Учебный труд требует приложения определенных усилий, к чему не всегда бывает готов ученик. Чтобы школьник начал испытывать интерес к учебе, необходимо развивать у него учебную мотивацию, то есть желание, потребность учиться. Многие дети, придя в школу, стараются хорошо учиться, чтобы угодить родителям, заслужить одобрение со стороны учителя, получить какое- то вознаграждение. Похвала родителей, учителя, признание одноклассников, безусловно, важны, но такая мотивация действует ненадолго. И, как только у ученика пропадает стимул, пропадает и интерес к учебе.
Опытные учителя знают, что существует много способов, формирующих мотивацию к учению. Автор проекта предлагает свой способ, как можно попробовать заинтересовать школьников изучать тот или иной учебный предмет. Способ называется «Вредные советы по русскому языку и литературе». На первый взгляд, этот способ покажется необычным, несерьезным, но, возможно, это и привлечет внимание школьников, в первую очередь ребят из начальной школы.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к проекту | 1.01 МБ |
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Гавриловская средняя общеобразовательная школа» Исследовательский проект «Вредные советы по русскому языку» Работу выполнила: Малышева Александра обучающаяся 9 класса Руководитель: Борисова Марина Анатольевна учитель русского языка и литературы 2023 – 2024 учебный годСлайд 2
Тема проекта: « Вредные советы по русскому языку » . Введение: Мотивация играет очень важную роль в нашей жизни. Именно от нее зависит, насколько активным, целеустремленным, упорным и стойким будет человек. Мотивация возникает в результате взаимодействия как сознательных, так и бессознательных факторов. На протяжении всего обучения ученика в школе учебная деятельность является ведущей, поэтому очень важно выявить и использовать в обучении школьников наиболее важные виды мотивации, влияющие на успешную учебную деятельность. Цель исследовательской работы: изучить один из видов мотивации, влияющий на повышение учебной деятельности обучающихся по изучению учебных предметов, а именно – « вредные советы по русскому языку » . Задачи: Познакомиться с биографией и творчеством детского писателя Григория Остера . Прочитать и проанализировать книгу Г. Остера « Вредные советы » . Сочинить свои вредные советы по русскому языку. Привлечь к составлению вредных советов учителей. Новизна: Пополнение « копилки » вредных советов Остера вредными советами по русскому языку, сочиненными лично, а также учителями нашей школы.
Слайд 3
Гипотеза: Использование вредных советов по русскому языку на учебных и внеурочных занятиях с учениками начальных классов привлечет их внимание к данным учебным предметам и повысит мотивацию к их изучению. Методы исследования: поиск необходимых материалов в сети Интернет, книгах; анализ текстов произведений Г.Б. Остера ; анкетирование; эксперимент (сочинение вредных советов); обобщение данных. Актуальность проекта: Учебный труд требует приложения определенных усилий, к чему не всегда бывает готов ученик. Чтобы школьник начал испытывать интерес к учебе, необходимо развивать у него учебную мотивацию, то есть желание, потребность учиться. Многие дети, придя в школу, стараются хорошо учиться, чтобы угодить родителям, заслужить одобрение со стороны учителя, получить какое- то вознаграждение. Похвала родителей, учителя, признание одноклассников, безусловно, важны, но такая мотивация действует ненадолго. И, как только у ученика пропадает стимул, пропадает интерес к учебе. Опытные учителя знают, что существует много способов, формирующих мотивацию к учению. Я, как автор проекта, хочу предложить свой способ, как можно попробовать заинтересовать школьников изучать тот или иной учебный предмет. Способ называется «Вредные советы по русскому языку». На первый взгляд, этот способ покажется необычным, несерьезным, но, на мой взгляд, это и привлечет внимание школьников, в первую очередь ребят из начальной школы.
