Страна нуждалась в золоте и Ставка решила строить дорогу, называемой трассой Магадан – Хандыга. Это печально знаменитая «Колымская трасса» соединила город Магадан и поселок Усть- Неру
Вложение | Размер |
---|---|
trassa_skorbi_ch.petya_.docx | 20.95 КБ |
Трасса мужества и скорби
Черемкин Петр, 11 класс
МБОУ «Терютьская СОШ
имени Г.А. Кривошапкина »
с. Терють, Оймяконский улус РС(Я)
краеведческий кружок «Ыллык»
рук. Черемкина Елена Гаврильевна, учитель географии
Овеянный легендами и сказками располагается в верховьях могучей Индигирки Оймяконье – полюс холода. В далекие времена по необъятной территории бродили кочевья эвенов. Якуты жили разбросанно, в наиболее удобных урочищах. С этих обжитых мест людей стали переселять в центры наслегов, образованных в 1931 году, что и район.
История освоения Оймяконья противоречива, сложна и трагична. Перед войной открылись первые прииски. В 1944 году они объединились в Индигирское ГПО «Дальстроя». Страна нуждалась в золоте и Ставка решила строить дорогу, называемой трассой Магадан – Хандыга. Это печально знаменитая «Колымская трасса» соединила город Магадан и поселок Усть- Неру. Дорога строилась долго: с 1932 года по 1952 год. Без этой трассы невозможно было освоить богатства Колымо – Индигирского края. Страна нуждалась в дешевой рабочей силе. И Сталинская система нашла выход. Сотни тысяч невинно осужденных людей отбывали наказание сроком от 10 до 25 лет.
Заключенные строили дороги, прииски, поселки даром – за миску баланды, за кусок черного хлеба. Самыми страшными были холод и голод. Люди не выдерживали 10 -12 часовой рабочий день, умирали тысячами. Вместо них прибывали новые партии «врагов народа». Из заключенных выжимали последние соки, и они костями легли в просторах Крайнего Севера.
И нет кладбищ, а были места захоронений, и там только деревянные столбики с прибитой крышкой от консервной банки, и на ней – номер заключенного и все! Столбики нынче сгнили и только валяются эти крышки, их находят местные жители, и немало костей разбросано в тех местах. Сколько жизней перемололи лагеря. Об этом знает тот, кто прошел этот ад! И заключенные молчат, потому что больно вспоминать.
С 1937 года открывается страшная страница ГУЛАГ на Индигирке. Большинство лагерей (их было более 30) располагались вокруг маленького поселка Терють, вдоль автотрассы Магадан – Усть – Нера. Заключенные работали на заготовке бревен, затем переправляли плотами в Усть – Неру, где шло большое строительство. Это страшно подумать, переправляться по бурным рекам. Сколько жизней унесли наши горные реки, не счесть! По пути заключенные заходили в юрты местных жителей. Впоследствии переженились с местными, так навсегда остались в поселке Терють партизан Давлюд А.А., участник войны грузин Чачуа К.Г. и другие, их потомки сейчас благополучные семейства поселка Терють.
За все годы работы «Дальстроя» через лагеря прошло более миллион человек. Через каждые 20 – 30 км. стояли лагерные пункты - прорабства. Основным лагерем был «Аляскитовый». Этот лагерь существовал в 1945 – 1957 годах. Он находился в долине реки Аранас, впадающий в Эльгу. Здесь добывали вольфрамовую руду. Все заключенные, прошедшие через Аляскитовый, были поражены силикозом легких из-за кварцевой пыли.
В те годы Магадан был «столицей Колымского края». 1932 году прибыла первая партия заключенных, будущих строителей колымской трассы. С той поры непрерывным потоком шли заключенные. Они вручную долбили вечную мерзлоту. Строили поселки, прокладывали дорогу, добывали золото. Цинга, дизентерия, неполноценная пища были постоянными спутниками тех страшных лет. Выдерживали немногие.
Не выдержав холода и голода, некоторые бежали. В те годы для местных жителей самыми страшными были слова «заключенный» и «беглец». Рассказывают, что в 60-х годах нашли одного старика – беглеца. Он выкопал нору и жил там. Страх согнал его в нору, и он как зверь таился в норе все эти годы. Он был весь скрюченный.
Да, страшное время пережил наш народ. Это трагедия заключенных, это и трагедия местного населения. В 1964 году под натиском золотодобычи, перестал существовать поселок Тарын-Юрях, родовое гнездо знаменитого купца – мецената Кривошапкина Н.О. Нельзя забывать о насильственном переселении местного населения с обжитых мест, в связи строительством дороги.
Реальные события тех лет пережила семья моей бабушки. Они жили в урочище «Кылыйбыт» недалеко от Артыка. Им пришлось бросить исконные места и переехать в поселок Томтор. Ее муж был участником войны, дошел до Кенигсберга, затем его часть перебросили на границу с Японией. За мелкую провинность он был осужден и через Магадан был переправлен в Инлаг( Инлигирские лагеря). Он прошел все тяготы лагерной жизни, не потерял человеческого достоинства, умер в почете и уважении.
Нынешнее поколение не должно забывать события тех страшных лет. И хотя разрушаются останки лагерей и останки захоронений, но память о безвинно умерших людей, которые принесли Победу на своих костях, должна жить вечно в памяти людской.
Литература
Домик зимней ночью
Лупленый бочок
Выбери путь
Где спят снеговики?
Сказка "Дятел, заяц и медведь"