Цель: исследовать загрязнённость снега на разных участках микрорайона «Геология» и определить самый чистый
Данная цель требует решения следующих задач:
- узнать, почему исследуя пробы снега, можно получить информацию о степени загрязнения окружающей среды
- подобрать методики исследования загрязнённости снега
- исследовать загрязнённость снега
- обработать результаты
- согласно результатам определить экологическое состояние контрольных участков
Объект исследования: снег, взятый с контрольных участков.
Предмет исследования: загрязнённость снега, взятого с контрольных участков.
Методы исследования: работа с информационными источниками, проведение исследования, наблюдение, фиксирование и анализ результатов.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_snega.docx | 29.72 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НЯГАНЬ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
ИССЛЕДОВАНИЕ СНЕГА,
КАК ПОКАЗАТЕЛЯ ЗАГРЯЗНЁННОСТИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
проект по окружающему миру
Автор:
Таушанков Андрей, 3а класс
Руководитель:
Краснолуцкая Марина Валерьевна
Нягань, 2016
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………...3
Основная часть……………………………………………………………….4
1.Почему снег называют индикатором загрязнения окружающей среды?………………………………………………………………………...4
2. Что такое загрязнение?………………………………………………….5
3. Практическая работа..…………………………………………………….6
3.1. Характеристика участков……………………………............................6
3.2. Определение загрязнённости снега……………………………………7
3.3. Биотестирование………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………......................11
Список используемой литературы и других источников….. ……………12
Введение
В декабре 2015 года среди жителей микрорайона «Геология» проводился опрос общественного мнения с целью определения места для строительства детской площадки. Я решил определить, какой участок, из предложенных по списку, будет менее загрязнённый.
Ещё недавно все считали, что снеговая вода самая чистая, её употребляли для мытья, поливки и даже в пищу. Сегодня качество воды в большинстве районов Земли оставляет желать лучшего. Индикатором загрязнения воды служит и снег.
Итак, тема работы «Исследование снега как показателя загрязнённости окружающей среды»
Гипотеза: я предполагаю, что менее загрязнённым является снег, взятый с участка школы №4.
Цель: исследовать загрязнённость снега на разных участках микрорайона «Геология» и определить самый чистый
Данная цель требует решения следующих задач:
- узнать, почему исследуя пробы снега, можно получить информацию о степени загрязнения окружающей среды
- подобрать методики исследования загрязнённости снега
- исследовать загрязнённость снега
- обработать результаты
- согласно результатам определить экологическое состояние контрольных участков
Объект исследования: снег, взятый с контрольных участков.
Предмет исследования: загрязнённость снега, взятого с контрольных участков.
Методы исследования: работа с информационными источниками, проведение исследования, наблюдение, фиксирование и анализ результатов.
Почему снег называют индикатором загрязнения окружающей среды?
Индикаторы - (от лат. indicator — указатель)— вещества, позволяющие следить за экологическим состоянием окружающей среды. Снег является хорошим индикатором распространения загрязнений вокруг населенных пунктов. Загрязняющие вещества выпадают из атмосферы в сухом виде и с осадками накапливаются в снежном покрове на больших расстояниях от источников — промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и т.д. В снежном покрове может находиться во много раз больше загрязняющих веществ, чем в атмосфере. Он загрязняется поэтапно. Отдельные снежинки вбирают в себя загрязняющие вещества из атмосферы, поэтому выпавший снег уже является не чистым, а токсичным. Особенно сильно загрязнен снег, который выпал в промышленных районах, а также рядом с автомобильными трассами, у котельных.
Снеговой покров накапливает в своем составе практически все вещества, поступающие в атмосферу. Источниками загрязнения среды в городе являются транспорт, промышленные предприятия. Вредные вещества, выбрасываемые промышленными предприятиями, автомобильные выхлопы накапливаются в снегу и с талыми водами поступают в открытые и подземные водоемы, загрязняя их. Изменяется состав снега.
Вывод: снег можно рассматривать как своеобразный индикатор загрязнения окружающей среды.
Что такое загрязнение?
Загрязнение — это привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных физических, химических или биологических веществ.
Виды загрязнения различны и многообразны: выбросы в атмосферу химических соединений; поступление в водную среду всевозможных производственных и коммунально-бытовых отходов, попадание в нее нефтяных продуктов; засорение ландшафтов мусором; загрязнение полей, лугов, лесов и водохранилищ минеральными удобрениями. Загрязненность происходит в результате разнообразных воздействий человеческого общества на природу.
Многие виды загрязнённости токсичны. Токсичность – это способность ряда веществ оказывать негативное действие на организм живых существ.
Вывод: загрязнение это привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых физических, химических или биологических веществ; источники загрязнения — любые объекты производственной и бытовой деятельности людей.
Практическая работа
Характеристика участков
Участок №1 - за школой №4. Удаленность от дороги 50 метров.
Участок №2 - детская площадка у дома по ул.Киевская д.16. Отдалённость от дороги 5 метров.
Участок №3 - слева от клиники «Медси». Отдалённость от дороги 9 метров.
Участок №4 – пустырь за клиникой «Медси». Отдалённость от дороги 20 метров.
Участок №5 – участок ул. Строительная д.2. Отдалённость от дороги 2 метра.
Определение загрязнённости снега
Для определения загрязнённости талого снега было проведено несколько опытов.
Определение цвета
Для определения цветности воды взял пробирки с растопленными пробами снега и лист белой бумаги. На белом фоне бумаги определили цвет воды.