Слайд 4
Российский писатель , сценарист, драматург, заслуженный деятель искусств РФ, создатель жанра « В редных советов» автор сценариев к мультфильмам. Григорий Бенционович Остер
Слайд 5
Григорий Бенционович Остер родился 27 ноября 1947 года в Одессе. После рождения сына семья переехала в Ялту. Его отец работал токарем в порту, а мать – библиотекарем в клубе моряков. Она наизусть читала стихи Пушкина и Лермонтова, укладывая ребёнка спать, по этому Григорий Остер с ранних лет увлекся литературой и сам писал стихи. Он перечитал от корки до корки собрания А. Чехова, А. Куприна, В. Вересаева и др. В подростковом возрасте его увлекла поэзия Б. Пастернака. Он особое внимание уделил произведениям братьев Стругацких. Его любимыми писателями были Ф. Достоевский и А. Дюма-отец. Общеобразовательную школу Остер закончил уже в призывном возрасте, поэтому после её окончания его забрали в армию. Попав на Северный флот, он прослужил матросом три года. После армии Григорий Остер поступил в Литературный институт им. М. Горького в Москве на отделение драматургии. За годы учёбы он принципиально изменил направление своего творчества. Если первое время он сочинял взрослые стихи, то в дальнейшем он понял, что будет писать для детей.
Слайд 6
Творческий путь детского писателя Г. Остера Первый сборник стихотворений Г.Остера , предназначенный для взрослых читателей, вышел в 1974 году. В 1975 году Остер выпустил книгу сказок для детей «Как хорошо дарить подарки», которая вызвала повышенный интерес у читателей. Драматургический опыт писателя добавил ему известности после того, как его пьеса «Человек с хвостом», датируемая 1976 годом, была поставлена в нескольких кукольных театрах и имела очевидный успех. В 1994 году вышло солидное издание «Вредных советов», оно стало бестселлером.
Слайд 7
В 1990-е и 2000-е годы Остер издал другие книги для детей – «Великое закрытие», «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее», «Детские суеверия», «Тринадцать жадностей», «Воспитание взрослых», «Приметы и суеверия», «Одни неприятности», «Школьный сонник», «Приключения Пифа » и много других. Сам автор больше всего дорожит своей «Сказкой с подробностями» (1998 г), написанной в жанре гипертекстуального романа. Эта книга одинаково интересна и детям, и взрослым. Особое место в творчестве Остера заняли «Ненаглядные пособия» по физике и математике со смешными задачками и учебники по вымышленным наукам, куда вошли « Папамамология », «Воспитание взрослых», « Квартироведение », « Конфетоедение », « Задачничек про дружбу и драку», « Задачничек про любовь и поцелуи», « Вритература » и «Как подглядывать в будущее». Последняя серия смешных историй , которая издана Остером , называется «Дети и эти». Это попытка проанализировать вечную проблему взаимоотношений детей и их родителей. Только автор остался верен своему хитрому принципу «наоборот» и поменял детей с родителями местами.
Слайд 8
Одними из первых сценариев Остера для мультфильмов были сказки «Мальчик и девочка» (1978 год), «Как гусенок потерялся» (1988 год), «Попался, который кусался!» (1989 год). Уже не одно поколение детей смотрит и учится доброте в мультфильмах по его произведениям: « Ушастик и его друзья», «38 попугаев», «Попался, который кусался», «Баба Яга против», «Подземный переход», «Как лиса зайца догоняла», «Обезьянки». В 1989 году по сценарию Григория Остера на киностудии имени Горького был снят художественный фильм «До первой крови» о том, к чему могут привести военные игры, такие как «Зарница». Несколько сюжетов детского сатирического журнала «Ералаш» написаны Остером . «Вредные советы» легли в основу спектакля в московской «Школе современной пьесы» и театра-студии «Образ» под руководством В. Шохина.
Слайд 9
В театре «Драма номер Три» Каменск-Уральска , а также в Новом Драматическом театре и в Театре для всей семьи « Семицветик » Москвы был поставлен музыкальный спектакль «Клочки по закоулочкам». В основу спектаклей легла оригинальная интерпретация Остера русской народной сказки «Заяц, Лиса и Петух». В Челябинской области, в озерском театре драмы и комедии «Наш дом» зрители увидели постановки «Зарядка для Хвоста» и «Бабушка Удава».
Слайд 10
За свои труды в 2002 году Григорий Остер получил Государственную премию в области литературы и искусства, а в 2012 году – престижную литературную премию имени Корнея Чуковского. В 2004 году по поручению президента России Григорий Бенционович стал вести Кремлёвский сайт «Президент России – гражданам школьного возраста», на котором писатель своим непринуждённым языком объясняет детской аудитории, как устроено государство и чем занимается Президент страны. В 2007 году писателю присвоили звание Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.
