Мы предположили, что лезгинка принадлежит только лезгинам, так как название этого танца связано с названием национальности.
Мы поставили перед собой цель: узнать, есть ли танец лезгинка в культуре других народов.
И следующие задачи:
- познакомиться с историей происхождения лезгинки;
- узнать, есть ли какие – либо правила при исполнении этого танца
- выяснить, что если этот танец существует в культуре других народов, имеет ли он
какие – либо отличия.
Вложение | Размер |
---|---|
Лезгинка - танец одного народа? | 33.98 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НЯГАНЬ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Лезгинка – танец одного народа?
исследовательская работа по окружающему миру
Авторы :
Белянина Вера, 3г класс
Пацера Ксения, 3г класс
Заманов Ярулла, 3г класс
Дудина Вероника, 3г класс
Руководитель:
Краснолуцкая Марина Валерьевна
Нягань, 2022
Введение
Осенью в нашей школе проходил «ФЕСТИВАЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР». Каждый класс готовил творческий номер и представлял национальное блюдо. Нашему классу выпало представить одну из национальностей Дагестана. В крае проживает около 30 различных коренных народностей. Мы выбрали национальность ЛЕЗГИНЫ.
А какие же лезгины без ЛЕЗГИНКИ? В классе мы с ребятами выучили этот танец. Получилось неплохо. Мы задумались, лезгинка это танец одного народа или он присутствует и в культуре других народов? Итак, тема нашей работы
«ЛЕЗГИНКА – ТАНЕЦ ОДНОГО НАРОДА?»
Мы предположили, что лезгинка принадлежит только лезгинам, так как название
этого танца связано с названием национальности. А мы думаем, что этот танец
есть не только у лезгинов.
Мы поставили перед собой цель: узнать, есть ли танец лезгинка в культуре других
народов.
И следующие задачи:
- познакомиться с историей происхождения лезгинки;
- узнать, есть ли какие – либо правила при исполнении этого танца
- выяснить, что если этот танец существует в культуре других народов, имеет ли он
какие – либо отличия.
1.История танца
Никто точно не сможет ответить на вопрос о том, сколько конкретно лет танцу, но можно с точностью сказать, что знаменитый танец лезгинка является отголоском древних ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. начинает обходить круг в ожидании, пока в пару к нему выйдет одна из девушек… Девушка идет особым ходом, который напоминает плавные круги лебедя, В танце мужчина демонстрирует всю свою ловкость и проворство, а женщина – плавность и грацию.
Есть легенда, что лезгинку танцевали древние кавказские воины перед боем: танец поднимал дух, даруя смелость и мужество. Именно по этой причине лезгинку танцуют в большей части именно представители сильного пола.
Итак: танец является отголоском древних ритуалов.
2. ЛЕЗГИНКА В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ КАВКАЗА
Из энциклопедии мы узнали, что «Лезгинка, народный танец лезгин, распространён по всему Кавказу. У кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, ингушей и др. - свои разновидности лезгинки..»
Раз лезгинка есть у разных народов Кавказа, существуют ли в ней какие либо отличия? Знающий человек легко сможет определить, какому народу принадлежит определённый вид лезгинки. У чеченцев можно заметить резкость движений, у табасаранцев – плавность и некую «текучесть». Девушки-даргинки простирают руки, что напоминает крылья птиц, а вот кумычки предпочитают поднимать руки к голове. В горах движения резче, на равнине — плавней
Лезгинская лезгинка (лезги)
В классической лезгинке парень выполняет быстрые и четкие движения, которые носят зажигательный характер. Типичными являются шаги на пальцах ног. Присутствуют в лезгинке и акробатические элементы, например, сальто. Идея движений танцора заключается в том, чтобы показать партнерше свою ловкость, координацию и силу.
Женские движения, в отличие от мужских, являются плавными. Именно этот тип движений отражает качество, с которым девушка исполняет лезгинский танец.
Аварская лезгинка (кьурди)
Отличительной особенностью аварского танца является быстрый ритм и быстрые движения ногами. Нельзя не отметить, что это единственный кавказский танец, в котором девушка может озорничать и исполнять некоторые мужские движения, как бы соревнуясь с парнем в ловкости. Это делается для того, чтобы подзадорить партнера.
Азербайджанская лезгинка отличается быстрыми и энергичными движениями. Танцоры активно используют ноги и руки, выполняя быстрые прыжки, вращения и взмахи. Характерные элементы включают в себя хлопки в ладоши и ритмические покачивания головой.
И у чеченской лезгинки есть свои особенности. Например, в круге одновременно может находиться только одна пара, в то время как у народов Дагестана - несколько.
Чеченская лезгинка выглядит более воинственной. Ее танцуют с согнутыми коленями, Положение рук мужчины, разведенных в стороны в виде креста, означало солнце на восходе и закате. Девушки исполняют танец на пальцах, двигаясь лицом и спиной вперед с полной стопой. Руки тоже находятся на низком уровне.
Вывод: танец лезгинка распространён по всему Кавказу, но у каждого народа в танце есть свои характерные особенности. Стиль лезгинки – это некая «визитная карточка» определённого народа.
3. ПРАВИЛА ТАНЦА
Танцевали в строгой очередности в зависимости от договоренности с распорядителем. Танцевальные вечера обычно «открывались» танцем особо почитаемой пожилой пары, за ними в круг выходили другие старшие представители общины, причем все присутствующие вставали и всячески поддерживали и воодушевляли танцующих, для которых у многих народов была особая музыкальная композиция, которая отличалась более медленным темпом. Затем темп ускорялся и в круг выходила молодежь, танцы могли продолжаться часами без перерыва и всегда в стремительном темпе.
Танцы были своего рода смотринами, где молодежь могла «себя показать и на других посмотреть». Девушка не имела право отказать приглашающему. Если она отказывалась выйти на танец после приглашения, то распорядитель прогонял ее с танцевального мероприятия. В этом случае на танец выходила родственница приглашавшего. Выходить на танец с незнакомыми парнями для девушек не считалось зазорным: такие танцевальные вечера были единственным местом, где парни и девушки, не состоящие друг с другом в близком родстве, имели право приблизиться друг к другу, однако брать друг друга за руки или даже прикасаться к представителям противоположного пола строжайше запрещалось и могло даже привести к кровопролитию.
Лезгинка звучит на различных праздниках, а также на разных культурных мероприятиях. Молодёжь с удовольствием продолжает традиции предков в условиях современной жизни. Не одна свадьба на Кавказе не обходится без лезгинки
Ведущий в танце всегда мужчина, женщина ориентировалась на положение и движения рук своего партнера. Сам танец был своего рода диалогом между партнерами: например, раскрытые и обращенные к женщине ладони раскинутых в стороны рук партнера означали «приглашение». Если партнер останавливался, танцуя на месте, то партнерша тоже останавливалась и начинала в такт кружиться. Девушка всегда танцевала, опустив взгляд, показывала этим свою скромность. Парень, наоборот, имел право «зажигать», перегораживал партнерше путь, но не прикасался к партнерше.
Вывод: у танца есть свои определенные правила, которые нельзя нарушать
Заключение
Поставленной цели мы достигли и задачи выполнили.
А еще мы поняли, почему лезгинку называют достижением вселенского масштаба. Много людей думают о том, как же объединить те или иные народы. А танец лезгинка, как бы невзначай, взял и объединил свыше 100 народов. И это не преувеличение. Только в Дагестане проживает 36 коренных (а всего 102) народа. И все они танцуют лезгинку! Лезгины, кабардинцы, балкарцы, адыги, чеченцы, карачаевцы, дигорцы, осетины, черкесы, грузины, абхазы, армяне, ингуши и так далее. Не важно, какой нации человек, услышав звуки лезгинки, любой кавказец пускается в пляс. И его поддержат все остальные. И тут лезгинка выступила в качестве «культурного мостика» между кавказскими народами. Лезгинка смогла объединить свыше 100 кавказских народов
Он символ гордого Кавказа,
В нем грация есть и напор,
В нем чистота и свет алмаза,
"ЛЕЗГИНКА"- яркий танец гор!
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Солнечная система. Взгляд со стороны
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Швейня
Серебряное копытце