналах, а функции Реввоентрибунала Республики - Военной коллегии Верховного Трибунала ВЦИК, которая продолжила работу по надзору и инспектированию местных реввоентрибуналов, оставаясь одновременно судом первой инстанции при рассмотрении определенной категории дел.
В 1923 году Военная коллегия вошла в состав Верховного Суда РСФСР.
23 ноября 1923 г. ЦИК СССР утвердил Положение о Верховном Суде Союза ССР, в соответствии с которым Военная коллегия передавалась в его состав. Фактически она начала работать в составе Верховного Суда СССР в апреле 1924 г.
Компетенция Военной коллегии в составе Верховного Суда СССР определялась Положением о Верховном Суде СССР от 23 ноября 1923 г. и Наказом Верховному Суду СССР от 14 июля 1924 г. Рассмотрению Военной коллегией подлежали уголовные дела исключительной важности, направляемые ей особым постановлением Президиума ЦИК СССР или пленарного заседания Верховного Суда СССР, а также дела по обвинению в совершении преступлений, отнесенных к производству военных трибуналов, лиц военного ведомства, включенных в особый список, утвержденный Президиумом ЦИК СССР. Согласно Постановлению Президиума ЦИК СССР от 28 декабря 1923 г. в этот список вошли должностные лица от начальника штаба РККА до командиров и комиссаров корпусов, а также судьи, начальники особых отделов и прокурорские работники окружного и армейского уровня. Однако не все вопросы деятельности военных трибуналов перешли в ведение Военной коллегии. Судебный надзор за деятельностью военных трибуналов оставался за верховными судами союзных республик.
С принятием Положения о военных трибуналах и военной прокуратуре ( 1926 г.) реввоентрибуналы переименованы в военные трибуналы, а Военная коллегия стала вышестоящей инстанцией для всех военных трибуналов.
В 20 - 30 гг. XX века деятельность военно-судебной системы была направлена на борьбу с правонарушениями в армии, укрепление основ государства.
Говоря о периоде репрессий, не стоит забывать, что, помимо судебных органов, в стране параллельно действовала целая система разного рода «двоек», «троек», «особых совещаний». Она являлась активным противовесом судам, проводя репрессивные меры именно в обход правосудия, в обход закона. Ведь судебный порядок рассмотрения дел, требовавший исследования доказательств вины подсудимого, соблюдения законных процедур, даже в условиях идеологической диктатуры оставался серьезным препятствием на пути репрессирования невиновных.
Во время Великой Отечественной войны компетенция военных трибуналов в силу понятных причин существенно расширилась. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» устанавливалось, что «в изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов». Тогда же было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Приговоры кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены лишь в порядке судебного надзора[4] .
С принятием в 1957 году Положения о Верховном Суде СССР, а в 1958 году нового Положения о военных трибуналах существенно изменилась компетенция военных судов, которая отныне строго определялась общими для всех судов общей юрисдикции целями осуществления правосудия, а также задачей борьбы с посягательствами на боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил СССР.
Военной коллегии стали подсудны дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Кроме того, она вправе была принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное военному трибуналу. Согласно этим правилам подсудности дел Военная коллегия рассмотрела в августе 1960 г. громкое уголовное дело в отношении американского летчика-шпиона Френсиса Г. Пауэрса, а в мае 1963 г. - дело по обвинению гражданина СССР офицера Пеньковского и подданного Великобритании Винна в шпионаже[5].
В новой редакции Положения о военных трибуналах 1980 г. компетенция Военной коллегии и военных судов особых изменений не претерпела.
Особое место в истории военных судов занимает период, связанный с десятилетним пребыванием советских войск в Афганистане, где пять военных трибуналов осуществляли правосудие практически в боевой обстановке.
§5. Исторический период новейшей истории
При упразднении в 1991 г. судебных структур СССР Председатель Верховного Суда РСФСР В.М. Лебедев, работая над судебной реформой России, настоял на сохранении военных судов как части судебной системы.
