Работа была написана на НПК, где ученица интересуется устаревшими профессиями, проводит опрос сверстников на знание современных профессиий и кем бы они хотели стать в будущем.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_elnikova_polina.docx | 788.46 КБ |
«Выбор профессии»
Работу выполнил:
Ельникова Полина Алексеевна
ученица 4 класса А
Руководитель работы:
Тарасова Ольга Владимировна
2019 г.
Введение
Не профессия выбирает человека, а человек профессию.
Сократ, древнегреческий философ
.
Человек с детства мечтает кем-то стать и чего-то добиться. В школе ребенок получает новые знания и умения, учится чему-то новому, чего раньше не умел, задумывается о своём будущем.
Сегодня передо мной не стоит вопрос о выборе профессии, так как я пока учусь в 4 классе. Но уже сейчас начинаю задумываться над этим.
Не малую роль в выборе профессии играют и родители, учителя, родственники. Если ты хорошо учишься, то ты много можешь добиться. Мне кажется, уже к 9-11 классу человек должен знать, кем он будет.
Цель моей работы: познакомиться с разнообразием мира профессий.
Задачи:
Объект исследования: профессия
Методы:
1) анкетирование
2) наблюдение
Моя гипотеза:
Ровесники не знают о разнообразии мира профессий, могут назвать не более 10 профессий
Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.
Зачастую проблема выбора профессии возникает в жизни не один раз.
Профессия от латинского «официально указанное занятие»- род человеческой деятельности, требующий специальных занятий и навыков в той или иной области, которые человек приобретает в результате обучения, теоретической и практической подготовки, а также опыта получаемого в процессе работы.
Меня очень удивило, когда я узнала, что «Мир профессий» огромен, и насчитывает более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.
Поработав с интернет-источниками, я так же узнала, что профессию можно получить в различных учебных заведениях в зависимости от того, какой уровень профессионального образования мы выбираем.
Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.
Начальное профессиональное образование – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.
Среднее профессиональное образование- это обучение в техникумах.
Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами (институты, университеты, академии)
Так же я узнала, что существует формула выбора профессии. Эти составляющие формулы профессий можно обозначить как "хочу", "могу", "надо".
"Хочу" - (интересы и склонности).
Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его.
Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.
"Могу" - (способности, состояние здоровья).
Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.
"Надо" - (потребности общества в кадрах).
2.Устаревшие профессии
На данную тему меня подтолкнули репродукции картин в учебниках окружающего мира и литературного чтения, где изображались люди разных профессий (Приложение 1). Мне захотелось узнать, а знают ли ребята из моего класса, какие это профессии. Был предложен опрос в виде презентации с фрагментами картин, результаты которого меня удивили. Почти все профессии, не были известны ребятам. После опроса я рассказала ребятам об этих устаревших профессиях.
Водовоз
Если в русской деревне почти в каждом дворе был выкопан свой колодец, то в городе с водой было сложно. В центральных районах вода в реках и прудах чаще всего была непригодна для питья, поэтому чистую воду приходилось горожанам привозить. Доставкой занимался водовоз. Чтобы им стать, нужно было иметь запряженную лошадьми телегу или двухколесную повозку и большую бочку. В Петербурге цвет бочки говорил о качестве находящейся в ней воды: воду из каналов перевозили в зеленых бочках, а питьевую — в белых. Часто водовоза сопровождала собака: она оповещала жителей о прибытии повозки громким лаем. В крупных городах эта профессия сохранялась до начала XX века, пока не появился централизованный водопровод.
В 1873 году труд водовоза запечатлел на своей картине художник Сергей Грибков. В то время эта профессия считалась престижной и, что немаловажно, очень доходной: об этом можно судить и по добротной одежде работника. Водовозы часто пользовались тем, что выбора у горожан не было, и брали с них втридорога.
Бурлак
Бурлаками называли наемных рабочих, которые, идя по берегу, тянули судно против течения. «Эх, дубинушка, ухнем», — затягивал бригадир артели — шишка, и бурлаки приступали к своей тяжелой и монотонной работе. Для облегчения труда идти нужно было синхронно, равномерно покачиваясь. И благо если ветер был попутный. Нанимали рабочих, как правило, на сезон — весной и осенью. В СССР бурлацкую тягу запретили в 1929 году. В некоторых странах, например в Бангладеш, можно до сих пор видеть, как бедняки тянут на себе баржи.
