В проекте шла речь о влиянии шахмат на жизнь человека, об образе шахмат в массовой культуре.
Шахматы — инструмент развития личности. Главная польза шахмат - в гармоничном развитии обоих полушарий мозга. Регулярные занятия прекрасно развивают мышление, память и воображение человека. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в занятия шахматами, на 60% лучше успевают в школе. Шахматный материал оказывается полезным при изучении как точных наук, так и естественных, и гуманитарных.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 105.14 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14 г.Химки
"Шахматы в нашей жизни"
Выполнил ученик 11 “А” класса
Смирнов Виталий
Руководитель проекта:
Учитель Физической культуры
Назарец Наталья Павловна
Химки 2023 год
Содержание
Глава I. История появления шахмат 5
Глава II. Основной принцип игры в шахматы. 7
Глава III. Социологический опрос 12
Глава IV. Влияние шахмат на жизнь человека 15
Глава V. Образ шахмат в массовой культуре. 18
Шахматы - интересный и популярны у подростков и детей вид развлечения, который позже становятся соревнованием для более взрослой категории людей. В данной работе я хочу рассказать об шахматах в целом. Как устроены, кому и как они будут нужны, а также как и чем они похожи на нашу с вами жизнь. По шахматам существуют десятки и сотни тысяч книг, и некоторые я разобрал, а другую часть прочитал для собственного ознакомления и использования.
Актуальность работы определяется тем, что на данный момент шахматами увлекается огромное число людей любых возрастов. По заявлению Кирсана Илюмжинова (президента ФИДЕ Международной Шахматной Федерации) на 3 квартал 2017 года число шахматистов приближается к отметке в 650млн человек, но поскольку отдельная часть шахматистов не регистрирует свой международный рейтинг и не принимает участия в международных турнирах — это число оказывается больше.
По состоянию на 2020 год Федерация шахмат Подмосковья представляет интересы более 3 тысяч квалифицированных шахматистов Московской области. В состав сборной региона по шахматам входят 72 спортсмена разных возрастных групп и 8 тренеров.
Но здесь стоит отметить, что каждым увлечённость подростков умственно развивающими играми или видами спорта падает, они предпочитают проводить своё время за просмотром сериалов или играми на ПК и смартфонах.
Цель: выяснить, смогут ли шахматы выжить в современном мире
Задачи:
Методы исследования:
Этапы работы над проектом:
1. Выбор темы
2. Обоснование актуальности
3. Определение проблемы
4. Формулирование гипотезы
5. Формулирование цели
6. Определение этапов работы
7. Подбор методов и средств решения проблемы
8. Проведение исследовательской работы по решению проблемы
9. Получение и анализ данных
Гипотеза: шахматы смогут остаться актуальными в наше время
История шахмат насчитывает около полутора тысяч лет. Вероятно, старейшим известным предком шахмат является индийская игра чатуранга, заимствованная персами, которые видоизменили её и назвали шатрандж. После арабского завоевания Персии в VII веке шатрандж распространился в пределах арабского халифата, а от арабов стал известен европейцам.
В 9 веке шахматы появились и на Русской земле. Постепенно менялись правила. В разных странах со своими особенностями.
В 16 и 17 веке стали появляться различные теоретические модели. Одним из родоначальника такого подхода был Филидор. Он ввел в обиход концепцию борьбы за центр, контргабитные идеи.
Филидор считал, и нашел немало сторонников, что ключевым фактором, вокруг которого строится игра, является расположение пешек. 1585 годом датирован 1-й международный турнир. Он состоялся в Испании.
В середине XIX века возникает система международных соревнований, сначала — в виде матчей между сильнейшими шахматистами разных городов и стран, со второй половины столетия — также и в виде международных турниров (конгрессов). В 1886 году Вильгельм Стейниц (первый официальный чемпион мира по шахматам) победил Иоганна Цукерторта (один из сильнейших шахматистов 2-ой половины 19 века) в матче, по условиям которого победитель получал право объявить себя чемпионом мира по шахматам. От этого события ведётся хроника шахматных чемпионов мира.
В 1924 году была основана Международная шахматная федерация (ФИДЕ). После смерти четвёртого чемпиона мира Александра Алехина (четвёртый чемпион мира по шахматам) в 1946 году следующие обладатели титула определялись в результате системы спортивного отбора по правилам, утверждённым ФИДЕ.
В конце XX века в шахматах произошёл раскол: чемпион мира Гарри Каспаров (13-ый чемпион мира по шахматам) и претендент Найджел Шорт (гроссмейстер, претендент на первенство мира) провели очередной матч не под эгидой ФИДЕ, и в 1993—2006 годах одновременно разыгрывались звания чемпиона мира по версии ФИДЕ и по «классической» версии. С 2006 года розыгрыш звания чемпиона мира унифицирован, и с 2013 года им владеет норвежец Магнус Карлсен (16-ый действующий чемпион мира по шахматам).