С учетом суверенного права Российской Федерации на осуществление всей полноты власти на своей территории, по предложению Верховного Суда Постановлениями Президиума Верховного Совета от 28 декабря 1991 г. «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР" и от 13 января 1992 г. «О военных трибуналах! Военная коллегия бывшего Верховного Суда СССР и военные трибуналы, дислоцирующиеся на территории России, были включены в судебную систему Российской Федерации. С этого времени Военная коллегия работает в составе Верховного Суда Российской Федерации.
21 апреля 1992 г. Съезд народных депутатов России вернул военным трибуналам наименование «военные суды», сохранив их в судебной системе страны.
Конституция РФ 12 декабря 1993 г. ознаменовала новый, современный этап в развитии системы военных судов.
Значимым событием стало принятие Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации». По-новому определив задачи военных судов, подсудность, структуру, порядок комплектования кадрами, финансирование, материально-техническое обеспечение, этот Закон поставил военные суды и Военную коллегию на принципиально иной, более высокий уровень их развития.
В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 154-ФЗ были учреждены Крымский и Севастопольский гарнизонные военные суды, подведомственные Северо-Кавказскому окружному военному суду, с местом дислокации в г. Симферополе и г. Севастополе соответственно. Юрисдикция этих судов распространяется на военные гарнизоны, войска, воинские формирования и предусматривающие военную службу органы, дислоцированные соответственно в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.
С 1 января 2015 г. на основании положений Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ведение Московского и Северо-Кавказского окружных военных судов по подсудности были переданы на рассмотрение уголовные дела, связанные с террористической деятельностью.
С 20 июля 2016 г. уголовные дела по преступлениям террористической направленности рассматривает Приволжский окружной военный суд, а с 7 июня 2017 г. также и Дальневосточный окружной военный суд.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что военные суды из правоохранительных органов превратились в органы защиты прав и интересов военнослужащих и членов их семей, стали гарантом законности в Вооруженных Силах. Фактически Закон наделил военные суды правом контроля за исполнительной властью, и данное направление в их работе стало основным. Современная российская военно-судебная система выросла вместе с нашим государством, прошла вместе с ним через серьезные испытания, была и остается с ним и его армией, учитывает печальный опыт, чтит немалые заслуги наших предшественников, руководствуясь в своей деятельности требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», российского законодательства.
Глава II. Структура военных судов в Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом РФ от 23.06.1999г. №1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», современные военные суды входят в единую систему судов России, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют правосудие на основе единого российского законодательства.
Действующая военно-судебная система состоит из гарнизонных и окружных (флотских) военных судов. Высшей инстанцией является Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.
Военные суды, как правило, приближены к местам дислокации войск и сил флота и действуют как в городах, так и в самых отдаленных населенных пунктах территории России. Отдельные военные суды в соответствии с международными договорами функционируют в российских военных контингентах за пределами страны.
Сегодня правосудие в Вооруженных Силах РФ и других военных организациях государства осуществляют 12 окружных (флотских), больше 100 гарнизонных военных судов, и 5 гарнизонных военных судов дислоцируются за пределами России.
Гарнизонные военные суды являются основным низовым звеном системы военных судов, они действуют в качестве судов первой инстанции. Этот суд функционирует на территории, где дислоцируются воинские части одного или нескольких гарнизонов.
Флотские (окружные) военные суды представляют собой второе звено системы военных судов. По своей компетенции они соотносятся с судами субъектов РФ. Действуют так же как суды второй и надзорной инстанций. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления, на не вступившие в законную силу решения гарнизонных судов. Окружные военные суды действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, где дислоцируются воинские части и учреждения воинских формирований и органов в пределах военных округов.
Военная коллегия в составе Верховного суда РФ является высшей инстанцией для гарнизонных и флотских (окружных) судов, уполномочена рассматривать по первой инстанции определенные категории дел, подсудных военным судам, а также в кассационном и надзорном порядке их судебные решения.
Военные суды РФ рассматривают следующие категории дел:
1) гражданские дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;
3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
Основная задача военных судов Российской Федерации – обеспечение и защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, а также иные, ранее законодательно не декларированные.
Деятельность военных судов Российской Федерации регламентирует Конституция РФ, Федеральный конституционный закон РФ от 31.12.1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон РФ от 23.06.1999г. №1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и другое действующее законодательство РФ.