Слайд 11
Анализ книги Г.Б. Остера «Вредные советы» Основная мысль сборника стихотворений «Вредные советы» в том, что дети должны быть послушными и воспитанными. Идея произведения - не всем советам нужно следовать. Это произведение предназначено исключительно для непослушных детей, которые как раз являются героями данного сборника. Особенностью книги является стихотворная форма советов. Вредные советы касаются самых разных сфер жизни. Удивительные сюжеты, простой язык и ясный ритм привлекают внимание и помогают сформировать верную модель поведения. "Вредные советы" - это уникальный сборник стихотворений, в котором Григорий Остер использует иронию и юмор, чтобы описать различные ситуации, с которыми сталкиваются дети. Каждое стихотворение предлагает детям поступать наоборот тому, что им советуют взрослые. В стихах Остера выделяют следующие синтаксические особенности передачи детской речи - это использование простых распространенных предложений. В стихотворениях преобладают глаголы, которые передают динамику сюжета, установку на движение, изменение. В стилистическом отношении можно выделить такие черты как стилизацию под детскую речь - «коверканье» сложных слов и словоформ. Также присутствует словотворчество , характерное для детской речи, когда ребенок по уже знакомой аналогии создает собственные новые названия предметов, явлений и т.д., а также изобретает различные «забавные» слова. Лексика произведений проста, приближена к разговорной речи. Поэт также использует обыгрывание синонимов и омонимов, создает стихи-аллитерации и ассонансы.
Слайд 12
Практическая часть исследования. Диагностика мотивации у школьников 6- 9 классов школы. Методика «Изучение мотивации обучения» М.Р. Гинзбурга В соответствии с основными компонентами(показателями) мотивации учения данная диагностическая методика включает в себя шесть содержательных блоков: - личностный смысл обучения; - степень развития целеполагания ; - виды мотивации; - внешние или внутренние мотивы; - тенденция на достижение успеха или неудачи при обучении; - реализация мотивов обучения в поведении. Каждый блок представлен в анкете тремя вопросами. В методике для детей младшего школьного акцент ставится на выявление общего (итогового)уровня мотивации успеха в целом и преобладающих мотивов. Цель: Выявить уровень развития учебной мотивации учащегося, как составляющей одного из показателей личностных УУД. Ход проведения: В форме анкеты учащемуся предлагаются неоконченные предложения и варианты ответов к ним. Время на заполнение анкеты – 20 минут. Следует выбрать для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов.
Слайд 13
Обработка данных. Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает. Внешний мотив-0 б Игровой мотив - 1 б Получение отметки - 2 б Позиционный мотив- 3б Социальный мотив – 4б Учебный мотив – 5б Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения. Он заносится в сводный оценочный лист.
Слайд 14
Интерпретация полученных данных. Оценочная таблица. Уровни мотивации . Сумма баллов итогового уровня мотивации I - 41-49 II - 33-40 III - 25-32 IV - 15-24 V - 5-14 Выделяются итоговые уровни мотивации школьников: –очень высокий уровень мотивации учения; – высокий уровень мотивации учения; –нормальный (средний) уровень мотивации учения; – сниженный уровень мотивации учения; – низкий уровень мотивации учения. Таким образом, оценка качества образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
Слайд 15
Количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых; Количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых; Количество учащихся с низким и сниженным уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых. Итоги анкетирования обучающихся 6- 9 классов (32 человека) Уровни мотивации: I . Очень высокий уровень – 11 человек; II . Высокий уровень – 15 человек; III . Средний уровень – 6 человек; IV . Сниженный уровень - 0 V . Низкий уровень - 0
Слайд 16
Вредные советы по русскому языку В рамках проекта мы решили пополнить копилку Вредных советов Остера вредными советами по русскому языку. Спасибо Учителям, кто поддержал меня в этом деле. Вот, что у нас получилось.
Слайд 17
Заключение. В ходе написания исследовательской работы «Вредные советы по русскому языку» я познакомилась с биографией и творческой деятельностью детского писателя Григория Бенционовича Остера , с большим интересом перечитала его книгу шуточных стихотворений «Вредные советы», изучила материалы разных авторов по выявлению особенностей этого сборника и, учитывая эти особенности, попробовала сама сочинить несколько вредных советов по русскому языку и предложила сочинить их учителям школы. Я считаю, что поставленные в данной работе задачи мною решены. Список используемого материала: Биография Г. Б. Остера . Сведения о творческой деятельности автора. Материалы из интернета (статьи по анализу книги Остера «Вредные советы»).
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Мастер-класс "Корзиночка"
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым