Еще в детском саду мы научились считать, нас познакомили с цифрами. В школе мы узнали, что любое число можно записать с помощью всего лишь 10 цифр. А когда нас учили писать цифры, учительница особое внимание уделяла на правильность написания цифр.
Некоторые цифры получались аккуратно, правильно, а некоторые – не очень. У меня возник вопрос :Кто придумал цифры? Почему они пишутся именно так, а не иначе? Везде ли написание цифр одинаковое?
Мне захотелось узнать больше о цифрах: откуда и как они появились. Так я начала в начальной школе свою исследовательскую работу об истории возникновения цифр.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kto_pridumal_tsifry.pptx | 2.44 МБ |
vystuplenie.docx | 565.58 КБ |
Слайд 1
Автор работы: Синянская Елена Руководитель проекта: Щучкина Ирина Николаевна Учреждение: ГБОУ гимназия №399, Красносельского района Класс: 2 Кто придумал цифры?Слайд 2
Кто придумал цифры ? Актуальность работы в том, что цифры прочно вошли в жизнь человека, но мало кто задумывается, откуда они к нам пришли. Цель исследования : узнать откуда появились цифры и почему они так пишутся. Задачи: найти и прочитать книги об истории появления цифр; выяснить, почему цифры пишутся именно так, а не иначе; выяснить, знают ли мои одноклассники, откуда появились цифры; выяснить везде ли написание цифр одинаковое. Гипотеза - я предполагаю что цифры придумали японцы.
Слайд 3
1. Какие бывают цифры? 2. Как называются цифры, которыми мы пользуемся в школе? 3. Кто придумал цифры? Опрос "Что знают мои одноклассники о цифрах?"
Слайд 4
Волчья кость
Слайд 5
Пальцы рук
Слайд 6
Цифры индейцев майя
Слайд 7
Назови число.
Слайд 9
Цифры индейцев и народов Древней Азии
Слайд 10
Цифры Индии
Слайд 11
Арабские цифры.
Слайд 12
Угловатые цифры
Слайд 13
Японские цифры
Слайд 14
Пословицы и поговорки с цифрами …… в поле не воин. Старый друг, лучше новых…. От горшка ….вершка. Конь на ….ногах, да и тот спотыкается. Знать как свои …. пальцев. …..одного не ждут. Весна да осень- на дню погод ….
Слайд 15
Спасибо за внимание.
(Слайд 1)
Кто придумал цифры?
(Слайд 2)
Еще в детском саду мы научились считать, нас познакомили с цифрами. В школе мы узнали, что любое число можно записать с помощью всего лишь 10 цифр. А когда нас учили писать цифры, учительница особое внимание уделяла на правильность написания цифр.
Некоторые цифры получались аккуратно, правильно, а некоторые – не очень. У меня возник вопрос :Кто придумал цифры? Почему они пишутся именно так, а не иначе? Везде ли написание цифр одинаковое?
Мне захотелось узнать больше о цифрах: откуда и как они появились. Так я начала в начальной школе свою исследовательскую работу об истории возникновения цифр.
(Слайд 3)
Опрос "Что знают мои одноклассники о цифрах"
Я начала свою исследовательскую работу о возникновении цифр с того, что решила узнать, что знают мои одноклассники о цифрах.
Я задала им вопросы:
1. Какие бывают цифры?
2. Как называются цифры, которыми мы пользуемся в школе?
3. Кто придумал цифры?
Участников опроса было 30.
6 опрошенных ответили, что цифры бывают однозначными, двузначными, трехзначными.
6 человек ответили, что цифры бывают разные.
Несколько ответов было, что цифры бывают большие и маленькие.
9 опрошенных ответили, что цифры - это 1, 2,3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Не указав, что 0 – это тоже цифра.Остальные затруднились ответить.
На второй вопрос было ответить сложнее.
Были ответы, что цифры, которыми мы пользуемся в школе – это школьные цифры, математические цифры, прописные цифры. Только несколько правильных ответов было представлено в опросе.
Самым популярным ответом , кто придумал цифры был – человек. Встречались ответы : народ, ученые, первобытные люди, Менделеев, Пушкин, Ленин.
Никто не смог сказать, кто придумал цифры. А я предполагаю, что их придумали японцы.