Глава III. Проблемы деятельности военных судов РФ
§1. Проблема необходимости существования судов
Военнослужащий – лицо (человек) - если это определение откуда то взято, то так и оставить, только сноску надо на источник, а если нет, то я бы лучше написала гражданин, исполняющее должностные обязанности, связанные с прохождением военной службы, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее специальным правовым статусом[6].
Как и любой гражданин Российской Федерации, военнослужащий нуждается в юридической защите своих прав и свобод от всех видов посягательств. Ввиду специфики деятельности, военнослужащие требуют особой защиты, предоставляемой органами правосудия, отличными от других. Именно поэтому уже около 300 лет развиваются военные суды, призванные защищать права и свободы военнослужащих, вершить правосудие в рядах армии, где бы она ни дислоцировалась.
В последние десятилетия деятельность военных судов Российской Федерации приобрела более выраженный правозащитный характер, что отвечает конституционному принципу разделения властей, задачам и целям судебной власти. Подтверждением этому является то, что начиная с 1993 года, военные суды рассматривают жалобы военнослужащих на неправомерные действия командования. На сегодняшний день эта деятельность судов – самый эффективный правовой институт в армии и на флоте, который является реальным гарантом защиты прав военнослужащих и членов их семей.
Так как деятельность приобретает преимущественно правозащитный характер, то возникает вполне логичный вопрос: нужны ли военные суды РФ в настоящее время? Правозащитная деятельность может осуществляться и гражданскими судами не в меньшей мере, поэтому в Государственную РФ депутатами Игорем Артемьевым, Алексеем Арбатовым и Сергеем Иваненко в 2003 году был внесен пакет законопроектов, направленных на упразднение органов военной юстиции c передачей рассматриваемых ими дел органам гражданского правосудия [7]. «Военные суды и военная прокуратура, будучи формально независимы от органов военного управления и командования, на самом деле находятся в жесткой зависимости от них, поскольку обеспечение социальных гарантий военных судей, прокуроров и следователей, присвоение им воинских званий (а значит и их заработок) обеспечение их жильем напрямую зависит от Министерства обороны», – говорится в пояснительной записке к проекту закона[8]. Это противоречит нормам по правам человека Совета Европы, членом которого с 1996 года является Россия, – считают авторы законопроекта. Как мы видим, данный законопроект остался так и не претворённым в жизнь Государственной Думой РФ.
Нельзя оспорить и тот факт, что военные суды нужны Российской Федерации, чтобы решать множество вопросов, улучшающих жизнь военнослужащих, защищающих их права и свободы, поддерживающих армию в хорошем состоянии, не допуская бесправия и несправедливости.
Для подтверждения сказанного, можно проанализировать статистику Иркутского гарнизонного военного суда, согласно которой Иркутским гарнизонным военным судом в порядке гражданского и административного судопроизводства, за первое полугодие 2017 года было рассмотрено 24 административных дела и 21 гражданское дело[9].
Количество рассмотренных гражданских и административных дел Иркутским гарнизонным военным судом в первом полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (89 административных и 12 гражданских дел) снизилось на 44,5 % [10].
Характер, поданных административных исковых заявлений и исков за анализируемый период, в сравнении с 1-м полугодием предыдущего года выглядит следующим образом:
Содержание требований административного искового заявления (иска) | 1 полугодие 2016 года | 1 полугодие 2017 года |
Увольнение (отказ в увольнении) с военной службы | 3 2,97% | 8 17,8% |
Привлечение к дисциплинарной ответственности | 1 0,99% | 5 11% |
О назначении на должность, снижении в должности | 1 0,99% | 1 2,3% |
Необеспечение положенными видами довольствия | 70 69,3% | 3 6,6% |
Прочие заявления о возмещении вреда | 12 11,89% | 21 46,7% |
Жилищные вопросы | 10 9,9% | 5 11% |
Иные заявления, не связанные со служебной деятельностью | 3 2,97% | 1 2,3% |
Иные заявления по службе | 1 0,99% | 1 2,3% |
Итого: | 101 | 45 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что основную группу рассмотренных в анализируемом периоде административных дел составляют дела, связанные с увольнением военнослужащих с военной службы (17,8/%), при этом количество указанных дел в процентном соотношении в сравнении с первым полугодием прошлого года увеличилось более чем на 14% [11].