При упоминании бурлаков перед глазами сразу встают образы со знаменитой картины Репина, однако первым русским художником, изобразившим этот тяжелый труд, был Василий Верещагин. Проживая в 1866 году в дядином имении в селе Любец, он наблюдал бурлаков на берегу реки Шексны. Делая этюды работяг, он планировал создать большое полотно, чтобы привлечь внимание к нечеловеческим условиям работы бурлаков. Однако вскоре Верещагин отправился на службу в Туркестан и масштабную картину так и не закончил.
Офеня
Первые упоминания об офенях встречаются в исторических источниках в 1700 году. На Руси так называли бродячих торговцев, которые продавали в деревнях различные мелочи, книги, лубочные картинки, бумагу, ткани. Во многом успех предпринимателя зависел от его звонкого голоса. Отцы с детства обучали сыновей особому ремеслу: как зазывать покупателей и как суметь продать им товар с наценкой в 200–300 процентов. Крестьяне относились к офеням настороженно, но при появлении заезжего торговца сразу же бежали к нему: если и не купить что-то, то узнать последние новости.
Трубочист
Перепачканными сажей трубочистами часто пугали непослушных детей. Всегда молчаливые, они занимались какой-то «тайной» работой. Результата их труда никто не видел: ведь не полезут же заказчики проверять, как вычищены печные, каминные или вентиляционные трубы! Да и не каждый бы пролез: на работу трубочистом обычно брали людей худощавых, субтильных. Родиной этой профессии считается Дания, а в Россию она пришла в 1721 году с появлением первого очага с дымоходом. При полицейских участках тогда ввели должность чистильщика печей, которого позже стали называть на европейский лад — трубочист. В странах Северной Европы до сих пор можно встретить представителей этой профессии.
Фирс Журавлев изобразил испачканного сажей и копотью трубочиста в практичной черной одежде. Обут рабочий в тапочки, которые можно было легко снять, чтобы лезть по трубам. За эту картину художник в 1874 году был удостоен почетного звания академика Императорской академии художеств.
Фонарщик
Профессия фонарщика в более упрощенном виде существовала еще в Древней Греции и Древнем Риме: уже тогда ночью улицы освещались с помощью масляных ламп и факелов. В России в XIX веке на позицию фонарщика брали отставных военных, которые могли работать ночью и днем. За час они обходили не менее 50 фонарей: поправляли фитили и заливали конопляное масло. Не обходилось и без воровства. Чтобы это пресечь, в масло стали добавлять скипидар, а позднее его и вовсе заменили керосином. С появлением электрических фонарей работа несколько облегчилась, хотя включали и выключали их по-прежнему вручную. Лишь после 30-х годов XX века появился автоматический режим зажигания фонарей, и эта некогда престижная профессия канула в Лету. В некоторых городах и сейчас можно встретить фонарщика, хотя это скорее попытка сохранить традиции, нежели необходимость.
Шорник
Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Отсюда же произошло слово «зашоренный» — так называют людей, неспособных принимать другие точки зрения. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси, а сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек.
Бондарь
Традиционно для засолки огурцов и выдержки вина используют деревянные бочки. В старину их изготовлением занимался бондарь. Получившая широкое распространение на Руси, эта профессия сошла на нет в XX веке. Раньше количество профессионалов-бондарей достигало тысячи человек в каждой губернии, сейчас же их — единицы. Набивать бочки было делом крайне сложным. Достаточно вспомнить эпизод из книги о Робинзоне Крузо: на острове он пытался научиться мастерить бочонки. Несколько недель корпел, сколачивал дощечки, а все равно ничего путного сделать так и не смог.
На картине Сергея Скачкова можно увидеть бондаря за работой. С помощью топора и подручных столярных инструментов он прилаживает деревянные или железные обручи к корпусу. Дощечки должны быть сбиты настолько плотно друг к другу, чтобы они не пропускали воду.
В итоге одноклассники узнали много нового.
Результаты моего опроса я отразила в диаграмме (Приложение 2)
3.Результаты опроса
Далее мне захотелось узнать, какую профессию ребята выбрали сегодня? Кем хотят стать? Мной был проведён опрос «Кем я хочу стать?». Анализируя ответы ровесников видно, что ребят интересуют разные профессии, не- которые пока не определились с выбором профессии (Приложение 3).
