-
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_obogashcheniya_ustnoy_rechi.odt | 19.1 КБ |
Способы обогащения устной речи
Информационно-познавательный проект
Проект выполнил ученик 7 «г» «МОУ» «СОШ» школы №21
Халитов Клим
Наставник: Cулейменова Ирина Валерьевна
Содержание
1. 1 Цели и задачи
1. 2 Актуальность
1. 3 Введение
1. 4 Практическая часть
1. 5 Заключение
Цели и задачи:
1 Подбирать слова в смысловой ряд.
2 Дать полное объяснение новым словам, и словам, употребляемым ребенком.
3 Вызвать интерес к изучению устной речи.
Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:
1 Правильно и понятно сопоставлять слова между собой.
2 Познакомить ребенка с новыми для него словами.
3 Создать продукт проекта: статья для школьной газеты.
Актуальность:
Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. Развивая речь, мы развиваем интеллект. Обогащение словаря учащихся одна из главных задач обучения языку, условия успешного речевого развития и усвоения знаний и умений по языку. Во всех классах большое внимание уделяется наблюдениям над лексическим значением слова, его употреблению в речи. Непонимание смысла одного слова ведет к непониманию всего содержания читаемого материала. Работа над словом является одной из ведущих в развитии речи и мышления. В этом и заключается актуальность данной темы. Через интерес к лексике развивается и интерес к русскому языку.
Введение:
Устная речь является первичной и наиболее естественной формой реализации языковой системы в процессе общения. Письменная речь появилась намного позже устной речи. Устная речь как форма речевого общения в максимальной степени соответствует физиологической природе человека, а также природе его интеллектуальной деятельности.
Устная речь в широком понимании — это звучащая речь в любых ее разновидностях. Сюда следует отнести бытовой разговор в домашних условиях, лекцию преподавателя, диалог.
Практическая часть:
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Обогащение устной речи - важнейшая задача курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключительно важной ролью слова в языке (являясь центральной единицей языка, оно несет разнообразную семантическую информацию - понятийную, эмотивную, функционально-стилистическую и грамматическую; заполняя определенные позиции в коммуникативных единицах - предложениях, слово обеспечивает акты речевого общения людей), во-вторых, потребностью в постоянном пополнении запаса слов (чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми как в устной, так и в письменной форме).
Слова по-разному используются в функционально-стилистических разновидностях языка, что связано с особенностями их основных и дополнительных лексических значений.
Цели обогащения словарного запаса школьников . Перечисленные факторы определяют следующие цели обогащения словарного запаса учащихся: 1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов; 2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.
Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов. Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в уточнении лексического значения и сферы употребления известных слов, во-вторых, в замене нелитературных слов в словаре обучающихся литературными (уровень совершенствования лексем). Особую сторону количественно-качественного совершенствования словарного запаса детей составляет работа над ознакомлением с неизвестными учащимся лексическими значениями уже имеющихся в их словаре многозначных слов .
К частично управляемым источникам пополнения словарного запаса относятся чтение, слушание радио, просмотр телепередач, кино и т.д., общение со взрослыми и сверстниками. Они являются неосновными в связи с их факультативностью, стихийностью выбора учащимися. В наибольшей степени обогащению запаса слов способствуют следующее: 1) процесс чтения книг , слушания радио- и телепередач, просмотра кинофильмов, спектаклей, посещения музеев, выставок записывать в словарики встретившиеся новые незнакомые слова; 2) в дальнейшем узнавать в словарях, у учителя значения и употребление этих слов; 3) использовать их на уроках русского языка в своей учебно-научной речи.
Суть словарной работы состоит в том, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями, вошло в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации.
В школе используются различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями:
1) выяснение значения путем показа картинки или макета;
2) уточнение значения по толковому словарю;
3) подбор синонимов и антонимов (думать, мыслить, размышлять; правда - ложь) ;
4) словообразовательный анализ (бесстрашный -- страшный -- страх) ;
5) этимологический анализ (лукавый - от лука - «изгиб», «кривизна», лукавый - «криводушный»);
6) включение нового слова в словосочетание или предложение;
Большие возможности по обогащению словарного запаса связаны с изучением малых жанров фольклора и изобразительно-выразительных средств русского языка. В своей работе мы сопоставляем тексты с простыми частоупотребительными словами и включаем в их состав устойчивые обороты речи (фразеологизмы), а также пословицы и поговорки.
Вставить сюда из презентации предложения без фразеологизмов и с фразеологизмами.
Предложения без пословиц и с пословицами.С эпитетами и без эпитетов.
Заключение:
В ходе работы над проектом я узнал больше про то как развивать речь правильно. Мы должны знать как правильно развивать нашу речь чтобы она было грамотной и красивой. Из всего этого мы можем сделать вывод, что устную речь нужно развивать делая ее красивой и грамотной.
Сочинение
Рисуем тыкву
Ласточка. Корейская народная сказка
Хрюк на ёлке
Фотографии кратера Королёва на Марсе