Анализируя данные можно сказать, что военный суд в РФ решает обширный круг проблем военнослужащих, защищает их интересы, права и свободы от посягательств со стороны командования и других вышестоящих лиц, помогает решать жилищные вопросы и вопросы об обеспеченности положенными видами довольствия. Все это свидетельствуют о том, что правозащитная деятельность вышла на первый в план для военных судов – это одна из особенностей, которая способствует решению вопроса «Нужны ли военные суды в РФ?».
Военное законодательство Российской Федерации – это комплексная отрасль законодательства, включающая в себя нормы государственного, административного, финансового, земельного, уголовного и других отраслей права, которые регулируют сферу военного строительства, специфическую жизнедеятельность вооруженных сил государства. Согласно статистике, нередки случаи, когда жалобы в военный суд подаются одновременно по несколько десятков военнослужащих. Должное судебное реагирование обеспечивается и по делам о так называемых неуставных взаимоотношениях между военнослужащими. Эта категория дел получает пристальное внимание у военных судей не только с точки зрения обеспечения их законного разрешения, но и выявления причин и условий, способствовавших их совершению. На протяжении ряда лет не снижается судимость по этой категории дел. За эти преступления носящие, как правило, дерзкий и насильственный характер, ежегодно осуждается свыше тысячи военнослужащих.
Профессиональная корпорация военных судей позволяет надлежащим образом обеспечивать защиту прав военнослужащих. Ни в коем случае нельзя допустить ликвидации военных судов, т.к. в этом случае защита прав военнослужащих станет на порядок хуже. Остальные суды общей юрисдикции перегружены делами, жалобы военнослужащих увеличат нагрузку на судей в этих судах, которым придется на ходу изучать и применять военное законодательство и огромный пласт военно-правовых актов – Директив и Приказов Министра Обороны, различных Уставов. Рассмотрение уголовных дел по воинским преступлениям потребует дополнительных затрат на переквалификацию судей, при рассмотрении таких дел будут возникать сложности с соблюдением военной и государственной тайны. Идеи о ликвидации военных судов на протяжении последних 15 лет высказывались неоднократно, однако в последнее время меняется в лучшую сторону отношение общества к армии, к военнослужащим, и это дает надежду на то, что военные суды будут и дальше обеспечивать достойную защиту прав военнослужащих.
§2. Проблема военных судей и кадрового обеспечения
Судьей гарнизонного военного суда может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке[12].
Судьи военных судов обладают единым статусом с другими судьями судов общей юрисдикции. На них полностью распространяются гарантии независимости судей, при осуществлении правосудия они подчиняются только Конституции и федеральному закону[13].
Специальной подготовке юристов к судебной деятельности в последнее время уделяется много внимания как в науке, так и в практике. И это вполне понятно, поскольку судья в глазах людей – это эталон порядочности, честности и профессионализма, идеал справедливости. Даже единичный факт коррупции, злоупотребления, грубости, невежества, пренебрежения человеческим достоинством, допущенный хотя бы одним судьей, воспринимается людьми обобщенно. Выводы делаются широкие - на всю судебную систему.
Несовершенство российского законодательства приводит к тому, что в большинстве случаев квалификационные коллегии работают по факту совершенного. Есть определённый процент судей, чьи полномочия были прекращены из-за того, что те совершили прогулы, пьянствовали на работе и недостойно вели себя в быту. Примером может послужить снятие полномочий с башкирского мирового судьи за пьянство и прогулы в 2012 году[14]. Это показывает низкий уровень кадровой работы и изучения кандидатов на должность судьи.
Наделение гражданина судейскими полномочиями - это не просто назначение на должность, а определение фактически пожизненного направления его профессиональной деятельности, выбор жизненного пути. Порядок назначения судей без ограничения срока их полномочий, кроме как возрастом, подразумевает весьма медленное обновление судейского корпуса. Стабильность судейского корпуса как каждого конкретного суда, так и всего судейского корпуса страны весьма ограничивает и движение по лестнице служебной судейской карьеры. Поэтому необходимо создавать правовые механизмы, стимулирующие приток в военный судейский корпус лучших выпускников юридических вузов, а именно военных институтов, ведь именно там готовят специалистов в области юриспруденции, знающих армейские распорядки, тонкости военного дела, которые там преподаются, ведь именно с офицером ассоциируются такие качества как: компетентность, дисциплинированность, особая психологическая и физическая подготовка. Военно-профессиональная компетентность характеризуется военно-профессиональными знаниями, необходимыми для уверенного исполнения обязанностей по службе. Объём и содержание знаний, навыков, умений, определяется требованиями, предъявляемыми к должности. Дисциплинированность офицера проявляется в его внутренней убеждённости, в необходимости сознательного выполнения требований законов РФ, Военной присяги, воинских уставов, умении управлять своим поведением в любой обстановке.
На мой взгляд, военные судьи сегодня должны быть высококвалифицированными офицерами-юристами, с хорошими теоретическими знаниями и жизненным опытом, прошедшими школу армейской или флотской службы, знающими жизнь армии и флота не по конспектам, не в теории, а на собственной практической работе, и их квалификация, профессионализм, моральные качества должны быть выше всякой критики.
Заключение
Из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. История российской военно-судебной системы по-своему уникальна.
На всех исторических этапах своего существования органы военной юстиции играли первостепенную роль в поддержании правопорядка в вооруженных силах Российского государства, оказывая непосредственное влияние на боевую подготовку и результаты боевой деятельности.
2. Особенности организации и комплектования военно-судебных органов удовлетворяют критериям эффективного судопроизводства в таких специфических условиях, при которых деятельность других судов общей юрисдикции представлялась бы крайне затруднительной. Если в настоящее время выдвигается предложение о необходимости создавать административные суды для рассмотрения претензий граждан к органам власти и отдельным чиновникам, ювенальные суды для рассмотрения дел несовершеннолетних, специальные суды для рассмотрении трудовых споров в силу специфики разрешаемых ими в судебном порядке вопросов, то специфики в деятельности военных судов значительно больше и они более существенные.
3. В структуре военных судов должны трудиться профессионалы, офицеры-юристы, что позволит увеличить темпы совершенствования военных судов и военного законодательства, согласно требованиям современности.
4. В настоящее время военным судам уделяется повышенное внимание, вносятся предложения об их улучшении, необходимо учитывать исторический опыт их возникновения, становления и развития. Этот опыт ярко свидетельствует о том, что такие суды в силу специфики рассматриваемых ими дел необходимости обеспечения права граждан на доступ к правосудию, имеет право на существование.
Список литературы
[1] Костомаров Н. И.. Русская история в жизнеописаниях ее важнейших деятелей (3 том), с.137.
[2] Военно-судебный устав 1867 г. / И. М. Погорелкин – М.: Книга по Требованию, 2011.
[4] Указ от 22 июня 1941 года "Об утверждении положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действиях".
[5] Сайт Оренбургского гарнизонного военного суда: http://orenburgskygvs.orb.sudrf.ru
[6] Свободная интернет-энциклопедия "Википедия": https://ru.wikipedia.org
[7] Пресс-служба "ЯБЛОКА": http://www.yabloko.ru
[8] Пресс-служба "ЯБЛОКА": http://www.yabloko.ru
[9] Сайт Иркутского гарнизонного военного суда: http://irkutskygvs.irk.sudrf.ru
[10] Обзор судебной практики Иркутского гарнизонного военного суда за 1 полугодие 2017 года по гражданским делам с сайта Иркутского гарнизонного военного суда .
[11] Основано на официальной статистике из обзора судебной практики Иркутского гарнизонного военного суда за 1 полугодие 2017 года по гражданским делам с сайта Иркутского гарнизонного военного суда.
[12] Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О военных судах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), ст.5.
[13]Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О военных судах Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), ст.27.
[14] Информационный портал "Право.ru"
Приложения
Приложение 1.
Весёлые польки для детей
Философские стихи Кристины Россетти
Одна беседа. Лев Кассиль
Простые летающие модели из бумаги
Повезло! Стихи о счастливой семье