Участок №1 | Участок №2 | Участок №3 | Участок №4 | Участок №5 | |
Цвет воды | бесцветная | бесцветная | бесцветная | бесцветная | серая |
Вывод: талая вода пробы №5 серого цвета, остальные пробы бесцветны.
Определение прозрачности
Для определения прозрачности проб талой воды в стеклянный стакан налил определенное количество воды, через которую просматривал печатный текст.
Участок №1 | Участок №2 | Участок №3 | Участок №4 | Участок №5 | |
прозрачность воды | прозрачная | прозрачная | мутная | прозрачная | мутная |
Вывод: мутной является талая вода проб №3 и №5.
Определение наличия механических примесей
Для определения наличия примесей я провёл 2 опыта.
1 опыт. Пробы талой воды пропустил через фильтр (ватные диски). Рассмотрел полученные образцы под микроскопом.
Участок №1 | Участок №2 | Участок №3 | Участок №4 | Участок №5 | |
Наличие примесей | очень мало | мало | много | мало | очень много |
2 опыт. С помощью пипетки взял образцы талой воды и рассмотрел под микроскопом.
Участок №1 | Участок №2 | Участок №3 | Участок №4 | Участок №5 | |
Наличие примесей | мало | мало | много | много | очень много |
Вывод: Во всех пробах были примеси, но в пробе №5 их было больше всего, а в пробе №1 меньше всего.
Биотестирование
Биотестирование – это исследование влияния различных веществ на живые организмы. Биотестирование проводил с помощью растения кресс-салат. Этот биоиндикатор отличается быстрым прорастанием семян и почти стопроцентной всхожестью, которая заметно уменьшается в присутствии загрязнителей. Кроме того, побеги и корни этого растения под действием загрязнителей подвергаются заметным изменениям.
Я исследовал прорастаемость семян в пяти образцах талой воды. Было посеяно по 50семян. Уже на третий день эксперимента семена начали прорастать. Данные я заносил в таблицу.
№ пробы | Число проросших семян | ||||
3-й день | 4-й день | 5-й день | 6-й день | 7-й день | |
1 | 15 | 30 | 40 | 50 | 50 |
2 | - | 10 | 15 | 20 | 20 |
3 | - | - | - | - | 2 |
4 | - | - | 10 | 15 | 15 |
5 | - | - | 1 | 25 | 30 |
В пробе №1 всхожесть 100 %, в пробе №2 – 40%, в пробе номер 3 – 4%, в пробе №4 – 30 %, в пробе №5 – 60 %.
Через 2 недели мной был проведён второй дубль этого опыта. Результаты представлены в таблице
№ пробы | Число проросших семян | |||||
3-й день | 4-й день | 5-й день | 6-й день | 7-й день | ||
1 | 12 | 20 | 27 | 32 | 40 | |
2 | 11 | 20 | 25 | 29 | 32 | |
3 | 10 | 15 | 20 | 22 | 27 | |
4 | 10 | 18 | 20 | 30 | 32 | |
5 | 15 | 20 | 27 | 40 | 45 |
В пробе №1 всхожесть 80 %, в пробе №2 – 64%, в пробе номер 3 – 54%, в пробе №4 – 64 %, в пробе №5 – 90 %.
Вывод: самый высокий результат прорастаемости семян оказался у пробы №1 и пробы №5.
Меня удивил результат пробы №5, ведь по исследованию результатам предыдущих проведённых мной исследований талая вода была серой, мутной и с большим количеством примесей. Для прояснения данного вопроса я встретился с инженером - экологом отдела благоустройства «Управления городского хозяйства» Сытниковой Лариной Руслановной. Она объяснила, что в пробу №5 возможно попали азотистые_вещества, которые влияют на рост листа. И для верности эксперимента посоветовала провести ещё один дубль.
Вывод: Проанализировав все проведённые мной опыты, можно сказать, что экологически чистым является участок №1. Средняя степень загрязнения – участок №2 и №4, сильная степень загрязнения – участки №3 и №5.
Заключение
Я считаю, что цель, поставленная мной, достигнута, задачи выполнены,
1. Узнал, почему исследуя пробы снега, собранного в разных местах, можно получить достаточно полное представление о степени и характере загрязнения окружающей среды на этих участках
2. Подобрал методики исследования загрязнённости снега
3. Исследовал загрязнённость снега контрольных участков
4. Определил экологическое состояние контрольных участков
Гипотеза, выдвинутая мной, подтвердилась, самым чистым оказался участок №1, значит, этот участок подходит для строительства детской площадки.
При встрече с инженером экологом я узнал, что при выборе места для строительства детских площадок учитывают много факторов (отдалённость от дороги, от мусорных контейнеров, площадь участка). Но было бы правильно, если бы учитывалось и экологическое состояние участка, ведь не все участки, соответствующие данным условиям экологически безопасны.
Список использованной литературы и других источников
1. Большой справочник школьника, Москва «Дрофа», 2006, 2стр.
2. Энциклопедический словарь, Москва «Энциклопедия», 2005, 1 стр.
3. Энциклопедия для детей Т.-3. География, Москва «Аванта +», 1997, 5 стр.
4. Биотестирование — Википедия
ru.wikipedia.org›Биотестирование
5. nsportal.ru›ap…issledovatelskaya-rabota…snega-kak…
6. Методы исследования качества воды в домашних...
nsportal.ru›Алые паруса›Научно-техническое творчество›…-vody-v
Учимся ткать миленький коврик
Цветок или сорняк?
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Военная хитрость
Волшебные звуки ноктюрна