Мне очень нравятся уроки «Родной русский язык», особенно рубрика «Из истории языка и культуры». И я заметила, что многим моим сверстникам незнакомы такие слова, как «соха», «ухват», «кочерга». А мне повезло, я могу не только воочию увидеть орудия труда крестьянина, но и познакомиться с предметами быта крестьян. А всё это благодаря моему дедушке Болотову Евгению Николаевичу.
Проблема исследования: изучение истории малой родины моих предков на примере музея, как основного источника изучения родного края.
Цель: изучение истории создания музея моего дедушки - Болотова Евгения Николаевича.
Вложение | Размер |
---|---|
Объект исследования – музей, созданный дедушкой Болотовым Е.Н. | 277.69 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЯГАНИ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИИ
исследовательская работа
Выполнили
ученицы 3г класса:
Болотова Варвара,
Пепеляева Елизавета
Руководитель:
Дмитриченко Ольга Аркадьевна
Нягань, 2023
Оглавление
Введение
Мне очень нравятся уроки «Родной русский язык», особенно рубрика «Из истории языка и культуры». И я заметила, что многим моим сверстникам незнакомы такие слова, как «соха», «ухват», «кочерга». А мне повезло, я могу не только воочию увидеть орудия труда крестьянина, но и познакомиться с предметами быта крестьян. А всё это благодаря моему дедушке Болотову Евгению Николаевичу.
Проблема исследования: изучение истории малой родины моих предков на примере музея, как основного источника изучения родного края.
Цель: изучение истории создания музея моего дедушки - Болотова Евгения Николаевича.
Задачи:
- Узнать историю создания музея.
- Познакомиться с историей наиболее интересных экспонатов.
- Рассказать одноклассникам о предметах старины.
- Создать мини-выставку «Прошлое рядом»
Без прошлого нет будущего. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к прошлому своих предков - одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет нам ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим. Родной край становится еще более близкий и родной, когда знаешь его историю. Знакомство с историей, культурой и бытом людей живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной край, где живут твои бабушки и дедушки.
Объект исследования – музей, созданный дедушкой Болотовым Е.Н.
Гипотеза: если у тебя есть желание, то создать музей по силам каждому.
Как всё начиналось
Таких, как мой дедушка, в народе называют чудаками. Выйдя на заслуженный отдых, он решил преобразить свой двор. Старался для нас - внучек, а получилось для всей деревни и гостей Ивановки. О создании музея он не думал, все сложилось само по себе, экспонат за экспонатом. Теперь у него десятки «свидетелей» жизни и быта жителей села и района.
Все свое музейное богатство Евгений Николаевич расположил во дворе под навесом. У него нет экспозиций и выставок, как у «больших» коллег, но есть душа и тепло, которые чувствуются в каждом экспонате.
Мелкие предметы хранятся в старинных буфетах, а остальными обвешаны стены, пол и потолок. Его музей можно называть интерактивным, здесь можно трогать руками всё и посетителям, особенно маленьким, это очень нравится.
Евгений Иванович человек творческий, правда об этом он и сам не подозревал, до пенсии…
Вдохновили к изобретательству – внучки. Сделал пару игрушек, то – другое, чтобы им было интересно. Начал создавать во дворе разные фигуры из дерева, смастерил старинные сани, да такие, что из соседних деревень приезжали с заказами. Но самый главный самодельный экспонат в музее дедушки – пушка! Естественно, из дерева. Ни одна экскурсия не обходится без стрельбы из нее. Хозяин ловко поджигает спичку, бросает в специальное отверстие и ба-бах! Раздается хлопок, появляется дым. Маленькие посетители музея остаются в восторге.
Дедушка вырезает из дерева и разные мелкие фигуры: ежики-подставки под ручки, символы года и многое другое. На каждой фигуре обязательно присутствуют его инициалы – БЕН – и национальный зырянский узор.
Так постепенно и втянулся, «заболел», можно сказать. Стал и вещи бытовые собирать. У людей в амбарах лежат они, забытые за ненадобностью. Потом выбросят, исчезнут они, и молодёжь представления не будет иметь, как жили, чем работали предки.
Всё так, многое действительно уже было не найти. И хорошо, что находились такие энтузиасты, не безразличные к прошлому, к своей истории. Условия жизни меняются быстро, на глазах. Женщины старшего поколения помнят появление первых автомобилей, тракторов, комбайнов, которые казались тогда им воплощением чуда.
Пролёт аэроплана над селом был событием масштабным и подвергался широчайшему обсуждению. Многие предметы быта безвозвратно ушли в прошлое и теперь уже кажутся древностью молодым людям.
Подворье Болотовых стали посещать и этнотуристы. Часто приходят на экскурсию школьники. Молодёжь смотрит на старинные вещи, как на диковинку.
«Помазок» для льна
– А знаете, что это? – хитро улыбаясь, говорит хозяин, показывая на кисть, похожую на помазок. Многие так и говорят: «кисть для бритья!», что ж тут думать? Но, нет. Это тоже кисть, но совсем для других целей.
Когда-то местные крестьяне все делали своими руками, в том числе и ткани. Самым популярным сырьем был лён. Но шитье таких нарядов начиналось не с покупки ткани, а с посадки льна. Выращивали и возделывали его для получения волокна. Процесс этот был очень трудоемким. Сначала лен теребли, вытаскивая из земли вместе с корнями. После этого сушили, отделяли волокно от семян и на несколько недель замачивали. А потом снова сушили. К обработке приступали после второй сушки, лен мяли, трепали, чесали – все для того, чтобы отделить волокно от твердой оболочки. И вот тут-то незаменимым помощником была та самая кисть – щёть – ее использовали для чесания льна. Делали щёть тоже сами. Брали свиную щетину, завязывали ее пучком, а другой конец обшивали тканью и заливали варом. Чтобы кисть была красивой и ровной, с другой стороны концы обстригали.