Можно сделать вывод, что мои одноклассники, так же как и я, ничего не знают о происхождении цифр.
Мне предстояло проделать большую работу.
(Слайд 4)
История возникновения цифр и чисел.
Я узнала, что первое доказательство использования древними людьми счета — это волчья кость, на которой 30 тысяч лет назад сделали зарубки. Значит, счет появился более 30 тысяч лет назад. Но цифр тогда еще не было. Просто каждому предмету соответствовала одна зарубка, одна черточка.
(Слайд 5)
При ведении хозяйства, при общении с соплеменниками человек использовал пальцы рук, а иногда и ног, чтобы посчитать, например, количество голов скота в стаде, или показать, сколько мужчин пойдет сегодня на охоту. Если уж своих пальцев не хватало, звали приятеля, чтобы уже считать на его руках и ногах. Но такой способ был неудобен.
Потом начали применять для счета подручные материалы (камушки, палочки…)
(Слайд 6)
Цифры появились у разных народов в разное время. Например, индейцы майя вместо цифр использовали только три обозначения: точку, линию и овал и записывали ими любые цифры.
(Слайд 7)
В Древнем Египте около 7 тысяч лет назад использовали такую запись чисел: единица обозначалась палочкой, сотня — пальмовым листом. А сто тысяч — обозначалось лягушкой (в реке Нил было очень много лягушек, вот у людей и возникла такая ассоциация: сто тысяч — очень много, как лягушек в Ниле).
Какое число записано, если читать справа налево?
(Слайд 8)
Римские цифры появились 2500 лет назад. С небольшими числами эта форма записи вполне удобна, но для записи больших чисел очень сложна. И с ними неудобно проводить вычисления. Сейчас римские цифры тоже применяют, например, в записи века, порядкового номера монарха и т.п.
(Слайд 9)
Индейцы и народы Древней Азии при счете завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. У некоторых богатеев скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй, вспомни через год, что означают четыре узелочка на красном шнурочке! Поэтому того, кто завязывал узелки, называли вспоминателем.
(Слайд 10)
В V веке в Индии появилась система записи чисел, которая является основой для современных цифр. Индия была оторвана от других стран, - на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы.
(Слайд 11)
Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу. Поэтому считается, что современные привычные для нас цифры имеют арабское происхождение.
Арабы немного видоизменили индийскую систему записи цифр, приспособив к своему письму. Но с течением времени цифры видоизменялись.
Считается, что арабские математики для удобства решили привязать количество углов в записи цифры к его численному значению. Например, в цифре 1 — один угол, в цифре 2 — два угла, в цифре 3 — три. И так до 9. Нуля еще не существовало, он появился позже. Вместо него просто оставляли пустое место.
Привычные нам формы цифр, более округлые, потому что угловатые цифры писать долго и не очень удобно.
(Слайд 12)
Но, я заметила, что угловатые цифры все же используются и в нашей жизни при написании индекса на конверте, цифр в электронных часах и калькуляторах.
Хотя они выглядят уже немного не так. Да и с развитием книгопечатания появилось много различных шрифтов как для букв, так и для цифр. Но в школах России учат писать всех детей одинаково.
Теперь мы все можем ответить на вопросы, которые я задавала при подготовке к проекту.
1.Какие бывают цифры?(1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8,9, 0)
2. Как называются цифры, которыми мы пользуемся в школе?(арабские цифры)
3. Кто придумал цифры? (Индии появилась система записи чисел, которая является основой для современных цифр –индийцы)
(Слайд 13)
Вот такая история цифр и чисел. Сейчас тоже используются разные числа, но наибольшее распространение получили арабские цифры, которые используют во всем мире.
Я узнала о том, как люди научились считать, как появились цифры, которые мы используем в нашей жизни
Оказалось, что мое предположение о том, что цифры придумали японцы неверно!
Японские цифры вот такие:
(Слайд 14)
Пословицы и поговорки с цифрами)
Игра : «Доскажи словечко»
Один в поле не воин.
Старый друг лучше новых двух.
От горшка три вершка.
Конь на четырех ногах, да и тот спотыкается.
Знать как свои пять пальцев.
Семеро одного не ждут.
Весна да осень – на дню погод восемь.
(Слайд 15)
Спасибо за внимание!
Ералаш
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Лупленый бочок
Лягушка-путешественница