Во второй половине XX века в мире шло развитие компьютерных шахмат. Если в 1970-х годах программы играли на достаточно слабом уровне, то в 1997 году разработанный IBM (американская компания в сфере IT услуг) компьютер Deep Blue победил в матче Гарри Каспарова со счётом 3½: 2½, а к началу XXI века превосходство шахматных программ над человеком стало общепризнанным.
В начале игры шахматная доска должна располагаться так, чтобы каждый игрок имел клетку белого (или светлого) цвета в правом-нижнем углу. Шахматные фигуры расставляются одинаково в каждой партии. На второй и седьмой линиях располагаются пешки. Ладьи стоят в углах, кони рядом с ними, затем слоны, и, наконец, ферзь, который всегда стоит на поле одного с ним цвета (белый ферзь - на белом, черный ферзь - на черном), и король рядом с ферзем.
Игрок с белыми фигурами всегда ходит первым. До этого, игроки обычно решают, кто получит какие фигуры путем жребия. Сначала ходят белые, затем чёрные.
Все шесть фигур ходят по-разному. Фигуры, за исключением коня, не могут “перепрыгивать” через другие фигуры, и не могут ходить на поля, занятые фигурами своего цвета. Фигуры могут занимать поля, на которых расположены фигуры соперника, осуществив их взятие. Фигуры, как правило, надо располагать так, чтобы они угрожали взять фигуры соперника, могли защитить свои фигуры или контролировать важные поля.
Король является наиболее важной, но и самой слабой фигурой. Король может двигаться только на одно поле в любом направлении - вверх, вниз, в стороны, по диагонали. Король не может ходить на те поля, на которых он будет находиться под шахом (то есть может быть взят).
Ферзь является самой сильной фигурой. Он может двигаться по любой прямой (по горизонтали, вертикали или диагоналям) на любое возможное расстояние, но, не перепрыгивая через фигуры своего цвета. И, как и у всех фигур, если ферзь берет фигуру соперника, его движение заканчивается.
Ладья может ходить на любое расстояние, но только по горизонтали и вертикали. Ладьи особенно сильны, когда они защищают друг друга и работают вместе!
Слон может двигаться так далеко, как он захочет, но только по диагонали. Каждый слон начинает на клетке своего цвета, и должен всегда оставаться на клетках того же цвета. Слоны хорошо работают вместе, так как они покрывают слабые стороны друг друга.
Конь ходит не так, как все остальные фигуры. Сначала конь перемещается на два поля по горизонтали или по вертикали, а затем на одну клетку перпендикулярно первоначальному направлению (как русская буква “Г”). Также конь - это единственная фигура, которая может “перепрыгивать” через другие фигуры и пешки.
Пешки отличаются от других фигур тем, что ходят и осуществляют взятие по-разному: ходят прямо вперед, а взятие осуществляют по диагонали. Пешки ходят только вперед на одно поле за один ход, за исключением их самого первого хода, когда они могут пойти вперед на два поля. Пешка может пойти на поле, занимаемое фигурой (пешкой) соперника, которая расположена по диагонали на смежной вертикали, одновременно забирая эту фигуру (пешку). Пешки не могут ходить (осуществлять взятие) назад. Если прямо перед пешкой есть другая фигура или пешка, она не может пройти мимо этой фигуры или пешки, либо взять ее.
У пешек есть одна отличительная особенность - они могут превращаться в другие фигуры. Пешка, достигшая последней горизонтали (8-й для белых, 1-й для чёрных), заменяется любой (кроме короля) фигурой того же цвета по выбору игрока, совершающего ход. Превращение производится немедленно (тем же ходом) независимо от наличия на доске фигур того же наименования. Обычно пешку превращают в ферзя. Только пешки могут превращаться в другие фигуры.
Еще одно правило, связанное с пешками, называется “взятие на проходе” (от “en passant,” в переводе с французского “на проходе”). Взятие на проходе - это специальный ход пешки, при котором она берёт пешку противника, перемещённую сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею. Первая пешка завершает взятие именно на этом, пересечённом поле, как если бы пешка противника переместилась лишь на одно поле. Подобная ситуация становится возможной только в тех случаях, когда пешка располагается на пятой (для белых пешек) или четвёртой (для чёрных пешек) горизонтали, а поле, которое пересекает пешка противника, находится у неё под боем. Взятие пешки противника может осуществляться только сразу после её перемещения на два поля. Совершать взятие на проходе можно только ответным ходом, иначе право взятия на проходе теряется.