Чтобы вычесывать лен щётью, нужна была сноровка. У неопытных чесальщиков результат работы оставлял желать лучшего. Процесс был таким: в одну руку брали льняные волокна, в другую – кисть и начинали расчесывать.
Сегодня лён никто не вычесывает, поэтому о том, для чего нужна такая кисть знают только старожилы. А Евгений Николаевич в шутку может почесать щётью головы юных посетителей музея, ребятам нравится.
Много в коллекции дедушки и вышедшей из обихода домашней утвари. Посуда, похожая на вазу для цветов, на самом деле крынка для хранения молока. Когда-то такие «бутыли» стояли в шкафах практически каждой ивановской домохозяйки. Их появление стало настоящей «кухонной революцией». До стеклянных крынок еду хранили в глиняных. Как говорят хозяйки, в них молоко дольше не портилось, но мыть такие крынки было делом нелегким, такая посуда, а особенно большие кувшины и крынки, весили прилично. А вот стекло было и легче, и гигиеничнее, и удобнее, сразу видно было, прокисло молоко или нет. Когда-то такие стеклянные крынки были в каждом доме и выпускались массово, а сегодня – музейный экспонат. Вытеснили из кухни такую посуду современные трехлитровые банки.
Еще одна ушедшая кухонная утварь – чугунки. Эту вещь знают многие дети, в основном, благодаря русским народным сказкам и советским мультфильмам, а их папы и мамы помнят, как в детстве бабушка брала ухват и доставала из печи чугунки с вкусной вареной картошкой или другими блюдами. Эта некогда популярная кухонная утварь, между прочим, родом из Китая. Именно они впервые получили чугун, а затем технологию освоили монголы, потом европейцы и так далее. В России археологи находили фрагменты чугунных котлов XIII века.
Многие экспонаты в музее Евгения Николаевича принадлежат его родным и односельчанам. Среди уникальных вещей – рубашка из китайского шелка, ее привез отец -Николай Иванович (мой прадед) с Великой Отечественной войны. Рядом хранятся медали прадеда. А ещё напоминание о прадеде – плетённая корзинка.
Подарили односельчане в музей деревянную детскую кроватку, те малыши, которые в ней спали, уже давно дедушки и бабушки. Есть и прототип современной переноски для младенцев – дореволюционная колыбель, правда, ручки на ней использовались не только по прямому назначению, но и были каркасом для тюли, ей закрывали ребенка от комаров и мошек.
А вот понять, как люди жили без электричества, помогают старые лампы в дедушкином музее, раньше они были в каждом доме и даже на улицах. Открываешь осторожно «дверцу» и ставишь свечу, – удобно! Ветер не гасит пламя. А позднее уже появились керосиновые лампы.
Современные технологии намного облегчили жизнь хозяек. Они уже не тратят столько времени на стирку и глажку белья, а вода сама течёт из крана.
Хорошим помощником в стирке белья был валёк, ещё его называли колотушка. Это прямоугольная дощечка для выколачивания белья во время стирки, по форме слегка изогнутая, с рукояткой. Использовали её для стирки грубых вещей, таких как фуфайка, половик, мешки.
Любая хорошая хозяйка знает: стирка – это ещё полдела, надо выгладить то, что настирали. В качестве утюга деревенские жители использовали рубель. Одна сторона была рабочая, на ней вырезали рубцы, другая сторона гладкая. Этот предмет использовался для разглаживания белья после стирки. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали на деревянную скалку (скатку), а сверху прокатывали рабочей стороной рубеля, который с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец.
Чтобы в доме была питьевая вода, нужно было идти за ней на колодец. Ведра нести было трудно, вода выплёскивалась. Тогда и придумали коромысло. Это такая дугообразная деревянная палка, на края которой вешались ведра. Изготавливали коромысла из пород деревьев, которые отличались гибкостью, лёгкостью и упругостью. Для этого хорошо подходили липа, ива или осина.
Вывод: у каждого экспоната в музее дедушки своя история.
Практическая работа
В ходе нашей работы, мы рассказали одноклассникам о музее Вариного дедушки, рассматривали фотографии, видеоматериалы и ребята настолько заинтересовались, что решили каждый в своей семье узнать, нет ли у кого «старинных» предметов. И какого было наше удивление, когда в кабинете у нас собралась мини-выставка «Прошлое рядом»!
На нашей мини-выставке оказались предметы быта крестьян: коромысло, несколько веретён, мутовка, самовар, ухват и чугунок, деревянное корыто с сечкой и другие предметы.
Для ребят начальной школы мы провели экскурсию по нашей мини-выставке.
Вывод: под силу каждому собрать предметы старины и организовать мини-выставку.
Вывод
В Ивановке Евгений Николаевич – местная знаменитость, к нему приводят на экскурсию гостей села, каждый год обязательно в музее бывают школьники. Встреча с ним делает гостей не только богаче на знания о прошлом села и района, культуре зырян, но и жизнерадостнее. Хозяин заряжает всех своей энергией и оптимизмом.
Наша гипотеза подтвердилась. Музей создать под силу каждому, всё зависит от желания человека.
В результате работы:
Историю деревни нам обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы мы, подрастающее поколение, знали свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории. И я буду надеяться на светлое и будущее малой родины моих предков — с. Ивановка!
Композитор Алексей Рыбников
Каргопольская игрушка
Нора Аргунова. Щенята
Глупый мальчишка
Три коробки с орехами