Интересным так же было обратить внимание на результаты опроса «Чьё мнение для тебя важно?» при выборе профессии. Большинство ребят ориентируются на своё мнение, а также важным является мнение родителей и учителей. (Приложение 4). Интересно, как меняется, предпочтения ребят от класса к классу. Например, когда мы были первоклассниками, половина нашего класса хотели стать учителем, а теперь мнение ребят поменялось, так как профессия учителя сложная.
4. Важные и нужные экскурсии
Ещё был проведён опрос «Откуда я узнаю новые профессии?»
И ребята дружно ответили, что после поездки с классом на различные предприятия Новосибирска и город профессий «Кидбург».
Мы узнали много разных профессий во время поездки в «Кидбург». Там мы учились в школе подготовки космонавтов, создавали кулинарный шедевр, были археологами, тушили пожар струёй воды из настоящего брандспойта, девочкам понравилось работать в Салоне красоты. Здесь мои ровесники получили навыки, которые могут пригодиться им в будущем. И, возможно, ребята здесь уже нашли дело всей своей жизни (Приложение 5)
В 3-ем классе я с классом на хлебозавод. Он называется « Инской». На данном предприятии мы познакомились производством и упаковкой хлебобулочных изделий. Заходили в каждый цех, больше всего мне понравился цех, где хлеб скатывается с горки. На заводе нас угощали булочками и лепешками. Но самое главное, я и ребята узнали от таких профессиях: пекарь, фасовщик, технолог, кондитер (Приложение 6)
Так же познакомиться с новыми профессиями нам помогла поездка на шоколадную фабрик «Шоколадное дерево». Больше всего мне понравилось делать шоколадные фигурки-собачки. Эти фигурки мы заливали шоколадом. Еще я узнала, что горький шоколад очень полезный. Куда мы бы не зашли, в каждом цехе пахнет шоколадом. Так же мы узнали, люди каких профессий работают на данном предприятии. Например, это оператор шоколадной линии, технолог, шоколатье.
Шоколатье – это специалист, который создает новые вкусы и формы восхитительного лакомства, любимого во всем мире шоколада. Первые шоколатье появились в 17 веке – именно тогда шоколад почти перестали пить и начали есть. Нередко фигурные шоколадки изготавливаются на заказ. Богатые фирмы дарят клиентам сладкие логотипы, случается, из шоколада делают приглашения на свадьбу, детскую вечеринку, встречаются любители украшать сладкий стол букетами шоколадных цветов. Все эти изыски создают искусники шоколатье. Талантливые мастера легко могут найти работу в любой стране мира.
Заключение
Таким образом, благодаря личному интересу ребят, общению со сверстниками, родными, и благодаря коллективным поездкам на различные предприятия города, знания о профессиях постоянно пополняются.
Моя гипотеза о том, что ребята знают не больше 10 профессий не подтвердилась. Цель работы достигнута.
Самое главное, чтобы я и одноклассники нашли работу по душе, чтобы работа приносила радость, удовольствие. И тогда мы будем самыми счастливыми людьми.
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Опрос «Знаешь ли ты эту профессию?»
До в % | После в % | |
Водовоз | 0 | 99 |
Бурлак | 36 | 76 |
Офеня | 0 | 85 |
Трубочист | 36 | 64 |
Фонарщик | 30 | 61 |
Шорник | 0 | 58 |
Бондарь | 0 | 64 |
Приложение 3
военный | 2 |
ветеринар | 3 |
инженер | 2 |
стюардесса | 1 |
Не знает | 5 |
полицейский | 3 |
дальнобойщик | 1 |
флорист | 1 |
стомотолог | 1 |
учитель | 1 |
дизайнер | 1 |
тренер | 2 |
пекарь | 1 |
продавец | 1 |
спортсмен | 1 |
Приложение 4
Чьё мнение при выборе профессии для тебя важно?
учителя | 3 |
родителей | 8 |
родственников | 2 |
друзья | 1 |
своё | 12 |
Приложение 6
Повезло! Стихи о счастливой семье
Солдатская шинель
Плавает ли канцелярская скрепка?
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
В какой день недели родился Юрий Гагарин?