Еще одно специальное правило называется рокировкой. Этот ход позволяет сделать две важные вещи одновременно: обезопасить своего короля и вывести ладью из угла доски на более активную позицию. Рокировка заключается в перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и затем ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Рокировка возможна при соблюдении следующих условий:
- это должен быть первый ход короля в данной партии;
- это должен быть первый ход передвигаемой ладьи в данной партии;
- поля между ладьей и королем свободны, на них нет других фигур;
- король не должен находиться под шахом и поле, которое он должен пересечь или занять, не должно быть атаковано одной или несколькими фигурами соперника.
Нужно обращать внимание, что в начале партии в одном направлении король ближе к ладье. Если делать рокировку в эту сторону, она называется рокировкой на королевском фланге. Рокировка в другую сторону, через поле, на котором в начале партии стоял ферзь, называется рокировкой на ферзевом фланге. Независимо от того, в какую сторону совершается рокировка, король передвигается на два поля.
Как было сказано выше, цель игры состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Это происходит, когда король попадает под шах и не может из него уйти. Король может выбраться из-под шаха тремя способами: пойти на безопасную клетку (рокировка запрещена!), закрыться другой фигурой или взять шахующую фигуру. Если король не может избежать мата, то игра закончится. Обычно при мате короля не убирают с доски, а партия считается законченной.
Иногда в шахматной партии нет победителя, а фиксируется ничья.
Есть 5 правил, по которым шахматная партия завершается ничьёй:
Для проведения социологического опроса была составлена анкеты из 6 вопросов.
Анкетирования проводилось как в формате онлайн (с помощью Google Формы), так и при прямом общении с респондентами.
В опросе приняло участие 174 человека: ученики 8 – 11 классов.
По результатам опроса было выявлено, что 96% респондентов знают, что такое шахматы и сталкивались с этой игрой в реальной жизни.
Из 167 человек, которые в своей жизни сталкивались с шахматами, лишь 67% испытывали опыт этой игры.
У 112 человек, которые имели опыт игры в шахматы, мы решили уточнить глубину их знаний об игре:
У 55 человек, которые отрицательно высказались об опыте игры в шахматы, мы спросили причины неимения данного опыта, Судя по данным опроса, большинство респондентов не играли в шахматы просто потому что имеют лишь крайне небольшие знания об игре, ограниченные лишь знанием названия фигур:
У 36 человек, которые в качестве ответа на предыдущий вопрос выбрали опцию “Не знаю правила игры”, мы поинтересовались почему они не захотели научиться играть. Большинство респондентов ответило, что они не смогли найти для себя более комфортный способ изучения игры:
Шахматы — инструмент развития личности. Главная польза шахмат - в гармоничном развитии обоих полушарий мозга. Регулярные занятия прекрасно развивают мышление, память и воображение человека. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в занятия шахматами, на 60% лучше успевают в школе. Шахматный материал оказывается полезным при изучении как точных наук, так и естественных, и гуманитарных.
Вот основные 10 пунктов положительного влияния шахмат на детей и подростков:
Приобретаемые благодаря этой мудрой игре качества характера едва поддаются счету. «Шахматы обогащают. Они учат жить, приучают к ответственности, просто делают более серьезным человеком», - говорит 14-й чемпион мира по шахматам Владимир Крамник.
Русский чемпион Александр Алёхин писал: «С помощью шахмат я воспитал свой характер. В них всё совершенно так, как в жизни». Анатолий Карпов же говорил: «Шахматы – колоссальный расход энергии. Я не вижу ничего удивительного в том, что шахматисты-мужчины сильнее. Они лучше выносят перегрузки».
Другой вопрос в том, является ли эта игра видом спорта или это всего лишь игра? Конечно, если рассуждать со стороны физической активности, то в шахматной игре она минимальна. Мы ведь все привыкли думать, что спорт – это движение, активность. Но спорт – это тренировки, рвение к первенству, стремление добиться всё больших результатов, умение контролировать себя и свои эмоции и идти только вперёд. Шахматы получают заслуженное звание вида спорта, в этой игре присутствует всё вышеперечисленное.
Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Во второй половине XX столетия начинается активная популяризация шахмат, как массового явления из-за большего распространения ТВ, а затем и смартфонов.
Первый шахматный матч, который транслировался по ТВ был за звание Чемпиона мира Шахматам 1954 года между советскими шахматистами Ботвинником и Смысловым, закончившемся в ничью, и позволившим Ботвиннику сохранить статус Чемпиона Мира. Но здесь стоит отметить, что трансляция была недоступна мировой аудитории, поэтому её в прямом эфире могли смотреть только жители Советского Союза.
Первым матчем, трансляция которого была общедоступной был матч за звание Чемпиона Мира 1972 года между советским шахматистом Борисом Спасским и американцем Робертом Фишером. Факт трансляции вызвал скандальную реакцию со стороны американца из-за этого многие моменты в последствии были вырезаны или отредактированы.
Также в 1997 большую роль в популяризации шахмат стал матч между Гарри Каспаровым и суперкомпьютером Deep Blue. Не смотря на победу Каспарова в персом матче в 1996, на матч реванше в следующем году выиграла действующего чемпиона, создав мировой фурор – компьютер может одолеть человека!
Для обычной публики образ шахмат часто встречается в произведениях кинематографа:
Но гораздо большее влияние на популяризацию шахмат оказал американский кинематограф:
Сотни тысяч, если не миллионы поклонников "Гарри Поттера" стали играть в шахматы после прочтения романа Роулинг или просмотра фильма. Кроме того, в 2008 году вышел журнал "Гарри Поттер. Шахматы", в котором рассказывали не о волшебниках, а о великих шахматистах и их приемах. К каждому выпуску прилагалась шахматная фигура, доска для игры и различные аксессуары, стилизованные под волшебные инструменты из фильма и книги.
Сериал вышел 23 октября 2020 года. За первые 28 дней его посмотрели рекордные 62 млн домохозяйств, сообщает Netflix. Шоу вошло в топ-10 в 92 странах и заняло первое место в 63 из них. Роман Уолтера Тевиса 1983 года "Ход королевы", по которому был снят сериал, попал в список бестселлеров New York Times через 37 лет после его выхода.
Также в контексте популяризации шахмат стоит отметить роль интернет ресурсов и приложений. В век цифровых технологий создано немало компьютерных шахматных игр, в том числе для смартфонов и планшетов на самый разный вкус. Опираясь на статистику и открытые данные на сегодняшний момент более 700 миллионов человек сказали различные приложения для игры в шахматы. Среди лидеров ТОПа Play Market можно отметить следующие приложения:
На последнем стоит более подробнее, поскольку стартап армянского бизнесмена и инженера Гор Варданяна за последние несколько лет набрал огромную популярность в России. На данный момент 95% процентов пользователей приложения не проживают в Армении, а страной с наибольшим количеством пользователей является Россия
Роль шахмат в современном мире и обществе велика. Да, это уже не магическая игра тёмных и светлых сил, которая была многие века назад, но всё же, за партией в шахматы люди решают множество сложных вопросов и проблем. Именно эта игра собирает вокруг себя известных людей. И именно играя шахматную партию, по-прежнему принимаются значимые для человечества вопросы.
Всеобщая компьютеризация и Интернет конца 20 - начала 21 вв. сильно повлияли на развитие шахмат. В 1997 году компьютер (Deep Blue) уже выигрывает матч у чемпиона мира. Таким образом, мы вступили в 21 век - век компьютерных шахматных программ.
Изучив материал, я очередной раз понял, шахматы – это постоянная борьба, они учат жить и находить решения. Необходимо много тренироваться, как и в любом виде спорта, чтобы побеждать, становиться выносливее и сильнее. Я считаю, что шахматы – это спорт со своими взлетами и падениями, победами и проигрышами.
Проведя свою исследовательскую работу, я могу сделать вывод, что шахматы, как будут существовать.
https://vc.ru/tribuna/84435-chessify-chem-zhivet-rynok-prilozheniy-dlya-shahmatistov
Официальный сайт Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Архивная копия от 19 июля 2009 на Wayback Machine (англ.)
Chess-News. Новости шахмат Архивная копия от 24 июня 2011 на Wayback Machine
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/bestfootballall/2882890.html#:~:text=Исследования%20ученых%20говорят%2C%20что%20дети%2C,стоит%20подумать%20о%20секции%20шахмат
Коган М. С. История шахматной игры в России / М. С. Коган; с предисловием И. Л. Рабиновича. — Ленинград: Прибой, 1927. — 258, [1] с.
Нейман Г. Р. Шахматы: Руководство для начинающих / Пер. с нем. В. Ш. — 3-е доп. и испр. изд. А. Линде. — Санкт-Петербург: С. В. Исаков, 1884. — [4], 186, II с.
Как научиться хорошо играть в шахматы: практическое руководство игры в шахматы: с 10 рисунками / пер. с нем. П. И. Гросс. — Санкт-Петербург: Изд. М. П. Петрова, 1906. — 48 с.
Ланге М. Шахматы и основы их стратегии / М. Ланге; перев. с немецкого А. А. Грицай. — Одесса: Mathesis, 1924. — 172 с.
Лабурдоне Луи Шарль де. Новейшее начертание о шахматной игре. [Кн. 1] / перевод с французского Н.[!В.] К[рюков]. — Москва: В тип. Ивана Смирнова, при Императорских Московских театрах, 1839. — IV, 228 с.
Кто грамотней?
Одеяльце
Как нарисовать черёмуху
Колумбово яйцо
Извержение вулкана